«Свойства бумаги»
«Свойства бумаги»
(Познавательно-экспериментальная деятельность в средней группе)
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Цель: Формирование представления о свойствах бумаги.
Задачи:
1. Образовательные:
познакомить детей с качествами и свойствами разных видов бумаги;
научить выявлять общие качества бумаги (цвет, гладкость, шершавость) и свойства бумаги (рвется, мнётся, впитывает воду и т. д.) через исследовательскую деятельность.
2. Развивающие:
развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, внимание, коммуникативные качества.
3. Воспитательные:
воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность, самостоятельность, интерес к совместной деятельности.
Словарная работа: Тонкая бумага, толстая бумага, мнется, рвется, намокает, шуршит, шершавая, гладкая.
Материал:
Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, картон и др.). Емкость с водой.
Ход занятия:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Не отправиться ли нам в путешествие? А что же нам посетить сегодня? Я вам предлагаю сегодня отправиться в волшебную страну, а в какую вы мне сами позже скажете. А попасть туда нам поможет волшебная палочка!
Воспитатель просит детей закрыть глаза и дотронуться до палочки рукой. В это время звучит тихая музыка. Дети открывают глаза и оказываются в бумажной стране.
Воспитатель:
Я белая, как снег,
Дружу с карандашом,
Где он пройдет,
Там заметку кладет. (бумага)
Воспитатель: Правильно, это бумага. Посетив волшебную страну, можно многое узнать о свойствах бумаги. А как вы думаете, для чего нужна бумага?
Дети: Чтобы рисовать, книги из нее делать, альбомы, тетради.
Воспитатель: Нас окружает множество бумажных предметов. Давайте посмотрим вокруг. Сейчас каждый в группе найдет и принесет любой бумажный предмет (дети приносят предметы, встают в круг).
Воспитатель: Что вы нашли в нашей бумажной стране? Что сделано из бумаги?
Дети: Книги, коробки, раскраски, салфетки.
Воспитатель: Правильно, все это сделано из бумаги. Сегодня мы будем делать опыты с бумагой. Для этого я вас приглашаю в нашу лабораторию «Почемучки». Давайте присядем за столы и поэкспериментируем.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: В лаборатории необходимо соблюдать правила.
На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Помните, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых
На столах лежат бумаги разных видов.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рассматривать бумагу. Посмотрите, что лежит перед каждым из вас? (бумага) Какая она по цвету?
Дети: белая, желтая, зеленая, разноцветная
Воспитатель: Правильно, ребята, бумага бывает разных цветов. Немного поиграем: поднимите, пожалуйста, синюю бумагу, …зеленую, …красную, …желтую, …белую. Молодцы, спасибо вам, что так хорошо разбираетесь в цветах!
Потрогайте, погладьте бумагу и скажите, какая она на ощупь?
Дети: гладкая, шершавая, мягкая
Воспитатель: Верно, ребята! Бумага разная на ощупь: гладкая, шершавая, мягкая.
А теперь возьмите два белых листка. Какие они по толщине?
Дети: один листик тонкий, а другой толстый.
Воспитатель: Ребята, возьмите тонкую бумагу и порвите пополам. А теперь толстую бумагу. Какую вам было трудно рвать? А какую легче?
Дети: толстую труднее порвать, а тонкую – легче.
Воспитатель: Верно. Тонкая рвется легче, чем толстая. Любая бумага рвется.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумагу будем мять!
Мы бумагу будем мять!
Свои ручки развивать!
Воспитатель: Я предлагаю вам смять тонкую бумагу. Что вы слышите? (Шуршит.) Легко ли она мнется?
Дети: Да.
Воспитатель: Теперь толстую бумагу. Легко мять толстую бумагу?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какая бумага смялась легко?
Дети: Тонкая бумага.
Воспитатель: Правильно, тонкую бумагу легко смять, чем толстую. Вся бумага мнется: и тонкая, и толстая, и гладкая. Мнется и белая бумага, и цветная.
Воспитатель: Попробуйте теперь распрямить смятую бумагу, стала ли она такой же красивой, как была,
Дети: Нет, бумага не распрямилась, не разгладилась.
Воспитатель: Итак, бумага легко мнется, но не распрямляется, не разглаживается.
Отдохнем, ребята. Встали.
Физкультминутка
Мы фантики бумажные, конфетки в нас сидели, | Дети сидят на корточках, в руках держат фантики |
А детки-сладкоежки конфетки дружно съели. | Дети имитируют поедание конфет |
Ветер вдруг набежал и все фантики поднял. | Дети встают и, кружась, машут руками |
Закружились, полетели и на землю тихо сели. | Бег врассыпную. Садятся на корточки |
Мы все фантики возьмем и в коробку отнесём. | Складывают фантики в коробку |
В оспитатель: Ребята, садитесь за столы. Перед вами стоят тарелки с водой. Возьмите бумажный листок и опустите его в воду. Что произошло?
Дети: бумага намокла.
Воспитатель: Попробуйте её достать. Получилось? Нет? Почему?
Воспитатель: Да, ребята, бумага с водой не дружит. Она боится воды. Как вы думаете, бумага может летать? Возьмите полоску бумаги и подуйте на неё. Бумага легкая или тяжелая?
И так, что мы узнали о бумаге? Какой она бывает? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Бумага бывает гладкая и шершавая, толстая и тонкая. Бумага – материал непрочный. Она рвется, мнется и намокает. Вот поэтому, ребята, надо бережно относится к вещам, сделанным из бумаги. Сегодня мы с вами много интересного узнали о бумаге. Все молодцы!