Урок биологии в 5 классе «Царств Грибы: строение и многообразие. Роль грибов в природе и жизни человека»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Восточная средняя общеобразовательная школа»
Частоозерский район Курганская область
Брызгалова Вероника Анатольевна,
учитель биологии и химии МКОУ «Восточная СОШ», высшая квалификационная категория
Номинация: разработка урока в свете требований ФГОС ООО
Брызгалова Вероника Анатольевна
Тема урока: Царство Грибы: строение и многообразие. Роль грибов в природе и жизни человека.
Предмет: биология
Класс: 5 УМК: под ред.В.В. Пасечника
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок- исследование.
Модель обучения: базовая
Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учащихся:
гриб как целостный организм
строение гриба
Проблема(цель) урока
выделение существенных особенностей представителей царства Грибы как отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных
роль грибов в круговороте веществ (положительная и отрицательная)
раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.
Дополнительная домашняя подготовка учащихся к уроку:
приготовить фотографии грибов нашей местности: презентация с использованием Интернет-источников, источников справочной краеведческой литературы
Форма контроля и оценки результатов урока:
наблюдение , самопроверка , устный рассказ, заполнение таблицы, выводы.
отметки (в журнал и дневник), отметка за заполнение таблицы, за приготовленные фотографии грибов, смотр-выставка фотографий грибов своей местности( или презентации)
благодарность родителям за помощь в подборе фотографий (презентации) грибов, устная похвала,
фотографии с урока выставляются на сайте школы.
Использование краеведческого материала: грибы нашего села
В основе урока:
компетентностный подход
практико-ориентированное обучение
Оборудование
ПК;
мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;
методическое пособие к комплекту транспарантов «Грибы»
лабораторное оборудование изучения микропрепарата;
муляжи грибов
фотографии съедобных и ядовитых грибов
дополнительный материал о грибах
Дополнительно:
выставка фотографий грибов нашего села ( силами самих детей и родителей)
Задачи
Познавательные:
Изучить признаки царства Грибов, отличающих их от растений и животных.
Регулятивные:
умение планировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
поиск и систематизация информации, умение перерабатывать полученную информацию.
контролировать действие партнера.
Личностные:
Формировать экологическое мировоззрение, любовь к родной природе
Планируемые результаты
Предметные результаты:
объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
понимать смысл биологических терминов: гифы, споры. плодовое тело.
отличать грибы от других живых организмов
Коммуникативные УУД
-самостоятельная организация учебного взаимодействия при работе в группе (паре).
- самоорганизация при работе в составе творческих групп.
- формулировка собственного мнения и позиции, аргументация её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Регулятивные УУД
самостоятельное обнаружение и формулировка учебной проблемы
определение целей учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
в диалоге с учителем совершенствование самостоятельно выработанных критерии оценки.
работа по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправление ошибки самостоятельно
самоорганизация по выполнению заданий учителя.
самооценка и самоанализ
Познавательные УУД
-
выдвижение гипотез
- сравнение с целью выявления черт сходства, соответствия-несоответствия
- извлечение необходимой информации из прослушанного текста-
-
- перевод словесной информации в письменную
- самостоятельное решение проблемы поискового характера
- выбор наиболее эффективных способов решения задач и алгоритма деятельности
-обработка информации, умение работать с дополнительными источниками информации (включая ИКТ), используя краеведческий материал
Личностные УУД
- готовность к саморазвитию
- развитие социальных компетенций
- способность ставить цели
- мотивация к обучению и адекватная оценка своей деятельности
- культура умственного и практического труда
-способность ставить цели и строить жизненные планы
- умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья ( согласно темы урока),
понимание важности сохранения здоровья.
