12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Глыбина Ирина Васильевна180

Номинация «Педагог дополнительного образования»

Конспект занятия дополнительного образования


Автор: Ирина Васильевна Глыбина, педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ№14» (НОЦ) Губахинского округа Пермского края



«Расскажи мне – и я забуду.

Покажи мне- и я запомню.

Дай мне попробовать – и я научусь».

Древняя китайская пословица


Тема: «Тайна Иппокрены». Проникновение в тайны издательской деятельности

Пояснительная записка к занятию



Тип занятия-комбинированное

Цель-погружение в сферу журналистики.

Задачи:

  1. Овладение практическими технологиями издания газеты.
  2. Обобщение полученных навыков.
  3. Анализ и оценка результатов.

Предполагаемый результат: Создание публикации 7 выпуска газеты «НОЦ-NEWS».


Основные дидактические принципы:

  • Принцип целостности (формируется обобщенное представление об издании газеты);
  • Принцип психологической комфортности (групповая работа по сингапурской технологии);
  • Принцип творчества (ориентация на творческое начало всей работы).

Условия эффективной организации клубного объединения:

  • добровольность;
  • разнообразие форм деятельности;
  • разнородность состава членов клуба;
  • наличие личной позиции каждого участника;
  • сочетание самодеятельности и инициативы с направляющей ролью руководителя клубного объединения.


Технологии:

Квест как технология с четко поставленной дидактической задачей, игровым замыслом, ясно сформулированными правилами (инновационная технология в системе реализации ФГОС).

Сингапурская система обучения - лучший мировой опыт организации внеурочной деятельности. Особенности сингапурской технологии заключаются в повышении мотивации школьников и увеличении их интереса к обучению, в способности работать и думать самостоятельно. Это технология групповой работы. Элемент сингапурской технологии- квест, позволяющий принимать креативные решения во взаимодействии.

Общая характеристика сингапурской технологии:

  • общее понятие «партнер»;
  • взаимодействие;
  • четкое выполнение алгоритма;
  • игровая составляющая.

Модель Фрейера- обучающиеся рассматривают продукт с разных сторон, записывая рубрики газеты.

Этапы технологии:

  1. Согнуть лист бумаги пополам дважды.
  2. Загнуть угол для записи ключевого слова.
  3. Каждый участник игры заполняет свой угол.

Сущность сингапурской технологии – особое внимание достижению целей и успеху всей группы в ходе самостоятельной работы обучающихся над темой или проблемой.

Принципы сингапурских структур:

1. равные возможности для индивидуальной работы;

2. графические схемы;

3. использование речевых клише;

4. возможность услышать разные точки зрения и сверить правильность ответов.



Универсальные учебные действия - это комплекс применяемых учащимися умений и навыков, которые влияют на

Личностные УУД. Напрямую связаны с субъективным восприятием учащимися окружающего мира, с его нравственными оценками тех или иных событий и фактов, жизненными целями, самоопределением.

Регулятивные УУД. Относятся к развитию способности учащегося самостоятельно управлять познавательной деятельностью на основе плана, контроля, корректирования собственных действий, самооценки знаний и умений.

Познавательные УУД. В эту группу включается работа учащегося по отбору, исследованию, анализу и необходимому структурированию материала, это собственная модель получения знаний и их усвоения.

Коммуникативные УУД. Подразумевают способность к сотрудничеству, взаимопомощи, умение договариваться, налаживать контакт с педагогом и другими учащимися.

Главным инструментом формирования УУД в дополнительном образовании является творчество.

УУД по сингапурской технологии:

  • Познавательные (работа с информацией, моделирование);
  • Регулятивные (планирование, целеполагание, оценка, рефлексия);
  • Коммуникативные (проявление инициативы, сотрудничество, обсуждение, аргументация);
  • Личностные (смыслообразование).


Основная задача педагога-создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Роль педагога:

  • Объяснение цели предстоящей работы;
  • Разбивка учеников на группы;
  • Раздача заданий для групп;
  • Контроль за ходом групповой работы;
  • Попеременное участие в работе групп;
  • Формулирование выводов.

