12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Яна Александровна Ефременко564 Творческая, активная, готовая работать с полной самоотдачей)) Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «ЖЕНЩИНЫ В ПОЭЗИИ»
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «ЖЕНЩИНЫ В ПОЭЗИИ»
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка тематической литературы.
(Все стихотворения читаются ученикам под фоновую музыку с видеорядом, идущим на мультимедийной доске)
Слово учителя:
Долгое время русская поэзия была представлена исключительно мужскими именами, женская же поэзия была на задворках большой литературы, хотя женщины-поэтессы были всегда. Мир искусства всегда был неравноправен по отношению к женщине. Поэты-женщины каждый раз вынуждены были доказывать свое право на существование. А ведь женская поэзия – это особый мир. Мир пронзительно чувственный и эмоциональный, где есть место радости и печали, но нет – равнодушию.
Поэты-женщины 20-21 веков нисколько не уступают мужчинам по силе таланта и выразительности, их стиль своеобразен и неповторим. О чем чаще всего говорит женщина в своих стихах? Конечно, о том, что ей близко, что составляет сущность её жизни: о любви. В преддверии прекрасного праздника 8 марта, мы хотим рассказать Вам о 8-ми прекрасных женщинах-поэтессах, чьё творчество во многом повлияло на всю современную поэзию. За всеми сегодняшними именами – безграничное творчество и талант.
Зинаида Николаевна Гиппиус – одна из первых русских поэтесс,
Слово учителя:
Самые выдающиеся черты творчества Гиппиус – редкие в женщине сила ума и остроумие. Вообще, за исключением некоторой переутонченности и своенравия блестящей и избалованной кокетки, – в ней было мало женского. Мы всё чаще можем наблюдать её напряженно серьезное творчество. Зинаида Гиппиус была пламенной революционеркой и многие её стихотворения посвящены Родине – России:
1.Если гаснет свет - я ничего не вижу. Если человек зверь - я его ненавижу.
Если человек хуже зверя - я его убиваю. Если кончена моя Россия - я умираю
2.Она не погибнет - знайте! Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся,- верьте! Поля ее золотые.
И мы не погибнем - верьте! Но что нам наше спасенье:
Россия спасется,- знайте! И близко ее воскресенье
Слово учителя:
Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Такой (яркой и трагической) была судьба Марины Ивановны Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины нашего века. Марина Цветаева своим творчеством оставила яркий след в литературе 20 века. Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован , когда ей было всего 18 лет.
Ты, меня любивший фальшьюИстины — и правдой лжи,
Ты, меня любивший — дальшеНекуда! — За рубежи!
Ты, меня любивший дольшеВремени. — Десницы взмах!
Ты меня не любишь больше:Истина в пяти словах.
Поэзия Цветаевой открыто вошла в наши дни. Наконец-то и навсегда обрела она читателя — огромного, как океан: народного читателя, какого при жизни ей так не хватало. Всем нам прекрасно знаком душевный романс из кинофильма «Ирония судьбы» на слова Марины Цветаевой, который мы с удовольствием прослушаем снова. (Мне нравится, что Вы больны не мной…)
Слово учителя:
Ещё одна не менее талантливая русская поэтесса, писавшая в жанре любовной лирики, Вероника Михайловна Тушнова. Член Союза писателей СССР. В своей лирике Тушнова нередко размышляет о высокой любви, о глубоких человеческих отношениях:
Наверно, это попросту усталость,— ничто ведь не проходит без следа. Как ни верти, а крепко мне досталось за эти неуютные года. И эта постоянная бездомность, и эти пересуды за спиной, и страшной безнадежности бездонность, встававшая везде передо мной, и эти горы голые, и море пустынное, без паруса вдали, и это равнодушие немое травы и неба,— леса и земли... А может быть, я только что родилась, как бабочка, что куколкой была? Еще не высохли, не распрямились два беспощадно скомканных крыла? А может, даже к лучшему, не знаю, те годы пустоты и маеты? Вдруг полечу еще и засверкаю, и на меня порадуешься ты?
