Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: «Великая война и великая Победа Страна, открывшая путь в космос»
Пояснительная записка к презентации
Урок окружающего мира Класс: 4 «А» |
|
Тема |
Великая война и великая Победа Страна, открывшая путь в космос |
Педагогическая цель |
Познакомить учащихся с важнейшими моментами истории нашей страны. Развитием космонавтики и авиации. Познакомить с основными событиями Великой Отечественной войны. |
Тип урока |
Открытие новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные) |
Сформировать представление учащихся о жизни страны в военное и послевоенное время, познакомить с биографией первого космонавта. |
Личностные результаты |
Развитие чувства преданности и любви к Родине, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России, развитие патриотизма. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: осознавать задачу, извлекать нужную информацию из текстов. Регулятивные: планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок. Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. |
Основные методы, формы работы |
Фронтальная, индивидуальная, групповая формы. Практический, словесный, наглядный методы. |
Образовательные ресурсы |
Презентация, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал. |
Презентация
PPTX / 2.5 Мб
Объявление об окончании войны
MP3 / 1.7 Мб
/data/files/h1557663835.mp3 (Объявление об окончании войны)
Объявление о начале войны
MP3 / 2.07 Мб
/data/files/i1557664221.mp3 (Объявление о начале войны)
Этап урока
|
Форма организации учебной деятельности |
Содержание взаимодействия с учащимися |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организация начала урока Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству, подготовить учащихся к решению основной задачи урока |
1.Приветствие учащихся; 2. Проверка готовности учащихся к уроку. |
- Здравствуйте, ребята.
- Проверим готовность рабочего места. На парте у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал, а также раздаточный материал. |
Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в деловой режим урока. |
II. Актуализация знаний Цель: актуализация субъективного опыта учащихся, опорных знаний учащихся |
1. Работа над цитатой |
- Сегодняшний урок я считаю очень важным и нужным для нас всех. «Народ, который не помнит свою историю, не имеет будущего». - Эта знаменитая фраза принадлежит великому русскому филологу и историку 19 века, Василию Осиповичу Ключевскому, который всю свою жизнь посвятил изучению русской истории. Цитата имеет глубокий смысл, и становится особенно актуальной в настоящее время. - Как вы понимаете эти слова?
|
Проводит устный опрос, выявляет уровень знаний учащихся.
|
Отвечают на вопросы.
|
III.Постановка цели и задач урока Цель: сформировать у учащихся мотивацию по освоению нового материала |
1.Работа над текстом.
2. Постановка темы и целей урока. |
- Сегодняшний урок необычный, мы отправимся с вами в путешествие во времени, чтобы своими глазами увидеть важнейшие события происходившие в нашей стране. Для того, чтобы узнать, куда мы отправимся сначала, необходимо внимательно прослушать текст и ответить на некоторые вопросы к нему.
- 1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Вслед за Польшей Германии покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами. - 22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке- от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. В 12 часов дня из всех громкоговорителей и по радио, по всему Советскому Союзу люди услышали официальное сообщение об объявлении войны. - Догадались ли вы, куда мы отправимся сейчас? (Во время начала Великой Отечественной войны) -Предлагаю вам сейчас посмотреть на слайд. Внимательно посмотрите. Скажите, что и кого вы видите? (солдат, снимки времен Великой отечественной войны) - Согласны ли вы со мной, что тема нашего урока важна для нас? (да) |
Проводит работу с учащимися по тексту
Сообщает тему урока. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, рассуждают.
Внимательно слушают рассказ учителя.
|
IV.Изучение нового материала Цель: усвоение новых знаний и способов действий.
|
1. Беседа о начале Великой Отечественной войны
2. Работа в рабочей тетради на странице 50.
