Урок литературы в 6 классе «Автор и его герои в романе А.С. Пушкина "Дубровский"»

10
6
Материал опубликован 7 November 2018 в группе

МБОУ «Тюшинская СОШ»

Стригачева Татьяна Николаевна 

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема: А.С. Пушкин «Дубровский». Автор и его герои

Цели: 1) получить целостное представление о сюжете романа, его проблематике, о типичности героев и событий романа; 2) развивать умения:  определять авторское отношение к героям романа; определять основные мысли романа, опираясь на пословицы и афоризмы; воспринимать произведения живописи и музыки, соотносить их с сюжетом романа; строить собственное высказывание о героях романа; 3) воспитывать эстетическое восприятие произведений литературы и искусства; творческое отношение к чтению.

Тип: повторительно-обобщающий.

Использованные методы и приёмы: приёмы технологии РКМ, приём интеграции

Оборудование: репродукции картин к уроку, раздаточный материал: иллюстрации Д.А.Шмаринова, таблицы, пословицы и афоризмы.

План урока.

1)    Введение в тему урока. Постановка учащимися вопросов, которые их волнуют после прочтения.

2)    Восстановление сюжета романа – работа с иллюстрациями. Составление таблицы героев.

3)    Работа с образами героев на основе текста романа, афоризмов, заполнение таблицы.

4)    Работа с кульминационными эпизодами романа, «прочувствование» их при помощи произведений живописи и музыки.

5)    Подведение итогов урока, ответ на поставленные вначале проблемные вопросы

Ход урока.

 

- Ребята, вот и прочитан роман «Дубровский». Понравился ли он вам? Остались ли у вас вопросы, над которыми вы хотели бы поразмышлять? Что в сюжете и в поведении героев вам непонятно? 

- Запишем самые важные из них на доске и в тетрадях. В конце урока попытаемся на них ответить.

- А пока давайте вспомним основное содержание романа. Перед вами иллюстрации к «Дубровскому», созданные Д.А. Шмариновым. Расположите их в соответствии с событиями, происходившими в романе.  (Задание выполняется в группах).

 
иллюстрации
DOCX / 5.54 Мб

- Выпишите из учебника понятие композиции и сюжета. Восстановите настоящий ход событий глав 8-11. Почему Пушкин нарушил истинный ход повествования?

- Чтобы разобраться в поведении героев, заполним таблицу (для экономии времени таблицу лучше заранее распечатать и раздать):


 

Отношение автора (афоризм)

Моё отношение

Дубровский-отец

 

 

Троекуров

 

 

Дубровский-сын

 

 

Маша Троекурова

 

 

Князь Верейский

 

 

- Итак, события романа сложились драматично. А из-за чего всё началось? (Ссора на псарне) Как автор относится к героям - старшему Дубровскому и Троекурову? Выберите подходящий афоризм и вклейте его в соответствующую графу. Запишите своё отношение.

- Прочитайте авторские характеристики Верейского в главе 13. Почему мы чувствуем к этому образованному, интеллигентному, культурному человеку антипатию? Запишем отношение автора и своё к этому герою. Выберите подходящий афоризм и запишите своё отношение.

- Какие поступки В.Дубровского вы осуждаете, а какие одобряете? Запишите своё отношение. Выберите подходящие афоризмы из списка, которые можно соотнести с проступками героя. Вклейте их в графу таблицы.

- Самые острые моменты в романе связаны с женитьбой Верейского и Маши.

- Посмотрите на картины. Они созданы разными художниками 19 века. Это не иллюстрации к роману, но у них много общего. Что объединяет их? Типична ли эта ситуация для жизни дворян 19 века?

Пукирев. Неравный брак
Журавлёв. Перед венцом

 

- Прослушайте музыку. Что вы слышите? Чьи это чувства и что чувствует этот герой (героиня) и в какой момент?
Г.Свиридов Метель: Венчание
MP3 / 5.62 Мб

- Почему Маша не осталась с Дубровским? Прочитайте цитаты из романа, подберите афоризмы и вклейте их в таблицу, запишите своё отношением к Маше.

 

- Вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока. Как бы вы теперь на них ответили?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Герой

Отношение автора (афоризм)

Моё отношение

Дубровский-отец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Троекуров

 

 

 

 

 

 

 

Дубровский-сын

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маша Троекурова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Князь Верейский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пословицы

Афоризмы

Бедность — корень раздоров.
                                                                                 

Тот, кого назовешь господином, назовет тебя своим рабом.
                                   

Лучше быть господином в деревне, чем слугой в городе.
                                                                                       

Богатый глух, а знатный слеп.

 

Большое богатство человека в собаку превращает

 

В богатом доме и кошка — важная персона.

 

Сильный и гордый не уживутся.

 

Поп руки свяжет и голову свяжет, а сердца не свяжет.

 

Хоть не люби, только почаще взглядывай (т. е. угождай, служи).

 

И любишь, да губишь.
                                                                

Честного человека можно подвергнуть преследованиям, но не обесчестить.

                         Вольтер

Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестие.

                                Б. Паскаль

Истинная честь не может терпеть неправду.

                                        Г. Филдинг

У любви есть своя честь. Стоит потерять ее - и любви приходит конец.

                                        А. Камю

Осуществляя месть, человек уподобляется своему врагу, пренебрегая же местью, он возвышается над ним.

                                     Ф. Бэкон

Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают          

                   М.Ганди

Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм — это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи.

           Сухомлинский В.А.

Влюбленный в себя соперников не имеет.

                           Цицерон

Эгоизм изворотлив, как хамелеон...

                                Белинский В.Г.

За деньги мы вынуждены платить свободой.

                                Р.Л. Стивенсон

Комментарии

Спасибо, Татьяна Николаевна, грамотный урок! Люблю работать с таблицами и семами-они позволяют четко структурировать материал. Вы молодец!

7 November 2018

Спасибо, Вера Сергеевна! Буду рада, если Вам мой материал пригодится. Я и сама люблю использовать подобный рабочий материал с учащимися - это позволяет сделать материал логичным и структурированным, а результат урока - более наглядным и объективно оценить учеников.

8 November 2018

Татьяна Николаевна, поздравляю с 3 местом по популярности уроков за ноябрь! Молодец!

17 December 2018

Спасибо, Наталья Алексеевна! Для меня это приятная неожиданность.

18 December 2018

Тем более приятно!

18 December 2018

Татьяна Николаевна, спасибо Вам, уж и есть чему поучиться у Вас не только детям. Иллюстрации и таблицы!!!

11 June