ФИО автора(ов): Бобылева Светлана Васильевна
Населённый пункт: с.Хатанга, Таймырский Долгано-Ненцкий муниципальный район, Красноярского края
Образовательная организация: ТМК ОУ «Хатангская средняя школа-интернат»
Предмет: Биология
Класс: 5
Тема раздела: Многообразие организмов.
Тема урока: Строение и многообразие грибов.
Цель урока: создать представление об особенностях строения и жизнедеятельности грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Предметные результаты: а)характеризовать основные признаки представителей царства Грибы; б) сравнивать строение различных грибов и дрожжей; в) формировать базовые исследовательские навыки.
Метапредметные результаты: а) уметь выявлять существенные признаки строения различных грибов и дрожжей; б)самостоятельно формулировать выводы; и) уметь отличать съедобные и ядовитые грибы.
Личностные результаты: получат опыт оказания первой доврачебной помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Действия учителя | Действия учеников | ||||||||||
Шаг 1. Мотивация к учебной деятельности. - Известны ли вам термины: грибы, грибница, хитин, съедобные, ядовитые грибы? -Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить, что будем делать на занятии? Попробуйте сформулировать тему, цель и задачи урока. (Сообщение темы, цели, задачи урока) . Берём рабочие тетради и записываем тему урока: «Строение и многообразие грибов.» Предлагаю выполнить задание 1. Задание 1. Вычеркните органоиды, нехарактерные для грибной клетки: клеточная стенка, митохондрия, хлоропласт, рибосома, цитоплазма, клеточная мембрана, слизистая капсула, большая вакуоль. Увы, при выполнении задания 1. Ваши мнения разошлись. Факт 1: Грибы похожи на растения - они неподвижны, растут всю жизнь. Факт 2: Грибы похожи на животных – питаются только готовыми органическими веществами. ПРОБЛЕМА. Почему грибы отдельное царство??? Для этого мы должны определить уникальные черты грибов, благодаря которым их определили в отдельное царство. Шаг 2. Делит детей на 3 группы по 4 учащихся в каждой (группы составляются по списку в журнале). Чтобы узнать задание для группы, нужно подойти к учительскому столу и выбрать себе рабочий лист. Задание для 1группы: А) Просмотреть видеослайды, презентацию, прочитать текст на с.48 учебника(смысловое чтение). Б) Выявить существенные признаки строения грибов, выписать их в виде тезисов, схемы. В) Представить информацию, отражающую ответы на поставленные вопросы Задание для 2группы: А) Ознакомиться с текстом с.49 учебника, рис. 27 (смысловое чтение) и презентацией. Б) Определить критерии отличия съедобных грибов от несъедобных по внешнему виду. В) Схематично представить схему съедобные и несъедобные грибы или выбрать слайды, наиболее полно отражающие внешний вид и критерии отличия съедобных грибов от несъедобных. Задание для 3группы: А) Просмотрите презентацию «Многообразие грибов» Б) Составьте кластер «Многообразие грибов» и краткие сведения о различных группах грибов и дрожжей. В) Сделайте вывод о многообразии грибов. На выполнение заданий – 8-9минут. Учитель предлагает ребятам рисовать либо на доске либо на выданных листах А-3 ответы в виде схем или какой-либо модели. Шаг 3. Представление результатов В результате ребята 1группы изобразили 2схемы для выполнения сравнительной характеристики грибов с растениями и с животными. Затем, на основании своих заполненных схем они могут сформулировать выводы. Хорошо, Айлана и Софья, ребята не согласны с данной схемой. У меня ?- почему клеточная оболочка гриба плотная, жесткая. Какое вещество обеспечивает грибам такие свойства? (Хитин). -Окраска некоторых грибов светло-зеленая. Эта особенность говорит о способности грибов к фотосинтезу? Учитель: Лера, а какую модель строения гриба вы получили? Учитель: Грибы – одни из самых загадочных обитателей Земли. ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.Грибы и сейчас остаются для нас загадкой. В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры. К какой точке зрения склоняетесь вы, ребята?
Точно или нет? И все же у меня к вам ? – можно ли, глядя на модель, убрать какую либо его часть? И почему? Да, Диана, умница, это действительно так. Учитель: Можем мы принять в таком виде ответ ребят 1группы на свои задания? Такой алгоритм работы мы с вами можем использовать при изучении представителей других царств живой природы? Далее, представление 2группы. Ребята, а что же мы можем сказать о съедобных и несъедобных грибах? Какая первая помощь должна оказываться пострадавшему при отравлении грибами? Как по внешнему виду мы можем определить съедобный это гриб или нет? Учитель. Прошу представить результаты 3гр. Ребята, пожалуйста, расскажите, каким образом, ваша группа действовала? Где вы искали ответы на вопросы? Насколько ваши мнения были едины? В чем возникли разногласия? Возвращаемся к версиям и проблемному вопросу. (обсуждение версий, дополнение, исправление и ответы на проблемный вопрос) А теперь вернемся к нашим версиям о принадлежности грибов к одному из царств и о их признаках. Какой теперь ваш результат? Благодаря чему наш результат улучшился? Как вы считаете, эффективен такой способ получения знаний? Что отличает грибы от растений и животных? Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных. Учитель. И давайте, ребята, мы с вами внесем дополнительную информацию в нашу с вами работу, отметив черты сходства представителей царства грибов с растениями и животными. Молодцы, верно. Учитель. Давайте отмети, в чем проявляются особенности Представителей царства ГРИБЫ. Учитель: ? Давайте сделаем общий вывод. Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные. Шаг 4. Первичное закрепление знаний 1. Подчеркните те царства, представители которых способны к фотосинтезу: царство Грибы, царство Растения, царство Животные. 2.Вычеркните те продукты, в образовании которых не участвуют грибы: хлеб, вино, простокваша, сметана, компот. Шаг 5. Рефлексия. Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике:
Шаг 6. Запись домашнего задания. Приготовить сообщения по выбору: «Плесневые грибы и их роль в природе и жизни человека». | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Пробуют формулировать тему, цели и задачи урока. Выполняют задание 1. Сверяют правильность выполнения с ответом. Ответ: хлоропласт, слизистая капсула, большая вакуоль. А) Обучающиеся выполняют свое задание Б) Работая с разными видами информации, с текстом учебника, выявляют существенные признаки строения грибов, выписывают их в виде тезисов или схемы. В) Представляют информацию, отражающую ответы на поставленные вопросы. Далее, Лера показывает свою модель строения гриба и сопровождает рассказом:
Тело подавляющего большинства видов грибов — это мицелий, или грибница, состоящая из тонких бесцветных нитей, или гиф, с неограниченным ростом и боковым ветвлением. Мицелий (грибница) обычно дифференцируется на две функционально различные части: подземный, служащий для прикрепления и поглощения воды и растворенных в ней веществ; надземный, который представляет собой плодовое тело. У знакомых вам грибов плодовое тело состоит из шляпки и ножки Ребята частично соглашаются со схемой, однако считают после наводящих вопросов учителя, что схема требует уточнения, в частности, плодовое тело тоже нужно изобразить как множество гифов. Таким образом, вносятся дополнения в модель ребят.