3. Рассказ о городах – героях
4. Выступления детей
3. Опрос по теме Великая Отечественная война
4. Беседа о развитии космонавтики и авиации. О первом полете человека в космос
5. Работа с учебником
6.Выступление учащихся |
- Итак, на панели управления нашей машины мы вбиваем дату 22 июня 1941 года. Воскресение, ранее утро. 4 утра. Без объявления войны фашистская германия напала на Советский Союз. 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. - Мы перенеслись в 41, вы слышите, сейчас объявят очень важное сообщение. (Сообщение Левитана о начале Великой Отечественной войны)
Вспомните, в сообщении Левитана, какая была названа дата и год нападения? (22 июня 1941 года). Сколько лет Гитлер «добирался» до СССР? В некоторых странах, жители без боя впускали армию Гитлера в города. Гитлер планировал, что захватит СССР за пять месяцев, максимум шесть. Но, жители СССР не сдавались, в первые дни войны все мужчины от 18 до 45 отправились на фронт. Со всех уголков нашей страны потянулись колонны солдат, которые хотели сражаться за Родину. Как вы думаете, почему это война называется Великой Отечественной Войной? (Все люди СССР были в ней задействованы).
Откройте рабочие тетради на странице 50, запишете эту мысль в задание номер один. Озвучит, что записал… В нашей стране есть 8 городов героев: Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Москва, Новороссийск, Мурманск. Смоленск, Тула и с недавнего времени Севастополь. Как вы думаете, почему эти города носят названия города-герои? (там были массовые, кровопролитные сражения).
Хоть наши войска и оказывали стойкое сопротивление фашистским врагам, врагу удалось все же продвинуться в глубь страны. В сентябре фашисты окружили Ленинград. 900 дней длилась блокада Ленинграда. Все, железнодорожные пути были разбиты, людям не могли доставлять продукты и воды, начался голод. Зимой по Ладожскому озеру была проложена дорога жизни, ее прикрывали наши войска, но иногда, снаряды врагов долетали, и тогда тонул ценный груз.
В октябре враг подошел к Москве. Для защиты своей столицы, пришли войны из Урала, Сибири. Нам удалось остановить врага. Эта победа воодушевила советский народ. Летом 1942 года начались ожесточенные бои за Сталинград. Какой современный город? (Волгоград). Город бомбила вражеская авиация, и вскоре он превратился в руины. Наступательная операция по освобождению Сталинграда началась в ноябре 1942 года. Четкая и слаженная работа на фронте дала свои результаты: немцы взяты в кольцо, окружены и сдались.
В июле 1943 года началось Курское сражение, известное, как курская дуга. Это была битва вражеских танков и советских, из рассказов свидетелей следует, что от этого боя, казалось, что даже воздух плавился. Но советские войска разгромили врага и заставили его отступать.
Битва за Сталинград и Курская битва стали переломными, советская армия теперь не просто отражали атаки врага, но и перешла в решительное наступление. Все знали, Победа уже близко. В 1944 года вся территория Советского союза была освобождена. В апреле 1945 года начался штурм Берлина, столицы Германии. Знаете ли вы, кто руководил этой операцией? (Маршал Георгий Константинович Жуков). Через две недели красное знамя было водружено над зданием рейхстага. 9 мая – стал Днем Победы над фашизмом. Послушаем, как Левитан оповестил об этом народ. Итогом этой войны, стали руины городов и поселков, разоренные хозяйства, колоссальные человеческие потери – 27 миллионов человек. Как вы думаете, может ли быть, что жертв больше? Почему? - Первый удар приняли на себя пограничники, люди, охраняющие наши границы. На западной границе на пути врага встала Брестская крепость. Силы были не равны, но немцам не удалось сломить пограничников. 2 месяца, с 22 июня по 20 августа мужественные солдаты и офицеры защищали вверенный им участок границы. - Как вы думаете, почему эту войну называют великой войной? (Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек. Эта война была за свободу и независимость, освободительная война советского народа против фашистской Германии) -Почему отечественная война? (Весь советский народ участвовал в этой войне: на линии фронта, в тылу на заводах работали женщины и подростки, даже дети) - Почему победу в этой войне называют великой? (не смотря на все трудности советский народ выстоял в этой страшной войне и победил) - Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941) - Когда закончилась? (9 мая 1945) - Сколько лет длилась? (4 долгих, страшных года) - Сколько жизней оборвалось в ходе этой страшной войны, нет ни одной семьи, которую бы она обошла стороной.