Слово учителя:
Несмотря на короткую прожитую жизнь Вероника Тушнова умела ценить каждое мгновение, умела быть счастливой. Это и нашло отражение в ее стихах:
Молодость… Старость…Привычно, знакомо. А я бы делила жизнь по другому:
Я на две бы части ее делила, На то, что будет, и то, что было.
Ведь жизнь измеряют-знаете сами- Когда годами, когда часами.
Знаете сами-лет пять или десять Минуте случается перевесить.
Я не вздыхаю: О, где ты, юность! Не восклицаю: Ах, скоро старость!
Я жизни вопрос задаю, волнуясь: Что у тебя для меня осталось?
Припоминаю я все, что было, Жизнь пересматриваю сначала,
Как беспощадно меня учила, Какие подарки порой вручала.
Знала я счастье, не знала покоя, Знала страданья, не знала скуки.
С детства открылось мне, что такое Непоправимость вечной разлуки.
Руки мои красивыми были, Нежными были, сильными стали.
Настежь я сердце свое раскрыла Людскому счастью, людской печали.
Я улыбалась и плакала с ними, Стала мудрее и непримеримей,
Мягче я стала, тверже я стала, Лгать и завидовать перестала.
Молодость-сила.Старость-усталость. Думаю-сила в запасе осталась!
Однако наиболее известное стихотворение Тушновой, обессмертившее её имя — «Не отрекаются любя». Романс на музыку Марка Минкова впервые прозвучал в 1976 году в спектакле Московского театра им. Пушкина, но суперхитом стал в 1977 году в исполнении Аллы Пугачёвой. На протяжении десятилетий шедевр пользуется неизменным успехом у слушателей. Сама Пугачёва позже называла песню главной в своём репертуаре, признавалась, что во время исполнения её прошибает слеза, и что за это чудо можно дать Нобелевскую премию (Не отрекаются любя).
Слово учителя:
Она стала свидетелем смены эпох — пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда. Свое первое стихотворение она написала в 11 лет — с тех пор и до конца жизни она не переставала заниматься поэзией. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним — Ахматова. Для Анны Ахматовой стихи были возможностью рассказать людям правду. Она проявила себя как искусный психолог, знаток души:
Сжала руки под тёмной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?"Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру."Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру"
Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. В своих стихотворениях она всегда проявляла высокую нравственность:
Я не любви твоей прошу.Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невестеРевнивых писем не пишу.
Но мудрые прими советы:Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты,—Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужнейСознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседыИ память первых нежных дней…
Когда же счастия грошиТы проживешь с подругой милой
И для пресыщенной душиВсе станет сразу так постыло —
В мою торжественную ночьНе приходи. Тебя не знаю.
И чем могла б тебе помочь?От счастья я не исцеляю
Слово учителя:
Как писала Ахматова, «такой судьбы не было еще ни у одного поколения». Невероятно трагическая женская судьба! Потеря мужа и сына – всё это отразилось на творчестве величайшей русской поэтессы Анны Ахматовой:
Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,Мне кажется, я даже не услышу
5. "Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц..." Тысячи ленинградцев ждали эти слова каждый день. Они знали: если Ольга в эфире, значит, город не сдался. Её называли голосом блокадного Лениграда:
В бомбоубежище, в подвале, нагие лампочки горят... Быть может, нас сейчас завалит, Кругом о бомбах говорят... ...Я никогда с такою силой, как в эту осень, не жила. Я никогда такой красивой, такой влюбленной не была
Слово учителя:
В 1941-м поэтесса остро поняла: она нужна своему городу, поэтому отправилась в радиокомитет и предложила помощь. Ее усадили у микрофона, и каждый день она выходила на связь с ленинградцами. «Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить...» - звучал ее голос из радиоприемников в тысячах квартир. Она была надеждой на то, что Ленинград выстоит . Не было дня, чтобы Ольга не появилась у микрофона. Даже когда умер от голода вернувшийся с фронта любимый муж, и она осталась совсем одна:
Я иду по местам боев. Я по улице нашей иду. Здесь оставлено сердце мое в том свирепо-великом году. Здесь мы жили тогда с тобой. Был наш дом не домом, а дотом, окна комнаты угловой — амбразурами пулеметам. И все то, что было вокруг — огнь, и лед, и шаткая кровля,— было нашей любовью, друг, нашей гибелью, жизнью, кровью. В том году, в том бреду, в том чаду, в том, уже первобытном, льду, я тебя, мое сердце, найду, может быть, себе на беду. Но такое, в том льду, в том огне, ты всего мне сейчас нужней.
