12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Севрюк Оксана Леонтьевна28
5

Урок «Жизненные уроки героя» по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Севрюк Оксана Леонтьевна

 Класс:

УМК: В.Я.Коровина

Предмет: литература

Тема: «Жизненные уроки героя» по произведению В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тип урока: комбинированный

Цель: Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Анализировать поступки героев произведения.

Технологии: проблемно-диалогическая, технология продуктивного чтения, технология оценивания

Оборудование: презентация, красные и зелёные карандаши для оценивания, листы самооценки.

Планируемые результаты

Предметные

знания:

углубить понимание идейного замысла рассказа, позиции автора.

Предметные действия:

совершенствовать диалогическую и монологическую речь

УУД

Регулятивные

-уметь ставить учебную задачу с помощью учителя и сохранять её;

- уметь осознавать качество и уровень усвоения учебного материала через самооценку;

- осуществлять самоконтроль, самопроверку и взаимопроверку

Познавательные

-осознавать познавательную задачу;

- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Коммуникативные

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные

- создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интереса в достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.

Ход урока

 

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть решена ( в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, УУД)

Результат взаимодействия (продукт, УУД)

Диагностика планируемых результатов урока

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Мобилизовать на деятельность, повысить мотивацию к изучению учебного материала.

фронтальная

Приветствие, включение в деятельность

Скажи комплимент другу, соседу, сидящему рядом.

ПР.+ К

Быстро и сосредоточенно вступают в коммуникацию с учителем, отвечая на вопросы

УУД(Р)Волевая саморегуляция, мотивация на дальнейшую деятельность

Игра по установлению обратной связи с наблюдением за эмоциональным настроем детей

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Зафиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии, повторить знания по ранее изученному материалу

Фронтальная

Предлагает посмотреть на слайд презентации и ответить на вопросы.

1.Что вы видите?

2. О каком коне пойдет речь на уроке?

3.Почему пряник именно конём, а не другим животным?

ПР.+П+К

Обучающиеся отбирают нужную информацию из слайда презентации, обосновывая свой выбор

УУД(П) На основе анализа готовят ответы.

Педагогическое наблюдение за выполнением работы, по умением работать в группе.

3

Выявление места и причины затруднения.

Выявить дефицит знаний и причину затруднения.

Индивидуальная

-Что лежит в основе данного рассказа?

- Почему В.П.Астафьев вспоминает такой неприятный случай из своей жизни?

Оцените себя с помощью цвета в листе самооценки

Отвечают на вопросы, при необходимости просят помощи у одноклассников, рассуждают, представляют себя в похожей ситуации, обращаются к своему личному опыту, делают выводы на основе сказанного и прочитанного.

Л. Формирование личностного смысла учения.

К. вступают в диалог, строят речевое высказывание.

Педагогическое наблюдение за активностью и речью.

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план действий)

 

Помочь учащимся сформулировать учебную цель, тему урока, план действий.

фронтальная

Значит, какова тема урока? (пытаются сформулировать из заданных словосочетаний тему урока).

Отсюда вытекает цель урока. Беседа

А что вам помогло ответить? (словосочетания, знания , … –).

-

подсказки, которые помогут вам сформулировать цель урока.

-

-Зачем нам нужно анализировать это произведение? Чему оно учит нас? Почему именно сейчас это важно? (шестиклассникам, а не взрослым людям)

Оцените себя с помощью цвета в листе самооценки

К

Обучающиеся

Отвечают на поставленные вопросы, Предполагают, о чем пойдет речь на уроке

К. Строят грамотное

речевое высказывание

П. Дети по рисункам и ключевым словам в учебнике ищут подсказки

Р. Оценивают себя в листе самооценки

 

УУД (П)

Осуществлён анализ

(К) Строят речевое высказывание

УУД(К)Построение точной формулировки темы урока

(П) Умение извлекать информацию из текста и рисунков

УУД(Р) Постановка учебной задачи

 

Беседа по , построению точной формулировки темы урока

Наблюдение за речевыми действиями детей,

направленными на умение ставить цель урока и формирование учебно-познавательных мотивов

 

5

Реализация построенного проекта.

Развивать навыки самостоятельной работы ; осуществлять самоконтроль, самопроверку и взаимопроверку

Формировать умение извлекать необходимую информацию из текста и переносить её в таблицу

Групповая

Организует групповую работу учащихся, проводит инструктаж.

Проверка домашнего задания:

1 группа «Как воспитывали Витьку»

2 группа « Как воспитывали детишек Левонтия?»

3группа «Чувства героя, когда он будет держать пряник конём». (Выразительное чтение отрывка)

Предлагает ответить на вопросы.

- Какие нравственные ценности есть в семье Вити?

- Есть ли такие ценности в семье Левонтия?

Как называется данный литературный приём? (Антитеза)

-Оцените себя с помощью цвета в листе самооценки

Анализируют цитаты о воспитании в семьях, делают выводы. Готовят отчёт.

Выступления учащихся о семьях.

Сопоставляют семьи Вити и Левонтия, делают вывод, какая семья нравственна, а какая безнравственна.

