12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Николаевна4641
учитель истории стаж более 15 лет имею высшее образование закончила ТГУ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. Учитель 1 категория полученная в 2015 году.
Россия, Тверская обл., д. Малое Коробино

Самый первый народ, поселения которого были расположены у города Ржева и вместе с тем подкрепляются как обнаруженными вещественными доказательствами, так и письменными источниками, было довольно многолюдное и развитое племя славян-кривичей. Могильные насыпи-курганы, которые были обнаружены неподалеку от Ржева, и находящиеся вдоль берегов реки Волги, относятся именно к этому славянскому населению, которое проживало в VIII, XI, а также XII века нашей эры.

Существует целый ряд публикаций, который связанны с историей города Ржева и Ржевского края в целом. Самой существенной в научном плане является одноименная книга автора-краеведа Николая Михайловича Вишнякова, которая так и называется — «Ржев».

Вишняков стоял у самого начала послевоенного краеведения, когда собранные в течение столетий материальные свидетельства нашей знаменитой истории оказались навсегда потерянными либо в лучшем случае были разбросаны и находились в других собраниях, и требовалось постепенно собрать утраченное. А о том, что это необходимо осуществить, говорит и то, что вплоть до настоящего момента существуют разные мнения о самой дате основания города Ржева.

Видимо, это досадный пережиток того времени, когда официальная историография крайне тенденциозно подходила к времени основания многих городов Верхней Волги. Вполне возможно, кто-то пожелал утвердить преимущество первопрестольной Москвы и в дате рождения. Самые ранние упоминания о районе в истории, занимаемом ныне Ржевским краем, есть в западноевропейских хрониках, на которые и ссылается известный историк Соловьев Сергей Михайлович. В своем многотомнике под названием «История России с древнейших времен» он говорит что: «Во II или начале III века замечается движение Скандинавско-Германских дружин под именем готов от берегов Балтийского моря к Черному морю». Соловьев Сергей Михайлович совершенно уверен, в том, что движение это совершалось по тому же водному пути, по которому впоследствии, в начале IX века спускались варяжские дружины.

Кроме того, данные хроники повествуют о том, что в IV веке готский вождь Германарих положил начало новому государству готов, и как полагает ряд историков в таких же больших размерах, в каких после были владения князей-варягов Рюриковичей. Не вызывает сомнений, что в данное образование тоже входила территория нашего края. Готское государство существовало недолго, оно было завоевано гуннами. На этом хроники обрываются, и о дальнейшей судьбе Восточной Европы нам малоизвестно.

Однако о событиях IX века начинают повествование уже русские летописи. В частности они повествуют о том, что славянские племена пришли на территорию Восточной Европы с берегов Дуная, которые были вытеснены оттуда кочевым народом. Среди этих славянских племен летопись называет племя полочан. Далее от племени полочан пошли «кривичи, которые сидят на верховьях Волги, Двиданы, Днепра».

Вот мы и дошли до своих славянских корней. Это наши предки кривичи примерно в IX веке поселились в верховьях реки Волги.

Означает ли это, что данных территориях до пришествия славянских племен не жили люди? Вовсе нет.

Удобное географическое местоположение (на водоразделе северного, восточного и южного водных бассейнов) территории, занимаемые ныне Ржевским районом, с давних времен привлекали внимание человека. И перед приходом славянских племен здесь жили финские и литовские племена.

Финские древности обнаружили при раскопках в городищах Дьяковского типа VI-VIII веков. В Ржевском районе подобные городища были обнаружены в прошлом веке у реки Лоча, у деревни Высокое, на реке Туд.

Ржевский исследователь, живший в начале прошлого века П.Н. Шульц под Ржевом в бывшем имении Ермоловых (деревня Шопорово) произвел археологические раскопки одного из подобных городищ, которое впоследствии вошло в историю края, как Ермоловское городище. Данные раскопки дали возможность заполучить серьезный исторический материал.

Широкая география найденных ныне городищ, показывает, что данные земли были заселенными достаточно плотно и поэтому расселяющиеся славянские племена просто должны были вступить в противостояние с финскими и литовскими племенами.

