Литературно-музыкальная гостиная «Женщины в поэзии»
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «ЖЕНЩИНЫ В ПОЭЗИИ»
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка тематической литературы.
(Все стихотворения читаются ученикам под фоновую музыку с видеорядом, идущим на мультимедийной доске)
Слово учителя:
Долгое время русская поэзия была представлена исключительно мужскими именами, женская же поэзия была на задворках большой литературы, хотя женщины-поэтессы были всегда. Мир искусства всегда был неравноправен по отношению к женщине. Поэты-женщины каждый раз вынуждены были доказывать свое право на существование. А ведь женская поэзия – это особый мир. Мир пронзительно чувственный и эмоциональный, где есть место радости и печали, но нет – равнодушию.
Поэты-женщины 20-21 веков нисколько не уступают мужчинам по силе таланта и выразительности, их стиль своеобразен и неповторим. О чем чаще всего говорит женщина в своих стихах? Конечно, о том, что ей близко, что составляет сущность её жизни: о любви. В преддверии прекрасного праздника 8 марта, мы хотим рассказать Вам о 8-ми прекрасных женщинах-поэтессах, чьё творчество во многом повлияло на всю современную поэзию. За всеми сегодняшними именами – безграничное творчество и талант.
Зинаида Николаевна Гиппиус – одна из первых русских поэтесс, драматург, видный представитель Серебряного века. Первые критические произведения публиковала под мужскими псевдонимом Антон Крайний. Зинаида Николаевна Гиппиус была необычайно одарённой женщиной. Оригинальный писатель, талантливый поэт, остроумный и язвительный критик и, главное, - яркая, ни на кого не похожая Личность. Личность, потому что была очень умной, вернее, слишком умной женщиной.
Слово учителя:
Самые выдающиеся черты творчества Гиппиус – редкие в женщине сила ума и остроумие. Вообще, за исключением некоторой переутонченности и своенравия блестящей и избалованной кокетки, – в ней было мало женского. Мы всё чаще можем наблюдать её напряженно серьезное творчество. Зинаида Гиппиус была пламенной революционеркой и многие её стихотворения посвящены Родине – России:
1.Если гаснет свет - я ничего не вижу. Если человек зверь - я его ненавижу.
Если человек хуже зверя - я его убиваю. Если кончена моя Россия - я умираю
2.Она не погибнет - знайте! Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся,- верьте! Поля ее золотые.
И мы не погибнем - верьте! Но что нам наше спасенье:
Россия спасется,- знайте! И близко ее воскресенье
Слово учителя:
Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Такой (яркой и трагической) была судьба Марины Ивановны Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины нашего века. Марина Цветаева своим творчеством оставила яркий след в литературе 20 века. Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован , когда ей было всего 18 лет.
Ты, меня любивший фальшьюИстины — и правдой лжи,
Ты, меня любивший — дальшеНекуда! — За рубежи!
Ты, меня любивший дольшеВремени. — Десницы взмах!
Ты меня не любишь больше:Истина в пяти словах.
Поэзия Цветаевой открыто вошла в наши дни. Наконец-то и навсегда обрела она читателя — огромного, как океан: народного читателя, какого при жизни ей так не хватало. Всем нам прекрасно знаком душевный романс из кинофильма «Ирония судьбы» на слова Марины Цветаевой, который мы с удовольствием прослушаем снова. (Мне нравится, что Вы больны не мной…)
Слово учителя:
Ещё одна не менее талантливая русская поэтесса, писавшая в жанре любовной лирики, Вероника Михайловна Тушнова. Член Союза писателей СССР. В своей лирике Тушнова нередко размышляет о высокой любви, о глубоких человеческих отношениях:
Наверно, это попросту усталость,— ничто ведь не проходит без следа. Как ни верти, а крепко мне досталось за эти неуютные года. И эта постоянная бездомность, и эти пересуды за спиной, и страшной безнадежности бездонность, встававшая везде передо мной, и эти горы голые, и море пустынное, без паруса вдали, и это равнодушие немое травы и неба,— леса и земли... А может быть, я только что родилась, как бабочка, что куколкой была? Еще не высохли, не распрямились два беспощадно скомканных крыла? А может, даже к лучшему, не знаю, те годы пустоты и маеты? Вдруг полечу еще и засверкаю, и на меня порадуешься ты?
