Конспект урока литературы «Судьба человека в трагических испытаниях истории в рассказе М. Шолохова "Судьба человека"» (9 класс)

4
0
Материал опубликован 11 February 2023

Тема: Судьба человека в трагических испытаниях истории в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Цель: приобщение обучающихся к художественному наследию М. Шолохова, развитие познавательной активности обучающихся; глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни, стремление задуматься о вечных нравственных ценностях, о судьбе человеческой, о величии подвига нашего народа, о значении Великой Победы.

Задачи:

Предметные: показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», помочь обучающимся осмыслить идейно-художественное своеобразие произведения, его глубокую нравственную сущность, выявить особенности композиции, прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа.

Личностные: развивать интеллектуальные и познавательные способности, навыки самостоятельной работы с текстом, анализа отдельных эпизодов, рефлексии и самооценки, умение высказывать и аргументировать свое мнение; развивать монологическую речь школьников, проблемное и критическое мышление, сосредоточенное внимание.

Метапредметные: воспитывать чувства патриотизма, восхищения героическим прошлым своей страны, уважения к его истории, подлинную любовь к человеку и гуманное отношение к миру, неприятие идей нацизма, любовь к родному языку и литературе, формировать чувства ответственности за результат коллективной работы.

Формирование УУД:

Предметные УУД: самостоятельное формулирование цели, проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование.

Метапредметные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагание, постановка вопросов, умение выражать свои мысли, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Личностные УУД: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение слушать, выражать свои мысли, постановка вопросов, монологическая и диалоговая речь.

Познавательные УУД: формирование знаково-символических действий (моделирование схем), формулирование цели, проблемы, сравнение, обобщение и классификация, доказательство, построение цепочек рассуждения

Оборудование: телевизор, раздаточный материал (тесты), составляющие кластера, обелиск с гвоздиками.

Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом).

Технологии: личностно-ориентированное и развивающее обучение, критическое мышление; использование информационных технологий, проблемного обучения как средства развития мыслительных способностей учащихся.

 

Ход урока

 

Организационный момент

 

Мотивация учебной деятельности

 

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

 

Действительно, во все времена человек спрашивал себя: " Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?"

 

 

Постановка темы и задач урока

Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них - рассказ "Судьба человека". Тема нашего урока: Cудьба человека в трагических испытаниях истории в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Давайте попробуем поставить цели урока, которые мы должны достигнуть (ребята самостоятельно ставят цели):

Проанализировать содержание рассказа «Судьба человека»;

Рассмотреть образ Андрея Соколова;

Определить вечные нравственные ценности.


 

Актуализация опорных знаний


 

Вступительное слово учителя.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся понять, где  народ брал силы, в чем его сила, что хватило ее для победы в самой страшной войне всей мировой истории. Постараемся понять как связаны понятия – война - человек – характер - судьба

Но для начала, давайте вспомним историю написания этого рассказа.


 

Сообщение, подготовленное обучающимся.

В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата-шофёра», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека». В 1956 году, под самый Новый год, «Правда» напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года — его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.

Работа над рассказом

Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.

Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём он?

.

 

От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

А весь ли рассказ ведётся от лица главного героя? (

В чём своеобразие композиции рассказа? Что вы можете сказать о композиции этого произведения? Для чего это нужно было автору?

Как вы думаете, ребята, чем же привлек внимание читателей этот рассказ?

Воспринимали этот рассказ по-разному, о нем спорили. Это и является доказательством тому, что равнодушных читателей у него не было, потому что проблема этого произведения близка каждому. «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье», - говорил писатель

А одна английская газета тогда написала: "Если вы действительно хотите понять, почему Советский Союз одержал великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»".

Тестирование

 

О ком идет речь в рассказе Шолохова?
а) О судьбе Андрея Соколова
б) О судьбе одного из многих русских солдат
в) О судьбе всего человечества в целом
г) О судьбе Ванюши


 

Сколько лет было Ванюше, когда рассказчик их встретил?
а) 3-4
б) 4-5
в) 5-6
г) 7-8

 

Где и когда оказался в плену Андрей Соколов?
а) Под Сталинградом – июль 1942 г
б) Под Курском – июль 1943 г
в) Под Ленинградом – 1941-1944 гг
г) Под Лозовеньками – в мае 1942 г

 

Что делал Андрей Соколов, когда попал в плен?
а) Смирился со своей судьбой
б) Надеялся на скорое освобождение советскими войсками
в) Старался выполнить всю работу без нареканий
г) Всегда думал о побеге


 

