12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хомякова Ирина Михайловна19
6

Трудный путь к дружбе и любви истинной. Герои рассказа и их поступки. (Урок в 7 классе по рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»)

Трудный путь к дружбе и любви истинной. Герои рассказа и их поступки.

(Урок в 7 классе по рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»)

«… Линия, разделяющая добро и зло, проходит

не между государствами, не между классами,

не между партиями. Она проходит через каждое

человеческое сердце. Линия эта подвижна,

она колеблется в нас с годами. Даже в сердце,

объятом злом, она удерживает маленькую…часть добра. Даже в наидобрейшем сердце –

неискоренённый уголок зла».

 

А. И. Солженицын

 русский писатель, драматург, публицист, общественный и политический деятель

Тип урока – комбинированный.

Дидактическая цель – формирование знаний, умений, контроль.

Образовательные цели: помочь в осмыслении сюжета рассказа; проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя рассказа Казакова «Тихое утро» Яшки, найдя «точки» его нравственных «взлётов» и «падений»;

обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира Яшки и Володи;

Развивающие цели: 1) формировать умения, необходимые для создания монологического высказывания, а именно: определять тему и главную мысль, соблюдать последовательность, аргументировать собственное мнение, определять авторскую позицию; 2) развивать общеучебные умения: выделять главное, составлять план, доказывать.

Воспитательная цель – воспитывать гуманность и ответственность за свои поступки.

Приёмы взаимодействия учителя и ученика в процессе формирования читательской деятельности

Учитель

Ученик

- слово учителя;

- установка на чтение;

- выразительное чтение;

- беседа по актуализации изученного;

- комментированное чтение;

- постановка проблемных вопросов и заданий;

- оценка и анализ результатов деятельности школьников.

- участие в беседах;

- чтение по ролям;

- выразительное чтение;

- выборочные и сжатые пересказы;

- сочинения;

- словесное рисование

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент.

-Психологический настрой на урок.

Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите,

И вверху пошевелите.

Всем улыбки подарите,

И с гостей их соберите,

Крикнем весело: «Ура!»

Урок литературы начинать пора!

-Ребята, вы пожимали руки другу. А в классе вы все друзья?

-Кого можно назвать другом? --человексвязанный с кем-то близкими хорошими отношениямивзаимной симпатиейоснованной на взаимопонимании

-человекспособный к таким отношениям

-книжн. сторонникзащитник кого-нибудь или чего-нибудь

-- Употр. как обращение к близкому человеку, а также (прост.) как доброжелательное обращение вообще.

2. -Что объединяет друзей? Дружба.

-А что такое дружба? Участие в судьбе друга, взаимовыручка, общие интересы, уроки, преданность.

-А как же зарождается дружба?

-Вы молодцы, все ваши ответы верны.

И чтобы прийти к единому мнению, мы обратимся к рассказу Юрия Павловича Казакова «Тихое утро». Перед вами на столах лежат мини-рабочие тетради, в них вы будете писать, с ними будете работать. Давайте оформим вашу тетрадь. Ребята, сядьте удобнее, закройте глаза, вспомните своих близких и друзей. Я смотрю, у многих появилась на лице улыбка. Откройте глаза, возьми в руки карандаш и на лицевой части, нарисуйте в центре цветок с лепестками или солнышко с лучами, напишите в лепестках или лучах имена своих близких. У всех получилось? С каким чувством вы о них вспоминали? А какое чувство объединит всё, что вы назвали? Или будет главным?  Прийти к слову ЛЮБОВЬ. Каким нужно быть по отношению к ближнему? 

Так вот, ребята, в рассказе Юрия Казакова мы постараемся найти эти чувства.

2. Объявление темы урока.

- Тема нашего урока звучит так: «Трудный путь к дружбе и любви истинной. Герои рассказа и их поступки». Откройте ваши тетради и внимательно прочтите тему.

