12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Михайловна35
Россия, Воронежская обл., Кантемировка
2

Урок «Странные» герои в рассказах В Шукшина»



«Только бы остаться в истории…».

Урок по рассказу В.М.Шукшина «Крепкий мужик».

Цели урока:

способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя;

проверить результаты самостоятельной работы, проделанной учениками при чтении рассказов;

выявить основные проблемы, поставленные автором рассказов;

развивать монологическую речь учащихся, воспитывать чувства прекрасного; обратить внимание учащихся на актуальные сегодня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности; помочь осмыслить себя как личность, назначение своей жизни.

Тип урока: аналитическая беседа

Технологии: технология развивающего обучения, технология продуктивного чтения

Оборудование: Портрет В.М.Шукшина, мультимедийный проектор, рассказы В.М.Шукшина.

Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!

В.М.Шукшин

Ход урока

. Организационный момент. Разминка «Роды и жанры литературы». Элементы сюжета.

1.Вспомните пословицы разных народов. Какую жизненную мудрость они выражают?

Жизнь прожить не поле перейти.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Жизнь дана на добрые дела.

В добром житье лицо белится, в плохом - чернится.

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

. ОБРАТИМСЯ К ДНЕВНИКУ АЛЕКСЕЯ. (Чтение фрагмента)

Чтение высказывания Н.А.Островского. Алексей считает, что каждый понимает мысль Островского по-своему. Одни полагают, что «бесцельно прожитые годы» - это годы без созидания. Другие хотят любой деятельности, даже разрушительной, только бы войти в историю.

Как вы думаете, важно ли, что именно приносит человеку известность – созидание или разрушение? Как вы понимаете смысл этого высказывания?

2.На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством В.М. Шукшина. Дома вы прочитали очерк «Слово о малой родине».

Что, по вашему мнению, сформировало Шукшина как личность и человека искусства?

В чем проявляется искренность автора очерка?

В чем видел В.М. Шукшин смысл жизни?

Перед нами очерк, познакомьтесь со статьей в словаре литературоведческих терминов:

Что называется «очерком»? Найдите черты этого жанра в очерке «Слово о малой родине» В.М. Шукшина.

Как вы понимаете слова «Мы - люди, потрясенные Шукшиным»?

Шукшин - мастер короткого рассказа, выработавший свой собственный неповторимый стиль. Размышляя над жанром рассказа, Шукшин писал: “Вот рассказы, какими они должны быть:

1) рассказ-судьба,

2) рассказ-характер,

3) рассказ-исповедь.

Литература — это жизнь души человеческой». Значит, Шукшин пишет свой рассказ не ради того, чтобы рассказать забавный анекдот или интересную историю. Главное для него - характер героя, который через этот эпизод раскрывается читателю. В основе рассказа лежит случай, который может быть как выходящим за рамки повседневной жизни. Важно, чтобы в этом эпизоде проявился человеческий характер.

. АНАЛИЗ РАССКАЗА В.М. ШУКШИНА «КРЕПКИЙ МУЖИК».

1.Дома вы прочитали рассказ «Крепкий мужик». По ходу чтения у вас возникали вопросы, которые вы записывали на стикерах. Какие вопросы более всего вас взволновали? Какие мысли и чувства у вас возникли по ходу чтения? (Ответы учащихся).

2.Слово учителя. Рассказы «Мастер» и «Крепкий мужик» связаны между собой и сюжетно (мечта о реставрации церкви и ее разрушение), и пониманием храма как нравственной опоры и души народа, и полярным сопряжением образов главных героев, двух полюсов - созидания и разрушения — в природе человеческой и в русском национальном характере.

В рассказе "Крепкий мужик" Шукшин показывает героя, оторвавшегося от корней, утратившего связь с духовными истоками русского человека.

3.Попробуйте рассказать о главном герое, что за человек Николай Шурыгин? Как характеризует Николая его речь?

