Открытый рок литературы в 7 классе «Испытание человека войной: психологический портрет героя по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека"»
Открытый рок литературы в 7 классе
"Испытание человека войной: психологический портрет героя"
(по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)
Разработала и провела Артемова Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «СОШ № 51»
Урок построен на основе технологии развивающего обучения с использованием компетентностно – ориентированных заданий, цель которой организовать деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий.
Цель урока: составление психологического портрета человека, прошедшего тяжёлый военный путь.
Задачи урока.
Совершенствовать навыки психологического анализа портрета.
Развивать образное мышление, эмоционально-углублённое освоение материала, способность воспринимать различные виды искусства (музыку, изобразительное искусство)
Воспитывать понимание общечеловеческих ценностей, способность к состраданию.
Компетентности: разрешение проблем, информационная, коммуникативная, а также формирование компетентности работы в группах.
Формы работы: групповая, творческая, поисково-самостоятельная.
Методы обучения: словесный, наглядный, аналитический.
Приёмы: использование межпредметных связей с уроками музыки и истории; проблемные разноуровневые вопросы и задания; моделироавание ответов, использование слайдовой программы, составление таблиц.
Тип урока: систематизация и обобщение материала
Оборудование: проектор, слайдовая программа иллюстраций к рассказу, опера С.С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», магнитофон
Время, отведённое на изучение темы: 45 минут
Аспект: поиск и извлечение информации, первичная обработка (классификация материала), планирование деятельности, письменная и устная коммуникация( модельный ответ и публичное выступление)
Ход урока
I. Мотивационный этап. Целеполагание.
1.Подготовка учащихся к восприятию материала
-Ребята, мы сегодня продолжаем работу над рассказом М. Шолохова «Судьба человека» (записано на доске). Не называя темы урока, я предлагаю вам послушать отрывок оперы замечательного русского композитора С.С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и поделиться впечатлениями.
2. Беседа на выявление восприятия.
(после прослушивания 1 части музыкального отрывка)
- Какими словами вы могли бы выразить свои впечатления?
(беда, горе, трагедия)
- А самое глубокое по смыслу какое из них?
- Подберите ещё синонимы. Проведите ассоциации со словом «трагедия»..
(бедствие, смерть, потеря, гибель, крушение, слёзы, мрак, война!) )
- Обратите внимание, что рассказ называется «Судьба человека»!
(это значит, что война затронула многие судьбы)
- Действительно, ребята, война – это настоящая трагедия, которая затронула судьбы миллионов людей, обожгла сердца, искалечила и унесла жизни многих людей.
-Обратимся к эпиграфу.
3. Представление эпиграфа, работа над ключевыми словами.
Эпиграф: «…а мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?...»
- Кому принадлежат эти слова? Какие из них ключевые? Как вы их объясните?
(застывшее состояние беды, слёзы превратились в камень и сдавили сердце; это статический компонент портрета героя - он как бы замер, остановился, умер)
- Ребята, а кому же принадлежат слова второго эпиграфа?
« …и сердце отходит, и становится мягче…»
( ему же)
- О чём пойдёт речь, как вы думаете?
(о внутреннем мире человека, о возрождении души и т.д.)
4. Формулирование цели урока учащимися.
- Как бы вы сформулировали тему и цель урока, учитывая тему, музыку, эпиграф и свои ассоциации.
( психологический портрет А.Соколова, прошедшего тяжёлый военный путь)
2. Деятельно – операционный этап.
1. Слово учителя.
- Скажите, ребята, как составляется психологический портрет героя?
(надо наблюдать, как внешний портрет (жесты, мимика, детали, художественные средства, описания тела, лица, поведения и т.д.) совершенно естественно переходит к внутреннему)
-Портретом А.Соколова мы закончим работу над рассказом М. Шолохова «Судьба человека» и подведём итог.
-На предыдущих уроках мы с вами постарались быть … очень проницательными читателями, по крупицам собирали материал, заполняли таблицу «Компоненты портрета», поэтому, я думаю, для обобщения и систематизации вам достаточно будет поработать в группе 3-4 минуты.
Многие люди, прочитавшие рассказ «Судьба человека», искали ответ на вопрос: «Почему, несмотря на все великие страдания, выпавшие на долю А. Соколова, он не утратил способность любить?» Я предлагаю, ребята, тоже сегодня попытаться ответить на этот вопрос.
2. Работа в группах с КОЗ.
1 группа – название эпизода для анализа: «Первая послевоенная весна»:
(роль фона в создании психологического портрета героя в
экспозиции).
Задачная формулировка: (точно указывает на деятельность учащихся, необходимую для выполнения)
прочитать отрывок;
выбрать компоненты портрета и составить таблицу;
выявить роль фона в экспозиции;
представить выводы в виде моделей, рисунков и публичного выступления.