Слово учителя:
«Никто не забыт и ничто не забыто» - высекли после войны слова поэтессы на гранитной стене Пискаревского кладбища. Сама Берггольц выжила. Закончила войну с медалью «За оборону Ленинграда» . И всю оставшуюся жизнь продолжала любить своего мужа:
Я сердце свое никогда не щадила: ни в песне, ни в дружбе, ни в горе, ни в страсти... Прости меня, милый. Что было, то было Мне горько. И все-таки всё это - счастье. И то, что я страстно, горюче тоскую, и то, что, страшась небывалой напасти, на призрак, на малую тень негодую. Мне страшно... И все-таки всё это - счастье. Пускай эти слезы и это удушье, пусть хлещут упреки, как ветки в ненастье. Страшней - всепрощенье. Страшней - равнодушье. Любовь не прощает. И всё это - счастье. Я знаю теперь, что она убивает, не ждет состраданья, не делится властью. Покуда прекрасна, покуда живая, покуда она не утеха, а – счастье
Слово учителя:
Юлия Владимировна Друнина – российская поэтесса, которая на протяжении всей творческой деятельности пронесла тему войны в своих произведениях. Участвовала в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Безусловно, сухих фактов недостаточно для того, чтобы понять, что это за женщина – Юлия Друнина. Биография ее полна трагических историй:
Я только раз видала рукопашный,Раз - наяву. И сотни раз - во сне...Кто говорит, что на войне не страшно,Тот ничего не знает о войне
22 июня 1941 года тысячи юношей и девушек прощались со школой и встречали школьной компанией рассвет, в их числе была и Юлия. Как и многие девушки того времени, она в первых рядах записалась добровольцем на фронт. Молодую девушку изначально не пускали к местам боевых действий. Находясь в тылу, она прошла курсы медсестер. Некоторое время работала в Районном обществе Красного Креста:
Глаза бойца слезами налиты,Лежит он, напружиненный и белый,А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли. Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке добротыНельзя по книжкам научиться в школе!
Слово учителя:
В 42-м она попала во второй Белорусский фронт, в санитарное управление, там же и происходит встреча двух девушек-медсестричек, которых связала дружба в тяжелое время войны. «Зинка» Юлии Друниной - одно из самых популярных в настоящее время стихотворений, в нем есть строки о гибели подруги, отважной девушки Зинаиды Самсоновой:
Мы легли у разбитой ели,Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплееНа продрогшей, сырой земле.
- Знаешь, Юлька, я против грусти,Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустьеМама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустикБеспокойную дочку ждет.
Знаешь, Юлька, я против грусти,Но сегодня она не в счет...
Отогрелись мы еле-еле,Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"
Снова рядом в сырой шинелиСветлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше,Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под ОршейНаш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавыхСветлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинельюУкрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пелиО рязанских глухих садах.
- Знаешь, Зинка, я против грусти,Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустьеМама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платьеУ иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,Чтоб тебя она не ждала...
Слово учителя:
За годы войны Юлия Друнина получила звание старшины медицинской службы, награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Оставила война отпечаток и на творчестве. За эти годы Юлия Друнина стихи о войне и смерти писала каждую свободную минуту.