Слово учителя:
Несмотря на короткую прожитую жизнь Вероника Тушнова умела ценить каждое мгновение, умела быть счастливой. Это и нашло отражение в ее стихах:
Молодость… Старость…Привычно, знакомо. А я бы делила жизнь по другому:
Я на две бы части ее делила, На то, что будет, и то, что было.
Ведь жизнь измеряют-знаете сами- Когда годами, когда часами.
Знаете сами-лет пять или десять Минуте случается перевесить.
Я не вздыхаю: О, где ты, юность! Не восклицаю: Ах, скоро старость!
Я жизни вопрос задаю, волнуясь: Что у тебя для меня осталось?
Припоминаю я все, что было, Жизнь пересматриваю сначала,
Как беспощадно меня учила, Какие подарки порой вручала.
Знала я счастье, не знала покоя, Знала страданья, не знала скуки.
С детства открылось мне, что такое Непоправимость вечной разлуки.
Руки мои красивыми были, Нежными были, сильными стали.
Настежь я сердце свое раскрыла Людскому счастью, людской печали.
Я улыбалась и плакала с ними, Стала мудрее и непримеримей,
Мягче я стала, тверже я стала, Лгать и завидовать перестала.
Молодость-сила.Старость-усталость. Думаю-сила в запасе осталась!
Однако наиболее известное стихотворение Тушновой, обессмертившее её имя — «Не отрекаются любя». Романс на музыку Марка Минкова впервые прозвучал в 1976 году в спектакле Московского театра им. Пушкина, но суперхитом стал в 1977 году в исполнении Аллы Пугачёвой. На протяжении десятилетий шедевр пользуется неизменным успехом у слушателей. Сама Пугачёва позже называла песню главной в своём репертуаре, признавалась, что во время исполнения её прошибает слеза, и что за это чудо можно дать Нобелевскую премию (Не отрекаются любя).
Слово учителя:
Она стала свидетелем смены эпох — пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда. Свое первое стихотворение она написала в 11 лет — с тех пор и до конца жизни она не переставала заниматься поэзией. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому еще в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним — Ахматова. Для Анны Ахматовой стихи были возможностью рассказать людям правду. Она проявила себя как искусный психолог, знаток души:
Сжала руки под тёмной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?"Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру."Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру"
Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека. В своих стихотворениях она всегда проявляла высокую нравственность:
Я не любви твоей прошу.Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невестеРевнивых писем не пишу.
Но мудрые прими советы:Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты,—Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужнейСознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседыИ память первых нежных дней…
Когда же счастия грошиТы проживешь с подругой милой
И для пресыщенной душиВсе станет сразу так постыло —
В мою торжественную ночьНе приходи. Тебя не знаю.
И чем могла б тебе помочь?От счастья я не исцеляю
Слово учителя:
Как писала Ахматова, «такой судьбы не было еще ни у одного поколения». Невероятно трагическая женская судьба! Потеря мужа и сына – всё это отразилось на творчестве величайшей русской поэтессы Анны Ахматовой:
Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,Мне кажется, я даже не услышу
5. "Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц..." Тысячи ленинградцев ждали эти слова каждый день. Они знали: если Ольга в эфире, значит, город не сдался. Её называли голосом блокадного Лениграда:
В бомбоубежище, в подвале, нагие лампочки горят... Быть может, нас сейчас завалит, Кругом о бомбах говорят... ...Я никогда с такою силой, как в эту осень, не жила. Я никогда такой красивой, такой влюбленной не была
Слово учителя:
В 1941-м поэтесса остро поняла: она нужна своему городу, поэтому отправилась в радиокомитет и предложила помощь. Ее усадили у микрофона, и каждый день она выходила на связь с ленинградцами. «Что может враг? Разрушить и убить. И только-то. А я могу любить...» - звучал ее голос из радиоприемников в тысячах квартир. Она была надеждой на то, что Ленинград выстоит . Не было дня, чтобы Ольга не появилась у микрофона. Даже когда умер от голода вернувшийся с фронта любимый муж, и она осталась совсем одна:
Я иду по местам боев. Я по улице нашей иду. Здесь оставлено сердце мое в том свирепо-великом году. Здесь мы жили тогда с тобой. Был наш дом не домом, а дотом, окна комнаты угловой — амбразурами пулеметам. И все то, что было вокруг — огнь, и лед, и шаткая кровля,— было нашей любовью, друг, нашей гибелью, жизнью, кровью. В том году, в том бреду, в том чаду, в том, уже первобытном, льду, я тебя, мое сердце, найду, может быть, себе на беду. Но такое, в том льду, в том огне, ты всего мне сейчас нужней.
