Тематический урок «День славянской письменности и культуры. Святые братья Кирилл и Мефодий»
Тема занятия: «День славянской письменности и культуры. Святые братья Кирилл и Мефодий. Мои любимые православные книги. Изготовление поделки к празднику. Экскурсия в детскую библиотеку» для подготовительной группы.
Цель:
-сформировать у воспитанников представление о возникновении письменности у славянских народов, рассказать о жизни и творчестве равноапостольных Кирилле и Мефодии-основателях славянской письменности и культуры.
Обучающие задачи: познакомить детей с ролью святых Кирилла и Мефодия в обучении грамоте.
Воспитательные задачи: содействовать развитию нравственных чувств детей, воспитывать чувство уважения и благодарности к педагогам в образе первоучителей славянских. Воспитывать интерес к книжной культуре, любви и бережному отношению к книге.
Развивающие задачи: развивать мышление и речь детей. Содействовать развитию у детей интереса к книжной культуре.
Материал к занятию:
1.Икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
2.Изображения буквиц в церковно-славянской азбуке.
3.Кукла девочки в школьной форме.
4.Ноутбук.
Ход и содержание занятия:
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия: «День славянской письменности и культуры. Святые братья Кирилл и Мефодий. Мои любимые православные книги». Давайте с вами поговорим о книгах.
-Вы любите книги? Ответы детей.
-Какие книги есть у вас дома? Ответы детей.
-А сказки вы любите?
-Какие сказки вы знаете? Дети отвечают.
-Молодцы!
-Ребята, вы любите участвовать в конкурсах? Ответы детей.
-Мы с вами проведем конкурс по сказкам.
У меня на столе лежит волшебная шкатулка. В ней находятся вопросы. Вы будете их доставать, кто правильно ответит на вопрос, тот получит приз.
Дети отвечают на вопросы.
1.С кем встречался Колобок во время путешествия? (Правильный ответ: с зайцем, волком, медведем, лисой).
2.Какое яйцо снесла курочка Ряба? (Правильный ответ: золотое).
3.К кому шла Красная шапочка? (Правильный ответ: к бабушке)
4.Кто потерял хрустальную туфельку? (Правильный ответ: золушка).
5.Кто поймал стрелу Ивана царевича? (Правильный ответ: царевна лягушка).
6.В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня! Как называется сказка? (Правильный ответ: «Гуси-лебеди»).
7.На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла.
Одна стоит по-старому. Как называется сказка?(Правильный ответ: «Заюшкина избушка»).
8.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. Как называется сказка?(Правильный ответ: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
-Молодцы, ребята. Пройдет немного времени, и вы закончите детский сад. Пойдете учиться в школу и будете вспоминать свои любимые сказки. В школе вас научат читать и писать.
Посмотрите, кто к вам пришел в гости?
-Правильно, кукла в школьной форме. Хотите с ней поиграть? Ответы детей.
-Мы поиграем в игру «Что возьмем в школу». Я вам буду показывать предметы, если их берем в школу, вы хором отивечаете: «Да», если не берем, «Нет».
1.Альбом берем в школу? Дети отвечают: «Да».
2.Ручку берем в школу? Дети отвечают: «Да».
3.Цветные карандаши берем в школу? Дети отвечают: «Да».
4.Акварельные краски берем в школу? Дети отвечают: «Да».
5.Линейку берем в школу? Дети отвечают: «Да».
6.Тетрадь берем в школу? Дети отвечают: «Да».
7.Игрушки берем в школу на уроки? Дети отвечают: «Нет».
8.Подушку и одеяло берем на уроки в школу? Дети отвечают: «Нет».
-Молодцы, ребята.
А теперь давайте соберем портфель в школу. В игре участвует по 2 человека, кто быстрее соберет школьные принадлежности в портфель, тот и выиграл.
Дети собирают портфель.
-Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовились к школе.
Давайте с вами поводим хоровод под песню Михаила Пляцковского «Учат в школе».
Звучит песня.
Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
К четырем прибавить два, по слогам читать слова.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить и воспитанными быть.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
А сейчас, ребята послушайте и отгадайте загадки.
1.33 сестрички сели на странички.
Сели рядом, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы).
2.Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще сней, станешь вчетверо умней. (Книга).
-Молодцы, ребята.
Посмотрите, что у меня за книга в руках? Как она называется? Ответы детей.
-Правильно, Азбука.
В этой книге написаны буквы.
Раньше на Руси славянский народ был безграмотным, он не умел читать и писать. Тогда святые братья Кирилл и Мефодий создали первую в мире книгу- Азбуку.
Давайте посмотрим братьев на иконе.
-Какие у них лица? Ответы детей.
-Правильно, добрые.
Послушайте стихотворение.
Не только печали и беды,
Но мудрость Божественных книг,
А с ней передали нам деды
Великое чудо-язык.
Мы приняли это наследство.
Разящее остро как меч,
Великое мощное средство-
Родимую русскую речь.
И сердце горит и трепещет,
Той речи горящая плоть
Звенит, словно колокол вещий.
Мария, Россия, Господь.
И вечное Божие слово
Нам благовествует о том,
Что Церковь - есть Тело Христово,
Что Русь – Богородицы дом.
