Мастер-класс «Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий»
М -К Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий
Цель: создать условия, мотивирующие к применению в деятельности стратегий и приёмов смыслового чтения.
Задачи:
- познакомить со стратегиями и приемами смыслового чтения;
- научить использовать в своей работе приемы смыслового чтения;
- оценить собственное профессиональное мастерство;
- определить задачи саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования
Оборудование:
проектор, экран, тексты для работы в группах, Кубик Блума, карточки для рефлексии.
1.Организационный
Добрый день, уважаемое жюри, коллеги, гости, я рада вас видеть. Разрешите мне представить вам моих помощников – фокус-группу в составе 6 человек.
Индукция
Короткая притча от Леонардо Да Винчи:
Встретились однажды Кремень и Огниво. Получив сильный удар, кремень возмущенно вскрикнул:
– С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь мои бока в покое.
– Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.
При этих словах кремень стал терпеливо сносить удары огнива. Наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.
- Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.
Сегодня мы будем совершенствовать свои знания и умения на мастер – классе, тема которого записана на слайде. Прочитайте.
Прежде чем начать занятие, я предлагаю вам разделиться на группы. У вас на столах лежат розовые листочки со словами. Найдите пару своему высказыванию и создайте группы.
Только тот счастлив, кто способен распространять счастье. Пауло Коэльо (предтекстовые стратегии)
Любить чтение — это обменивать часы скуки на часы большого наслаждения. Монтескье (текстовые стратегии)
Читать и не понимать — то же, что совсем не читать. Коменский Я. (послетекстовые стратегии)
Прочитаем высказывания, которые у вас получились.
Как вы думаете, какая основная задача педагога зашифрована в них? (научить детей читать, понимая текст, а это доставит удовольствие и самому педагогу, и его ученику)
Какова цель нашей встречи? изучить некоторые приёмы смыслового чтения и получить от этого удовольствие
Задачи вы можете увидеть на слайде
Приступаем к работе.
Ч то такое «смысловое чтение»? В основной образовательной программе основного общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка средств языка массовой информации».
Во ФГОС подчеркивается «метапредметный» характер смыслового чтения. Умения смыслового чтения относятся к универсальным учебным действиям, поэтому владение приемами смыслового чтения поможет вам сделать любой урок продуктивным.
- Я подготовила для вас информационные карты. Туда же я поместила цель и задачи, которые мы определили.
В них вы можете увидеть определения стратегии чтения. Ниже в колонках помещены приемы работы с текстом.
Определите недостающие слова в названии каждой колонки. В этом вам помогут ваши мудрые высказывания на розовых листочках.
Прочитайте цель в каждой колонке. Посмотрите, какие приемы можно использовать на том или ином этапе работы с текстом. Я бы хотела остановиться на нескольких приемах.
Предтекстовые стратегии
«Рассечение вопроса»
Целью приема является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
Ход работы:
У Льва Толстого есть интересное произведение. Прочитайте его заглавие - «Детство. Отрочество. Юность» и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
-Прочитайте еще раз. Подумайте, что такое отрочество? (это период жизни между детством и юностью - 11-15 лет)
-Запомните это слово хорошо. В 11 классе на ЕГЭ оно вам пригодится.
(сюда же добавится «Глоссарий» - Отрочество)
Текстовые стратегии
«Слова-ключики».
Цель: найти в тексте слова, несущие главную смысловую нагрузку
ФУТБОЛ
Сказала тетя: - Фи, футбол!
Сказала мама: - Фу, футбол!
Сестра сказала: - Ну, футбол…
А я ответил: - Во, футбол!
(Г.Сапгир) «Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во!
Послетекстовые стратегии
Кластер
Цель: систематизация материала
Кластер помогает лаконично и наглядно систематизировать учебный материал. Работа с материалом в графическом виде учит детей строить логичные высказывания.
Практическая часть.
-А сейчас переходим к практической части занятия. Мы рассмотрим приемы стратегии «Направленного чтения» Цель: сформировать умение целенаправленно читать текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.
Мы знакомимся с приемом «Антиципация», цель которого заинтересовать обучающихся личностью писателя, создать мотивацию к чтению.
- Посмотрите на слайд. Это фотография писательницы Татьяны Тэсс. Как думаете, «Тэсс» - это фамилия или псевдоним?
-Для чего берут псевдонимы? Какие вы знаете псевдонимы?
Татья́на Тэсс (псевдоним; настоящее имя Татьяна Николаевна Сосю́ра) (12 [25] октября 1906, — 1983, Москва) — советская писательница, журналистка и публицистка, многолетняя сотрудница газеты «Известия».
У Татьяны Сосюры была фамилия, известная в литературном мире: ее двоюродный брат Владимир Сосюра был известным украинским поэтом. Поэтому она решила взять псевдоним.
Об интересном случае с ним вы можете прочитать на слайде.
-Татьяна Николаевна написала интересный рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.
Но сначала я хочу спросить, что может быть голубым?(небо, мяч, море, мечта, дали…)
Могут быть голубыми деревья?(ели)
Почему ель называют голубой? (особый восковый налет на каждой хвоинке создает тонкую пленочку, которая в общей массе создает видимость не зеленой хвои, а голубоватой, сероватой или даже сиреневатой. Если восковый налет убрать, хвоя будет зеленой)
Где можно встретить голубую ель?