Ввиду каких причин во время допроса Мюллера Соколов не дотронулся до хлеба?
а) Не был голоден
б) Хотел поделиться с пленными
в) Показал врагам достоинство и гордость солдата
г) Лукавил и лицемерил

 

Как звали жену Андрея Соколова?
а) Ольга
б) Лидия
в) Ирина
г) Анна

 

Как звали детей Андрея Соколова?
а) Анатолий, Олюшка, Настенька
б) Ксюша, Сергей, Максим
в) Нина, Танюшка, Леночка
г) Александр, Дмитрий, Андрейка

Какой была жизнь Соколова до войны?
а) Он работал на железной дороге и не имел ни жены, ни детей
б) Он работал слесарем, потом шофером грузовика, был счастливо женат и имел троих детей
в) Он работал на заводе и жил с престарелыми родителями


 

Как Соколов попал в плен?
а) Грузовик, который вел Соколов, перевернуло взрывной волной, и, очнувшись, он понял, что оказался в тылу врага
б) Он сам сдался в плен после того, как советские войска проиграли сражение
в) Грузовик с боеприпасами, который вел Соколов, захватили немцы

 

Каким образом Соколову удалось избежать расстрела?
а) Он держался достойно и рассказал коменданту остроумную шутку
б) Он, не закусывая, выпил три рюмки водки, не желая брать у коменданта подачку в виде хлеба
в) Он залпом выпил полбутылки водки и этим заслужил уважение наблюдателей


 

Взаимопроверка

 

Стадия осмысления содержания

 

В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека». Каковы же основные вехи судьбы А.Соколова? Что помогло герою выстоять?

 

Составление кластера «Судьба Алексея Соколова»

 

Давайте определим основные эпизоды судьбы Андрея Соколова.

 

Довоенная жизнь;

Уход на фронт;

Плен;

Гибель семьи;

Встреча с Ванюшкой.

 

Посмотрите на фото и определите, к какому эпизоду судьбы они относятся.

Я буду называть наиболее важные моменты жизни героя, а вы будете определять к какому эпизоды жизни это относится.

Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная веселая, угодливая и умница, не мне чета. -1.1

Мирная семейная жизнь – 1.2

Вскорости у нас дети пошли – 1.3

Дети кашу с молоком едят – 1.4

Крыша над головой есть – 1.5

Стало быть, все в порядке – 1.6

В двадцать девятом завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой - 2

А тут вот она, война - 2

Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..- 2

Что ж, браток, деваться мне было некуда … и зашагал на запад, в плен! – 3

Нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии – 3

Товарищи, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать – 3

Человек, который и в плену и в потёмках своё великое дело делал - 3

А на месте хатенки – глубокая яма– 4

Ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову – 4

Не дочитал я в этот раз письмо до конца. В глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается. - 4

Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть - 5

Глазёнки — как звёздочка после дождя -5

Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!..-5

Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь - 5

На душе стало легко и как-то светло - 5

 

Давайте сделаем краткие выводы по каждому эпизоду жизни Андрея Соколова.

Мирная жизнь - это простое человеческое счастье, и А. Соколов был счастлив; был счастлив в прошлом

В один момент все рухнуло. Война разделили жизнь на до и после…

В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага.

 

Шолохов впервые в советской литературе, ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.

- Понимал ли Андрей, что ждет его в плену?

- Как мог повести себя Андрей? Застрелиться? Кинуться на немцев, чтобы они его застрелили? Но как сказал поэт:

« В этой жизни умереть не ново, сделать жизнь значительно трудней…».

- Андрей выбирает для себя самый трудный путь, выжить в плену и остаться человеком. Именно в этих условиях раскрывается характер человека, его душевные качества

Как герой рассказывает о жизни в лагере?

        Выборочное чтение: (чтение по абзацам)  стр. 181

     Били за то, что ты — русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься. Били запросто, для того чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев. Печей-то, наверное, на всех нас не хватало в Германии.

     И кормили везде, как есть, одинаково: полтораста грамм эрзац-хлеба пополам с опилками и жидкая баланда из брюквы.»

М.Шолохов описывает  главного героя не с оружием в руках, не в обстановке боя. У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы, в душе секрет выживания.

 

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

-Кто такой Мюллер?

 

-Какой эпизод произведения связан с Мюллером?

 

-Дороги ли нам его слова?