Диана: Я думаю, что если убрать наземную часть гриба- плодовое тело, ну когда гриб перерастет, то ничего страшного, а если вырывать грибы прямо с грибницей(как часто говорят, с «корнем»), то можно нарушить ее сохранность, а значит и плодовых тел, «грибочков» будет вырастать намного меньше. Мнение класса: Да, можем.
Мы для работы использовали: текст учебника, памятку для грибника, презентацию, вспомнили походы с родителями за грибами. Оказалось, часть этого, мы уже знали, поэтому каждый из нас выполнил то, что было нужно, мы подумали, что лучше всего изобразить не схему, а красочную собственную памятку для начинающих грибников. А правила оказания первой помощи при отравлении грибами следующие. Даша: я думаю, что памятка грибнику нужна будет и нам, и другим ребятам. Памятка грибнику 1. При сборе грибов будьте особенно осторожны! Грибы таят в себе опасность отравления. 2. Можно собирать только те грибы, которые вы хорошо знаете. 3. Нашли гриб, не спешите вырывать его, подрежьте ножом. Нельзя расковыривать лесную подстилку – можно разрушить грибницу, следовательно, на этом месте долго не будет грибов. 4. Никогда не собирайте и не употребляйте в пищу грибы, у которых у основания ножки имеется клубневидное утолщение. Не пробуйте их на вкус. 5. Помните о ложных опятах: не берите грибы с ярко окрашенной шляпкой. 6. Не пробуйте на вкус сырые грибы. 7. Никогда не употребляйте в пищу перезрелые, дряблые грибы. 8.Помните о возможности развития бактериальных заболеваний при нарушении санитарно-гигиенических требований при их консервировании. Первая помощь при отравлении грибами Итак, что делать при отравлении грибами?. До прибытия медиков особое значение имеет первая помощь при отравлении грибами, которая позволит существенно снизить последствия или даже спасти жизнь человека: Сделать промывание желудка: выпить 5-6 стаканов кипяченой воды, или бледно-розового раствора марганцовки, или одну столовую ложку поваренной соли размешать в стакане воды. Затем нажать пальцами на корень языка и вызвать рвоту. Желательно принять активированный уголь, или белую глину, или аптечные взвеси. Необходимо положить грелки или любое тепло к ногами и на живот больного. Обеспечить полный покой на время лечения. Остатки грибов уничтожать не стоит. Всегда хорошая идея – сохранить их для анализов. Ведь адекватное лечение отравления грибами становится возможным только при понимании того, какими именно грибами отравился пострадавший. Важно помнить, что серьезное отравление грибами требует лечение в условиях стационара. Попытки справиться с проблемой самостоятельно, в домашних условиях, - ненужный риск, который грозит фатальными последствиями. Антон и Маша: Мы распределились кто будет читать текст в учебнике, кто будет искать ответ в презентации, кто разрабатывать схему и кто ее будет представлять. Затем каждый выполнял свою часть задания, после обсуждали, спорили надо ли отдельно выделять грибы-паразиты и дрожжи. В результате получился вот такой кластер:
По нашему мнению, в природе на самом деле живут собственной жизнью множество представителей грибов, их объединяют в 4 группы. Значение грибов мы представим устно. Заполняют таблицу.
Особенности представителей царства ГРИБЫ. 1. Наличие хитина в клеточной оболочке. 2. Не имеют хлорофилла. 3. Гетеротрофный способ питания. 4. Тело состоит из тонких белых нитей-гифов, образующих грибницу и мицелий. Общий ВЫВОД как результат открытого способа решения проблемной ситуации. Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные. Все учащиеся соглашаются с результатами работы. Выбранные для представления слайды, интересны, кратки, содержательны. Ребята соглашаются с результатами. В результате был разработан совместные таблица: «Черты сходства грибов с растениями и животными» и выводы «Особенности Царства Грибов». Ответ: царство Растения. Ответ: Хлеб, вино, компот. Учащиеся отмечают степень удовлетворенности своей работой на уроке через измерение температуры настроения на уроке. Ребята записывают домашнее задание. Слушают, задают уточняющие вопросы. |