Цель: Познакомить учащихся с понятием стресса и его влиянием на жизнь человека
Задачи:
Образовательные:
- Познакомиться с понятием «стресс»;
- Выяснить причины, вызывающие стресс;
- Охарактеризовать влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека;
- Научиться нейтрализовать эмоциональный стресс.
Воспитательные:
- Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к своему здоровью;
- Совершенствовать навыки коллективной работы.
Развивающие:
- Способствовать развитию логического мышления, внимания;
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
- Развивать умение оценивать состояние здоровья человека;
- Продолжить развивать творческие способности.
Тип урока: изучение нового материала
Технология: исследовательского обучения
Форма организации деятельности: групповая работа
Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный, проблемно-поисковый, групповая исследовательская работа, самостоятельная деятельность.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
1. Организационный момент: проверить готовность рабочего места к уроку и настроиться на работу.
2. Новый материал.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на нашем занятии. Хоть я по профессии учитель биологии, работаю в школе №7, я не зря пришла сегодня в белом халате.
· Угадайте, о чем у нас сегодня пойдет речь? (О здоровье)
· Что такое здоровье? (Ответы учащихся)
Задание.
Давайте мы с вами составим словесный портрет здорового человека. (Игра «Цепочка») Здоровый человек – он какой?
Не больной, веселый, общительный, ухоженный, опрятный, красивый, спокойный, интересный
Таким образом, мы видим, что здоровье многогранно. Ученые выделяют 3 составные части здоровья
Здоровье |
||
физическое |
психическое |
социальное |
Здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия человека
После долгих исследований ученые пришли к выводу, что здоровье человека во многом зависит от его настроения. Люди, которые чаще улыбаются, меньше болеют простудными заболеваниями, у них реже случаются инфаркты и инсульты, быстрее обновляются клетки тела.
- Какое настроение у вас сейчас?
Задание. «Оцените настроение».
У вас на столах лежат таблички.
Мое настроение |
|
В начале урока |
В конце урока |
|
|
Впишите в них свою фамилию и имя. С ней мы будем работать в течение всего урока. А сейчас оцените свое настроение по 5-бальной системе и поставьте цифру во 2 колонку.
Поднимите руку те, кто оценил свое настроение на 5, 4, 3, 2, 1, 0
· Объясни, почему у вас такое настроение?
Ученые заметили, что угнетенное, нерадостное состояние у людей в последние годы бывает все чаще и чаще.
· Как мы называем напряженное состояние человека одним словом? (Стресс)
· Знаете ли вы, что такое стресс? Почему он возникает? Как он действует на человека? Как с ним бороться? (нет, не совсем)
· Хотите узнать? (да).
Хорошо, давайте посвятим наш урок решению этой проблемы.
Задачи на предстоящий урок у нас определились сами.
Миссия предстоит нам ответственная. Каждый из вас побывает сегодня в роли исследователя.
· Часто ли вы подвергаетесь стрессу? Каков ваш уровень стресса, вы знаете? (нет)
Задание. Тест «уровень стресса» (1-2 мин) Приложение 1.
Я предлагаю вам тест, по которому вы узнаете свой уровень стресса.
Ответьте на вопросы. Поставьте галочку около того утверждения, которое соответствует вам. Проверьте по шкале оценок ваш уровень.
Групповая работа. (7- 10 минут)
Сейчас мы с вами поработаем в группах. Но мне нужны помощники: 2 человека, которые дружат с математикой и 2 человека, которые любят рисовать, оформлять стенгазеты.
Задания
1 группа. (Статистики)
1. Соберите анкеты у учащихся, разделите их на группы по уровню стресса.
2. Подсчитайте количество анкет в каждой группе и выразите в процентах долю каждой группы в классе. Постройте диаграмму.
3. Сделайте вывод об актуальности данного занятия для учащихся класса.
2 группа. (Редколлегия) Оформите стенгазету по материалам работы групп (материалов рабочих групп, небольшие зарисовки, названия колонок крепим магнитами на магнитной доске). Можно использовать материалы Приложения 3.
3 группа. (Аналитики). Ответьте на вопросы, используя текст учебника, приложение 2:
1. Что такое стресс?
2. Укажите причины возникновения стресса.
4 группа (Теоретики). Ответьте на вопросы, используя текст учебника, приложение 2:
1. Перечислите стадии защитной реакции организма в стрессовых ситуациях.
2. Охарактеризуйте типы поведения людей в стрессовых ситуациях.
5 группа (Медики). Ответьте на вопросы, используя текст учебника, приложение 2:
1. Как стрессовые ситуации влияют на здоровье человека.
6 группа (Практики) Ответьте на вопросы, используя текст учебника, приложение 2:
1. Перечислите приемы нейтрализации эмоционального стресса.
Каждая группа записывает результаты работы на отдельный листочек, после выступления передает его в редколлегию.