 

Во вражеском плену Андрей Соколов провел два долгих года. Судьба награждает его и предоставляет случай бежать. Он уже на родной земле среди своих. Его тут же отправляют в госпиталь, а затем в отпуск. Вот она, долгожданная свобода. Ничто не мешает ему хоть ненадолго вернуться к семье и любимой жене; вновь окунуться в домашнее тепло, ласку и любовь. Но нет…

 

Судьба распорядилась по-иному. Андрей никогда больше не сможет встретиться со своей семьей, так как жена и дочери погибли при попадании тяжелой бомбы в родную хату. То, чем он жил два этих мучительных года, было утрачено в одно мгновенье. Лично для самого солдата все его подвиги и заслуги ничего не стоят, если он теряет свою жену и детей.

 

В день победы 9 мая 1945г. Андрей Соколов узнает о гибели сына. Сына, которого он только что нашел на войне, который стал капитаном и общеголял отца в звании. Последнюю надежду на счастье оставил Соколов в немецкой земле.

 

Человек оказался героем, потому что выжил – не физически, а морально, – потому что не сломался, а нашел в себе силы жить, и нашел смысл жизни, и потеряв все, подарил родительскую любовь чужому пацану Шолохов рассказал судьбу человека. Полагаю, что про девять из десяти вернувшихся с войны можно было рассказать отдельную такую историю.

 

Дополнительное задание

 

Словарная работа

 

Проанализировав жизнь Андрея Соколова, давайте попробуем подобрать ключевое слово этого рассказа. (Ответы детей)

Конечно, это слово «судьба». Какое значение этого слова? (ответы детей)

Если заглянуть в словари, слово «судьба» обозначает:

Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств.

Доля, участь.

История существования кого-нибудь или чего-нибудь.

Будущее, то, что случится.

 

В каком же значении употребил данное слово М. Шолохов?

 

 

Итог урока

 

Я однажды встретилась с Судьбою,

И она решила пошутить:

Что бы я могла тебе такое

На прощанье, друг мой, подарить?

Я всерьез восприняла всю шутку,

И смотря открыто ей в глаза.

Я задумалась лишь на минутку,

И Судьбе сказала я тогда:

Подари, Судьба, мне только счастье…

Не бывает в жизни абсолютно счастливых людей. Но справиться с испытаниями вы сможете, если с вами рядом всегда будут близкие люди. Я думаю, сюжет фильма «Судьба человека», который вы просмотрите, покажет в полной мере, что такое счастье. Кстати, популярности этого шолоховского рассказа в значительной мере способствовал этот фильм, вышедший в 1959 году, получивший главный приз Московского международного кинофестиваля, Ленинскую премию и совершил триумфальное шествие по экранам многих стран мира. Это был дебют Сергея Бондарчука-режиссёра, который сыграл в кинофильме главную роль. Итак, внимание на экран.

 

Просмотр видеоматериала

 

И последнее. Перечитайте финал рассказа.

Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?

 

 

 

 

Домашнее задание

 

У главного героя рассказа есть имя. Но почему произведение называется не«Судьба Андрея Соколова», а «Судьба человека»? Дайте развернутый ответ на этим вопрос и объясните выбор автора.

 

Рефлексия

 

  Ребята! Как глубоко Шолохов раскрывает тему одиночества души! Как страшно

 терять близких! 27 миллионов жизней унесла война. А ведь это чей-то отец, муж,  брат, сестра, ребенок. Посмотрите, как автор верит в торжество разума русского человек, его несгибаемой  воли;  веру  в  то,  что  поколение возьмет  все лучшее,      выдержит. 

  Мы  не  случайно  проводим  этот  урок  накануне  Великой Победы, и нашу  литературную неделю начинаем с этого урока. Нередко бытует мнение,  зачем  молодым нужно знать, что было давно. Сейчас другое время, другое поколение,  другие нравы, ценности!

 

Но,  нет!  И  пока  жив  хоть  один  солдат  Великой  Отечественной,  пока

живет  память  в  ваших  семьях  о  дедах  и  прадедах,  их  героизме,  пока

звучит  колокол  Хатыни,  Набат  в  Бухенвальде,  отстукивает  метроном

на  Пискаревском  кладбище,  мы  должны  читать  такие  произведения,

знать о героях и быть способными поклониться великим тем годам!

 

/Звучит песня «Поклонимся великим тем годам»/ 

Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ. Возложим же цветы к обелиску в память о погибших в Великой Отечественной войне.

 

Возложение цветов

 

Вот и готов наш обелиск Памяти, в нашем классе горит вечный огонь – огонь памяти и скорби героических подвигов наших воинов, которые отдали свои жизни, ради мира на земле, ради вас, ради будущего страны. Каждый язычок пламени, словно частичка вашего сердца. Почтим память героев минутой молчания.

Минута молчания


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации