Урок литературы в 10 класссе по рассказу Лескова «Пигмей». Праведники в рассказе Лескова «Пигмей»
Ход урока.
Слово учителя: Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперед, предугадать дальнейшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз. Какие книги вам больше нравятся читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Интересно ли отгадывать продолжение? Сегодня у нас на уроке интересный Лескова "Пигмей" И мы попытаемся в ходе урока предположить, что же там будет дальше в рассказе?
Кроме того, мы будем читать по частям, с остановками.
А) Вступление-до 1 главы
1.поразмышляйте, почему для автора важно повествование от первого лица- я расскажу вам одно ИСТИнное событие
2.какие ассоциации возникают а вс с заголовком этого рассказа -словом Пигмей
3. сформулируйте цель, которую ставит автор начиная свое повествование-
4.портрет писателя художника Серова-мы ничего не знаем о писателе, но у нас есть портрет великого русского художника Василия Серова , написанный в 19 веке. Что вы можете рассказать об этом человеке, глядя на это произведение искусства
Б) 1 глава
Учитель сообщает, что рассказ Пигмей входит в цикла Праведники
праведник-
противоположное понятие праведнику -грешник
расшифровка этих понятий и заполнение таблицы после прослушивания фрагмента-распределите фрагменты текста по двум графам
профессия, место службы-
отношение к своему делу-
годы, проведенные на службе-
самооценка героя-
детали, рисующие подробности его работы-
необычное, с чем наш герой столкнулся впервые на службе-
грешник: |
Праведник- |
Учитель: пожалуйста , найдите в тексте 1 главы детали, которые помогут нам понять, а что заставило героя Лескова поступить нетипично, ведь перед его глазами прошло несметное количество тех, кого он подверг экзекуции. Предположите, как дальше будут развиваться события рассказа в следующей главе рассказа. А есть у вас версии, чем закончатся события рассказа
В) Глава 2 -"два дурака вместе собрались" и " задумал я измену"
Я и соблазнился-соблазнился на что7 почему соблазн? что такое соблазн?
соблазн превратился во вдохновение
соблазн - вдохновение
" задумал я измену"-измена чему? обсудите и запишите несколько слов(5-6), кому или чему изменяет расскачик, решив спасти французика
-должности,
-чину.
-себе,
измена всей предыдущей жизни,
ИЗМЕННИК ПРАВЕДНИК
«грех - осознание греха - страдание - раскаяние - подвиг»