12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Беляева Надежда Алексеевна18

Тема урока. Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» (9 класс).

 

Посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины.

Старая истина. Михаил Шолохов

Цели урока: осмыслить идейно-художественное, нравственное содержание рассказа; осознать величие русского характера.

Задачи:

обучающие: представить личность М.А. Шолохова; показать значение образа героя рассказа "Судьба человека";

развивающие: отрабатывать навыки анализа и осмысления художественного произведения; развивать коммуникативные и информационные компетентности;

воспитательные: формировать мировоззрение учащихся, уважение к солдату Великой Отечественной войны; способствовать воспитанию духовно-нравственной личности.

Оборудование:

Мультимедиа, песня «День Победы» Д.Тухманова на стихи В.Харитонова, фрагменты из фильма С.Бондарчука «Судьба человека», рассказ М.Шолохова «Судьба человека».

Методы обучения: интерактивные, информационно-коммуникативные, частично-поисковые.

Тип урока: Изучение текста художественного произведения.

Виды деятельности: чтение и анализ текста, работа в парах (в группах), монологические ответы, словарная работа, просмотр слайдов и видеофрагментов.

1. Вступительное слово учителя. (Можно использовать песню «День Победы» Д.Тухманова на стихи В.Харитонова). Война… С какими понятиями и эмоциями связано это слово? Страдания, горе, потери… Обратимся к эпиграфу. «Посеешь…»

- Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что смог сохранить он в своей душе?

Об этом поведал Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека», об этом и наш разговор на уроке.

2. Познакомимся с жизнью и творчеством Михаила Шолохова.

(презентация).

3. История создания рассказа.

Рассказ впервые был опубликован в газете «Правда» 31 декабря 1956 и 1 января 1957 году. Но творческая история началась еще задолго до выхода в печать, в 1946 году при встрече М.А. Шолохова с прототипом главного героя. Об этом нам рассказывает нам М. Кокта: «присев на плетень отдохнуть у разлившейся степной речушке Еланки, он (Шолохов – А.О.) заметил мужчину, который вел за руку мальчика по направлению к речной переправе. Усталые путники подошли к нему и, приняв его за шофера, запросто сели отдохнуть… на этом плетне, и поведал Андрей Соколов «своему брату-шоферу» о своей судьбе.… Возвратился тогда писатель с охоты необычайно взволнованный и все еще находился под впечатлением от встречи, с неизвестным шофером и мальчиком». Между случаем, послужившим отправной точкой для формирования авторского замысла, и самой работой над рассказом протянулась дорога в десять лет. Когда художественная концепция приобрела в сознании Шолохова достаточную определенность, он приступил к написанию «Судьбы человека»».

2. Актуализация знаний, умений и навыков

- Как вы понимаете слово "характер"?

Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).

- Какие положительные черты характера мы можем назвать?

(Записываем слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность.)

- Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали?

Анализируем текст, поступки Андрея Соколова, выявляя черты его характера.

3. Анализ текста ( работа в парах или по подгруппам).

1) Эпизод «Весенний пейзаж и попутчики»

1. С чего начинается рассказ и от чьего лица ведется повествование?

2. Какие детали эпизода создают настроение?

3. Какой мотив возникает в начале рассказа?

4. Опишите мужчину с мальчиком. Какие детали раскрывают их образы?

5. Как автор относится к своим героям?

2) Эпизод «Мирная жизнь… и проводы» - от слов: "Поначалу жизнь моя была обыкновенная..." до слов: "Что ты меня раньше времени хоронишь?!»

Задание:

1. Перескажите эпизод, используя цитаты из текста.

2. В чем же видит Андрей Соколов счастье?

3. Какие черты характера помогли герою в мирной жизни?

4. Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

5. Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни? Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

6. Почему воспоминания героя о проводах полны горечи?

3) Эпизод «В плену у фашистов. В церкви» (просмотр фрагмента из фильма С.Бондарчука «Судьба человека»).

1. Как попал Андрей Соколов в плен?

2. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

3. Ночь в церкви. Как повел себя герой? (с цитатами)

4. Что пришлось пережить Андрею Соколову в плену?

5. Как может измениться человек, попав в трудную ситуацию?

4) Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером » (просмотр фрагмента из фильма С.Бондарчука «Судьба человека»).

 

1.Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

2.В каком физическом состоянии находится герой?

3. Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

4. Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

5. Меняется ли отношение фашистов к пленному?

6. Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

7.В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?

5) Эпизод с усыновлением Ванюшки.

1. Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? Состояние героя в связи с этим событием?

2. Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?

3.Чего не смогла отнять у героя война?

4.Найдите и зачитайте слова, которые раскрывают душевное состояние героя. О чем говорят эти слова?

5. «Что-то ждет их впереди?»

4. Подведение итогов урока.

- В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Словарная работа

Судьба - 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

В названии рассказа слово «судьба» употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.

- Какие понятия раскрывают характер Андрея Соколова?

Глубокая совестливость, единение людей, чувство человеческого братства, чувство человеческого достоинства, воплощение народного характера, великая трагедия, всеобщее сиротство, гуманизм, гуманистические ценности. Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

Рассказ «Судьба человека» – это судьба народа, выраженная в образе простого труженика Андрея Соколова, это его и народа нравственная сила, простое человеческое счастье.

Сформулируем

Универсальные смыслы, которые открывает нам рассказ Шолохова «Судьба человека».

1. Есть ситуации, которые нельзя исправить, нужно крепиться и терпеть, принимать их.

2. Разделенная боль становится легче.

3. Все познается в сравнении.

4. Человек должен помнить, что он на земле не один; он должен уметь и прийти на помощь, и принять помощь других.

- Читая данный рассказ, вы неоднократно обыгрывали слово «судьба» в мыслях, задумываясь и о своей судьбе. Поразмышляйте на один из вопросов.

Домашнее задание: выберите мысль, которая вас особенно заинтересовала, и письменно поразмышляйте.

Темы для размышлений.

1. Какая меня ждет судьба?

2.От чего зависит судьба человека?

3. Что определяет судьбу человека?

4. Моя судьба и судьба страны. Как взаимосвязаны наши судьбы?

5. О какой судьбе я мечтаю?

Урок заканчиваем словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: "Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив".

Приложения к уроку.

 

Исторический комментарий к плену Андрея Соколова.

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: "...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата..."

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём - чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..."

2. Задания для анализа и осмысления текста художественного произведения.

1) Эпизод «Весенний пейзаж и попутчики»

1. С чего начинается рассказ и от чьего лица ведется повествование?

2. Какие детали эпизода создают настроение?

3. Какой мотив возникает в начале рассказа?

4. Опишите мужчину с мальчиком. Какие детали раскрывают их образы?

5. Как автор относится к своим героям?

2) Эпизод «Мирная жизнь… и проводы» - от слов: "Поначалу жизнь моя была обыкновенная..." до слов: "Что ты меня раньше времени хоронишь?!»

Задание:

1. Перескажите эпизод, используя цитаты из текста.

2. В чем же видит Андрей Соколов счастье?

3. Какие черты характера помогли герою в мирной жизни?

4. Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

5. Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни? Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

6. Почему воспоминания героя о проводах полны горечи?

3) Эпизод «В плену у фашистов. В церкви»

1. Как попал Андрей Соколов в плен?

2. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

3. Ночь в церкви. Как повел себя герой? (с цитатами)

4. Что пришлось пережить Андрею Соколову в плену?

5. Как может измениться человек, попав в трудную ситуацию?

4) Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

1.Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

2.В каком физическом состоянии находится герой?

3. Почему он соглашается выпить?

4. Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

5. Меняется ли отношение фашистов к пленному?

6. Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

7.В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?

5) Эпизод с усыновлением Ванюшки.

1. Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? Состояние героя в связи с этим событием?

2. Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?

3.Чего не смогла отнять у героя война?

4.Найдите и зачитайте слова, которые раскрывают душевное состояние героя. О чем говорят эти слова?

5. «Что-то ждет их впереди?» Поразмышляйте.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.