12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
viktorovna.marchenko19 |
Строение и разнообразие плодов
Тема: Строение и разнообразие плодов.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
создание условий для актуализации и расширения знаний, учащихся о плодах как репродуктивном органе цветкового растения;
ознакомления с классификацией плодов;
выяснить, какое значение и применение имеют плоды;
познакомиться и научиться определять виды плодов;
Воспитательные:
воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов.
создание условий для сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.
Развивающие:
создание условий для развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса; развития умений анализировать, делать выводы
Задачи урока:
Сформировать понятие о плоде, как важном генеративном органе растений;
Познакомить учащихся с разнообразием плодов и семян;
Показать приспособления к распространению;
Определить какое значение и применение имеют плоды;
Оборудование: таблицы: “строение цветка”, “оплодотворение у цветковых растений”, “виды плодов”. Модель цветка вишни. Набор муляжей и натуральных объектов разнообразных плодов. Таблички с основными терминами.
ХОД УРОКА
Организация класса. (приветствие детей, психологический настрой, мотивация к учебной деятельности)
Доброе утро. Присаживайтесь.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять нас на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Девиз нашего урока:
Наша задача – природу познать,
Тайны разведать и разгадать.
Быть любознательным и наблюдательным.
И сохранить красоту обязательно.
Все мы с вами все разные, но чем- то похожи. Проверим?
Кто любит фрукты? (поднимите правую руку)
У кого дома есть домашние животные? (поднимите левую руку)
Кто любит свою семью? (хлопните в ладоши)
У кого есть друзья? (улыбнитесь)
Теперь мы больше знаем друг друга, а значит, мы одна команда и будем работать вместе, и дух партнерства поможет нам в этом.
Изучение нового материала.
Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания?
Это орган растения, который ему жизненно необходим.
Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
С помощью него растения могут распространяться по Земле.
Он может быть сочным или сухим, съедобным или не съедобным.
Это - плод. Сегодня на уроке мы будем изучать плоды, их образование, и их виды.
(Ученики записывают в тетради число и тему)
Актуализация:
Ребята, какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке? (учащиеся высказывают предположения: узнать, что такое плод; какое он имеет строение; какое значение имеют плоды и т.д.) Спасибо!
Ребята, а как вы предлагаете достичь этих целей? Что для этого вам нужно делать? Посмотрите на свои столы (рассмотреть, исследовать плоды, научиться определять виды плодов) Спасибо, ребята!
А для чего человеку надо знать всё о плодах?
Каково значение плодов в жизни человека? Как и где человек использует плоды?
Варианты ответов:
1. Употребляет в пищу.
2. Сырьё для промышленности (хлопчатник, подсолнечник и т.д.) жмых и шелуха подсолнечника – наполнитель для пластмасс.
3. В медицине (источник витаминов и лекарственных веществ, например, шиповник, малина, черника и т.д.);
4. В с/х надо знать агротехнику выращивания и размножения растений.
Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать плоды, чтобы знать, как их использовать.
Скажите в какой период жизни у растений появляются плоды? (После цветения, опыления и оплодотворения)
Т.е. обязательным предшественником плода является цветок. Цветок – это? Из каких частей состоит цветок? (демонстрируется модель цветка) Кто готов ответить на эти вопросы и еще сыграть в игру светофор?
Игра светофор.
Какое значение имеют тычинки и пестик?
Что такое опыление?
С опылением тесно связанно оплодотворение, как происходит оплодотворение?
Дети, вы произносите слово оплодотворение – это очень мудрое слово, из каких частей оно состоит? Плод и творение, следовательно, после этого процесса начинает формироваться и зреть плод.
Давайте, выясним, что такое плод? (Версии, работа с учебником).
Обратимся к тексту учебника, стр 63, найдите определение (прочитаем и запишем)
Плод - важнейший орган размножения цветковых растений.
Из чего состоит плод? Плод состоит из семян и околоплодника.
Семя образуется из семязачатка, следовательно. Сколько в семени семязачатков, столько . после оплодотворения, подразумевается образоваться семян.
Околоплодник – это наружная часть плода. Она образуется из стенок завязи. Но, нередко в формировании околоплодника участвуют и другие части цветка: цветоложе, околоцветник, тычинки. Например у шиповника околоцветник образован из цветоложе.
Для чего у плода образуется околоплодник?
(Беседа о значении околоплодника)
Вывод:
Защита от высыхания, механических повреждений, не благоприятных воздействий окружающей среды;
Играют большую роль в распространении (имеют шипы, колючки, привлекают животных, вырабатывают клейкое вещество и т.д.);
Существует несколько классификаций плодов:
По количеству семян плоды делят на односемянные (слива, пшеница) и многосемянные (горох, вишня).
По вскрываемости плода делятся на вскрываемые (горох, редис) и не вскрываемые (яблоко, пшеница).
Дети, скажите, чем околоплодник томата отличается от околоплодника ореха?
Сейчас давайте обратимся к плодам, которые находятся у вас на столах.
Возьмите шпажки и попробуйте проколоть аккуратно каждый плод. Соблюдаем правила безопасности.
Все ли плоды удалось проколоть? (нет)
Почему? (оболочка плода жёсткая)
Какие изменения произошли с плодами? После того, как вы их прокололи? (из некоторых плодов вытекает сок)
Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок? (сочные)
А как назовём плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)
Итак, по особенностям околоплодника плоды делятся на сухие и сочные. ( учитель демонстрирует плоды в период своего рассказа )
Мы возьмем за основу классификацию по количеству семян и по околоплоднику:
(таблица на доске)
| Сухие | Сочные |
Односемянные | Орех(лещина, фундук) Семянка (подсолнечник) Зерновка (пшеница) Крылатка (клен0 | Костянка (слива) |
Многосемянные | Боб (горох) Стручок (редис) Коробочка (мак) Листовка (пион) | Ягода (виноград) Яблоко (груша) Тыквина (огурец) Померанец (лимон) |
Сборные | Сборная семянка (земляника) Сборная костянка (малина) Соплодие (ананас) |
Значит, вид плода определяется по количеству семян, по околоплоднику и берут во внимание, срастается или нет околоплодник с семенами.