2 группа - название эпизода для анализа: « Мне там пришлось, браток,
хлебнуть горюшка по ноздри и выше…» (война: плен, первый
побег из плена, карцер)
Задачная формулировка: (точно указывает на деятельность учащихся, необходимую для выполнения)
прочитать отрывок;
классифицировать в таблицу компоненты статического и динамического портрета героя;
выявить роль детали поведения героя;
представить выводы в виде рассказа по таблице, изображения в цвете.
3 группа - название эпизода для анализа: «За что же ты, жизнь, меня так
покалечила? За что так исказнила? (потеря родных)
Задачная формулировка: (точно указывает на деятельность учащихся, необходимую для выполнения)
прочитать отрывок;
представьте себя в роли писателя, который создал этот текст: найдите яркие метафоры, сравнения…для передачи сердечных ощущений героя, заполните таблицу;
определите роль художественных средств в изображении сердца;
представьте модельные ответы, эссе или стихотворение о сердце А.Соколова.
4 группа - название эпизода для анализа: «И сразу у меня на душе стало
легко и как-то светло…» (усыновление Ванюшки)
прочитать отрывок;
заполните таблицу «компоненты портрета»;
определить роль фона и диалога в конце рассказа;
представьте себя артистами, исполняющими роль в кино: прочтите выразительно эпизод усыновления;
Примечание: дети в группах работают с информацией, необходимой для решения данной задачи; заполняют бланк, готовятся к представлению результатов. В течение предыдущих двух уроков учащиеся уже собрали определённый материал и сейчас их задача поработать с информационным листом, дополнить бланк ответов, систематизировать и подвести итог.
Представление результатов.
1 группа – название эпизода для анализа: «Первая послевоенная весна»:
(роль фона в создании психологического портрета героя в
экспозиции и в развязке).
выводы в виде модели и устных комментариев к нему
Предполагаемый ответ. Демонстрируют модель, рассказывают и комментируют.
Портрет А.Соколова и в экспозиции, и в развязке дан на фоне пейзажа: первая послевоенная весна.
С одной стороны, это тёплые ветра, дружная и напористая время года, которая несёт в себе обновление жизни. С другой стороны, это недобрая пора бездорожья…, лошадь еле тащила бричку…, трудно лошадям…, размокший снег…, было тяжело…, разлилась речушка…, ещё труднее и т.д. Пользуясь приёмом параллелизма, автор соединяет описание пейзажа с портретом героя: высокий, сутуловатый мужчина…, устало брели…,приглушённый басок…, большая, чёрствая рука…,устало присаживаясь…, сгорбился и т.д. Выписанные компоненты портрета доказывают, что и в природе, и в душе человека происходит внутренняя борьба статики (состояние покоя) и динамики (состояние развития).
Наш вывод: ключевой фразой выделяем слова автора: «Он вёл за руку маленького мальчика…». Думаем, несмотря на тяжёлую борьбу весны и зимы, победит всё-таки весна (открытое пространство); мужчина взял за руку мальчика, значит справиться с болью, вместе они счастливы.
Портрет А.Соколова: сильный, добрый, открытый…Актуальность?
Слово учителя. Итак, мы увидели рождение новой семьи на фоне пробуждающейся весны. Через боль, горечь потерь, но они пришли к своему счастью. А вот какой это была дорога длинною в жизнь, мы узнаем из следующих ответов.
2 группа - название эпизода для анализа: « Мне там пришлось, браток,
хлебнуть горюшка по ноздри и выше…» (война: плен, первый
побег из плена, карцер)
представляют выводы в виде рассказа по таблице
Предполагаемый ответ. Представляют вниманию таблицу и рассказ по ней.
Мы классифицировали в таблице статич. и динамич. компоненты психологического портрета. На статичность указывают: попал в плен, лёг, закрыл руками (инверсию использует автор), кобель встал мне на грудь…, отсидел в лагере и др. Но несмотря на все муки ада, Соколову удалось выжить. Автор даёт нам целый ряд глаголов, указывающих на преодоление препятствий: выругался, зашагал, задумал уходить, приметил, бросил, пошёл и т.д. При этом автор подбирает слова, указывающие на состояние покоя души: никакой паники, ни сердечной робости, гляжу на небо.
Наш вывод: внутренняя борьба героя заканчивается победой воли к жизни, обретением свободы: «Но всё-таки живой… живой я остался!»
Портрет А.Соколова: мужественный, целеустремлённый и волевой.
Актуальность?
3 группа - название эпизода для анализа: «За что же ты, жизнь, меня так
покалечила? За что так исказнила? (потеря родных)
представьте результат в виде модели образа-сердца (рисунка) и рассказа.
Предполагаемый ответ. Представляют вниманию модель и выводы.
В этом отрывке возникает образ сердца (5 раз!) – символ вечного движения, жизни, борьбы добра и зла.
Автор находит яркие эпитеты, метафоры и сравнения для передачи сердечных ощущений: сердце будто тупым ножом режут…, слёзы на сердце засохли…, сердце разжалось…, , закаменело от горя…, пронизало, будто электрическим током…, сердце…в глотке бьётся и т.д. Статические элементы портрета сменяются динамическими компонентами.
