12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино
9

Урок литературы в 6 классе «Автор и его герои в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

МБОУ «Тюшинская СОШ»

Стригачева Татьяна Николаевна 

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема: А.С. Пушкин «Дубровский». Автор и его герои

Цели: 1) получить целостное представление о сюжете романа, его проблематике, о типичности героев и событий романа; 2) развивать умения:  определять авторское отношение к героям романа; определять основные мысли романа, опираясь на пословицы и афоризмы; воспринимать произведения живописи и музыки, соотносить их с сюжетом романа; строить собственное высказывание о героях романа; 3) воспитывать эстетическое восприятие произведений литературы и искусства; творческое отношение к чтению.

Тип: повторительно-обобщающий.

Использованные методы и приёмы: приёмы технологии РКМ, приём интеграции

Оборудование: репродукции картин к уроку, раздаточный материал: иллюстрации Д.А.Шмаринова, таблицы, пословицы и афоризмы.

План урока.

1)    Введение в тему урока. Постановка учащимися вопросов, которые их волнуют после прочтения.

2)    Восстановление сюжета романа – работа с иллюстрациями. Составление таблицы героев.

3)    Работа с образами героев на основе текста романа, афоризмов, заполнение таблицы.

4)    Работа с кульминационными эпизодами романа, «прочувствование» их при помощи произведений живописи и музыки.

5)    Подведение итогов урока, ответ на поставленные вначале проблемные вопросы

Ход урока.

 

- Ребята, вот и прочитан роман «Дубровский». Понравился ли он вам? Остались ли у вас вопросы, над которыми вы хотели бы поразмышлять? Что в сюжете и в поведении героев вам непонятно? 

- Запишем самые важные из них на доске и в тетрадях. В конце урока попытаемся на них ответить.

- А пока давайте вспомним основное содержание романа. Перед вами иллюстрации к «Дубровскому», созданные Д.А. Шмариновым. Расположите их в соответствии с событиями, происходившими в романе.  (Задание выполняется в группах).

 
иллюстрации
DOCX / 5.54 Мб

- Выпишите из учебника понятие композиции и сюжета. Восстановите настоящий ход событий глав 8-11. Почему Пушкин нарушил истинный ход повествования?

- Чтобы разобраться в поведении героев, заполним таблицу (для экономии времени таблицу лучше заранее распечатать и раздать):


 

Отношение автора (афоризм)

Моё отношение

Дубровский-отец

 

 

Троекуров

 

 

Дубровский-сын

 

 

Маша Троекурова

 

 

Князь Верейский

 

 

- Итак, события романа сложились драматично. А из-за чего всё началось? (Ссора на псарне) Как автор относится к героям - старшему Дубровскому и Троекурову? Выберите подходящий афоризм и вклейте его в соответствующую графу. Запишите своё отношение.

- Прочитайте авторские характеристики Верейского в главе 13. Почему мы чувствуем к этому образованному, интеллигентному, культурному человеку антипатию? Запишем отношение автора и своё к этому герою. Выберите подходящий афоризм и запишите своё отношение.

- Какие поступки В.Дубровского вы осуждаете, а какие одобряете? Запишите своё отношение. Выберите подходящие афоризмы из списка, которые можно соотнести с проступками героя. Вклейте их в графу таблицы.

- Самые острые моменты в романе связаны с женитьбой Верейского и Маши.

- Посмотрите на картины. Они созданы разными художниками 19 века. Это не иллюстрации к роману, но у них много общего. Что объединяет их? Типична ли эта ситуация для жизни дворян 19 века?

Пукирев. Неравный брак
Журавлёв. Перед венцом

 

- Прослушайте музыку. Что вы слышите? Чьи это чувства и что чувствует этот герой (героиня) и в какой момент?
Г.Свиридов Метель: Венчание
MP3 / 5.62 Мб

- Почему Маша не осталась с Дубровским? Прочитайте цитаты из романа, подберите афоризмы и вклейте их в таблицу, запишите своё отношением к Маше.

 

- Вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока. Как бы вы теперь на них ответили?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Герой

Отношение автора (афоризм)

Моё отношение

Дубровский-отец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Троекуров

 

 

 

 

 

 

 

Дубровский-сын

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маша Троекурова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Князь Верейский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пословицы

Афоризмы

Бедность — корень раздоров.
                                                                                 

Тот, кого назовешь господином, назовет тебя своим рабом.
                                   

Лучше быть господином в деревне, чем слугой в городе.
                                                                                       

Богатый глух, а знатный слеп.

 

Большое богатство человека в собаку превращает

 

В богатом доме и кошка — важная персона.

 

Сильный и гордый не уживутся.

 

Поп руки свяжет и голову свяжет, а сердца не свяжет.

 

Хоть не люби, только почаще взглядывай (т. е. угождай, служи).

 

И любишь, да губишь.
                                                                

Честного человека можно подвергнуть преследованиям, но не обесчестить.

                         Вольтер

Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестие.

                                Б. Паскаль

Истинная честь не может терпеть неправду.

                                        Г. Филдинг

У любви есть своя честь. Стоит потерять ее - и любви приходит конец.

                                        А. Камю

Осуществляя месть, человек уподобляется своему врагу, пренебрегая же местью, он возвышается над ним.

                                     Ф. Бэкон

Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают          

                   М.Ганди

Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм — это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи.

           Сухомлинский В.А.

Влюбленный в себя соперников не имеет.

                           Цицерон

Эгоизм изворотлив, как хамелеон...

                                Белинский В.Г.

За деньги мы вынуждены платить свободой.

                                Р.Л. Стивенсон

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (5)

Легоцкая Вера Сергеевна, 07.11.18 в 20:05 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Николаевна, грамотный урок! Люблю работать с таблицами и семами-они позволяют четко структурировать материал. Вы молодец!
Стригачева Татьяна Николаевна, 08.11.18 в 07:12 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна! Буду рада, если Вам мой материал пригодится. Я и сама люблю использовать подобный рабочий материал с учащимися - это позволяет сделать материал логичным и структурированным, а результат урока - более наглядным и объективно оценить учеников.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 17.12.18 в 20:43 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, поздравляю с 3 местом по популярности уроков за ноябрь! Молодец!
Стригачева Татьяна Николаевна, 18.12.18 в 18:13 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Алексеевна! Для меня это приятная неожиданность.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.