И откуда Вдруг берутся силы В час, когда В душе черным-черно?..
Если б я Была не дочь России,Опустила руки бы давно,Опустила руки
В сорок первом.Помнишь?Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,Зазмеились около Москвы.
Похоронки,Раны,Пепелища...Память,Душу мне
Войной не рви,Только времениНе знаю чище
И острееК Родине любви.Лишь любовьДавала людям силы
Посреди ревущего огня.Если б яНе верила в Россию,То онаНе верила б в меня
7.Всего 10 лет назад этот мир покинула прекрасная русская поэтесса – Римма Казакова. Темпераментная, жаждущая справедливости, социально активная, лёгкая на подъём, верная своему призванию женщина, секретарь Союза писателей СССР. Её творчество - это отражение целой эпохи:
На фотографии в газете нечетко изображены бойцы, еще почти что дети, герои мировой войны. Они снимались перед боем - в обнимку, четверо у рва. И было небо голубое, была зеленая трава. Никто не знает их фамилий, о них ни песен нет, ни книг. Здесь чей-то сын и чей-то милый и чей-то первый ученик. Они легли на поле боя,- жить начинавшие едва. И было небо голубое, была зеленая трава. Забыть тот горький год неблизкий мы никогда бы не смогли. По всей России обелиски, как души, рвутся из земли. ...Они прикрыли жизнь собою,- жить начинавшие едва, чтоб было небо голубое, была зеленая трава
Слово учителя:
Стихи этой поэтессы часто перекладывались на музыку. И появлялись песни, любимые и популярные. Среди частых соавторов Риммы Казаковой — композитор Игорь Крутой. Голосами её стихов звучали песни Александры Пахмутовой, Майи Кристалинской, Филиппа Киркорова, Ирины Аллегровой. Льва Лещенко и многих других известных исполнителей. Стихотворения Римым Казаковой полны мудрости и глубины:
В какой-то миг неуловимый, неумолимый на года, я поняла, что нелюбимой уже не буду никогда. Что были плети, были сети не красных дат календаря, но доброта не зря на свете и сострадание не зря. И жизнь - не выставка, не сцена, не бесполезность щедрых трат, и если что и впрямь бесценно - сердца, которые болят
Слово учителя:
Последняя поэтесса, о чьём творчестве мы сегодня говорим, Белла Ахмадулина. Стиль этой поэтессы был необычен тем, что в современной советской поэзии она была первой, заговорившей высоким поэтическим слогом. В её произведениях присутствовала и стилизация «старинного» слога, и изысканность, и метафоричность, и возвышенность:
Из глубины моих невзгод молюсь о милом человеке.
Пусть будет счастлив в этот год,
и в следующий, и вовеки. Я, не сумевшая постичь
простого таинства удачи, беду к нему не допустить
стараюсь так или иначе. И не на радость же себе,
загородив его плечами, ему и всей его семье желаю миновать печали.
Пусть будет счастлив и богат.
Под бременем наград высоких пусть подымает свой бокал
во здравие гостей веселых, не ведая, как наугад
я билась головою оземь, молясь о нем — средь неудач,
мне отведенных в эту осень
Слово учителя:
Беллы Ахатовны Ахмадулиной не стало всего 8 лет назад, в 2010г., но её стихи и песни живут в наших любимых фильмах привнося в картину удивительную романтическую ауру. Примером могут послужить ставшие культовыми фильмы
Сейчас многие утверждают, что поэзия в наше время почти умерла, что она никому не нужна. А оказывается, это совсем не так! И всё чаще и чаще в литературе появляются женские имена. Да что там в литературе! Все мы прекрасно знаем, что и среди наших учителей, одноклассниц есть тоже немало талантливых поэтесс! Дорогие наши Женщины, мы говорим Вам спасибо за Ваши искренние эмоции и ваше умение любить.