Вывод: Мы разобрали прием «Антиципации» (предвосхищения). Интересен такой прием работы?
Татьяна Тэсс назвала рассказ «Голубая ель»
-Сейчас мы прочитаем текст, используя прием «Чтение с остановками». Цель приема – создать условия для внимательного прочтения произведения, создания собственной интерпретации текста.
Будьте внимательны, после каждой остановки я буду задавать вопросы.
(на столах прикреплены скотчем листы с рассказом. Обучающиеся мастер-класса (педагоги) отклеивают скотч снизу и открывают листок до 1 (2,3..) сгиба)
Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
– Что вы знаете о голубых елях? Почему это дерево так назвали? О чем пойдет речь далее в произведении?
Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью дома, его украшением…
И вот однажды…
– Очень часто после слова «однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды в московском дворе?
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач.
Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом.
– Какие действия предпримут, по вашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту?
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
– Рассказ почти завершен. Как вы думаете, о чем в конце написал автор?
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
- Что будет дальше и почему?
Вывод: Внимательно прочитали текст? Все детали рассказа были бы вами замечены, если бы не было вопросов? У каждого в голове сложился определенный образ , связанный с произведением.
-Поработаем со словами. Прием «Глоссарий». Его цель – расширении словарного запаса обучающихся.
Дать определение словам «принялось», «содрогание», «подлец» (по группам).
Вывод:вы увидели 3 способа толкования значения слов. Можно использовать прием «Синоним», «Антоним» и др.
А сейчас поиграем. Прием «Кубик Блума». Я бросаю кубик, на гранях которого написаны первые слова вопросов. Ваша задача – ответить на вопрос. (3 вопроса)
Работу можно построить несколькими способами. Изменим подход.
Попробуйте сами сформулировать вопрос по содержанию рассказа (3 вопроса)
Можно построить работу так: каждый ученик задает вопрос всему классу. Или только соседу.
-Почему люди не убирают засохшую ель?
-Объясни, какие эмоции испытывали жители дома?
-Назови героя, срубившего ель
-Предложи способы борьбы с такими людьми
-Придумай слова, которые могут остановить человека от плохого поступка
-Поделись своими чувствами о рассказе
Вывод: прием помогает глубже погрузиться в текст, соотнести собственную интерпретацию с авторским замыслом, учит отвечать на «толстые» вопросы, самим формулировать вопросы по тексту.
А мы переходим к следующему приему - «Картинный план». Цель: воссоздания последовательности частей текста. Прием проверяет глубину восприятия произведения, внимание школьников к деталям рассказа.
-А сейчас обратим свое внимание на доску. Художник изобразил события рассказа. Но порядок иллюстраций нарушен. 1 человек будет читать рассказ выразительно, а мы восстановим правильный порядок. (по 1 к доске)
Вывод: А вы чувствуете, как ваш урок сразу заиграл красками? Как загорелись глаза детей? Сколько заинтересованности в каждом ребенке? Последовательность частей рассказа восстановили? Тут у нас работают и аудиалы, и визуалы, и кинестетики.
Рефлексия
- Спасибо, коллеги, я вынуждена завершить нашу теплую встречу. Я сейчас снова подбрасываю кубик. У меня выпала грань «ПРОАНАЛИЗИРУЙ». Я прошу сейчас участников фокус-группы поделиться своими впечатлениями, проанализировать свою работу, ее продуктивность за столь малое время.
- Что вы узнали сегодня на мастер-классе?
- Что было самым трудным для вас?
-Что возьмете в свою копилку?
Разрыв.
В ернемся к притче, о которой шла речь в начале занятия. Что появилось благодаря взаимодействию кремня и огнива? (огонь). Какую пословицу вы можете подобрать к притче?(Ученья корень горек, да плод сладок. Ученье - свет, а неученье - тьма)
-Так и мы с вами сегодня взаимодействовали и высекли огонь. Это огонь знаний!
-А дарю вам огонь знаний, а вы несите его с собой и дарите его детям!
Спасибо за активное участие в мастер-классе!
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА
«Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования
универсальных учебных действий»
Цель: создать условия, мотивирующие к применению в деятельности стратегий и приёмов смыслового чтения.
Задачи:
- узнать стратегии и приемы смыслового чтения;
- научиться использовать в своей работе приемы смыслового чтения;
- оценить собственное профессиональное мастерство;
- определить задачи понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Стратегии предтекстовой деятельности |
Стратегии текстовой деятельности
|
Стратегии послетекстовой деятельности
|
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
|
Цель : понимание текста и создание его читательской интерпретации.
|
Цель: усвоение, расширение, углубление, обсуждение прочитанного, корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. |
«Мозговой штурм» «Батарея вопросов» «Предваряющие вопросы» «Рассечение вопроса» «Алфавит за круглым столом» «Соревнуемся с писателем» |
«Чтение в кружок» «Чтение про себя с вопросами» «Чтение про себя с пометками» «Слова –ключики» |
«Вопросы после текста» «Тайм-аут» «Проверочный лист»
|
«Антиципация»
|
«Глоссарий» «Чтение с остановками» |
«Кубик Блума» «Картинный план» |
Ирина Владимировна Казарцева