Урок литературы в 6 классе «Автор и его герои в романе А.С. Пушкина "Дубровский"»
МБОУ «Тюшинская СОШ»
Стригачева Татьяна Николаевна
Конспект урока литературы в 6 классе
Тема: А.С. Пушкин «Дубровский». Автор и его герои
Цели: 1) получить целостное представление о сюжете романа, его проблематике, о типичности героев и событий романа; 2) развивать умения: определять авторское отношение к героям романа; определять основные мысли романа, опираясь на пословицы и афоризмы; воспринимать произведения живописи и музыки, соотносить их с сюжетом романа; строить собственное высказывание о героях романа; 3) воспитывать эстетическое восприятие произведений литературы и искусства; творческое отношение к чтению.
Тип: повторительно-обобщающий.
Использованные методы и приёмы: приёмы технологии РКМ, приём интеграции
Оборудование: репродукции картин к уроку, раздаточный материал: иллюстрации Д.А.Шмаринова, таблицы, пословицы и афоризмы.
План урока.
1) Введение в тему урока. Постановка учащимися вопросов, которые их волнуют после прочтения.
2) Восстановление сюжета романа – работа с иллюстрациями. Составление таблицы героев.
3) Работа с образами героев на основе текста романа, афоризмов, заполнение таблицы.
4) Работа с кульминационными эпизодами романа, «прочувствование» их при помощи произведений живописи и музыки.
5) Подведение итогов урока, ответ на поставленные вначале проблемные вопросы
Ход урока.
- Ребята, вот и прочитан роман «Дубровский». Понравился ли он вам? Остались ли у вас вопросы, над которыми вы хотели бы поразмышлять? Что в сюжете и в поведении героев вам непонятно?
- Запишем самые важные из них на доске и в тетрадях. В конце урока попытаемся на них ответить.
- А пока давайте вспомним основное содержание романа. Перед вами иллюстрации к «Дубровскому», созданные Д.А. Шмариновым. Расположите их в соответствии с событиями, происходившими в романе. (Задание выполняется в группах).
- Выпишите из учебника понятие композиции и сюжета. Восстановите настоящий ход событий глав 8-11. Почему Пушкин нарушил истинный ход повествования?
- Чтобы разобраться в поведении героев, заполним таблицу (для экономии времени таблицу лучше заранее распечатать и раздать):
Отношение автора (афоризм) |
Моё отношение |
|
Дубровский-отец |
|
|
Троекуров |
|
|
Дубровский-сын |
|
|
Маша Троекурова |
|
|
Князь Верейский |
|
|
- Итак, события романа сложились драматично. А из-за чего всё началось? (Ссора на псарне) Как автор относится к героям - старшему Дубровскому и Троекурову? Выберите подходящий афоризм и вклейте его в соответствующую графу. Запишите своё отношение.
- Прочитайте авторские характеристики Верейского в главе 13. Почему мы чувствуем к этому образованному, интеллигентному, культурному человеку антипатию? Запишем отношение автора и своё к этому герою. Выберите подходящий афоризм и запишите своё отношение.
- Какие поступки В.Дубровского вы осуждаете, а какие одобряете? Запишите своё отношение. Выберите подходящие афоризмы из списка, которые можно соотнести с проступками героя. Вклейте их в графу таблицы.
- Самые острые моменты в романе связаны с женитьбой Верейского и Маши.
- Посмотрите на картины. Они созданы разными художниками 19 века. Это не иллюстрации к роману, но у них много общего. Что объединяет их? Типична ли эта ситуация для жизни дворян 19 века?
- Прослушайте музыку. Что вы слышите? Чьи это чувства и что чувствует этот герой (героиня) и в какой момент?
Г.Свиридов Метель: Венчание
MP3 / 5.62 Мб
- Почему Маша не осталась с Дубровским? Прочитайте цитаты из романа, подберите афоризмы и вклейте их в таблицу, запишите своё отношением к Маше.
- Вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока. Как бы вы теперь на них ответили?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Герой |
Отношение автора (афоризм) |
Моё отношение |
Дубровский-отец
|
|
|
Троекуров
|
|
|
Дубровский-сын
|
|
|
Маша Троекурова
|
|
|
Князь Верейский
|
|
|
Пословицы |
Афоризмы |
Бедность — корень раздоров. Тот, кого назовешь господином, назовет тебя своим рабом. Лучше быть господином в деревне, чем слугой в городе. Богатый глух, а знатный слеп.
Большое богатство человека в собаку превращает
В богатом доме и кошка — важная персона.
Сильный и гордый не уживутся.
Поп руки свяжет и голову свяжет, а сердца не свяжет.
Хоть не люби, только почаще взглядывай (т. е. угождай, служи).
И любишь, да губишь. |
Честного человека можно подвергнуть преследованиям, но не обесчестить. Вольтер Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестие. Б. Паскаль Истинная честь не может терпеть неправду. Г. Филдинг У любви есть своя честь. Стоит потерять ее - и любви приходит конец. А. Камю Осуществляя месть, человек уподобляется своему врагу, пренебрегая же местью, он возвышается над ним. Ф. Бэкон Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают М.Ганди Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм — это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи. Сухомлинский В.А. Влюбленный в себя соперников не имеет. Цицерон Эгоизм изворотлив, как хамелеон... Белинский В.Г. За деньги мы вынуждены платить свободой. Р.Л. Стивенсон |
Легоцкая Вера Сергеевна
Стригачева Татьяна Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Стригачева Татьяна Николаевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Каширина Людмила Михайловна