- К слову любовь подобран эпитет. Назовите его. Можете ли вы объяснить это слово? Истинная – настоящая, подлинная, неподдельная, достоверная…

3. Определение целей урока детьми.

- Итак, исходя из темы, что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?

Кто такой друг? Что такое любовь? Уметь описывать героев? что с ними случилось, в чём проявляется истинная любовь и дружба. Учиться сопереживать. Обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; вспомнить поведение в экстремальной обстановке…, узнать почему рассказ назван «Тихое утро»

- Что нам нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы? (Знать содержание рассказа, сравнить Яшку и Володю, выяснить, как проявили себя герои в трудной ситуации, сделать выводы для себя)

Учащиеся выполняют действия.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, демонстрируют готовность к уроку.

Ответы детей.

Отвечают на вопросы, строят понятные высказывания.

Построение развёрнутого ответа на поставленный вопрос.

Формулирование темы и задач урока. Планирование деятельности.

- Ребята, когда вы представляли себе ваших близких, то какие чувства вас посещали? Счастье, покой, доброта.

 

«Философская школа» (эпиграф)

- Что такое добро? А бывает так, что выходит что-то плохое?

- Что же такое зло?

- Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека?

- Существует ли критерий разграничения добра и зла?

- Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой?

4. Работа с эпиграфом

-Русский писатель, драматург, публицист, общественный и политический деятель А.И.Солженицын о хрупкой грани добра и зла, сказал следующее: «… Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями. Она проходит через каждое человеческое сердце. Линия эта подвижна, она колеблется в нас с годами. Даже в сердце, объятом злом, она удерживает маленькую…часть добра. Даже в наидобрейшем сердце –

неискоренённый уголок зла».

5. Проверка домашнего задания

-Откройте учебники на стр.182, перейдём к анализу текста.

- В рассказе «Тихое утро» Юрий Павлович Казаков предстаёт как тонкий психолог, раскрывающий самые потаённые уголки души своих героев. Как же их зовут? Яшка и Володя. Обратите внимание, сегодня вы поделены на группы. Одна группа будет представлять Яшку, вторая – Володю. А как вы думаете, что анализировать будет третья группа? Мир природы.

- Ребята, по ходу анализа текста мы будем составлять план, чтобы наблюдать развитие событий, пункты плана вы записываете в рабочую тетрадь, слова, характеризующие героев, мир природы в данные колонки записываете тоже.

- Итак, представьте: далёкая северная деревня, предрассветный час, ТИХОЕ УТРО… Чтение наизусть стихотворения «Утро».

- Слайды природа.

- картины художников: Сергея Басова, Олега Хорькова, белорусского художника Виктора Юшкевича.

Выводы:

- Добро – это поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой.

- Зло – это поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей.

- Добро и зло существуют не извне, а в душе человека.

- Всё, что мы бескорыстно совершаем во благо других, является добром. Всё, что мы совершаем во вред другим людям, является злом.

- Человека нельзя однозначно оценивать, добрый он или злой. В душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлёты» и нравственные «падения».

 

Анализ текста.

 

- Весёлое утро (раннее утро,»Когда проснулся Яшка»)

- Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему?

Какие слова помогают понять это настроение? Зачитать.

Записать в тетрадь о Яшке: добрый, радостный, весёлый в предвкушении рыбалки.

- Прочтите описание деревни. Для чего оно дано?

Записать в тетрадь о природе: необычайно красива

«Рано»( Яшка будит Володю, «вся прелесть утра уже отравлена», «Молча, не глядя друг на друга пошли по улице»))

- Расскажите, почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? Почему?

- Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки.

- Какие чувства испытывает в этот момент Яшка? Записать в тетрадь о Яшке

- Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки?

- Как вы объясните оживлённое состояние Володи?

Записать в тетрадь о Володе: не хотелось ссориться, стало стыдно

- Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу?

Записать в тетрадь о Володе: страдал, казался сам себе в эту минуту неловким и жалким, чувство никчёмности

- Расскажите, чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?