Слово учителя:
«Никто не забыт и ничто не забыто» - высекли после войны слова поэтессы на гранитной стене Пискаревского кладбища. Сама Берггольц выжила. Закончила войну с медалью «За оборону Ленинграда» . И всю оставшуюся жизнь продолжала любить своего мужа:
Я сердце свое никогда не щадила: ни в песне, ни в дружбе, ни в горе, ни в страсти... Прости меня, милый. Что было, то было Мне горько. И все-таки всё это - счастье. И то, что я страстно, горюче тоскую, и то, что, страшась небывалой напасти, на призрак, на малую тень негодую. Мне страшно... И все-таки всё это - счастье. Пускай эти слезы и это удушье, пусть хлещут упреки, как ветки в ненастье. Страшней - всепрощенье. Страшней - равнодушье. Любовь не прощает. И всё это - счастье. Я знаю теперь, что она убивает, не ждет состраданья, не делится властью. Покуда прекрасна, покуда живая, покуда она не утеха, а – счастье
Слово учителя:
Юлия Владимировна Друнина – российская поэтесса, которая на протяжении всей творческой деятельности пронесла тему войны в своих произведениях. Участвовала в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Безусловно, сухих фактов недостаточно для того, чтобы понять, что это за женщина – Юлия Друнина. Биография ее полна трагических историй:
Я только раз видала рукопашный,Раз - наяву. И сотни раз - во сне...Кто говорит, что на войне не страшно,Тот ничего не знает о войне
22 июня 1941 года тысячи юношей и девушек прощались со школой и встречали школьной компанией рассвет, в их числе была и Юлия. Как и многие девушки того времени, она в первых рядах записалась добровольцем на фронт. Молодую девушку изначально не пускали к местам боевых действий. Находясь в тылу, она прошла курсы медсестер. Некоторое время работала в Районном обществе Красного Креста:
Глаза бойца слезами налиты,Лежит он, напружиненный и белый,А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли. Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке добротыНельзя по книжкам научиться в школе!
Слово учителя:
В 42-м она попала во второй Белорусский фронт, в санитарное управление, там же и происходит встреча двух девушек-медсестричек, которых связала дружба в тяжелое время войны. «Зинка» Юлии Друниной - одно из самых популярных в настоящее время стихотворений, в нем есть строки о гибели подруги, отважной девушки Зинаиды Самсоновой:
Мы легли у разбитой ели,Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплееНа продрогшей, сырой земле.
- Знаешь, Юлька, я против грусти,Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустьеМама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустикБеспокойную дочку ждет.
Знаешь, Юлька, я против грусти,Но сегодня она не в счет...
Отогрелись мы еле-еле,Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"
Снова рядом в сырой шинелиСветлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше,Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под ОршейНаш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавыхСветлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинельюУкрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пелиО рязанских глухих садах.
- Знаешь, Зинка, я против грусти,Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустьеМама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платьеУ иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,Чтоб тебя она не ждала...
Слово учителя:
За годы войны Юлия Друнина получила звание старшины медицинской службы, награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Оставила война отпечаток и на творчестве. За эти годы Юлия Друнина стихи о войне и смерти писала каждую свободную минуту.
И откуда Вдруг берутся силы В час, когда В душе черным-черно?..