Технические средства

ЦОР- информационный источник, содержащий графический текст, цифровую, речевую, музыкальную, видео- и фотоинформации.

Актуальность использования ЦОР и средств ИКТ позволит актуализировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения материала; формировать навыки и умения информационно-поисковой и творческой деятельности; обеспечить новое качественное образование, современные формы обучения, высокую интерактивность, усилить самостоятельность. Коммуникационные ЦОР способствуют организации межличностного общения.

Оборудование: Мобильный класс, интерактивная доска














Технологическая карта занятия дополнительного образования



Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

1 этап

Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Рассказ о деятельности издательского клуба «НОЦ-NEWS».

Клуб-это не традиционное обучение, а творческая работа в команде клубная форма – одна из важных составляющих частей внеурочной деятельности. Признаком клубного объединения как воспитательного феномена является организация его коллективной деятельности. Цель деятельности осознается как единая, требующая объединения всего коллектива. .

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Слово педагога: «В конце XVIII века Москве два раза в неделю выходил журнал с удивительным названием «Иппокрена, или Утехи любословия». Что означало это замысловато звучащее название? Это станет понятно, если вспомнить древних греков. В их мифологии, породившей многие чудеса фантазии, существовал волшебный ключ на горе Геликон, что в Беотии. По преданию, источник этот возник от удара копыта Пегаса о землю. Поэтому и стали называть его Иппокреной – источником коня. Но Пегас, как известно, был не простой лошадью, и струи, хлынувшие из-под его копыта, оказались волшебными. В их водах черпали вдохновенье поэты. Древние греки создали эту красивую легенду, рожденную их стремлением познать мир. Так, по-своему, они пытались объяснить одну из тайн человеческой природы – тайну творчества. Тайна Иппокрены – это процесс рождения новой книги, сборника, журнала, газеты. Тайна Иппокрены – это источник информации, содержащий графические, текстовые, цифровые, речевые, музыкальные, видео- и фотоматериалы, или так называемые ЦОР.


Восприятие

2 этап

Инструктаж

Установление правильности и осознанности выполнения квеста.

Квест -технология-игра, требующая от учащихся различных творческих задач с продвижением по сценарию с целью достижения результата.


Настрой на групповую работу по сингапурской технологии.

Самооценка,

оценочная

деятельность

педагога

3 этап

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Погружение в проект

Обеспечение мотивации и принятие

учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Фокусировка внимания через три «Почему»

Почему нам хочется погрузиться в технологию издания газеты?

Потому что мы уверены, что это интересно.

Почему вы уверены, что это интересно?

Потому что это новое действие.

Почему для вас это действие новое?

Потому что мы не сталкивались с таким видом работы.



Игра - 3 «Почему?»

1.Сообщение цели работы. 2.Подготовка оборудования для работы в Publisher.

3.Выбор мыслительных шляп для проведения рефлексии в конце занятия (дети выбирают шляпу и кладут на столы).

Шесть шляп мышления (для рефлексии в конце занятия):

Красная шляпа предполагает выражение чувств без объяснения причин их возникновения;

Белая шляпа – перечень фактов: что узнали, чему научились;

Черная шляпа-выявление недостатков и их обоснование;

Желтая шляпа-что было хорошего и почему;

Зеленая шляпа ищет ответы на вопросы, где и как можно применить изученный материал;

Синяя шляпа-«Хочу похвалить».


Осмысление

возможного

начала

работы

4 этап

Организация деятельности

Обеспечение восприятия,

осмысления и первичного

запоминания связей и

отношений в объекте

изучения

Использование заданий и

вопросов, которые

активизируют познавательную

деятельность учащихся (кейс)

Кейс (case), или ситуационная задача, или ситуация — специально подготовленный учебный материал, содержащий структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики.