У колодца (Примирение, «Необыкновенно весело»)

- Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?

- А почему Володя признался упавшим голосом и робко взглянул на Яшку?

- Когда Яшка совсем подобрел?

- Каким стало настроение Володи после этого заманчивого предложения Яшки?

Записать в тетрадь о Яшке: смягчился, подобрел, был доволен, захотелось стать добрым, благородным, сделать приятное, словоохотливый рассказчик

Записать в тетрадь о Володе: не стал спорить, примиряющее улыбнулся, необыкновенно весело

- Итак, между мальчишками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком, а счастливый Володя благодарным слушателем. -Расскажите, какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?

- Каким показан в этом диалоге Яшка?

- И вот наконец река. Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке.

Записать в тетрадь о природе: стало светло и спокойно

-Что такое омут? О́мут — народное название наиболее глубокого места в озере или русле реки. Дно в омуте обычно углублено течением или высверлено водоворотами.

Рассмотрите картину И. Левитана «Омут», чем заинтересовало художника это место? (Омут таит в себе опасность. Его описание создаёт тревожное настроение)

- Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт?

Записать в тетрадь о природе: мрачность, пахло сыростью, вода чёрная

- Почему каждый раз, когда шумно всплёскивала рыба, лицо Яшки принимало напряжённо-страдальческое выражение?

Рыбалка. Рыба ушла. Лещ (мрачный омут, В бочаге (диалектное слово)

- Почему каждый раз, когда шумно всплёскивала рыба, лицо Яшки принимало напряжённо-страдальческое выражение?

- Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими изменениями.

Записать в тетрадь о Яшке: задрожал от ярости, отвечал злобно, стыдно, что упустил рыбу

Записать в тетрадь о Володе:

- Когда Яшка поймал леща, лицо у него стало счастливое, слово «ле-ещ» он выговорил с упоением.

Падение в воду. Ком земли. (Володя упал в воду, «Тонет ! – с ужасом подумал Яшка. Надо спасать. ( Яшка прыгнул в воду», «Убежать никак нельзя».)

Перескажите, что было дальше.

- Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?

Записать в тетрадь о Яшке: не думает о смертельной опасности, грозящей товарищу. Яшка приходит в ярость оттого, что Володя рыбу распугал, стало холодно от ужаса

Просмотр видеофрагмента

ВИДЕО Эпизода - Ребята, сейчас мы посмотрим эпизод это пункта плана.

-Какие эмоции передали герои кинофильма? Крик, злость, слёзы.

Скажите, является ли риском спасение из воды человека? Да.

-Почему?

- Какие ошибки вы могли заметить в момент, когда Яша подплыл к Володе? Что может произойти?

- Как нужно действовать при спасении утопающих?

-Можно ли ударить утопающего? Зачем? - ---Какие выводы вы для себя сделали? (купаться под присмотром старших, купаться на специально оборудованных пляжах, уметь плавать, прежде, чем совершать заплыв, спасать если хорошо умеешь плавать, если тонешь, стараться слушать, что говорит спасатель, иначе тебя ударят.)

- Почему, не пробежав и десяти шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что «убежать никак нельзя»?

- Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно.

Записать в тетрадь о Яшке: убежать никак нельзя, сумел преодолеть страх

Небывалый ужас. (Яшка испугался. «Это он, Яшка, ударил, утопил его»)

Когда Яшка понял, что Володя утопит его, что пришла его смерть, дикий небывалый ужас охватил его. Он ударил Володю ногой в живот, вынырнул, сбросил с себя Володю и в ужасе поплыл к берегу.

- Почему после этой сцены даётся описание тихого утра? Перечитаем его.

- Найдите слова, передающие это сверкание утра.

Всё дышало покоем и тишиной. Но не было этого покоя в душе у Яшки. Его мучают чувства страшной вины, раскаяния, сожаления. «…Случилось небывалое – только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его…»

Записать в тетрадь о Яшке: чувства страшной вины, раскаяния, сожаления

Записать в тетрадь о природе: дышала покоем и тишиной

Спасение Володи. («Вылез сам и вытащил Володю»)

- Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?

