Конспект НОД по конструированию из бумаги «Прорезной декор. Как люди изобрели бумагу и украсили окна»
Конспект НОД по конструированию из бумаги «Прорезной декор. Как люди изобрели бумагу и украсили окна»
Образовательные задачи:
Продолжать знакомить детей с величайшими изобретениями человечества. Расширить представление о бумаге как уникальном материале (бытовом и художественном).Вызвать интерес к изготовлению звезд и снежинок как древнейших оконных украшений. Предложить для сравнения два способа конструирования звезды: из квадрата и круга (с опорой на схему).Показать способ превращения звезды в ажурную снежинку с помощью прорезного декора. Дать наглядное представление о лучевой симметрии и солярной символике. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, пространственное мышление. Воспитывать желание создавать своими руками праздничное пространство (украшать окна).
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: коллекция разных сортов бумаги и бумажных изделий, собранных детьми вместе с родителями; карточка №1 из комплекта «Конструирование в зимний период»; бумажные звезды и снежинки. Раздаточный материал: страница с символом «звездочка» в индивидуальных альбомах. Для практической работы: круги (диаметр 15-20 см) и квадраты (размер 15х15 до 20х20 см, вырезанные из тонкой бумаги; ножницы для детского труда; основа для коллажа «Зимнее окно».
Базовые понятия и способы деятельности.
Представление о бумажных звездах и снежинках как традиционных украшениях праздничного пространства (окна).Умение складывать бумажный круг дважды пополам, квадрат – по диагонали. Уверенное владение ножницами, умение делать вырезы на линии сгиба (элементы прорезного декора).
Осмысление результата.
Дети получают представление о бумаге как величайшем изобретении человечества: осваивают и сравнивают два способа конструирования оконных украшений (из круга и квадрата); «открывают» способ превращения звезды в снежинку.
Содержание НОД.
До образовательной ситуации воспитатель просит детей представить, какой с бы стала наша жизнь без бумаги? Затем предлагает рассмотреть бумажные изделия, представленные в коллекции (н-р, книги, журнал, газета, афиша, альбом, тетрадь, учебник, открытка, блокнот, упаковочные коробочки, салфетки, туалетная бумага, документы, деньги бумажные, билеты и т. д.) Дети делают вывод, что в наше время без бумаги нельзя обойтись, что она нам необходима, ведь бумажными изделиями мы пользуемся каждый день и без них тяжело обходиться.
В начале образовательной ситуации воспитатель предлагает совершить путешествие в Китай и узнать, где и кто изобрел бумагу. Затем проводиться беседа с детьми по видеофильму.
-Ребята, я вот услышала необычное слово «чжи». Что значит это слово, кто из вас запомнил?
Дети: «Чжи» - бумага по- китайски.
-Так где же появилась первая бумага? Как звали человека, который изобрел бумагу?
Дети: В Китае, Цай Лунь.
-Правильно. Цай Лунь был очень умный, способный, благодаря этому человеку мы сейчас имеем бумагу и столько разных бумажных изделий.
-Знаете, ребята, Китай – это древнейшая древнейшая культура, она является самым большим государством в мире. В Китае очень много умных, талантливых, способных людей людей, эти люди в Китае не только изобрели бумагу, но и шелк, чай, порох, фейеверки, первые бумажные деньги тоже появились в Китае.
Как только появилась бумага, стали появляться и первые украшения из бумаги: цветы, ими женщины украшали волосы, зонты, абажуры, фонари. Украшения из бумаги были очень дорогие и могли их себе позволить люди только очень богатые, знатные.
Но постепенно бумага перестала быть редкостью и стала она появляться в домах у многих людей. Люди стали делать из нее себе украшения и украшать ими свои дома, окна своих домов. Они стали из бумаги вырезать разные узоры, на них были изображены цветы, птицы, символы Китая – дракон является символом Китая. Все узоры, как вы заметили, вырезались из красной бумаги, красный цвет в Китае обозначает – благополучие и процветание. И люди, украшая свои дома, такими красными узорами, желали своему дому процветания, благополучия.
Вырезания из бумаги это особый вид искусства и по китайски называют это искусство – «Цзяньчжи». Состоит это слово из двух слов – «цзянь» и «чжи». «Чжи»- бумага, а «Цзянь» -острый прямой меч. Бумага- понятно, изделия вырезаны из бумаги, а при чем вы скажите острый меч, а вот почему, все узоры вырезаются с помощью острых маленьких ножниц или острого ножа. А раньше не было ни ножниц, ни ножей, а были острые мечи, и этими мечами сначала вырезали узоры, меч должен быть прямым и очень острым.
Вырезание бумажных узоров очень сложная, кропотливая работа, которая требует большой усидчивости и терпения. Ведь одно неловкое движение и узор может не получиться, может порваться и можно случайно вырезать что- то лишнее.
В китай приезжало очень много купцов за раз личными товарами. Люди в Китае покупали: шелк, чай, порох и др. товаров. Они стали замечать на окнах домов, такие красивые узоры, им тоже захотелось этому искусству научиться. Они разузнали секреты изготовления бумаги и этих бумажных узоров, и привезли в свои страны.
В Китае и в наше время очень популярно «Цзяньчжи» - вырезание из бумаги, люди из поколения в поколение предают свое мастерство.
И у нас в России тоже научились делать бумагу, а с появлением бумаги стали тоже появляться бумажные узоры. Они немного отличаются от Китайских. Ребята, может кто- то из вас видел такие узоры? Так как мы живем севернее, то узоры больше зимние, встречаются новогодние, можно встретить и такие ажурные, но чаще всего это разные звезды и снежинки.
Посмотрите, какие у меня получились зведы и снежинки. А вам хотелось бы научиться делать такие звездочки и снежинки?
Посмотрите, что у вас лежит на столах. (квадраты, круги из бумаги, простой карандаш, ножницы, схема конструирования звезды).
Давайте вспомним правила пользования ножницами. Все готовы стать волшебниками и обычный бумажный квадрат превратить в сияющую звезду? Тогда начнем. Воспитатель показывает два способа конструирования звезды – из квадрата и круга, комментирует:
1. Берем квадрат и складываем его по диагонали, чтобы получился треугольник (платок превращаем в косынку); затем треугольник складываем пополам – один или два раза (количество зависит от толщины бумаги); держим за вершину и на основании треугольника вырезаем зубчики; раскрываем и видим лучистую звезду.
2. Берем круг и дважды складываем пополам ; держим за вершину и на дуге вырезаем зубчики; раскрываем и видим красивую звезду.
Дети конструируют звезды двумя способами: из квадрата с опорой на схему и самостоятельно – из круга.
-А как нам нашу звезду превратить в ажурную снежинку.
Дети догадываются о том, нужно вырезать узоры. Рассматривают элементы прорезного декора в своих альбомах и превращают звезды в снежинки.
-Ребята, я для вас специально сделала вот такой коллаж окна, но здесь чего- то не хватает, наверно ваших снежинок, без них оно не такое красивое, а ваши снежинки его украсят. Кто хочет украсить?
Дети украшают окно своими снежинками. Воспитатель читает стихотворение про кошечку, которая спит на окошечке.
Маленькая кошечка,
Села на окошечко,
Снежинки посчитала,
А потом устала,
Лапки все сложила,
Хвостик опустила,
Лишь мурлычет кошка,
Задремав немножко.
Осмысление результата.
Дети получают представление о бумаге как величайшем изобретении человечества: осваивают и сравнивают два способа конструирования оконных украшений (из круга и квадрата); «открывают» способ превращения звезды в снежинку.