Основные понятия урока: Царство Грибы, эукариоты, грибница - гифы - мицелий - микориза ("грибокорень"), плодовое тело, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, симбионты, микология
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Этап урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты УУД |
Оценка результатов деятельности ученика |
||||||||||||||||||
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности |
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. |
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. |
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. |
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Устная оценка учителя |
||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока |
Что за чудище такое? Есть как мизер, есть большое. Можно встретить под берёзой, На пеньке, среди травы. Можно в баночке литровой, И на хлебе те дары. Могут паразитом быть- Злаков урожай сгубить. Могут портить древесину, Поселившись на стволах. Могут в тесте размножаться, Если тесто на дрожжах. Есть плодовые тела И разросшиеся клетки. Так о ком же речь была? Догадались ли, вы, детки? Итак, тема урока: : Царство Грибы: строение и многообразие. Роль грибов в природе и жизни человека. Как вы думаете, а что сегодня мы должны на уроке узнать |
Выдвигает проблему, обобщает высказы вания, вместе с учениками формулирую тему урока ,а затем и цель |
Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока, предполагают задачи урока |
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
Устная оценка учителя |
||||||||||||||||||
3. Постановка учебной задачи. |
- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в царство грибов! (Слайд ) - Откройте тетради, запишите число. Тему урока. - Мы продолжаем знакомиться с основными царствами живой природы. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека. (Слайд ). |
обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). |
Запись учащимися числа, темы урока. Презентация проекта о многообразии грибов, выполненная опережающей формой обучения. Учащиеся конкретизируют цель урока |
Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Устная оценка учителя, оценивание проекта индивидуально. |
||||||||||||||||||
4. Усвоение новых знаний. |
Изучением грибов занимается наука «Микология» (греч. «микос» - «гриб», «логос»- «наука»). Основателем этой науки считается русский ученый Франц Михайлович Каменский - Посмотрите, к какому надцарству принадлежат грибы? (Эукариот).Что это значит? (В клетках грибов есть ядра) По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. В настоящее время насчитывается около 100 тысяч различных грибов. Царство грибов одно из самых больших и процветающих групп организмов. -Как вы думаете, все ли грибы похожи друг на друга? Внимание на экран. Многообразие грибов. ( (Слайд ). (грузди, маслята, мухоморы, плесень на хлебе, ржавчина на злаках, лишай на коже человека, дрожжи) - Мир грибов обширен и многолик. Что общего между пламенеющим в лесу мухомором, зеленой плесенью, серой гнилью на ягоде клубники и пакетике дрожжей? Тем не менее, все это грибы, т.к. в их строении есть общие черты. Что же это за черты? Для этого рассмотрим строение шляпочных грибов. Несмотря на большое разнообразие, все грибы можно разделить на две группы (слайды) Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название? ( Слайд) Под сосною у дорожки В шляпке два слоя: верхний -покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний –у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые).( Слайд) Грибница – главная часть гриба. Ее клетки двухъядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело. Приходилось ли вам когда-нибудь видеть «ведьмины круги»? С давних времен люди наблюдают из года в год появление грибных кругов правильной формы, кто-то словно циркулем отвел круглую борозду и посеял в нем грибы. Люди не могли объяснить принцип их появления и связывали их с ведьмами, колдуньями. Что же это на самом деле? Это грибница гриба. Словарная работа с терминами. Гифы образуют плотное переплетение- сложную ткань. Из нее образованы мицелий и плодовое тело. Почему так называется «Плодовое тело»?( т.к. в них созревают споры) На доске слева в столбик вывешиваются таблички с опорными словами: мицелий, гифы, плодовое тело. (Работа учащихся в тетрадях) Учитель: Ребята, какие вам известны способы размножения в органическом мире? (Половое, бесполое). (Слайд ) «Способы размножения грибов». - Ребята, для того чтобы расти, что вам необходимо делать? (Необходимо питаться). - Для того чтобы вырос гриб ему тоже необходима еда. Рассмотрим способы питания грибов. Способы питания грибов. (Слайд ). Ребята, вы обращали внимание на то обстоятельство, что многие грибы поселяются на хлебе, моркови, картофеле, варенье? Почему, как вы думаете? Грибы питаются готовыми органическими веществами.) - Как называются организмы, питающиеся таким образом? (Сапрофиты) -Какие вы знаете организмы, которые питаются подобным образом? (бактерии) -Что же получает гриб от дерева, а дерево от гриба? (Ответы учащихся: корни дерева получают воду и минеральные вещества, гриб – органические вещества.) - Как называется такой способ полезного сожительства? (Симбиоз, а грибы – симбионты). Учитель: - Каждый грибник знает, что рыжики лучше искать в молодом ельничке, маслята – в сосновом лесу. Почему? В чем причина такого устойчивого соседства? Оказывается, многие грибы научились дружить с деревьями и кустарниками. Это явление называется микориза. Всё это признаки ,присущие только грибам (слайды) Ещё раз проговариваем признаки растений, животных у грибов (слайд) |
Учитель показывает строение шляпочных грибов, используя презентацию, муляжи грибов. Указывает на доску |
Внутрипредметная связь Работа с рабочими тетрадями, подписывают основные части шляпочных грибов. Работа с учебниками стр. 48, изучение рисунка 26. Строение шляпочного гриба презентация . |
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Развиваем речь Умение работать с рисунком объекта Развиваем речь,мышление Из опыта жизни учеников Развиваем любознательность, прививаем интерес к предмету |
Устная оценка учителя |
||||||||||||||||||
5. физкультминутка(пауза релаксации) 1 минута |
Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались, Завтракали не торопясь школу, к знаниям, стремясь А теперь давайте запишем названия грибов, о которых идёт речь в загадках посмотрим на них на слайдах 1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился, Все равно его найдем: шляпка красная на нем. (Подосиновик) 2. Растут на опушке рыжие подружки. А зовут их… (Волнушки) 3. Лета первая примета: под березой, в холодке, Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке. (Подберёзовик) 4. Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети, На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опенок) 5. Вдоль лесных дорожек много белых ножек В шляпках разноцветных, издали заметных. Собирай, не мешкай: это… (Сыроежки) 6. Он выглянул несмело из кочки моховой, Цепочку клюквы спелой поднял над головой. (Моховик) 7. Возле леса на опушке, украшая темный бор, Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый… (Мухомор) 8. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Белый гриб) 9. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички – золотистые… (Лисички) |
межпредметная связь: русский язык |
Выполняем упражнения учитель показывает слайды и муляжи грибов |
||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление знаний. |
1 группа – исследователи: Лабораторная работа. «Мои биологические исследования. Гифы плесневых грибов». выполняют работу по инструктивной карте по изучению плесневых грибов и дрожжей (Слайд) 2 группа – энциклопедисты: по дополнительному материалу обобщают материал о роли грибов в природе и жизни человека (Слайд). Правила сбора грибов(составление «памятки») 3 группа – практики: распределяют грибы на съедобные и ядовитые, находят признаки грибов двойников.(используют методическое пособие к комплекту транспарантов «Грибы» ( Слайд) Краеведческий материал: выставка фотографий грибов нашей местности. |
Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения |
Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, представители группы делают выводы о проделанной работе. Затем Подготовленный заранее «экскурсовод» показывает фотографии грибов нашего села |
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
Устная оценка учителя |
||||||||||||||||||
7. Закрепление изученного материала Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности |
«Итоговое тестовое задание» ( Слайд)(для тех, кто плохо видит, раздаю индивидуально тест),итог теста-слово в ребусе 1.По способу питания грибы похожи на животных, так как: А) способны к фотосинтезу Г) питаются готовыми органическими веществами У) поглощают пищу путём всасывания 2.Оболочка клеток большинства грибов содержит: Р) хитин О) целлюлозу Т) муреин 3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется Ж) мицелий Д) плодовое тело И) микориза 4.Дрожжи размножаются А) спорами Б) почкованием В) мицелием 5.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором: К) выгодно одному из организмов О) не выгодно обоим Н) выгодно обоим 6.Гриб, питающийся органическими веществами отмерших организмов М) мукор И) трутовик К) фитофтора 7.К пластинчатым грибам относится Ц) лисичка О) подосиновик М) маслёнок 8.Половое размножение у грибов происходит А) при слиянии специализированных клеток Г) с помощью спор У) почкованием ( Слайд)
|
Учитель задает вопросы |
Учащиеся в тетради отвечают |
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. |
Устная оценка учителя |
||||||||||||||||||
8. Рефлексия деятельности. 2 минуты Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Слайд 17. Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных, шляпочные грибы – симбиотические организмы. Повреждение грибниц ведет к гибели грибов, но и замедляет рост растений. Каждому человеку нужно знать правила сбора грибов, оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами, уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. |
По результатам урока оцени уровень твоей работы на уроке |
Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
||||||||||||||||||||
9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. |
§12. Индивидуальное задание на выбор: а) подготовить презентацию «В царстве грибов»; б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы); в) сообщение о плесневых грибах; г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание); д) сказка собственного сочинения по теме урока. |
Литература и ресурсы Интернета:
1.Биология. Бактерии, грибы, растения.6класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника
2«Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя/Н.В. Дубинина,В.В.Пасечник.-М:Дрофа,2013.
3.Понамарева И.Н, Соломин В.П..,Сидельникова Г.Д.Общая методика обучения биологии. - М.:Академия,2014.
4.КалиноваГ.С..Дидактические карточки.Растения.Бактерии.Грибы. Лишайники.6кл.-М.:Школа-Пресс,2014
5.Уроки биологии с икт 6класс С.Н. Лебедев.
