Предварительный просмотр презентации

СВОЙСТВА ЦВЕТА И СВЕТА Автор составитель : Зезин А. В. учитель ИЗО МБОУ Улётовская СОШ

СОДЕРЖАНИЕ Ахроматические и хроматические цвета. Спектр цвета. Цветовой круг. Основные,составные и дополнительные цвета. Основные свойства цвета. Теплые и холодные цвета. Пространственные свойства цвета: -выступающие отступающие цвета; -заметность цвета; Легкие и тяжелые цвета

Ахроматические и хроматические цвета Все цвета можно разделить на две категории. Ахроматические цвета (бесцветные) – белый, серый и черный – не имеют цвета и отличаются друг от друга только по светлоте. Между самым белым и самым черным глаз человека способен различать до 300 ахроматических оттенков. Если сравнить между собой белый цвет бумаги, гипса и белил, то окажется, что одни из них светлее, чем другие. К ахроматическим цветам относятся лишь чисто белые, чисто серые и чисто черные цвета. Цвет, имеющий самый незначительный и трудно улавливаемый красноватый, синеватый или какой-либо другой оттенок, уже будет являться хроматическим цветом.

Хроматические цвета – цвета солнечного спектра и все их промежуточные оттенки. Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном (оттенком), насыщенностью .

Спектральные цвета Свет, излучаемый солнцем, состоит из ряда цветных лучей. Чтобы убедиться в этом, достаточно пропустить солнечный луч через трехгранную стеклянную призму, разлагающую белый свет в цветовой спектр. Это явление сходно с эффектом радуги на небе, представляющей собой спектр преломленных отраженных солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе. Призма разделила составляющие луч волны на группы коротких, средних и длинных. Короткие волны дают ощущения красных и желтых цветов, а более длинные – синих и фиолетовых цветов.

 В солнечном свете содержаться все цветовые волны. При смешении их получается впечатление белого цвета, а при разложении луча мы видим все цвета радуги.  В солнечном спектре можно выделить семь ясно обозначенных длинноволновых и коротковолновых цветов, расположенных в определенной последовательности и сохраняющих постепенный переход от одного к другому: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

СПЕКТР

Цветовой круг Цвета спектра – красный, желтый, синий – называют основными цветами. Их нельзя получить смешением других цветов. Если смешать два крайних цвета спектра – красный и фиолетовый, то получится новый промежуточный цвет – пурпурный. В результате мы имеем восемь цветов, считающихся в практике наиболее важными: это желтый, оранжевый, красный, пурпурный, фиолетовый, синий, голубой и зеленый. Замкнув эту полоску в кольцо, можно получить цветовой круг с той же последовательностью цветов, как в спектре. Если в цветовом круге из восьми цветов смешивать соседние цвета в различных пропорциях, то можно получить множество промежуточных оттенков. Смешивая оранжевый с желтым, получим оранжево-желтый и желто-оранжевый и т.д.

Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну часть вошли красные, оранжевые, желтые и желто- зеленые цвета, а в другую – голубо-зеленые, голубые, синие, фиолетовые. Первые из них называют теплыми цветами, вторые – холодными. Отнесение цветов к теплым или холодным основано на том, что красные, оранжевые и желтые цвета напоминают цвет огня, солнечного света, раскаленных предметов; голубые, синие, фиолетовые цвета напоминают цвет воды, воздушной дали, льда. Чистый зеленый цвет считается нейтральным. Он может быть теплым, если в нем будут заметны желтоватые оттенки, и холодным, если в нем будут преобладать голубоватые и синеватые оттенки.

Основные цвета – цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок. Это красный, желтый и синий цвета. Основные цвета – цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок. Это красный, желтый и синий цвета. Составные цвета - цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или производными цветами. Это: оранжевый, зеленый и фи­олетовый цвета. Основные, составные и дополнительные цвета

Дополнительные цвета. Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диа­метра пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. Таким образом легко определить пары цветов, которые услов­но называются дополнительными. У красного дополнитель­ным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета.