Если б я Была не дочь России,Опустила руки бы давно,Опустила руки
В сорок первом.Помнишь?Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,Зазмеились около Москвы.
Похоронки,Раны,Пепелища...Память,Душу мне
Войной не рви,Только времениНе знаю чище
И острееК Родине любви.Лишь любовьДавала людям силы
Посреди ревущего огня.Если б яНе верила в Россию,То онаНе верила б в меня
7.Всего 10 лет назад этот мир покинула прекрасная русская поэтесса – Римма Казакова. Темпераментная, жаждущая справедливости, социально активная, лёгкая на подъём, верная своему призванию женщина, секретарь Союза писателей СССР. Её творчество - это отражение целой эпохи:
На фотографии в газете нечетко изображены бойцы, еще почти что дети, герои мировой войны. Они снимались перед боем - в обнимку, четверо у рва. И было небо голубое, была зеленая трава. Никто не знает их фамилий, о них ни песен нет, ни книг. Здесь чей-то сын и чей-то милый и чей-то первый ученик. Они легли на поле боя,- жить начинавшие едва. И было небо голубое, была зеленая трава. Забыть тот горький год неблизкий мы никогда бы не смогли. По всей России обелиски, как души, рвутся из земли. ...Они прикрыли жизнь собою,- жить начинавшие едва, чтоб было небо голубое, была зеленая трава
Слово учителя:
Стихи этой поэтессы часто перекладывались на музыку. И появлялись песни, любимые и популярные. Среди частых соавторов Риммы Казаковой — композитор Игорь Крутой. Голосами её стихов звучали песни Александры Пахмутовой, Майи Кристалинской, Филиппа Киркорова, Ирины Аллегровой. Льва Лещенко и многих других известных исполнителей. Стихотворения Римым Казаковой полны мудрости и глубины:
В какой-то миг неуловимый, неумолимый на года, я поняла, что нелюбимой уже не буду никогда. Что были плети, были сети не красных дат календаря, но доброта не зря на свете и сострадание не зря. И жизнь - не выставка, не сцена, не бесполезность щедрых трат, и если что и впрямь бесценно - сердца, которые болят
Слово учителя:
Последняя поэтесса, о чьём творчестве мы сегодня говорим, Белла Ахмадулина. Стиль этой поэтессы был необычен тем, что в современной советской поэзии она была первой, заговорившей высоким поэтическим слогом. В её произведениях присутствовала и стилизация «старинного» слога, и изысканность, и метафоричность, и возвышенность:
Из глубины моих невзгод молюсь о милом человеке.
Пусть будет счастлив в этот год,
и в следующий, и вовеки. Я, не сумевшая постичь
простого таинства удачи, беду к нему не допустить
стараюсь так или иначе. И не на радость же себе,
загородив его плечами, ему и всей его семье желаю миновать печали.
Пусть будет счастлив и богат.
Под бременем наград высоких пусть подымает свой бокал
во здравие гостей веселых, не ведая, как наугад
я билась головою оземь, молясь о нем — средь неудач,
мне отведенных в эту осень
Слово учителя:
Беллы Ахатовны Ахмадулиной не стало всего 8 лет назад, в 2010г., но её стихи и песни живут в наших любимых фильмах привнося в картину удивительную романтическую ауру. Примером могут послужить ставшие культовыми фильмы Эльдара Рязанова. В «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» звучит песня на её стихи «По улице моей который год…», исполненная Аллой Пугачёвой. Стих «О, мой застенчивый герой», прочитанный Светланой Немоляевой в «Служебном романе» – тоже сочинение Ахмадулиной. Но, пожалуй, самым знаменитое её стихотворение звучит в кинофильме «Жестокий романс»: (а напоследок я скажу…)
Сейчас многие утверждают, что поэзия в наше время почти умерла, что она никому не нужна. А оказывается, это совсем не так! И всё чаще и чаще в литературе появляются женские имена. Да что там в литературе! Все мы прекрасно знаем, что и среди наших учителей, одноклассниц есть тоже немало талантливых поэтесс! Дорогие наши Женщины, мы говорим Вам спасибо за Ваши искренние эмоции и ваше умение любить.