После подготовки физкультминутка на восстановление дыхания. Устройтесь на стуле поудобнее, спина прямая, плечи расправлены, руки на коленях. Вдох делаем носом на счет 1-3, задерживаем дыхание, потом спокойный выдох через рот. Дышим глубоко с помощью живота. Делаем 5 раз. Проветриваются легкие. Расширяются сосуды. Улучшается кровообращение мозга, успокаиваются нервы.
Отчеты работы групп. Работают все, возможна помощь учащихся из других групп. (10-15 минут).
Молодцы! Очень хорошо поработали! Прекрасная получилась газета!
Практикум. (4 минуты)
Решите ситуацию. Из-за плохих отметок родители лишили вас карманных денег и запретили в течение месяца подходить к компьютеру и любые развлекательные мероприятия. Для вас это было бы стрессом? Как бы вы решили эту ситуацию? 2 минуты на обдумывание.
Ответы учащихся.
Самое главное принять верное решение, которое соответствовало бы действительности, реально смотреть на вещи, нужно верить в свои силы и радоваться жизни, не поддаваться никаким трудностям. Активно искать выход из любых ситуаций. Помните: главное вы живы, а остальное можно решить!
Релаксация. (Круг) теперь я попрошу вас выйти в круг, давайте немного разомнемся. Сделаем упражнение на дыхание.
Улыбнемся друг другу. Встанем близко-близко, руки вперед. (Игра мячик). Представьте, что это ваше здоровье и оно в ваших руках. Передайте его аккуратно другому, не уроните, не потеряйте свое здоровье.
Сядьте, пожалуйста, на свои места.
Оцените свое настроение сейчас. Сравните с тем, что было в начале урока, есть ли изменения?
Домашнее задание. Стресс подстерегает нас на каждом шагу. Проведи в течение месяца самонаблюдение и заполни таблицу «Стресс в моей жизни»
Причины стресса |
Как я вышел из стресса |
Анализ ситуации |
|
|
|
Сделай выводы.
Рефлексия.
Наш урок подошел к концу. Все мы сегодня хорошо поработали, надеюсь, что узнали много нового.
Прошу вас выполнить последнее задание. Обсудите в группе свою работу на уроке и поставьте оценку каждому участнику группы. Прошу делайте честно. Я вам доверяю.
Оцените урок.
Продолжите фразу.
1. Урок понравился, потому что…
2. Урок не понравился, потому что…
3. На уроке я узнал(а), что…
4. На уроке я понял(а), что…
5. Еще я хочу узнать о…
Можете сказать по-своему.
Еще раз спасибо за урок. Желаю вам счастья. Надеюсь, что вы все достойно справитесь с теми трудностями, которые подстерегают вас на жизненном пути.
Будьте здоровы!
Список литературы
Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья.- М.: Вентана-Граф, 2003.-144 с.
Приложение 1.
Тест: «Мой уровень стресса»
Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.
В последние месяцы ты:
· Писал контрольную работу в школе.
· Сильно спорил/а или подрался (лась) с кем-то
· Опаздывал (ла) на занятия или куда-нибудь еще
· С тобой произошло что-то волнующее
· Чувствовал(а) печаль или одиночество
· Выступал(а) перед классом
· Встретился (лась) с новым человеком
· Имел(а) проблемы в отношениях с родителями или друзьями
· Старался (лась) изо всех сил победить в соревнованиях
· Был (а) чрезмерно загружен(а) делами
· Имел (а) проблемы с приготовлением уроков
· Не смог (ла) выполнить возложенные на тебя обязанности
· Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле
· Помогал(а) в организации крупного мероприятия
· Чувствовал(а) замешательство
Сложи количество своих утвердительных ответов (да). Определи по шкале оценок свой уровень стресса.
Шкала оценки уровня стресса:
От 0 до 5 – низкий уровень стресса;
От 6 до 10 – средний уровень стресса;
От 11 до 15 – высокий уровень стресса
Приложение 2.
Стресс – чума 21 века.
Одним из факторов риска для здоровья является стресс. Слово «стресс» в переводе с английского языка означает «напряжение». Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Этот термин был введен канадским ученым Гансом Селье в 1936 году.
Стресс возникает под влиянием различных факторов среды, предъявляющих организму повышенные требования. Например, низкие температуры влекут развитие холодового стресса, высокие температуры – теплового, избыточное потребление лекарств – лекарственного. Наиболее распространен эмоциональный стресс. Он возникает в ответ на конфликтные ситуации. У подростков такие ситуации связаны с непониманием их окружающими, завышенными требованиями, наказаниями, отсутствием дружеских отношений со сверстниками, недовольство своей изменяющейся внешностью, высоким темпом жизни. Немалый стресс вызывают предстоящие экзамены, выбор будущей профессии и поступление в ВУЗ. Стремление быть первым порождает массу проблем психического плана.
Ученые установили, что стрессорные факторы вызывают комплекс защитных реакций организма, протекающих в 3 стадии.
