«Судьба человека» – судьба народа. (по рассказу М.Шолохова «Судьба человека» и одноименной экранизации С.Бондарчука)
Современному подростку, очень трудно вообразить жизнь во время войны. Тема Великой Отечественной войны 1941-1945 годов для меня очень далека и абстрактна. Но произведения писателей-фронтовиков и художественные фильмы о войне уже более 75 лет помогают погрузиться в эту тяжелую военную атмосферу. В советском кинематографе создатели фильмов большое внимание уделяли именно экранизациям повестей о войне, а этот вид киноискусства способен заинтересовать и книголюба, и киномана. Если сначала прочитать книгу, а потом просмотреть фильм, мы сможем лучше понять замысел автора, сравнить образы, рожденные нашим воображением, с видением создателя фильма.
Произведений, и прозаических и лирических, и музыкальных о войне написано множество, ведь этот этап в жизни нашей страны затрагивал самые живые струны души талантливых людей того времени. Фильмы той поры и советскую кинематографию о войне, по праву, можно отнести к искусству. Некоторые произведения несут в себе заряд жизнерадостности, например, поэма «Василий Теркин» А.Т.Твардовского, песня «Смуглянка» на слова Я.Шведова, и музыку А.Новикова, фильмы о Максиме Перепелице. Но большая часть творений отразила бесчеловечное лицо войны, в ряду которых повесть «Судьба человека» Михаила Шолохова, и одноименный фильм Сергея Бондарчука.
Великий итальянский кинорежиссер Роберто Росселлини сказал о фильме «Судьба человека»: «Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне». Мне эта картина близка тем, что в основе лежит рассказ моего земляка, донского писателя Михаила Александровича Шолохова, прошедшего свой героический путь защитника родины, военного журналиста. На второй день войны этот замечательный человек перечислил свою премию за роман «Тихий Дон» в Фонд обороны страны, а в июле 1941 г. Шолохов, полковой комиссар запаса, направлен на фронт военным корреспондентом. Он участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом на Южном фронте.
Кинорежиссёр Сергей Бондарчук, как и Шолохов, видел войну. Но не только это объединяет их. Будущий актер тоже некоторое время прожил на нашей Донской земле: он учился в средней школе № 4 Таганрога в 1938 году. Актёрскую карьеру начал в Таганрогском драматическом театре (1937). Поступил в Ростовское театральное училище (1938-1941). Окончить это заведение Сергей Бондарчук не успел – в 1941 году началась Великая Отечественная война, и его призвали на фронт. Будущий режиссер участвовал в боях на Северном Кавказе, получил медали и боевые ордена.
Близки эти два произведения мне и потому, что мы видим на страницах, как и в кадре, не только земляков, но и Дон – нашу величественную реку, дышим воздухом бескрайних Донских степей.
В основе и история Андрея Соколова, который, не смотря ни на что, сумел сохранить в себе человека, и история целого народа. Жизненный путь главного героя был очень тяжелым. Мне почти физически больно было читать об ужасах, происходивших в святом месте, в церкви, под покровом ночи. Невозможно без слез было смотреть и на мучительную жизнь Андрея Соколова в концлагере, на то, как работали пленники на каменном карьере, какие телесные и духовные испытания им приходилось переносить. Мне очень запомнилась фраза: "Природа везде там, браток, разная, но стреляли и били нашего брата везде одинаково." Она точно характеризует отношение к русским солдатам во всех немецких концлагерях. Главный герой после наказаний за попытку побега в отчаянии воскликнул, что такая жизнь хуже смерти. Нашелся предатель из своих, который донес эти слова немцам. Соколову грозил расстрел, но для развлечения нацистский командир ему предлагает выпить за победу немецкой армии, Соколов пьет трижды, но за свою гибель. Такая смелость героя поражает. Он показывает себя, как бесстрашный русский солдат. Это замечает даже сам комендант, а видя достойного врага, "дарит" тому жизнь.
Позже Соколову удается бежать. Свой молоденький солдат признает в нем заблудившегося немца, что вызывает грустную улыбку у нас. Шолохов передает жизнерадостность русского человека через образ этого мальчонки. Он видит хорошее даже среди такого ужаса, как война!
Мы искренне радуемся возможности встречи Андрея Соколова с сыном, так же как и он ждем, что теперь жизнь переменится. И, казалось бы, что может помешать столь долгожданному свиданию в конце войны. Но... Анатолия убивает немецкий снайпер прямо в День Победы. И больше никакой радости не остается у Андрея Соколова. Но сломлен ли он? Нет! Автор показывает, что герой находит силы жить. И тут встречает свое спасение, отыскивает смысл жизни. Это маленький бездомный сирота. Автор показывает, что даже в такой, казалось бы, беспросветной тьме, лучик солнца пробьется и осветит новую радость жизни.
На первый взгляд, кажется, будто книга рассказывает о судьбе одного человека. Но, все больше вдумываясь, понимаешь, что это судьба каждого русского человека. Ведь каждая семья понесла потери. Каждая блуждала во мраке, но великая победа над фашизмом осветила солнечным светом этот жуткий мир, а любовь и доброта спасла и исцелила.
Автор произведения вложил такой глубокий смысл в небольшой по объему рассказ. Это и есть проявление таланта Михаила Шолохова, нет ничего лишнего только голая правда жизни! Или он просто словами описал виденную в сороковые саму жизнь?! Создатели фильма так ярко воплотили военную страшную действительность. Раскрыли нравственные и социальные проблемы военной поры, до мельчайших подробностей показали быт военнопленных, кошмары концентрационных лагерей, превращавших в пепел жизни тысяч и тысяч людей. Прониклись начертанными Шолоховым образами русских солдат. Или у Сергея Бондарчука актеры воплощали образы его боевых товарищей?! Сам Бондарчук с огромной убедительностью сыграл Андрея Соколова. И, возможно, в таких фильмах нет игры – всё правда.
После знакомства с такими произведениями понимаешь, почему именно русский народ победил! Какая сила духа в нем, какая сила любви к людям, к жизни! Мы должны гордиться тем, что были рождены русскими! И никогда не забывать о подвиге наших предков! И именно такие книги и фильмы могут нам помочь сохранить память НАВЕКИ!
Елена Владимировна
Приходько Наталья Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Приходько Наталья Владимировна
Гагаринова Ирина Викторовна
Приходько Наталья Владимировна
Кирилл Александрович Ш.