Шурыгин, бригадир колхоза "Гигант", получив в эксплуатацию новое складское помещение (здание церкви), решил снести его, а кирпич, оставшийся после разрушения церкви, пустить на свинарник. Получив разрешение председателя колхоза, он готовит тракторы для сноса церкви.


 

Как объясняет Шурыгин свое желание сломать церковь? Почему бригадир Николай Шурыгин решил свалить церковь?

1)Он испытывал удовольствие, что можно распоряжаться, почувствовать себя большим начальником, к которому окружающие относятся со страхом и почтением: Сначала Шурыгин распоряжался этим делом, как всяким делом,- крикливо, с матерщиной. Но когда стал сбегаться народ, когда кругом стали ахать и охать, стали жалеть церковь, Шурыгин вдруг почувствовал себя важным деятелем с неограниченными полномочиями. Перестал материться и не смотрел на людей - вроде и не слышал их и не видел.

2) Он мечтает оставить по себе память, пусть геростратову, но славу

"Вырастут, будут помнить: при нас церкву свалили. Я вон помню, как Васька Духанин с нее крест своротил. А тут - вся грохнулась. Конечно, запомнят. Будут своим детишкам рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил тросами и...-

3) Шурыгину просто некуда девать силы. Он свалил церковь от нечего делать. Мужик- то крепкий.

Что говорит о нем его намерение построить из церковных кирпичей свинарник (именно свинарник, даже не клуб, которого нет в деревне, не жилой дом)?


 

Проследите, как ведет себя Шурыгин во время сноса церкви. Попробуйте объяснить причину такого поведения. Как изменились замыслы Шурыгина в процессе его деятельности?

1)Он испытывал удовольствие, что можно распоряжаться, почувствовать себя большим начальником, к которому окружающие относятся со страхом и почтением: Сначала Шурыгин распоряжался этим делом, как всяким делом,- крикливо, с матерщиной. Но когда стал сбегаться народ, когда кругом стали ахать и охать, стали жалеть церковь, Шурыгин вдруг почувствовал себя важным деятелем с неограниченными полномочиями. Перестал материться и не смотрел на людей - вроде и не слышал их и не видел.

2) Он мечтает оставить по себе память, пусть геростратову, но славу

"Вырастут, будут помнить: при нас церкву свалили. Я вон помню, как Васька Духанин с нее крест своротил. А тут - вся грохнулась. Конечно, запомнят. Будут своим детишкам рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил тросами и...-

3) Шурыгину просто некуда девать силы. Он свалил церковь от нечего делать. Мужик- то крепкий.


 

Мы уже говорили о неоднозначности произведений Шукшина. При внешней простоте они сложны и глубоки. Как вы думаете, чем пугает Шукшина поступок героя? Видит ли автор в нем определенную закономерность?

5. СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ.

Подобных примеров достаточно в истории человечества. Сообщение ученика.

В 356 году до нашей эры в Древней Греции Герострат, грек из Малой Азии, разрушил храм Артемиды в Эфесе, желая прославиться и остаться в истории. Действительно, история сохранила его имя.

Другой эпизод-разрушение храма Христа Спасителя в Москве в 1931 году. Храм этот был построен на народные деньги, собранные по всей России, разрушение это оказалось заснятым на киноплёнку-день за днём, шаг за шагом. Будто гордились содеянным. Остались воспоминания оператора-хроникёра Владислава Микоши. Он пишет о том, как трудно погибал храм:

«Рабочие батальоны вгрызались в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки, ни ломы, ни тяжёлые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня». То же сопротивление оказывает старинная- на века – кладка и в рассказе Шукшина.

Прочитаем эпизод текста:

Шурыгин говорит председателю:

- Гробанулась здорово! Покрошилось много, ага. Причем они так: по три, по четыре кирпича - кусками. Не знаю, как их потом долбать... Попробовал ломиком - крепкая, зараза. Действительно, литье!