Ряд историков утверждает, что славянские племена при их передвижении с юга на север должны были столкнуться с финскими племенами, но о враждебных столкновениях между данными племенами не сохранилось преданий.

Археолог Спицын Александр Андреевич, проводивший в двадцатые годы прошлого века свою археологическую деятельность на территории Ржевского района, опираясь на результаты раскопок, обращает особое внимание на непрерывающуюся миграцию племен на Верхней Волге. В частности в своей статье «Ржевские древности» он написал о том что «происходили… значительные продвижения народностей между прочим литвы и финнов. Невозможным является определить и то, в каком виде сохранилось старое население края или его остатки от. Во всяком случае, здесь шло глухое местное движение».

По мнению Соловьева Сергея Михайловича, данный процесс шел неспешно, и не слишком заметно, так как здесь не имело место завоевание одного племени другим, но было мирное заселение земли, которое тогда еще никому не принадлежала. Пришествие славянских племен на территорию Ржевского края следует отнести к началу XI века. Как раз в то самое время там стали селиться племенные образования из славян, которым удалось оставить о себе материальные свидетельства.

Продвижение славянских племен, как считает Александр Андреевич Спицина, осуществлялось сюда с трех сторон: «от кривичей полоцких, от кривичей смоленских и от кривичей тверских». Материальными свидетельствами данного периода являются славянские курганы, возведенные в XI веке. В Ржевском крае они встречаются часто и уже дали при осуществлении археологических раскопок значительный исторический материал.

Как считает ряд ученых, большая часть ржевских курганов можно отнести к племенам смоленским кривичам. Данные курганы были обнаружены в восьмидесятые годы XIX века. Два кургана были у Ржева, и по четырнадцать курганов было расположено неподалеку от села Петровского, и от деревни Юрятино.

Полученные в результате раскопок материалы говорят об активном обмене племени кривичей с финскими и литовскими племенами. Одновременно с заселением территории Ржевского края славянами на ней начинает появляться христианский культ.

Возникают исторические памятники, которые выполнены из камня. Археологами обнаружены так называемые «Ржевские плиты» с изображением «креста в виде посоха и характерным рисунком в стиле деревянных изделий». Вполне возможно, одна из подобных плит храниться в краеведческом музее. Из прочих материальных свидетельств того временного периода следует акцентировать свое внимание на древних кладах.

Так, например, в городе Ржеве были обнаружены кресты, а также несколько древних печатей, а также среди них печать новоторожского наместника.

Обширность и протяженность экономических связей Ржевского края подтверждают клады с арабскими диргемами. По свидетельству Александра Андреевича Спицина кладов арабских монет на территории Тверского края падает не слишком много, но большая часть из них принадлежит городу Ржеву. В 1890 году в Тверской музей поступили диргем и гирька, обнаруженные недалеко от села Благовещенье Ржевского уезда. В 1874 году в Ржеве был обнаружен кувшин, в которым находились триста диргем. В семидесятые годы XIX века недалеко от села Семенов городок были обнаружены арабские монеты 773-974 годов.

Окрестности Ржева насыщенны древними городищами, которые относятся к XI-XIV веку. Надо отметить, что одна часть из них относятся к русским городищам, а другая относится к литовским городищам.

Подобное городище находится, в частности, у деревни Ясемово, причем ряд исследователей полагают, что данное место является первоначальным расположением города Ржева. Также является известным городок, находящийся у погоста Николы Сишки, где когда-то находилось литовское поселение.

Следует упомянуть, что погостом в те времена называли те места, где вели торговлю, то есть где собирались купцы. Здесь есть один городище, который расположен почти в городской черте, который называется Апоки. Принадлежал данный городок Тверскому княжеству, прекратив свое существование уже в XVI веке. Большой объем работы по исследованию ржевских городищ проводил Павел Николаевич Шульц, который являлся известным Ржевским краеведом начала прошлого века.

Приведенные примеры указывают, что территория Ржевского края уже довольно длительный период времени является заселенной человеком.

Ржевский край был своего рода перекрестком для водных путей того времени, а также служил границей для расселения различных племен, причем не только славянских племен, но и финно-угорских, а также литовских племен.

Следы данных границ можно обнаружить и отныне.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.