Освоение

новых знаний

5 этап

Первичная

проверка

понимания

сделанного

Установление

правильности и

осознанности усвоения

нового учебного

материала, выявление

ошибочных или

спорных представлений

и их коррекция

Обсуждение первого задания квеста «Лид». Историки утверждают, что Демосфен составил 56 вступлений к ненаписанным речам.

Пробуйте за 5 минут написать первые фразы к еще не написанным материалам .Используйте ответы на вопросы: Что? Где? Когда?Зачем? Как? И т.п.

Главное требование – фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше.

Цель – определить роль первых фраз в журналистском тексте.

Лид-краткое содержание выпуска газеты (25-50 слов, т.е. 4-5 предложений)

Лид (от англ. Lead paragraph — ведущий или главный абзац) — аннотация, «шапка» статьи, новости или пресс-релиза. Состоит из одного первого выделенного абзаца, в котором коротко формулируется проблема, раскрывается суть заголовка. Размер лида обычно не превышает 3-5 строк.

ЛИД- привлечь-настроить-убедить

Написать классический лид в журналистике-это кратко ответить на основные вопросы: Что? Где? Когда?и др.

Лид «одного элемента» помогает подчеркнуть значимость имени, времени, места, итога.


Осознанное

усвоение

нового

учебного

материала

6 этап

Закрепление

новых знаний,

способов

действий и их

применение

Обеспечение усвоения

новых знаний,

способов действий и их

применения

Обсуждение второго задания квеста «Фотокомментарий».

Большую роль в газете имеют фоторепортажи, коллажи, конкурсы на смешную или, наоборот, серьёзную фотографию (из олимпийской жизни).

Даны фото с Олимпиады в Пекине (дать заголовок фотографии)

Осознанное

усвоение

нового

материала

7 этап

Обобщение и

систематизация

знаний

Формирование

целостного

представления знаний

по теме.

Обсуждение третьего задания квеста «Моя утка».

Выражение "газетная утка" родилось в Германии в конце XVII в. Именно там под статьями, излагавшими сенсационные, но недостаточные сведения, ставили NT (от лат. non testatur - не проверено). Читается это сокращенно энте, что по-немецки означает 'утка' (die Ente). Так ни в чем не повинная птица стала символом беззастенчивого газетного вранья.

Придумайте газетную утку, которую вы можете запустить в вашей школьной газете.


Осмысление

выполненной

работы

8 этап

Контрольный

Выявление качества и

уровня овладения

знаниями, самоконтроль и коррекция

знаний и способов

действий

Обсуждение четвертого задания квеста

«Интервью с участниками занятия издательского клуба»


Рефлексия,

сравнение результатов

собственной

деятельности

с другими,

осмысление

результатов

9 этап

Итоговый

Анализ и оценка

успешности

достижения цели,

определение

перспективы последую-

щей работы

Презентация седьмого номера газеты «НОЦ-NEWS».

Самоутвер-ждение учащихся в

успешности

10 этап

Рефлексивный

Мобилизация детей на

Самооценку.

Самооценка учащихся своей

работоспособности,

психологического состояния,

причин некачественной работы,

результативности работы,

содержания и полезности

учебной работы.

Выбор шляп. Рефлексия настроения, деятельности, содержания учебного материала.

Слово учителя:

«Представьте себе: вы подходите к расщелине в горе, а оттуда бьет источник. Солнце отражается всеми красками в капельках воды, и вы чувствуете прохладу источника. Опуская руки в бегущие струи воды, вы наклоняетесь и шепчете: «Источник вдохновения, пошли мне озарение, как мне создать свое творение»? Я представляю, как мои воспитанники подносят воду к губам и пьют прохладную воду, наполняясь ее живительной влагой, творческой энергией созидания, новыми силами.

Копытце Пегаса подарило нам вдохновение и желание творить, общаться, проникать в тайны информационных технологий, любить жизнь. Такая деятельность радует всех».



Проектиро-вание учащимися

собственной

деятель-ности на

последую-щих

занятиях




Индивидуальная технологическая карта занятия на тему: Я приглашаю вас в издательский клуб «НОЦ-NEWS»


Создание публикации в программе верстки и текстовых редакторов Publisher-Microsoft Support – главная цель занятия.