Какую связь вы видите между этим эпизодами из истории человечества и рассказом Шукшина?

Кульминационной сценой рассказа является сцена падения церкви, которая не может оставить читателя равнодушным. Обратим внимание на то, как Шурыгин говорит о гибели церкви:

(Отрывок с курсивом на экране. Читает ученик.)

Хрустнуло одно бревно, трос, врезавшись в угол, запел балалаечной струной. Странно, что все это было хорошо слышно - ревели же три трактора, напрягая свои железные силы. Дрогнул верх церкви... Стена, противоположная той, на какую сваливали, вдруг разодралась по всей ширине... Страшная, черная в глубине, рваная щель на белой стене пошла раскрываться. Верх церкви с маковкой поклонился, поклонился и ухнул вниз... Церковь лежала бесформенной грудой, прахом.

Какие ассоциации возникают у вас при чтении отрывка?

1) Сразу кажется, что речь идёт о рваной ране на живом теле

Образы, созданные Шукшиным, не позволяют воспринимать церковь как простое строение. Нет! Она - живое существо со своей историей, жизнью и смертью. "Смерть" церкви вызывает глубокое сострадание.

2)Церковь умирала быстро, но мучительно. Мы словно слышим ее стон, жалостный и молящий - он просит о помощи! Не выдержала - "верх церкви с маковкой поклонился, поклонился и ухнул вниз". Умерла...Она лежала "бесформенной грудой, прахом".

Каким приёмом пользуется Шукшин, чтобы добиться такого ощущения у читателей? Шукшин, используя прием олицетворения,

"оживляет", "одушевляет" старое здание и передает ощущение невыразимой боли, жалости к церкви при помощи образов, напоминающих, если вдуматься, гибель живого существа.


 

6. Как односельчане, в том числе мать и жена Николая, отнеслись к его поступку? Почему они при этом не смогли защитить церковь?

Работа в группах.

1 группа. Как отнесся к поступку Шурыгина Учитель? Почему он не смог защитить церковь? Ответ аргументируйте словами из текста.

2 группа. Как отнеслись к поступку Шурыгина односельчане во время разрушения церкви? Почему они защитили церковь? Ответ аргументируйте словами из текста.

3 группа. Как отнеслись к поступку Шурыгина мать и жена? Почему они не защитили церковь? Ответ аргументируйте словами из текста.

4 группа. Как отнеслась к поступку Шурыгина продавщица? Ответ аргументируйте словами из текста.


 

Видя как гибнет Талицкая церковь толпа застывает словно в оцепенении. Люди жалеют церковь и ахают, пытаясь образумить Шурыгина, никто кроме учителя не пытается бороться. Однако люди не забудут о ней, как не забудут и о ее "убийце" - Николае Шурыгине, который ради самоутверждения "свалил" церковь.

Чем же была эта церковь для односельчан Шурыгина? Почему мы можем сказать, что разрушив церковь, Шурыгин предал свою «малую родину»?

Для людей церковь была-символом Веры, нравственная опора, душа народа. Церковь играла слишком большую роль в жизни людей.

Церковь в рассказе - образ дома, спокойствия, тех сил, что питают человеческую душу: "как ни пристанешь, а увидишь ее - вроде уж дома. Она сил прибавляла...". Она – хранительница прошлого, традиций, через нее проходили все этапы человеческой жизни: в ней крестили, венчали, отпевали.

Почему люди, не остановившие Шурыгина, потом отворачиваются от него

После содеянного, стена отчуждения отгораживает Шукшина от людей, в глубине души ощущающих, что в тот момент рухнуло не старое здание, давно поруганное, превращённое из храма в склад, а рухнуло что-то важное, частица их души и бытия.

Они осуждают Шурыгина за отсутствие души, ума, жалости, почтения к старине, истории, пренебрежение к вере, потому что его самовыражение происходит через разрушение святого.