Записать в тетрадь о Яшке: преодолел чувство страха за свою жизнь, сожаление

Володя очнулся «Любовь истинная».

- Перечитаем описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно вызывает?

Записать в тетрадь о природе: помогает писателю передать их эмоцио­нальные переживания.

Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувства злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла любовь истинная, которая и должна царить в душе человека.

«Истинный друг познаётся в несчастье», - говорил древнегреческий поэт-баснописец Эзоп.

ВИДЕОРОЛИК

- Наша жизнь доказывает, что в неё есть место мужеству, смелости. Дети, ваши ровесники, приходят на помощь. Именно стремление помочь руководит ими. Я предлагаю отдохнуть и посмотреть видеоролик.

Пометьте себе имя маленького стародубского героя.

Чтение наизусть стихотворения

Иван Никитин «Утро».

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, - воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко, далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...

А восток все горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

- Яшка проснулся очень рано, до света, и настроение у него было добрым, радостным, весёлым оттого, что он сумел перебороть себя, преодолев сладкий предрассветный сон, оттого, что предстояла рыбалка и встреча с новым приятелем – москвичом Володей, которому Яшка обещал показать рыбные места, оттого, что утро показалось ему прелестным. Слова «весело затрусил к риге» передают приподнятое настроение Яшки.

- Деревня в предрассветный час необычна. Она, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. «В тумане рыба берёт – успевай таскать!» - скажет позднее Яшка Володе. Природа вызывает у Яшки радостное настроение.

- Вместо благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: «А не рано?». Яшка считался лучшим рыболовом в колхозе, все мальчишки посчитали бы за особую честь пойти с ним на рыбалку. Он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил – и не получил ожидаемого признания.

- «Яшка разозлился», «зло ответил», «с пренебрежением осмотрел Володю с головы до ног», «презрительно спросил», «широкое насмешливо-злое лицо Яшки», «съязвил».

- Злость, раздражение, презрение, пренебрежение, досаду, чувство превосходства, стремление чем-нибудь уколоть, обидеть, унизить.

- На первый злой ответ Яшки и его пренебрежительный взгляд только что проснувшийся Володя никак не отреагировал. Он «выглянул на улицу, лицо его оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинки».

- Он увидел прелесть утра. Ему захотелось побыстрее отправиться на рыбалку. На презрительный вопрос Яшки: «Ты что, в ботинках пойдёшь?» - Володя ничего не ответил, ему не хотелось ссориться с Яшкой, согласившимся взять его с собой; он покраснел – ему стало стыдно и неловко оттого, что он не может ходить босиком. На злую насмешку и издевку Яшки: «… Забежи домой – пальто возьми», Володя отвечает сквозь зубы, дерзко, с вызовом и ещё больше краснеет – уже от обиды.

- «Володя жестоко страдал. Он сердился на себя за грубые ответы, сердился на Яшку и казался сам себе в эту минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости…он думал, ожесточаясь: «Они меня ещё узнают…». Володю мучило чувство своей никчемности. И в нём возникло стремление самоутвердиться и показать деревенским мальчишкам, на что он способен.

- Яшкиному виду бывалого рыбака, Яшкиному загару и его особенной походке.

- Яшка считал, что лучше воды, чем в том колодце, нигде нет, и заставил Володю выпить колодезной воды.

Володе не хотелось пить, «но, чтобы ещё больше не рассердить Яшку, он послушно припал к бадье». На самодовольный вопрос Яшки: «Ну, как водичка?» - Володя ответил: «Законная». Яшка ждал этой похвалы и в глубине души был доволен, ног всё же ядовито спросил: «Небось в Москве такой нету?» Володя не стал спорить, примиряющее улыбнулся. А когда Володя упавшим голосом признался, что никогда не ловил рыбу, и робко взглянул на Яшку, опытный деревенский рыболов смягчился.