В первую стадию, или стадию тревоги происходит мобилизация защитных сил организма для противодействия стрессорному фактору. При этом мобилизуется работа нервной системы и увеличивается образование гормона надпочечников – адреналина.
На второй стадии – устойчивости – организм противостоит неблагоприятному и сильному фактору среды. Сопротивляемость возрастает за счет усиления активности нервной системы и надпочечников. Но снижается устойчивость организма к другим неблагоприятным факторам и значительно ослабевает иммунитет.
Третья стадия – истощение. Организм не в силах противостоять действующему фактору, и возникают различные болезни.
Люди по-разному переносят стресс, но, несмотря на это, всех можно разделить на 3 группы по типу стресс – реакции. В первую группу попадают люди, для которых стресс является хорошим стимулом в работе и жизни. Он мобилизует их силы, знания и умения и помогает постоянно двигаться вперед к намеченной цели. Вторую группу составляют так называемые «паникеры». Для них стресс сравним с концом света, они не могут собраться с силами и правильно выйти из стрессовой ситуации, часто плачут, отказываются от общения с окружающими. Третью группу составляют люди с паралитической стресс – реакцией. Они не могут выбраться из стрессовой ситуации без помощи других людей.
Стресс – чума 21 века.
Люди имеют неодинаковую устойчивость к факторам среды. Некоторые переносят их легко, а у других наблюдается нервное перенапряжение и нарушение функций внутренних органов. Эти особенности передаются по наследству.
В первую очередь от затянувшегося стресса страдают сердечно -сосудистая и нервная системы. он является причиной гастрита, язвы желудка, гипертонии, бронхиальной астмы, сахарного диабета, болезни щитовидной железы. Постоянный стресс поражает иммунную систему человека, делая его более чувствительным к инфекциям. Не секрет, что зачастую именно перенесенный стресс является катализатором осенне–зимних эпидемий гриппа и ОРВИ. Верными признаками перегрузки могут быть боли в позвоночнике, изжога, тошнота, головокружение, головная боль, чувство усталости и разбитости, ухудшение памяти, повышенная раздражимость, плохой сон.
Таким образом, мы видим, что со стрессом нужно бороться всеми доступными средствами.
Нейтрализация эмоционального стресса и его отрицательных последствий достигаются различными способами. Для снятия стресса рекомендуется глубокое дыхание. Общение с близкими людьми или домашними животными успокаивает нервную систему. Нормализует работу сердечно - сосудистой и нервной системы прослушивание мелодичной музыки. Хорошим способом выхода из стресса являются физические упражнения или подвижные игры. В последнее время в качестве антистрессорной процедуры рекомендуются приемы расслабления мышц – метод релаксации. В целом же наиболее эффективным средством является полноценный сон. Помочь расшатавшимся нервам могут натуральные средства, и лучшее из них – уравновешенное, здоровое питание с достаточным содержанием молочных продуктов и продуктов из муки грубого помола. Они содержат магний – антистрессорный микроэлемент.
· Отвлекитесь. Займитесь делом, которое снимает напряжение и поднимает тонус, - переберите вещи в шкафу, уберитесь в письменном столе, выйдите на прогулку.
· Притворитесь. Иногда стоит «надеть» приятную улыбку и выражение лица – и вы действительно начинаете чувствовать себя комфортно.
Стресс – это напряжение, вызванное любым фактором внешней среды. Поскольку стресс связан с любой деятельностью человека, избежать его практически невозможно. Важно, чтобы не возникло избыточного напряжения организма, приводящего к нарушению функций внутренних органов, срывам, разрушению.
Стресс может быть полезен, если измененные функции организма быстро возвращаются к исходному уровню. При этом возрастает приспособленность организма к меняющимся условиям среды.
Приложение 3.
Материал для урока.
Стресс – состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий
Причины стресса:
1.Физические факторы:
температура, лекарства,…
2.Эмоциональные факторы:
конфликты, экзамены, зачеты, выбор профессии, смерть и болезнь близких людей
Фазы стресса:
1. Стадия тревоги – организм оценивает характер воздействия;
2. Стадия устойчивости – организм мобилизуются все защитные силы;
3. Стадия истощения – силы организма на исходе
Типы стресс – реакции
· Мобилизационный
· Панический
· Паралитический
Признаки стресса:
1. Боли в позвоночнике;
2. Тошнота, изжога;
3. Головная боль, головокружение, ухудшение памяти;
4. Чувство усталости и разбитости;
5. Плохой сон, раздражительность.
Советы врачей по нейтрализации эмоционального стресса:
1. Общайся с сильными, оптимистично настроенными людьми.
2. Ищи поддержку у близких людей.
3. Используй внешние источники сил (природу, музыку, книги).
4. Вспомни счастливые моменты жизни.
5. Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.
6. Занимайся спортом, физкультурой, танцами.
7. Правильно питайся, соблюдай режим дня.
8. Радуйся жизни!
9. Помни, мы сильны, когда верим в себя!