Урок по биологии в 8–9 классе «СПИД — чума XXI века»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Изучение нового материала
СПИД — чума XX I века
СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита человека) — заболевание, которое проявляется недостаточностью иммунитета. По определению академика В. П. Тимакова (1973). Данная болезнь вызывается специфическим вирусом, который, попадая в кровь человека, поражает специфические лимфатические метки, преимущественно Г-4 лимфоциты, иначе называемые Т-хелперы (помощник). Эти клетки играют важнейшую роль в регулировании активности всех элементов иммунной системы человеческого организма. Поражение Т-4 лимфоцитов вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) первоначально вызывает дисфункцию иммунной системы, а затем полностью выводит ее из строя, делая человека беззащитным перед различными болезнями и злокачественными новообразованиями.
Чумой XX в. назвали СПИД журналисты. Это первая вирусная инфекция, распространившаяся практически по всему миру. К маю 1988 г. она охватила 136 стран мира на всех континентах. Число больных, по оценкам американских специалистов, уже достигло 250 тыс. человек, а еще 5—10 млн. человек являются носителями вируса иммунодефицита человека. Сейчас, когда о СПИДе и его возбудителях известно многое, оказалось, что тысячи случаев болезни и смерти, связанные с иммунодефицитом, были и в 70-х годах, т. е. значительно раньше, чем впервые был выделен основной ее возбудитель — ВИЧ-1 (1981). В 1985 г. в Западной Африке была выделена еще одна разновидность вируса — ВИЧ-2, позже, в Южной Америке, ВИЧ-3. Хотя эти две последние разновидности вируса менее опасны для человека, изучены они еще очень мало.
—- Первое предположение о природе и происхождении вируса, вызывающего СПИД, высказал американский ученый Роберт Галло. На основании многолетних исследований он выдвинул гипотезу о происхождении группы ретро вирусов, к которым относится и ВИЧ. В процессе образования ретро вирусов, считает ученый, формируются комплексы клеточных РНК с обратной -транскриптазой. В результате через какие-то промежуточные формы путем мутации возник вирус, вызывающий СПИД.
По версии Р. Галло, возбудитель СПИДа мог быть завезен чернокожими иммигрантами из Центральной Африки.
Другая теория основана на том, что многие исследователи считают маловероятным внезапное образование патогенной формы возбудителя СПИДа, однако допускают ее как последствие
мутации обезьяньего вируса, принадлежащего к той же группе ретро вирусов, что и вирус, вызывающий СПИД.
Одной из вероятных причин, вызывающей большое количество мутаций вирусов и ускоренное их видообразование, считают повышенный радиационный фон в некоторых районах Африки, обусловленный залежами урана.
Высказываются предположения и о связи процессов, приведших к возникновению ВИЧ, с резким повышением радиационного фона на Земле в результате испытания ядерного оружия.
Среди населения США и Канады, а также ряда европейских стран, в которых заболевание СПИДом получило широкое распространение, четко выделяются контингенты населения, где уровень заболеваемости особенно высок.
Первую, наиболее ярко выраженную группу, 72% от общего числа заболевших, составляют гомосексуалисты, заражение которых происходит при половом сношении с носителем вируса, вызывающего СПИД.
Ко второй группе, составляющей 17% заболевших, относятся / наркоманы. У них заражение происходит в результате попадания ВИЧ-инфекции в кровь при использовании нестерилизованных медицинских инструментов, игл и шприцев, которыми ранее пользовался человек, уже являющийся носителем вируса СПИД. Естественно, что в случае, если человека можно отнести и к первой, и ко второй группам повышенного риска, возможность заболевания СПИДом повышается во много раз.
Третью группу повышенного риска —2,1% составляют люди, которым переливали кровь или изготовленные из нее препараты, зараженные ВИЧ в то время, когда последствия заболевания были неизвестны.
В настоящее время известны три основных пути передачи вируса: Г) половой путь; 2) посредством введения ВИЧ-с кровью или с изготовленными из нее препаратами; инфицированными ВИЧ медицинскими инструментами и предметами личной гигиены (маникюрные ножницы, наборы, бритвенные приборы и т. д.); 3) внутриутробно — от больных матерей плоду.
Эти пути создают возможность для попадания ВИЧ в кровь, где он находит благоприятную среду для существования.