Основные свойства цветов У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота. Цветовой тон – качество хроматического цвета, при определении которого называют цвет красным, желтым, голубым, зеленым; особенность цвета отличаться от других цветов спектра. В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие названия цветов произошли от объектов с характерным цветом: песочный, изумрудный, шоколадный, вишневый. Насыщенность – сила цвета, степень отличия хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета; степень приближения к чистому спектральному цвету или процентное содержание цвета в данном оттенке. Чем ближе цвет приближается к спектральному, чем сильнее его отличие от серого цвета, тем он насыщеннее.

СВОЙСТВА ЦВЕТА

Теплые и холодные цвета Цвета спектра делятся на теплые и холодные цвета. Теплые цвета – часть спектра от зеленого цвета в сторону красного. Холодные – от голубого к пурпурному. Зеленый цвет нейтральный, может быть и теплым и холодным. Эти определения условны. Чаще всего они связаны с жизненным опытом человека. Теплые - красные, оранжевые, желтые цвета ассоциируются с солнцем, с огнем. Хлодные – синие, голубые – с цветом неба, льда, воды, чувством прохлады, холода, свежести. Теплохолодность относительное качество цвета. Любой цвет может быть теплым или холодным по отношению к другому цвету. Один и тот же цвет в различном цветовом окружении будет восприниматься как теплый или как холодный. Любой холодный цвет рядом с еще более холодным может казаться сравнительно теплым. Теплый цвет рядом с еще более теплым может восприниматься сравнительно холодным.

Теплохолодность зависит от насыщенности цвета - оптимально насыщенные, чистые цвета всегда будут холоднее. Светлота связана с насыщенностью, и при потемнении цвета утрачивается его насыщенность. Отношения теплых и холодных в живописи имеет связь с моделировкой формы, с трактовкой пространства и цветовой перспективой. Теневые и освещенные части предметов строятся всегда на контрасте теплого и холодного. Свет – теплый, тень – холодная и наоборот.

Пространственные свойства цветов Выступающие и отступающие цвета В силу контрастного взаимодействия цветов одни из них кажутся расположенными ближе или дальше своего фактического положения в пространстве. В связи с этим теплые цвета воспринимаются как бы выступающими, холодные, напротив, как бы удаляющимися в глубину, отступающими.

Многие пейзажи старых мастеров условно делились на три плана: передний – тепло-коричневый, средний – нейтрально зеленый, дальний – холодный синий. Границы между ними трудно определить, но все они, включая наиболее бросающиеся в глаза элементы композиции, неразрывно связаны между собой. Делалось это для того, чтобы усилить впечатление глубины пространства. Деление цветов на выступающие и отступающие основано на ассоциативном опыте людей, привыкших видеть дальние планы пейзажей и дальние предметы, всегда окутанные синевой.

Заметность цвета Различают две формы заметности цвета: абсолютную и относительную. Более других заметен оранжево-красный цвет, наименее заметен синий цвет. Но в обычных условиях мы видим цвета не изолированными, а в окружении других цветов. Здесь выступает относительная заметность – цвет тем более заметен, чем больше он отличается от окружающего его фона по светлоте. Отличие по насыщенности и цветовому тону в данном случае играет меньшую роль. Заметность цветов используется в целях выявления тех элементов композиции, на которые надо обратить внимание зрителя. Используя различную степень заметности цветовых пятен можно выделить наиболее важное в композиции, обратить внимание зрителя в первую очередь на более существенное, во вторую на менее существенное.

Легкие и тяжелые цвета При восприятии различные цвета обозначают как «легкие» и «тяжелые». К легким, или воздушным цветам относят светлые, холодные, малонасыщенные цвета, особенно синие и голубые, напоминающие цвет неба, воздушного пространства и дали. К тяжелым цветам относят теплые, темные, плотные цвета – коричневые, оливковые, черные, темно-серые и др.  Художники часто называют различные цвета глухими и звонкими, что зависит от насыщенности цвета. Например, ярко-красный насыщенный цвет называют звонким по сравнению с глухим коричневым цветом.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.