Церковь выдерживала все: и войны, и революции; не выдержала лишь человеческой неблагодарности и бездуховности, а ведь сколько тайн, признаний, исповедей хранила она в своих стенах; все это - прошлое, являющееся частью жизни, которую никто не может разрушить, уничтожить или стереть.

Как к отнёсся Шурыгин к отчуждению со стороны односельчан?

1)Шурыгин упирает на то, что "стояла - никому дела не было, а теперь хай подняли". Однако людям было хорошо от мысли, что есть церковь, а без нее - пустота - материальная и душевная.

2)«Хоть бы молиться ходили! А то стояла – никто не замечал...»- возмущался Шурыгин, столкнувшись с неожиданной для него враждебностью односельчан. Но это все равно, как если бы отрубили человеку палец: пока он у него есть, человек вроде бы и не замечал его, не носился с ним, не говорил: «Ах, как я люблю свой палец!», но попробуй, лиши его этого... А здесь речь о частице души.

Сумел ли воспользоваться «крепкий мужик» плодами своего труда? К какой мысли подводит нас автор?

Как вы понимаете финал рассказа?

Важные слова Шукшин произносит в последнем абзаце произведения: "Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в сторону райцентра. Шурыгин уважал быструю езду".

Но отсутствие духовного начала в сочетании с силой, удалью, порывом ведет к разрушительным, непоправимым последствиям.

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Соответствует ли вашему представлению о Николае Шурыгине иллюстрация художника? Что точно удалось передать художнику в образе Шурыгина?

V. ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФУ УРОКА

У Шукшина в рассказе есть одна очень важная деталь: кирпичи, из которых было сложено старое здание, крепкие, как литье; даже когда церковь рухнула, они рассыпались не по отдельности, а кусками - по несколько штук. Так же крепка и духовность, объединяющее людей начало.

И не просто на старинное здание покушается "крепкий мужик" Шурыгин, а на устои человеческой жизни, на то, чему трудно подобрать название в слове, - на корни, истоки, веру.

И поэтому герой поразительно одинок и в своем селе, и даже в родном доме.. И звучат из толпы неодобрительные голоса, продавщица не хочет продавать ему бутылку, называют его "идолом", "дьяволом", жена не готовит ужин и уходит к соседям и даже мать бранится, и теми же словами, что и чужие бабы на улице у магазина: "идол", "дьяволина"... Ей, старой, совестно и страшно за сына.

Действительно, вера, традиции - это то, что людей объединяет. А тот, кто пренебрегает объединяющими началами, остается в полном одиночестве.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Николай Шурыгин-разрушитель.

Какой же “поступок” совершил Шурыгин? Кто приказывал ему разрушать церковь? Зачем?

а) чтобы почувствовать себя большим начальником;

б) мечтает оставить о себе память;

в) он “крепкий мужик” - силу девать некуда.

Вот так ненавязчиво, не поучая, Шукшин вспоминает трагические страницы в истории нашего государства – разрушение храмов.

А коснулась ли эта трагедия нашего города Вязники?

(разрушение Казанского собора)

 

Посмотрите, какая была красота, и что же сделал человек?!

Шукшин говорит о гибели храма, как о гибели живого существа (пример из текста).

Какова реакция людей на разрушение храма?

Итак, каждый из героев сделал свой нравственный выбор. Какой?

Шукшин приводит читателя к пониманию русского национального характера.

4. Перед вами стихотворение, которое написал Омар Хайям:

Мы – источник веселья и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны и чистый родник.

Человек, как в зеркале мир, многолик,

Он ничтожен, и он же безмерно велик.

Подумайте, как стихотворение связано с рассказами Шукшина, своими размышлениями вы поделитесь на следующем уроке.

Это будет вашим д/з.

См. презентацию.


Презентация к рассказу В. Шукшина "Крепкий мужик"
PPT / 3.08 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.