Находят взаимосвязи, рассуждают, высказывают собственное мнение, каждый приходит к своему умозаключению.

Р. Оценивают свою работу в листе самооценки

УУД(П.) Формирование умения работать с текстовой информацией в таблице.

К. Строят речевое высказывание.

(П) определяют последовательность

УУД(Р) Осуществляют самоконтроль и взаимопроверку

УУД(П) Извлекают существенную информацию из текста

УУД (К). Договариваются и приходят к единому мнению в группе

УУД (Р)Осуществляют самопроверку и самооценку

УУД(К) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

П. умение работать с текстовой информацией

(К) Строят речевое высказывание

(Р)Осуществляют самооценку

Наблюдение за работой в группе, направленной на решение учебной задачи, за общением в группе; наблюдение за результатом деятельности.

Педагогическое наблюдение за деятельностью

Наблюдение за действиями обучающихся по заполнению таблиц путём извлечения существенной информации из текста

Наблюдение за действиями

Наблюдение за речевыми действиями , направленными на достижение цели урока

Наблюдение за деятельностью

Наблюдение за речевыми действиями детей.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Развивать умения применять знания при решении типовых задач.

Индивидуальная

Словарная работа на слайде

С какой целью писатель использует в рассказе данные слова? Как они называются ?

(Диалектные)

-Оцените себя с помощью цвета в листе самооценки

ПР. Устанавливают соответствие изображения предмета и его названия

К. Отвечают на поставленный вопрос.

УУД (П) устанавливают соответствия,

Извлекают информацию из текста

К. строят речевое высказывание.

Тестовое задание на соотнесение названия растения, животного с его изображением с целью проверки первичных знаний

Наблюдение за речевыми действиями

7.

Самостоятельная работа

Применение нового знания в типовых заданиях

Групповая

-Организует групповую работу учащихся (работа по тексту):

1 группа: Найдите эпизод, как мальчик Витя собирал землянику с ребятами.

Кто ему посоветовал обмануть бабушку?

2 группа: Когда Витя почувствовал свою вину? Почему он не спешит домой, ведь бабушка уже приехала?

3группа: Как бабушка наказала внука? Что увидел Витя за завтраком? (Чтение эпизодов)

- Проверьте и оцените свою работу с помощью оценки: без ошибок – пять, 1- ошибка - четыре.

Распределяют явления природы по группам.

Проверяют работу по слайду : № 4-5.(ответы к карточкам по вариантам)

Р. Оценивают свою работу.

УУД (П)

выбирается основание для классификации предметов по признакам

(Р) самопроверка по эталону, самооценивание

Педагогическое тестирование по теме.

Наблюдение за деятельностью детей, за результатом деятельности.

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Выявление границ применения нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний.

Фронтальная

групповая

- Интерпретационные вопросы:

-Почему же бабушка, несмотря на обман внука, всё-таки купила ему пряник?

-Почему считается, что уроки доброты- самые действенные уроки?

Какой жизненный урок извлек автор?

Обращение к эпиграфу

Оценочные вопросы:

- Случалось ли вам обманывать? Какие чувства при этом вы испытывали?

-Можно ли у него чему-нибудь поучиться?

Задаёт вопросы, побуждающие сделать вывод о прочитанном рассказе

-Оцените себя с помощью цвета в листе самооценки

Составьте кластер по рассказу «Конь с розовой гривой».

?

-Оцените себя с помощью цвета в листе самооценки

К

Обучающиеся

Отвечают на поставленные вопросы.

(К) Строят речевое высказывание

Наблюдение за речевыми действиями детей.

9.

Рефлексия. Оценивание.

Учить соотносить цели и результат.

Учить оценивать собственную деятельность

групповая

Фронтальная

Предлагает учащимся в группах придумать синквейн.

1 группа Витя

2 группа Санька

3 группа Бабушка

-Оцените себя с помощью цвета в листе самооценки

Предлагает выбрать начало фразы со слайда № 6

(Сегодня на уроке

я – повторил…

я - узнал… я - запомнил…)

- Подсчитайте цветные кружочки в листах самооценки: если у вас больше красных поставьте себе пять, если больше зеленых поставьте четыре. За что вы сегодня могли бы себя похвалить? (Я молодец, потому что…)

Подсчитайте,каких оценок в листе самооценки больше. Это ваша оценка за урок!

Дети составляют полное высказывание

Дети ставят себе отметки, аргументировано оценивая свою деятельность в течение урока

УУД(Р) осознание качества и уровня усвоения учебного материала

УУД(Р) способность к самооценке

(Л) Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Рефлексия на проверку соотносить цель и результат

Наблюдение за речевыми действиями по умению оценить причину успеха в деятельности на уроке

10.

Д/з (по выбору:

.Напишите характеристику Вити и Саньки, или составьте толстые и тонкие вопросы

Давать возможность выбора д/з ( 2-х уровней- Б. и П.)

 

- Выберите задания из предложенных или выполните оба.

Дети осмысленно выбирают д/з

(Л) Учебно-познавательный интерес к изученному учебному материалу

Беседа на выявление учебно-познавательного интереса к изученному материалу

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.