Одной из главных опасностей СПИДа, способствующей его распространению, является его большой инкубационный период. Человек, не испытывая жалоб на состояние здоровья и не подозревая, что он является носителем ВИЧ, может стать источником заражения очень многих людей. Инкубационный период для СПИДа, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), составляет от 4 до 15 лет. Однако при непосредственном попадании ВИЧ в кровь инкубационный период может уменьшаться, составляя в некоторых случаях 2—3 месяца. Вот почему многие страны придают большое значение выявлению носителей ВИЧ. С этой Делю в России проводится большая работа по организации кабинетов анонимного обследования, где (без предъявления каких-либо документов, удостоверяющих личность, и совершенно бесплатно) с применением современных достижений науки каждый желающий может обследоваться на СПИД.
Как - же проявляет себя вирус иммунодефицита человека в его организме.
Самое тяжелое последствие заражения — это синдром приобретенного иммунодефицита, давший название болезни (СПИД). По оценкам специалистов, он возникает примерно у 50% зараженных ВИЧ на протяжении 5—10 лет. В результате человек становится уязвимым для любого вида инфекции, в том числе и грибковой. В конечной стадии заболевания начинают развиваться разнообразные формы инфекционной патологии, злокачественные новообразования и хронические дегенеративные заболевания, которые и обусловливают высокую смертность при СПИДе.
Второе проявление инфекции — параСПИДа, характеризуется ухудшением самочувствия, постоянным повышением температуры тела, снижением массы тела, увеличением лимфатических узлов, поносами, потливостью.
При дальнейшем развитии заболевания возможен переход параСПИДа в СПИД. Сравнительно недавно было обнаружено и третье действие ВИЧ, вызывающее неврологические, заболевания, поражение центральной нервной системы. Известны синдромы, вызванные действием вируса на нервную систему: энцефалит, асептический менингит, прогрессирующее слабоумие и др. По последним данным, поражение центральной нервной системы представляет клинические признаки заболевания, обусловленные непосредственно действием ВИЧ, а не возникшими на фоне сниженных защитных сил организма инфекциями. Важная особенность СПИДа заключается в том, что слабоумие и другие симптомы поражения вирусом нервной системы во многих случаях предшествуют возникновению иммунодефицита. Это открытие позволило обеспечить исследование практически всей донорской крови, самих доноров и полностью исключить передачу вируса данным путем. Ведется активная работа по налаживанию производства и изготовления шприцов, игл и систем для переливания крови одноразового пользования. Повторное использование одноразовых шприцов и игл категорически не допускается, они подлежат уничтожению или переработке. Приняты меры по организации и контролю за соблюдением необходимых режимов стерилизации медицинского инструментария, обеспечивающих гибель вируса.
Основной мерой предупреждения заражения ВИЧ должно служить негативное отношение к половым извращениям и распущенности, случайным половым связям. В качестве меры профилактики, основанной на исключении обмена секретами и экскретами тела, возможно содержащими вирус, при половом сношении следует пользоваться физическими контрацептивами — презервативами.
Пагубные привычки, такие, как гомосексуализм и наркомания, могут стать угрозой не только собственной жизни, но и здоровью и жизни окружающих. Во всех случаях следует руководствоваться ; правилами личной гигиены, не пользоваться чужими зубными щетками, бритвенными приборами, маникюрными наборами, т. е. теми вещами, на которых могут сохраниться элементы крови другого человека, возможно содержащие ВИЧ-инфекцию.
Учеными установлено, что вирус, вызывающий СПИД, как и другие ретро вирусы, весьма нестоек во внешней среде. Он гибнет при температуре выше 56 °С. Его оболочка содержит жиры, поэтому он чувствителен к растворителям жиров, таким, как спирты, мыло, детергенты, содержащиеся в моющих средствах. Установлено, что спирты, мыло и другие средства, растворяющие липиды, убивают вирус менее чем за 10 мин. Поэтому следует подчеркнуть, что вероятность заражения вирусом СПИДа в бытовых условиях, где соблюдаются гигиенические правила, практически невозможна.
Всемирная организация здравоохранения объявила в 1989 г. 1 декабря Всемирным днем борьбы со СПИДом. Помимо плановых мероприятий, связанных с распространением знаний по основам личной и общественной гигиены, гигиены половой жизни, профилактике венерических заболеваний, рекомендуется проведение в этот день и общешкольного мероприятия, посвященного борьбе со СПИДом.
СПИД является пока неизлечимым заболеванием, и поэтому профилактической работе, направленной на разъяснение особенностей этого заболевания, должно уделяться большое внимание.
Как работает ВИЧ/СПИД
Вирус иммунодефицита человека!!
Симптомы и лечение ВИЧ инфекции
"Правильные решения" - все, что нужно знать о ВИЧ
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html