- Володя боялся, что Яшка снова будет над ними смеяться или, чего доброго, передумает рыбачить с ним.

- Когда Володя восторженно отнёсся к Яшкиному сообщению о том, что завклубом видел сома. Яшке захотелось стать добрым, благородным, сделать приятное этому неловкому москвичу, и он пригласил Володю на сома и голавлей «на две зари».

- Володе стало необыкновенно весело, ему захотелось помчаться по мягкой дороге во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга! Ему показалось, что это ощущение восторга и счастья знакомо ему, было когда-то с ним.

- Услышав громкий треск в поле, Володя подумал, что это мотоцикл, и вопросительно посмотрел на Яшку. Яшка важно сообщил, что это трактор Феди Костылева, который всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошёл». Яшка охотно рассказал Володе, что у них водится всякая рыба: караси на плёсах, щука, окунь, плотва, лещ, линь, «толстый, как поросёнок». Яшка хорошо знал голоса птиц и определил, что «ути летят…чирочки», «дрозды звенят» - «на рябину прилетели к тёте насте в огород», рассказал, как можно поймать дрозда.

- Мальчик хорошо знает деревенскую жизнь, знает природу, рыб, птиц. Он внимательный и наблюдательный.

- Между мальчиками возникли добрые отношения, и красота тихого утра их радует. Они слышат, как тонко заржала в лугах лошадь; замечают седую росу на ёлках и кустах, движение тумана, неохотно открывающего стога сена.

Взошло солнце, и всё вокруг как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело, стало светло и спокойно и на душе мальчишек: злость, раздражение, обида прошли, как туман на лугах. Природа здесь созвучна настроению героев, гармонирует с их чувствами.

- В омуте царила мрачность, пахло сыростью, глиной, тиной, вода была чёрная, «ветлы в буйном росте почти закрыли всё небо», «у воды было сыро, угрюмо и холодно». Ому таит в себе опасность. Его описание создаёт тревожное настроение.

Яшка, округлив глаза, сообщает Володе, что в этом омуте дна нет и никто в нём не купается – «засасывает», но самое страшное – «там осьминоги на дне лежат».

- Яшка – заядлый рыбак. Ему не терпелось поскорей поймать рыбу, и он боялся, что рыба уйдёт в другой бочаг.

- Когда Яшка упустил рыбу, он «задрожал от ярости». На вопрос Володи, может ли рыба в другой бочаг уйти, ответил злобно. Яшке стыдно перед Володей, что он упустил рыбу, и в то же время он чувствует раздражение по отношению к Володе, приписывая свою вину ему: «Тоже мне рыбак! – думает он. – Сидит раскорякой… Один ловишь или с настоящим рыбаком – только успевай таскать»

- У Володи стала клевать рыба, но он не удержал удочку и, потеряв равновесие, упал в омут. В эту минуту Яшка не думает о том, что омут может засосать Володю, не думает о смертельной опасности, грозящей товарищу. Яшка приходит в ярость оттого, что Володя рыбу распугал. Зачитать: «Он вскочил, схватил ком земли, готовясь швырнуть в лицо Володе, как только он вынырнет».

- Вначале у него появилось то томительное чувство, которое испытывает человек во сне, когда вялое тело не подчиняется сознанию. Яшке стало холодно от ужаса, на ум ему сразу пришёл рассказ Мишки о громадных осьминогах.

ПРОСМОТР К/Ф

- поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него.

- Яшка бледный стал подкрадываться к омуту. Заглядывая с обрыва в омут, он ожидал увидеть страшное и в то же время надеялся, что всё обошлось. Яшка сумел преодолеть свой страх и прыгнул в воду.

- Природа контрастна по отношению к внутреннему состоянию Яшки. Яшка увидел всё то же тихое утро, прекрасное, полное свежести и сверкающей красоты.

- Ярко светило солнце, листья кустов и ветлы блестели, радужно светилась паутина между цветами; трясогузка блестящим глазом смотрела на Яшку.

