12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга258
Россия, Омская обл., Омск

Открытый рок литературы в 7 классе

"Испытание человека войной: психологический портрет героя"

(по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)

Разработала и провела Артемова Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «СОШ № 51»


Урок построен на основе технологии развивающего обучения с использованием компетентностно – ориентированных заданий, цель которой организовать деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий.


Цель урока: составление психологического портрета человека, прошедшего тяжёлый военный путь.

Задачи урока.

Совершенствовать навыки психологического анализа портрета.

Развивать образное мышление, эмоционально-углублённое освоение материала, способность воспринимать различные виды искусства (музыку, изобразительное искусство)

Воспитывать понимание общечеловеческих ценностей, способность к состраданию.


Компетентности: разрешение проблем, информационная, коммуникативная, а также формирование компетентности работы в группах.


Формы работы: групповая, творческая, поисково-самостоятельная.

Методы обучения: словесный, наглядный, аналитический.

Приёмы: использование межпредметных связей с уроками музыки и истории; проблемные разноуровневые вопросы и задания; моделироавание ответов, использование слайдовой программы, составление таблиц.

Тип урока: систематизация и обобщение материала

Оборудование: проектор, слайдовая программа иллюстраций к рассказу, опера С.С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», магнитофон

Время, отведённое на изучение темы: 45 минут


Аспект: поиск и извлечение информации, первичная обработка (классификация материала), планирование деятельности, письменная и устная коммуникация( модельный ответ и публичное выступление)


                                                                Ход урока

I. Мотивационный этап. Целеполагание.

1.Подготовка учащихся к восприятию материала

-Ребята, мы сегодня продолжаем работу над рассказом М. Шолохова «Судьба человека» (записано на доске). Не называя темы урока, я предлагаю вам послушать отрывок оперы замечательного русского композитора С.С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и поделиться впечатлениями.


2. Беседа на выявление восприятия.

(после прослушивания 1 части музыкального отрывка)

- Какими словами вы могли бы выразить свои впечатления?

(беда, горе, трагедия)

- А самое глубокое по смыслу какое из них?

- Подберите ещё синонимы. Проведите ассоциации со словом «трагедия»..

(бедствие, смерть, потеря, гибель, крушение, слёзы, мрак, война!) )

- Обратите внимание, что рассказ называется «Судьба человека»!

(это значит, что война затронула многие судьбы)

- Действительно, ребята, война – это настоящая трагедия, которая затронула судьбы миллионов людей, обожгла сердца, искалечила и унесла жизни многих людей.

-Обратимся к эпиграфу.


3. Представление эпиграфа, работа над ключевыми словами.

Эпиграф: «…а мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?...»

- Кому принадлежат эти слова? Какие из них ключевые? Как вы их объясните?

(застывшее состояние беды, слёзы превратились в камень и сдавили сердце; это статический компонент портрета героя - он как бы замер, остановился, умер)

- Ребята, а кому же принадлежат слова второго эпиграфа?

« …и сердце отходит, и становится мягче…»

( ему же)

- О чём пойдёт речь, как вы думаете?

(о внутреннем мире человека, о возрождении души и т.д.)


4. Формулирование цели урока учащимися.

- Как бы вы сформулировали тему и цель урока, учитывая тему, музыку, эпиграф и свои ассоциации.

( психологический портрет А.Соколова, прошедшего тяжёлый военный путь)


2. Деятельно – операционный этап.

1. Слово учителя.

- Скажите, ребята, как составляется психологический портрет героя?

(надо наблюдать, как внешний портрет (жесты, мимика, детали, художественные средства, описания тела, лица, поведения и т.д.) совершенно естественно переходит к внутреннему)

-Портретом А.Соколова мы закончим работу над рассказом М. Шолохова «Судьба человека» и подведём итог.

-На предыдущих уроках мы с вами постарались быть … очень проницательными читателями, по крупицам собирали материал, заполняли таблицу «Компоненты портрета», поэтому, я думаю, для обобщения и систематизации вам достаточно будет поработать в группе 3-4 минуты.

Многие люди, прочитавшие рассказ «Судьба человека», искали ответ на вопрос: «Почему, несмотря на все великие страдания, выпавшие на долю А. Соколова, он не утратил способность любить?» Я предлагаю, ребята, тоже сегодня попытаться ответить на этот вопрос.


2. Работа в группах с КОЗ.


1 группа – название эпизода для анализа: «Первая послевоенная весна»:

(роль фона в создании психологического портрета героя в

экспозиции).


Задачная формулировка: (точно указывает на деятельность учащихся, необходимую для выполнения)

прочитать отрывок;

выбрать компоненты портрета и составить таблицу;

выявить роль фона в экспозиции;

представить выводы в виде моделей, рисунков и публичного выступления.