Наш вывод: судьба человека – это судьба человеческого сердца, которое ради любви к ближнему может возродиться из пепла. А. Соколов – человек огромной силы воли, его сердце «отошло» сразу, когда он почувствовал, что есть ещё более несчастный человек, чем он, есть тот, кто нуждается в его поддержке. Это Ванюшка. Красной линией проходит слово слёзы.
Портрет А.Соколова: сердечный, терпеливый, мудрый…Актуальность?
4 группа - название эпизода для анализа: «И сразу у меня на душе стало
легко и как-то светло…» (усыновление Ванюшки)
представить результат в виде выразительного чтения эпизода усыновления и выводов.
Чтение стихотворения.
«Возрождение»
Казалось, всё остановилось,
Без сына смысла жизни нет.
И, чёрной лентой извиваясь,
Пред ним сама явилась СМЕРТЬ
Такая ясная, простая,
Вдруг забрала всю душу в плен.
Андрей сказал: «Так будет легче,
Весь мир вокруг и прах, и тлен.
Она возьмёт всю боль страданий,
Навеет сладкий тихий сон.
К чему мне солнце, мир желаний?
Померк со смертью сына он».
Но вот ребёнок-божье чудо
Пришёл, чтоб душу воскресить.
Явился в самый страшный миг,
И протянулась нить спасенья-
Он сердцем красоту постиг.
Свершилось чудо: жизнь воскресла,
Нельзя её остановить.
Прекрасен мир, он это понял,
А значит, СТОИТ, СТОИТ ЖИТЬ!
Контрольно-оценочный этап.
Слово учителя.
А сейчас, ребята, я прошу вас самостоятельно (письменно) ответить на вопрос, который прозвучал, когда мы только начинали знакомиться с рассказом.
2. Задачная формулировка.
Почему, несмотря на все великие страдания, выпавшие на долю А. Соколова, он не утратил способность любить
(пока дети работают, звучит музыка: опера С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке»)
3. Самостоятельная работа – короткое эссе (для первой группы учащихся),
ответы на вопрос: почему..(см. выше) (для второй группы учащихся)
4. Предполагаемые ответы и эссе зачитывают (почему?):
1.Соколов знал, что он не единственный, кому выпала такая судьба.
2.Соколов хочет защитить то, что ему дорого.
3.Соколов думает вначале о родных и товарищах, а потом о себе.
4.Соколов считает, что Ванюшка более несчастен, т.к. маленький
5. Соколов – ответственность несёт за беззащитного ребёнка.
6. Соколов – совестливый человек.
Ответ: Андрей Соколов не утратил способность жить, трудиться, заботиться о других и любить, потому что был настоящим человеком, гуманистом! (значение слова на доске)
5.Подведение итога.
Ребята мы много сегодня говорили о герое рассказа М.Шолохова «Судьба человека. На доске плакат с изображением портрета артиста, играющего роль А.Соколова. Я попрошу вас выбрать для описания его портрета самые на ваш взгляд яркие характеристики.
ЛЮБОВЬ
ДОСТОИНСТВО
СОСТРАДАНИЕ
ДОБРОТА
ТЕРПЕНИЕ
МУЖЕСТВО
ГУМАНИЗМ
СИЛА ВОЛИ
СОМОПОЖЕРТВОВАНИЕ
ЩЕДРОСТЬ
(Дети выходят к портрету и вставляют недостающие пазлы в портрет).
5 группа – экспертная выставляет оценки группам, комментирует
выступление каждой.
4. Рефлексия
1. Что помогало, ребята, нам составлять портрет?
-ключевые слова текста (описание жестов, мимики, детали и т.д.);
-музыка С.С. Прокофьева;
-рисунки, образное мышление;
2.Беседа на выявление восприятия
- Скажите, что вы сегодня на уроке узнали ?
- Что особенно запомнилось?
Предполагаемые ответы:
-Познакомились с настоящим советским человеком;
-узнали о роли простых солдат на войне;
-поняли, что страх смерти может отступить, если подвиг совершается ради людей;
-познакомились с истинными понятиями достоинство, чувство коллективизма, преданность родине;
-восхитились, что люди, прошедшие войну, сохранили в себе способность любить и дарить радость другим;
-заставил задуматься о нашем отношении к ветеранам, ведь их осталось так мало, они нуждаются в нашем внимании, в нашей заботе;
-появилось чувство уверенности в будущем, потому что герой высоконравственный;
- захотелось, чтобы таких людей было больше.
3. Вывод.
Обращение к плакату.
Жизнь-это шанс. Не упусти его!
Жизнь-это красота. Удивляйся ей!
Жизнь-это долг. Исполни его!
Жизнь-это трагедия. Выдержи её!
Жизнь-это это счастье. Сотвори его сам!
Жизнь-это это жизнь. Спаси её!
Жить стоит всегда!