- Жить с таким грузом не поправимой вины невозможно. Стремление исправить свою ошибку, надежда на спасение Володи сильнее страха за свою жизнь.

- Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоцио­нальные переживания.

«Никого сейчас не любил…смотрел на Володю…»

Яшка испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли о том, что Володя мог утонуть, жалел его. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.

- стр. 195 (концовка)

Сравнительный анализ описания событий, происходящих с героями, и описания природы.

Делают вывод о том, что эти описания противоположны друг другу. Работа с литературоведческим термином «антитеза».

Итоги урока

Вывод по теме урока

Природа - это источник характеров, а сам человек - это часть природы, осмысляющий через нее самое себя. В произведениях Ю. Казакова природа является отголоском души человека. Автор ярко и образно рисует картину утра, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания.

- Яшка проявил лучшие свои качества характера, придя на помощь другу. Какие?

-СВЯЗАТЬ С ЭПИГРАФОМ –Добро и зло постоянно боролись в сердце главного героя Яшки и как в сказках- добро всегда побеждает зло.

-Какие поговорки о дружбе и взаимопомощи вы знаете?

6. Рефлексия.

- Подведём итоги.Чему научил рассказ

-Какие ещё произведения читали с похожими жизненными ситуациями? «Васюткино озеро»

Теперь наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. И мы понимаем, что теперь, действительно, тихое утро. Спокойно кругом, и спокойно стало на душе у Яшки, потому что, пересилив свой страх, он спас жизнь товарищу. Володя ему теперь казался самым дорогим человеком, на которого он смотрел с “любовью и нежностью”.

 

 

Яшка повзрослел благодаря этому случаю, он проявил лучшие свои качества характера, придя на помощь другу, не думая о себе: МУЖЕСТВО, СОВЕСТЬ, ЧЕСТЬ, ДОБРОТУ, ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ.

Друзья познаются в беде”,

Сам погибай, а товарища выручай”,

Одному не под силу - зови товарища”

Домашнее задание

- Сочинение

План:

Напишите, как вы понимаете слово ДРУЖБА, истинная любовь, доброта, природа, мужество, милосердие. Что-то одно.

Используя последние прочитанные произведения, подтвердите ваши рассуждения на примере действий конкретного героя. Вспомните примеры из вашего жизненного опыта и тоже подключите их к вашему сочинению.

(объём сочинения примерно 70 слов, пересказанное литературное произведение не оценивается положительно)

Или:

Написать сочинение письмо от Яшки к Володе или от Володи к Яшке, спустя полгода после описанных в рассказе «Тихое утро» событий.

- Дополнительное чтение: Ю. Казаков «Дочечка», «Во сне ты горько плакал», «Арктур – гончий пёс», «По дороге», «Голубое и зелёное», «Двое в декабре».

Оценка за урок

АУДИОЗАПИСЬ В.Высоцкого «Если друг оказался вдруг…»

 

 

Образ Володи. Городской мальчик — полная противополож­ность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссори­лись из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задаёт лишних вопросов, боясь ещё больше рассердить Яшку. Посте­пенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказы­вает об особенностях клёва на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоёмах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке. Будущая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу, мрачный омут реки пугает своей глубиной. Через некоторое время Володя упал в воду.

- Чем Володя отличается от Яшки? (Володя — городской жи­тель, который никогда не ловил рыбу, не видел настоящих туманов, не просыпался так рано; Яшка же с детства живёт в деревне, ходит босиком, ловит рыбу, умеет общаться с при­родой)

Образ Яшки. Яшка — типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик пре­зрительно отнёсся к вопросу городского Володи: «А не рано?» Яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду спасать Володю: «Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схва­тил его за рубашку, зажмурился, торопливо дёрнул тело Володи вверх... Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка положил Володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил Володю». Слёзы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал ге­рой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, без­утешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что всё хо­рошо кончилось...»

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.