Физпауза!!!
- Ребята представьте, что вы в яблоневом саду, давайте дружно встанем и попробуем сорвать угоститься яблочком с дерева.
Мы за веткой потянулись
Плод сорвали и прогнулись
Ровно встали, подтянулись
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись
- Садитесь, Давайте продолжим нашу работу.
1 группа на тарелочке : арахис (боб), растение капусты (стручок), мак (коробочка), лещина (орех), желудь
2 группа на тарелочке : подсолнечник (семянка), пшеница (зерновка), абрикос (костянка),помидор (ягода), малина (многокостянка)
3 группа на тарелочке : груша (яблоко), тыква (тыквина), клубника (фрага ), апельсин (Гесперидий , померанец)
Типы плодов
типы | название | характеристика | пример |
Сухие многосеменные плоды | Боб | удлиненный плод, раскрывающийся от верхушки к месту прикрепления, с семенами, прикреплёнными к створкам (горох, фасоль). | Горох, фасоль, чечевица, арахис |
| Стручок | удлиненный плод, раскрывающийся двумя створками, имеющий внутри перегородку на которой располагаются семена (редис, сурепка). | Капуста, редис, горчица, пастушья сумка |
| Коробочка | плод, вскрывающийся крышечкой, отверстиями или распадающийся на части. | Мак, тюльпан, дурман, белена, лен. |
Сухие односеменные плоды | Орех (орешек) | невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником | Лещина, липа, гравилат, лотос |
| Желудь | плод с кожистым околоплодником, погруженным в крышечку – плюску | Дуб, бук. |
Сухие односеменные плоды | Семянка | невскрывающийся одногнездный плод с кожистым околоплодником, часто имеющий различные наросты | Подсолнечник, одуванчик, череда, василек. |
| Зерновка | невскрывающийся плод, с пленчатым околоплодником, близко прилегающим к семенной кожуре, сросшийся с семенем | Пшеница, рожь, рис, ячмень, кукуруза. |
Сочные односеменные плоды | Костянка - | плод с твердым деревянистым внутриплодником, сочным околоплодником и пленчатым окрашенным внеплодником. односемянный плод с сочным околоплодником, в центре находится одно семя (косточка) | Вишня, яблоко, слива, персик, калина, манго |
Сочные многосеменные плоды | Многокостянка | сборный плод. Образуется из цветков, имеющих большое количество пестиков. Представляет собой сросшиеся между собой маленькие костянки | Малина, ежевика, костяника, морошка. |
Ягода | - многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей. Семена погружены в сочную мякоть околоплодника | Смородина, виноград, картофель, томат. | |
Яблоко (яблочко) | многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей, семена лежат в плёнчатых сухих камерах. Кроме завязи в образовании плода участвуют и другие части цветка. | Яблоня, груша, рябина, боярышник. | |
Тыквина | многосемянный плод , семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый Кроме завязи в образовании плода участвует цветоложе | Огурец, тыква, дыня, кабачок, арбуз | |
Фрага (земляничина) | многоорешек с разросшимися при созревании мясистым цветоложем. | Земляника, клубника | |
Померанец или гесперидий | ягодовидный плод у цитрусовых Многогнездный плод, состоящий из трех слоев: флаведо, альбедо и пульпы. | Апельсин, мандарин, лимон. |
Проверка результатов работы.
Каждая группы озвучивает свои ответы по заданию. Учащиеся класса анализируют ответы и совместно их оценивают.
III Закрепление материала.
Сегодня на уроке мы познакомились с понятием плод, узнали какое большое значение, играют плоды в жизни человека и растений; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.
Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок – сыграем в игру «верю - не верю»;прочитав предложения в карточке, определите правильное(+) или не правильное(-) утверждение проставив соответствующие знаки.
«Верю – не верю»
Фамилия, имя. | +/- |
1.Плод- образование, возникающее из завязи растений после оплодотворения яйцеклетки и служащее для формирования, защиты и распространения заключенных в них семян. | |
2.Околоплодник образуется из разросшейся тычинки. | |
3. Околоплодник – это наружная часть плода, образованная из стенок завязи. | |
4.Плоды бывают только односемянные. | |
5.К сухим плодам принадлежат зерновка, боб,стркчок,коробочка,орех,семянка. | |
6.К сочным плодам относят ягоду,костянку,померанец,яблоко,тыквину. | |
7.Плоды нужны для вегетативного размножения | |
8.Боб и стручок – это сочные плоды. | |
9.В околоплодниках накапливаться питательные вещества для привлечения животных. | |
10.Плоды образуются только у цветковых растений | |
Задание проверила: | Оценка |
А теперь, поменяйтесь работами с соседом. Проверяем (под диктовку правильных ответов учителем) и оцениваем (каждый ответ - 0,5 баллов).
Подведем итоги работы:( соотнесение целей и результатов) Выставление оценок.
Рефлексия
Закончите предложения:
Я смогла/смог..
Было интересно..
Было трудно…
Мне захотелось..
V.Домашнее задание.
1.(обязательное) параграф 17 стр 63 прочитать, знать основные понятия.
2..(творческое) кроссворд по теме плод.