Живут в нашем русском народе
Бессмертные эти слова,
Как живы Кирилл и Мефодий,
Как вера и правда жива.
Ежегодно 24 мая все люди отмечают праздник- День славянской письменности и культуры и день памяти святых братьев Кирилла и Мефодия.
Давайте с вами подумаем, для чего нужна письменность? Ответы детей.
-Правильно, чтобы писать.
-А чем сейчас пишут школьники? Ответы детей.
-Правильно, ручкой.
-А знаете ли вы, ребята, чем раньше писали на Руси? Ответы детей.
-Посмотрите, что у меня в руках? Ответы детей
-Раньше на Руси писали пером.
Перья вмокали в чернила и писали буквы.
Хотите попробовать написать пером? Ответы детей.
Дети пишут букву А.
-Молодцы!
А теперь, ответьте на вопрос; «Что означает слово культура?». Ответы детей.
-Правильно, это ценности, которые должны быть у человека (доброта, милосердие, любовь).
День славянской письменности и культуры- радостный праздник для православных людей. Это наши корни, о которых нельзя забывать, ведь славянский народ был могущественным.
Славянский язык хорошо знали святые братья Кирилл и Мефодий.
Сейчас я вам о них расскажу. В девятом веке в Византии, в городе Солунь, жили два брата Константин и Мефодий. Семья была многодетной, 7 сыновей. Мефодий - старший, а Константин- младший из них. Их отец был офицером, болгарином, мать- гречанкой. С детства братья знали два языка греческий и славянский. Братья много читали, любили учиться.
Когда Константину было 7 лет, он увидел вещий сон: «Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жены. Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую, ее звали София (по-гречески- мудрость)».Так еще в детстве он обручился с мудростью:для него знания, книги стали смыслом всей жизни. Константин получил блестящее образование при императорском дворе в столице Византии-Константинополе. Быстро изучил многие науки, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие- все это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно за его великую мудрость прозвали Философом.
Мефодий был военным.
Прошли годы. Братья Константин и Мефодий полюбили православную веру, Бога и решили стать монахами.
Константину в монашестве дали имя Кирилл.
Проживая в греческом монастыре, братья создали Азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». Они перевели с греческого языка на славянский язык священные и церковные книги.
Младший брат Кирилл написал книги, понятные славянам. Он много думал, работал. Азбука была готова. В ней было 44 буквы.
Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность-Азбуку, которая называется Кириллица.
-Ребята, как называется Азбука, написанная Кириллом? Ответы детей (Кириллица).
-А почему она так называется? Ответы детей.
-Правильно, по имени Кирилла, одного из ее составителей.
Каждая буква в древней славянской Азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучат старинные буквы (А-азь, Б-буки,в-веди, добро, живите,земля,люди).
Азбука Мефодия называлась Глаголицей.
Солунские братья-гордость всего славянского мира.
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Звучит колокольный звон.
Кирилл скончался в возрасте сорока двух лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело - просвещение славянских народов светом истинной веры. В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).
Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около шестидесяти лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии.
К лику святых равноапостольные братья Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с одиннадцатого века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к тринадцатому веку.
Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.
Весь славянский мир благодароен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую Азбуку. Они перевели греческие книги на славянский язык, чтобы славянам было, что читать.
Кирилла и Мефодия величают и прославляют все славянские народы.
Святых братьев изображают на обложке книги Людмилы Шевченко «Православная культура».
Давайте посмотрим иллюстрацию.
Дети рассматривают иллюстрации памятника святым братьям Кириллу и Мефодию.
-Что мы на них видим? Ответы, детей.
-Правильно, святых братьев.
-Что они держут в руках? Ответы детей.
Церковно-славянскую азбуку,православный крест,священную книгу.
-А теперь, ребята, давайте с вами запомним и громко скажем: «24 мая мы отмечаем праздник- День славянской письменности и культуры. День памяти святых братьев Кирилла и Мефодия».
Рефлексия.
-Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? Ответы детей.
-Кто такие святые братья Кирилл и Мефодий? Ответы детей.
--Что создали братья? Ответы детей (Церковно-славянскую Азбуку)
-Ребята, как называется Азбука, написанная Кириллом? Ответы детей («Кириллицей»).
-Как называется азбука, написанная Мефодием? Ответы детей («Глаголицей»).
-Что такое культура? Ответы детей (это ценности,которые должны быть у человека).
-Какого числа мы отмечаем праздник- День славянской письменности и культуры? Ответы детей.(24 мая).
А теперь перейдем к практической части.
Изготовим поделку к празднику.
Ход практической работы.
1.Берем раскраску святых Кирилла и Мефодия.
2.Цветными карандашами или красками разукрашиваем святых братьев, как на иконе.
3.Берем бумажную тарелку разных цветов.
4.Берем блестки.
5.Приклеиваем блестки к рамочке святых.
Поделка готова.
Такую тарелочку вы подарите своим родителям к празднику.
Сегодня мы с вами совершим экскурсию в детскую библиотеку.
Воспитанники детского сада «Ягодка» в детской библиотеке.
Воспитанники детского сада комбинированного вида «Теремок» в читальном зале библиотеки.
Ямпольский Владимир с православными книгами.
Елена Владимировна