2 группа - название эпизода для анализа: « Мне там пришлось, браток,

хлебнуть горюшка по ноздри и выше…» (война: плен, первый

побег из плена, карцер)


Задачная формулировка: (точно указывает на деятельность учащихся, необходимую для выполнения)

прочитать отрывок;

классифицировать в таблицу компоненты статического и динамического портрета героя;

выявить роль детали поведения героя;

представить выводы в виде рассказа по таблице, изображения в цвете.


3 группа - название эпизода для анализа: «За что же ты, жизнь, меня так

покалечила? За что так исказнила? (потеря родных)

Задачная формулировка: (точно указывает на деятельность учащихся, необходимую для выполнения)

прочитать отрывок;

представьте себя в роли писателя, который создал этот текст: найдите яркие метафоры, сравнения…для передачи сердечных ощущений героя, заполните таблицу;

определите роль художественных средств в изображении сердца;

представьте модельные ответы, эссе или стихотворение о сердце А.Соколова.


4 группа - название эпизода для анализа: «И сразу у меня на душе стало

легко и как-то светло…» (усыновление Ванюшки)

прочитать отрывок;

заполните таблицу «компоненты портрета»;

определить роль фона и диалога в конце рассказа;

представьте себя артистами, исполняющими роль в кино: прочтите выразительно эпизод усыновления;


Примечание: дети в группах работают с информацией, необходимой для решения данной задачи; заполняют бланк, готовятся к представлению результатов. В течение предыдущих двух уроков учащиеся уже собрали определённый материал и сейчас их задача поработать с информационным листом, дополнить бланк ответов, систематизировать и подвести итог.


                              Представление результатов.


1 группа – название эпизода для анализа: «Первая послевоенная весна»:

(роль фона в создании психологического портрета героя в

экспозиции и в развязке).

выводы в виде модели и устных комментариев к нему

Предполагаемый ответ. Демонстрируют модель, рассказывают и комментируют.


Портрет А.Соколова и в экспозиции, и в развязке дан на фоне пейзажа: первая послевоенная весна.

С одной стороны, это тёплые ветра, дружная и напористая время года, которая несёт в себе обновление жизни. С другой стороны, это недобрая пора бездорожья…, лошадь еле тащила бричку…, трудно лошадям…, размокший снег…, было тяжело…, разлилась речушка…, ещё труднее и т.д. Пользуясь приёмом параллелизма, автор соединяет описание пейзажа с портретом героя: высокий, сутуловатый мужчина…, устало брели…,приглушённый басок…, большая, чёрствая рука…,устало присаживаясь…, сгорбился и т.д. Выписанные компоненты портрета доказывают, что и в природе, и в душе человека происходит внутренняя борьба статики (состояние покоя) и динамики (состояние развития).

Наш вывод: ключевой фразой выделяем слова автора: «Он вёл за руку маленького мальчика…». Думаем, несмотря на тяжёлую борьбу весны и зимы, победит всё-таки весна (открытое пространство); мужчина взял за руку мальчика, значит справиться с болью, вместе они счастливы.

Портрет А.Соколова: сильный, добрый, открытый…Актуальность?


Слово учителя. Итак, мы увидели рождение новой семьи на фоне пробуждающейся весны. Через боль, горечь потерь, но они пришли к своему счастью. А вот какой это была дорога длинною в жизнь, мы узнаем из следующих ответов.


2 группа - название эпизода для анализа: « Мне там пришлось, браток,

хлебнуть горюшка по ноздри и выше…» (война: плен, первый

побег из плена, карцер)

представляют выводы в виде рассказа по таблице


Предполагаемый ответ. Представляют вниманию таблицу и рассказ по ней.

Мы классифицировали в таблице статич. и динамич. компоненты психологического портрета. На статичность указывают: попал в плен, лёг, закрыл руками (инверсию использует автор), кобель встал мне на грудь…, отсидел в лагере и др. Но несмотря на все муки ада, Соколову удалось выжить. Автор даёт нам целый ряд глаголов, указывающих на преодоление препятствий: выругался, зашагал, задумал уходить, приметил, бросил, пошёл и т.д. При этом автор подбирает слова, указывающие на состояние покоя души: никакой паники, ни сердечной робости, гляжу на небо.

Наш вывод: внутренняя борьба героя заканчивается победой воли к жизни, обретением свободы: «Но всё-таки живой… живой я остался!»

Портрет А.Соколова: мужественный, целеустремлённый и волевой.

Актуальность?


3 группа - название эпизода для анализа: «За что же ты, жизнь, меня так

покалечила? За что так исказнила? (потеря родных)

представьте результат в виде модели образа-сердца (рисунка) и рассказа.

Предполагаемый ответ. Представляют вниманию модель и выводы.

В этом отрывке возникает образ сердца (5 раз!) – символ вечного движения, жизни, борьбы добра и зла.

Автор находит яркие эпитеты, метафоры и сравнения для передачи сердечных ощущений: сердце будто тупым ножом режут…, слёзы на сердце засохли…, сердце разжалось…, , закаменело от горя…, пронизало, будто электрическим током…, сердце…в глотке бьётся и т.д. Статические элементы портрета сменяются динамическими компонентами.