- Наша машина времени движется дальше. На циферблате год 1961 12 апреля, и вот, по радио мы слышим все тот же знакомый голос Левитана, только объявляет на этот раз он не о печальном событии, а радостном. Прослушаем запись и узнаем, что же произошло. Прослушивание записи - Какое событие произошло? (Первый полет человека в космос) - Верно, ребята, а известно ли вам имя первого космонавта? (Да, Юрий Гагарин) - Именно мы первые проложили дорогу к звёздам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна ещё не успела залечить раны, нанесённые фашизмом. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперёд. Однако именно в нашей стране был впервые запущен искусственный спутник Земли и открыт путь в космос.
- Космонавтика сравнительно новая наука. Ее основоположником считается наш соотечественник – Константин Эдуардович Циолковский. Он воплотил в жизнь увлекательные истории писателей – фантастов. Простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он верил, что человечество устремится к другим мирам. А сейчас давайте посмотрим, какую информацию по данной теме нам дает учебник на странице 147. Назовите страну, которая первой вышла в космос. - В каком году был выведен первый спутник в космос. (1957) - назовите имя космонавта, который первый побывал в космосе. (Гагарин, 12 апреля 1961 года, полет длился 108 минут) - Как назывался первый космический корабль? (Восток). - 4 октября 1957 года с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
Выступление учащегося (карточка № 6) После 4 октября в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая - искусственный спутник нашей планеты.
- Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа.
- Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. Выступление учащегося (карточка № 7) Первого пассажира звали Лайка. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.
- Ребята, назовите имя легендарного человека, которому принадлежат эти замечательные слова: (Ю.А. Гагарин). - Именно он 12 апреля 1961 года впервые отправился в неизведанное космическое пространство. - Завершая путешествие, мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире..»:
- Наше путешествие подошло к концу, мы возвращаемся в наше время. |
Проводит беседу с учащимися по теме урока.
Нацеливает детей на активное участие в ходе урока
Обеспечивает осмысление, первичное запоминание знаний, связей, отношений, обеспечивает правильность, и осознанность усвоения нового учебного материала.
Проводит беседу с учащимися по теме урока.
Обеспечивает осмысление, первичное запоминание знаний, связей, отношений, обеспечивает правильность, и осознанность усвоения нового учебного материала.
Нацеливает детей на активное участие в ходе урока
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы, рассуждают.
Выступают с информацией по теме урока
Совершают активные действия под руководством учителя, самостоятельно добывают знания, извлекают из текстов необходимую информацию
Слушают учителя, отвечают на вопросы, рассуждают
Совершают активные действия под руководством учителя, самостоятельно добывают знания, извлекают из текстов необходимую информацию
Выступают с информацией по теме урока
|
IV.Закрепление изученного материала Цель: закрепление знаний и способов действий |
1.Выполнение заданий в рабочей тетради.
|
- Ребята, давайте проверим, что вы запомнили из нашего путешествия. Откройте тетради на странице 50, выполните самостоятельно задание под номером 1 и 3. Затем, откройте учебник на странице 52, прочитайте и выполните задание под номером 2. |
Обеспечивает осмысление, вторичное запоминание знаний, связей, отношений, |
Совершают активные действия под руководством учителя, самостоятельно добывают знания, извлекают из текстов необходимую информацию. |
V. Итог урока. Цель: рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности
|
1. Выставление оценок. 2. Рефлексия. |
- Также хотелось бы отдельно отметить учеников, активно работавших на протяжении всего урока. - А теперь я предлагаю вам ответить на следующие вопросы: - Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились на уроке? - Что интересного вы узнали для себя? - Что для вас было труднее всего? - Что для вас было легче всего? |
Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. Дает анализ и оценку успешности достижения цели. |
Соотносят самооценку с оценкой учителя, получают информацию о реальных результатах учения. |
VI. Домашнее задание |
1. Инструктаж по выполнению домашнего задания. |
- В качестве домашнего задания вы должны прочитать и закрепить изученное сегодня на страницах учебника 140-150. |
Записывает домашнее задание на доске. |
Записывают домашнее задание в дневник. |