6.Елена Михайловна Бенуж. Тесты по биологии. 6 класс
Интернет-ресурсы:
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-gribah.htm
WWW. Wikipedia.org-Википедия, свободная энциклопедия
WWW.school-collection.edu.ru-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
WWW.fcior.edu/ru/wps/portal/main-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
WWW.intergu.ru-Интернет-сообщество учителей.
http://temnyjles.narod.ru/Gribi-kn.htm
http://www.stihi.ru/2011/01/06/50
Самоанализ проведённого урока
I |
Мотивация к коррекционной деятельности |
|
1. Созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность . |
да |
|
2. Исходя из решенных ранее задач, установлены тематические рамки содержания. |
да |
|
3. Вместе с обучающимися определена основная цель урока. |
Да, очень хорошо |
|
4. Выдержаны примерные временные рамки. |
да |
|
II |
Актуализация знаний и пробное учебное действие |
|
1. Организовано повторение используемых способов действий. |
да |
|
2. Способы действий зафиксированы в буквенной или знаковой форме. |
да |
|
3. Проведена самостоятельная работа |
да |
|
4. В соответствии с уровнем класса для обязательного выполнения предусмотрены необходимые и достаточные задания для проведения самоконтроля по выделенным способам действий. |
да |
|
5. Для учащихся, справившихся с обязательным уровнем, предусмотрены дополнительные задания. |
Не всегда (не на всех этапах) |
|
б. Организована самопроверка учащимися своих работ с фиксацией результатов |
да |
|
7. Выдержаны примерные временные рамки. |
да |
|
III |
Локализация затруднений |
|
Учащиеся, допустившие ошибки: |
||
1. Проанализировали решение, определили место ошибки (где?). |
да |
|
2. Указали способы действий, в которых допущены ошибки |
да |
|
3. На этой основе учащиеся уточнили цель дальнейшей деятельности . |
да |
|
Учащиеся, не допустившие ошибки: |
||
1. Сравнили свое решение с предложенным эталоном. |
да |
|
2. Выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. |
да |
|
3. Выдержаны примерные временные рамки. |
да |
|
IV |
Построение проекта выхода из затруднения |
|
1. Учащиеся, конструируя проект выявления причин и исправления допущенных ошибок (алгоритм исправления ошибок): |
||
а) самостоятельно выдвигали и обосновывали гипотезы; |
да |
|
б) участвовали в побуждающем к гипотезам диалоге; |
да |
|
в) участвовали в подводящем диалоге. |
да |
|
2. Учащиеся выявили, в чем именно заключается ошибки в указанных способах действий. |
да |
|
3. Причина ошибки зафиксирована знаково. |
да |
|
4. Пользуясь алгоритмом исправления ошибок, учащиеся исправили свои ошибки самостоятельно |
да |
|
5. Выдержаны примерные временные рамки. |
да |
|
VI |
Обобщение затруднений во внешней речи |
|
I. Организовано обсуждение типовых затруднений. |
Не всегда |
|
2. Учащиеся проговорили формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. |
да |
|
3. Выдержаны примерные временные рамки. |
да |
|
VII |
Самостоятельная работа с самопроверкой |
|
Учащиеся, допустившие ошибки: 1. Выполнили самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки. 2. Провели самопроверку своих работ по готовому эталону и зафиксировали знаково результаты. |
||
Учащиеся, не допустившие ошибки: 1. Выполнили самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу. 2. Выдержаны примернее временные рамки. |
да |
|
да |
||
VIII |
Включение в систему знаний и повторение |
|
При положительном результате предыдущего этапа: 1. Учащиеся выполняли задания, в которых рассматриваются способы действий, связаны с ране изученными и между собой. Также решались задания на подготовку к изучению следующих тем. |
да |
|
При отрицательном результате предыдущего этапа: 1. Учащиеся повторили предыдущий этап для другого варианта. 2. Выдержаны примерные временные рамки. |
||
IX |
Рефлексия деятельности (итог урока |
|
1. Учащиеся проанализировали, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления. |
да |
|
2. Учащиеся проговорили способы действий, вызвавшие затруднение. |
да |
|
3. Зафиксирована степень, соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечены цели последующей деятельности. |
да |
|
4. Учащиеся проанализировали и оценили деятельность всего класса на уроке. |
да |
|
5. Учащиеся проанализировали и оценили свою деятельность на уроке. |
да |
|
6. Домашнее задание предложено в соответствии с достигнутыми результатами урока. |
да |
|
7. Домашнее задание содержит элементы выбора, творчества. |
да |
|
8. Выдержаны примерные временные рамки. |
да |
Рекомендация:
Для учащихся, справившихся с обязательным уровнем, предусматривать дополнительные задания на различных этапах урока
Продолжать работать над развитием устной биологической речью учащихся.
Отметка урока: 4.8 балла