Наш вывод: судьба человека – это судьба человеческого сердца, которое ради любви к ближнему может возродиться из пепла. А. Соколов – человек огромной силы воли, его сердце «отошло» сразу, когда он почувствовал, что есть ещё более несчастный человек, чем он, есть тот, кто нуждается в его поддержке. Это Ванюшка. Красной линией проходит слово слёзы.

Портрет А.Соколова: сердечный, терпеливый, мудрый…Актуальность?


4 группа - название эпизода для анализа: «И сразу у меня на душе стало

легко и как-то светло…» (усыновление Ванюшки)


представить результат в виде выразительного чтения эпизода усыновления и выводов.


Чтение стихотворения.


«Возрождение»

Казалось, всё остановилось,

Без сына смысла жизни нет.

И, чёрной лентой извиваясь,

Пред ним сама явилась СМЕРТЬ

Такая ясная, простая,

Вдруг забрала всю душу в плен.

Андрей сказал: «Так будет легче,

Весь мир вокруг и прах, и тлен.

Она возьмёт всю боль страданий,

Навеет сладкий тихий сон.

К чему мне солнце, мир желаний?

Померк со смертью сына он».

Но вот ребёнок-божье чудо

Пришёл, чтоб душу воскресить.

Явился в самый страшный миг,

И протянулась нить спасенья-

Он сердцем красоту постиг.

Свершилось чудо: жизнь воскресла,

Нельзя её остановить.

Прекрасен мир, он это понял,

А значит, СТОИТ, СТОИТ ЖИТЬ!


Контрольно-оценочный этап.

Слово учителя.

А сейчас, ребята, я прошу вас самостоятельно (письменно) ответить на вопрос, который прозвучал, когда мы только начинали знакомиться с рассказом.


2. Задачная формулировка.

Почему, несмотря на все великие страдания, выпавшие на долю А. Соколова, он не утратил способность любить

(пока дети работают, звучит музыка: опера С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке»)


3. Самостоятельная работа – короткое эссе (для первой группы учащихся),

ответы на вопрос: почему..(см. выше) (для второй группы учащихся)


4. Предполагаемые ответы и эссе зачитывают (почему?):

1.Соколов знал, что он не единственный, кому выпала такая судьба.

2.Соколов хочет защитить то, что ему дорого.

3.Соколов думает вначале о родных и товарищах, а потом о себе.

4.Соколов считает, что Ванюшка более несчастен, т.к. маленький

5. Соколов – ответственность несёт за беззащитного ребёнка.

6. Соколов – совестливый человек.

Ответ: Андрей Соколов не утратил способность жить, трудиться, заботиться о других и любить, потому что был настоящим человеком, гуманистом! (значение слова на доске)


5.Подведение итога.

Ребята мы много сегодня говорили о герое рассказа М.Шолохова «Судьба человека. На доске плакат с изображением портрета артиста, играющего роль А.Соколова. Я попрошу вас выбрать для описания его портрета самые на ваш взгляд яркие характеристики.


ЛЮБОВЬ

ДОСТОИНСТВО

СОСТРАДАНИЕ

ДОБРОТА

ТЕРПЕНИЕ

МУЖЕСТВО

ГУМАНИЗМ

СИЛА ВОЛИ

СОМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

ЩЕДРОСТЬ


(Дети выходят к портрету и вставляют недостающие пазлы в портрет).


5 группа – экспертная выставляет оценки группам, комментирует

выступление каждой.


4. Рефлексия

1. Что помогало, ребята, нам составлять портрет?

-ключевые слова текста (описание жестов, мимики, детали и т.д.);

-музыка С.С. Прокофьева;

-рисунки, образное мышление;


2.Беседа на выявление восприятия

- Скажите, что вы сегодня на уроке узнали ?

- Что особенно запомнилось?


Предполагаемые ответы:

-Познакомились с настоящим советским человеком;

-узнали о роли простых солдат на войне;

-поняли, что страх смерти может отступить, если подвиг совершается ради людей;

-познакомились с истинными понятиями достоинство, чувство коллективизма, преданность родине;

-восхитились, что люди, прошедшие войну, сохранили в себе способность любить и дарить радость другим;

-заставил задуматься о нашем отношении к ветеранам, ведь их осталось так мало, они нуждаются в нашем внимании, в нашей заботе;

-появилось чувство уверенности в будущем, потому что герой высоконравственный;

- захотелось, чтобы таких людей было больше.


3. Вывод.

Обращение к плакату.

Жизнь-это шанс. Не упусти его!

Жизнь-это красота. Удивляйся ей!

Жизнь-это долг. Исполни его!

Жизнь-это трагедия. Выдержи её!

Жизнь-это это счастье. Сотвори его сам!

Жизнь-это это жизнь. Спаси её!

Жить стоит всегда!










Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.