Технологическая карта урока по оптике по теме «Волновые свойства света»
Технологическая карта урока-исследования
Тема: «Волновые свойства света»
Место и роль учебного занятия в преподавании дисциплин: раздел «Электромагнитные волны и их свойства», тема 4.1. «Волновые свойства света» учебное занятие № 66 , позволяющее расширить и углубить знания, полученные при изучении темы 4.1.
Деятельностная цель урока: формирование способностей получать и применять новые знания в учебной деятельности через постановку проблемы, выдвижение гипотезы ее доказательства или опровержения, решение проблемы
Содержательная цель: формирование умения:
1) оперировать физическими понятиями: электромагнитная волна (ЭМВ) и ее характеристики (длина волны, частота, скорость) в процессе работы над постановкой проблемы, выдвижением гипотезы и решением проблемы;
2) структурировать и интерпретировать текстовую информацию;
3) экстраполировать свойства ЭМВ: преломление, отражение, интерференция, дисперсия и дифракция
Задачи учебного занятия (дидактические) |
личностные |
метапредметные |
предметные |
Актуализация знаний 1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности |
Создать «ситуацию выбора», в которой обучающийся самостоятельно решает, как поступить в неоднозначной ситуации, не боясь при этом сделать ошибку |
Организовать Приём “Ложная альтернатива” 1.Свет – это: продольная или поперечная; ЭМВ или механическая волна? 2.Мы видим предметы такими, какие они есть, благодаря: отражению или преломлению света? 3.При переходе света из воздуха в воду меняется: частота или длина волны? 4.Свет в однородной среде распространяется: прямолинейно или рассеивается? 5.Отношение скорости света в вакууме к скорости света в среде: абсолютный или относительный? 6.Свет переходя из одной среды в другую, меняет свое распространение, так как: меняется его скорость или частота? 1.1.Предложить разобрать ситуацию об изменении облика Телецкого озера на Алтае от малинового в лучах утреннего Солнца, голубого днем и черного как деготь в сумерки, над которым высится мыс Ажи, который сложен из разноцветного мрамора, а над ним висит белое облако 1.2. Предложить проанализировать ситуацию с точки зрения географического положения озера. |
Организовать работу по работе с физическими терминами
1.1.Организовать дискуссию по определению физических явлений, которые являются причиной игры красок на примере Телецкого озера 1.2. Предложить ответить на наводящие вопросы: - причина игры красок озера – это его структура или свет, падающий на озеро? - цвет мрамора и цвет озера соответствуют друг другу? |
Операционно-исполнительский этап. 2.1. Постановка проблемы: 2.4. Выдвижение гипотезы. 2.7. «Открытие» обучающимися нового знания. Проверка гипотезы |
Уметь адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку |
2.1.-2.3. Создать условия для реализации: регулятивных и коммуникативных УУД: умение анализировать и интерпретировать проблемную ситуацию; умение обозначить проблему, выдвинуть цель и задачи для ее решения 2.4.- 2.7. Организовать самостоятельную работу: -выдвижение гипотезы и выбор методов для выхода из проблемной ситуации и проверки гипотезы; -с текстовым документом по структурированию информации для поиска решения проблемы, ее преобразованию из текстовой формы в образную |
2.1-2.3.Организовать: -демонстрацию появление радужных цветов при попадании света на графин с водой, на лазерный диск; игра красок при пускании мыльных пузырей; - обсуждение проблемной ситуации появление радужных цветов 2.4-2.7.Создать ситуацию поиска для объяснения их появления на основе: - имеющихся знаний об отражении и преломлении света на границе раздела: вода и стекло, воздух и пленка мыльного пузыря; -анализа текстового документа «Волновые и квантовые свойства света»; нахождения в текстовом документе необходимых терминов: интерференция, дисперсия, дифракция, которые проявляются при попадании света на границу воздух-стекло-вода-воздух , а также тонкую пленку мыльного пузыря и лазерный диск |
Оценочно-рефлексивный этап 3.4. Итоги урока. Самооценка обучающимися собственной деятельности. |
Уметь адекватно реагировать на трудности и не боятся сделать ошибку |
3.13.2.Организовать дискуссию для обсуждения результатов решения поставленных задач для решения проблемы и проверки гипотезы
3.4. Организовать прием «Двухрядный круглый стол» Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. |
Организовать дискуссию по объяснению игры красок: при попадании света на графин с водой ; пускании мыльных пузырей и лазерные диски с помощью дисперсии, интерференции и дифракции 3.3.1. Предложить обучающимся ответить на вопросы: А) Перед тем как лопнуть мыльный пузырь не переливается красками, почему? Б) Причина появления красок во всех случаях одна и та же? В) Почему во всех случаях мы наблюдаем 7 цветов радуги? Г) Почему стекло разлагает свет на 7 цветов? Д) Почему, когда свет падает на поверхность чистой воды, мы не видим игры красок? 3.3.2.Предложить разобрать ситуацию, связанную с кошкой, у которой глаза в темноте светятся, а также переливающуюся цветами радуги рыбную чешую, с появление цветной мозаики на поверхности реки Кама при разливе нефти и объяснить все три случая на основе физических явлений отражение и интерференция. 3.4.Подвести итог урока |
Домашнее задание |
Предложить обучающимся изготовить микроскоп используя воду, прозрачную пластиковую пластинку, шприца и фонарика |