Занятие на тему «Стратегия выбора профессии» (8–9 классы)
Разработано: Любимова Елизавета Сергеевна, педагог-психолог, МАОУ «Гимназия №33» г. Перми
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Стратегия выбора профессии»
Планируемые предметные результаты учащихся: 1. умеют выявлять желания и возможности человека для профессионального выбора; 2. умеют составлять шаги профессионального самоопределения, основываясь на возможностях человека.
|
Образовательные задачи учителя: Практические (связаны с формированием навыков и умений): Организовать условия для изучения учащимися «Формулы идеальной профессии» и применения ее в профессиональном самоопределении
Познавательные (связаны с расширением кругозора: страноведческого, филологического, общего) Расширить знания по теме профессионального самоопределения и построения шагов для выбора профессии.
|
Формируемые универсальные учебные действия учащихся: учатся выстраивать рекомендации для профессионального выбора; учатся выражать свои мысли корректно.
|
Развивающие задачи: Развивать критическое мышление при работе над кейсами.
|
Воспитательные задачи: Воспитывать уважение учащихся к своим одноклассникам. Воспитывать сотрудничество между учащимися. Воспитывать навыки профессионального и личностного самоопределения. |
|
Образовательные задачи: Расширять кругозор по теме «Стратегия выбора профессии» Разрабатывать шаги профессионального выбора.
|
Предполагаемые трудности |
Сложности в определении возможностей и желаний. |
Способы преодоления трудностей |
Точное и понятное определение формулы, выведенное учениками. |
Используемые ресурсы |
Power Point |
Оснащение урока |
Презентация, тетрадь, раздаточный материал. |
ХОД УРОКА
Этапы (подэтапы), виды речевой деятельности |
Задачи видов деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы взаимодействия/время |
Ожидаемые предметные и метапредметные результаты деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Организационно-мотивационный этап
|
|||||
1.Организационный момент
|
Настроить учащихся на урок.
|
Вводное слово, подведения учащихся к теме урока.
|
Подготовка |
Диалог – 1 минута |
Создание позитивной мотивации учащихся для урока |
2.Введение в тему урока, целеполагание |
Ознакомить учащихся с темой урока. Актуализировать знания учащихся. |
В мире существует множество различных формул (привести примеры формул) Но существует одна из формул, которая может решить задачу идеального профессионального выбора каждого из вас |
Учащиеся называют формулы. |
Диалог – 2 минуты |
Актуализация знаний из различных учебных предметов |
3.Цель и задачи урока
|
Выделить цель и задачи урока.
|
Вывести на слайд формулу с пустыми компонентами. Перед вами формула идеального профессионального выбора. К концу урока мы постараемся ее разгадать, и я надеюсь, что вы сможете составить свою. |
Записывание формулы в тетрадь. |
Диалог – 2 минуты |
Создание интереса учащихся к теме урока. |
Исполнительский (деятельностный) этап
|
|||||
4.Введение новой теоретической информации |
Организовать введение новой теоретической информации с помощью поиска в сети интернет. |
Перед вами листы с определениями переменных «Хочу», «Могу» и «Надо», постарайтесь найти эти определения в интернете. |
Поиск информации |
Фронтальная форма работы, 3 минуты. |
Выявление различных определений |
5.Отработка теории |
Организовать взаимодействие с другими группами |
Озвучьте определения, которые вы нашли, давайте сравним, насколько они разные. На слайде определения, согласно теории психолога Е. А. Климова. |
Учащиеся озвучивают свои варианты определений. При похожих, вносят дополнения. |
Фронтальная форма работы, 5 минут. |
Понимание различий между хочу, могу и надо
|
6. Отработка теории |
Организовать выполнение упражнения. |
У вас на столе есть карточки с описанием подростков и их жизненных ситуаций. Необходимо для каждого подростка подготовить рекомендации по его профессиональному выбору, определить его сильные стороны и сферу, в которой данные качества могут быть применены. |
Учащиеся работают с кейсами, выписывают рекомендации в таблицу |
Групповая форма работы, 7 минуты. |
Понимание теоретических основ, применение их на практике
|
7.Защита ответов |
Организовать выполнение упражнения |
Каждая группа в течение 2 минут рассказывает свой кейс и рекомендации по нему. Слушатели заполняют бланки оценивания для каждой группы. |
Учащиеся представляют рекомендации, оценивают одноклассников |
Фронтальная форма работы, 10 минут. |
Навыки самопрезентации, оценивания, выражениях своих мыслей |
8.Выполнение упражнения – собственная формула |
Организовать выполнение упражнения.
|
Предлагаю вам вернуться в начало нашего урока и заполнить свою собственную формулу идеального профессионального выбора. |
Учащиеся заполняют пустые графы в формуле. |
Самостоятельная форма работы, 5 минут. |
Понимание речи учителя, реакция на речь учителя. Правильное выполнение упражнения. |
9. Завершение урока (рефлексия учащихся и итоги учителя, запись домашнего задания). |
Объяснить домашнее задание, подвести итоги урока. |
пройти тест Голомштока, выявить свой тип выбора профессии. Подвести итоги: анонимный опрос с вопросами: что получилось, что узнал нового, что вызвало затруднения,
|
Учащиеся записывают домашнее задание, записывают ответы на вопросы. |
Фронтальная форма работы, 5 минут. |
Участие в беседе, запись домашнего задания, рефлексия учащихся. |
Приложение 1.
Формула профессии, «Хочу», «Могу» и «Надо»
Хочу |
|
Могу |
|
Надо |
|
Приложение 2.
Кейсы
карточки с описанием подростков и их жизненных ситуаций. Необходимо для каждого подростка подготовить рекомендации по его профессиональному выбору, определить его сильные стороны и сферу, в которой данные качества могут быть применены.
Ученик А.
Отличается большой собранностью, целеустремленностью. В любой трудной обстановке умеет сохранить самообладание, выдержку, обладает большим чувством самоконтроля, четким мышлением. Движения и действия его быстрые, но не поспешные. Его интересы сосредоточены в области физики.
Ученик Б.
Поражает какой-то несобранностью, внутренней погруженностью и внешней рассеянностью. Он очень хорошо знает физику. В быту совершенно беспомощен, ненаблюдателен и вечно попадает в смешные истории.
Ученица В.
Когда занимается со своими подшефными учащимися 1-4 классов, то вся преображается: становится взрослее, голос звучит мягче, задушевнее. Она снисходительна к шалостям малышей, но настойчива, когда нужно призвать ребят к порядку. В.- выдумщица на всякие игры, ребята с нетерпением ждут ее прихода.
Ученица Г.
Умеет легко входить в контакт с людьми, понимает эмоции и чувства человека, умеет распределить работу между людьми, умеет организовать работу в коллективе, всегда доводит начатое дело до конца
Ученик Д.
Ярко выражены способности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков. Победитель олимпиад по английскому языку городского и краевого уровня. Неусидчив, не любит монотонной работы.
Приложение 3.
Листы оценивания
Критерий |
Группа |
Группа |
Группа |
Группа |
Группа |
Раскрытие проблемы |
|
|
|
|
|
Соответствие решения современным реалиям |
|
|
|
|
|
Участие всех участников группы |
|
|
|
|
|
Комментарий от группы оценивания |
|
|
|
|
|
Приложение 4.
Рефлексия
Что узнал нового?
Что было сложно?
Вывод по теме урока -