Клуб – одна из важных составляющих частей дополнительного образования. Признаком клубного объединения как воспитательного феномена является организация его коллективной деятельности. Цель деятельности осознается как единая, требующая объединения всего коллектива.

Квест -технология-игра, требующая от учащихся различных творческих задач с продвижением по сценарию с целью достижения результата.

Сингапурская технология обучения уделяет особое внимание достижению целей и успеху всей группы в ходе самостоятельной работы обучающихся над темой или проблемой.

Кейс (case), или ситуационная задача, специально подготовленный учебный материал, содержащий структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики.

Лид (от англ. Lead paragraph — ведущий или главный абзац) — аннотация, «шапка» статьи, новости или пресс-релиза. Состоит из одного первого выделенного абзаца, в котором коротко формулируется проблема, раскрывается суть заголовка. Размер лида обычно не превышает 3-5 строк.

"Газетная утка" - выражение родилось в Германии в конце XVII в. Именно там под статьями, излагавшими сенсационные, но недостаточные сведения, ставили NT (от лат. non testatur - не проверено). Читается это сокращенно энте, что по-немецки означает 'утка' (die Ente). Так ни в чем не повинная птица стала символом беззастенчивого газетного вранья.

Рефлексия- (от лат. reflectere «отражать») — в философии форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий.











Материал для работы (кейс)


Алгоритм действий

Результат

Правила работы с Publisher-Microsoft Support (непрофессиональной программой верстки):


Обозначить блок и его размер.

Вставить текст в верстку.

Добавить надписи и текст.



Оформление №7 газеты «НОЦ-NEWS» на ноутбуке


Сингапурская система работы на занятии





КВЕСТ как технология с четко поставленной дидактической задачей, игровым замыслом, ясно сформулированными правилами.


Командная работа (4 человека)

Распределение ролей по выбору ученика

Ответственность каждого партнера в команде

Общий продукт


Первое задание:

Историки утверждают, что Демосфен составил 56 вступлений к ненаписанным речам.

Задание 1 Пробуйте за 5 минут написать первые фразы к уже написанным материалам.

Главное требование – фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше.












Первое задание

Роли- обязанности:

1 партнер читает текст;

формулирует общую мысль;

записывает в карте (печатает на ноутбуке) лид;

оформляет текст в программе Publisher


КВЕСТ

Второе задание

Обсуждение второго задания квеста «Фотокомментарий».

Большую роль в газете имеют фоторепортажи, коллажи, конкурсы на смешную или, наоборот, серьёзную фотографию (из жизни).

Задание 2 Дать заголовок фотографии и прокомментировать


Второе задание

Роли- обязанности:

2 партнер предлагает версию изображения;

подбирает ассоциации;

записывает в карте (печатает на ноутбуке) заголовок;

оформляет текст в программе Publisher




КВЕСТ

Третье задание

«Моя утка».

Выражение "газетная утка" родилось в Германии в конце XVII в. Именно там под статьями, излагавшими сенсационные, но недостаточные сведения, ставили NT (от лат. non testatur - не проверено). Читается это сокращенно энте, что по-немецки означает 'утка' (die Ente). Так ни в чем не повинная птица стала символом беззастенчивого газетного вранья.

Задание3 Придумайте газетную утку, которую вы можете запустить в вашей школьной газете.


Третье задание

Роли- обязанности:

3 партнер придумывает газетную утку, которую можно запустить в школьной газете (небылицу).



КВЕСТ

Четвертое задание

«Интервью с участником конкурса «Учитель года 2022»

Интервью- беседа, проводимая по определенной системе вопросов, предназначенное для распространения в средствах массовой информации

Интервьюер- задает вопросы собеседнику.

Респондент- отвечает на вопросы интервьюера.

Задание 4: Взять интервью у участника мероприятия (учителя, члена жюри, гостя), написать статью (3-5 предложений).


Четвертое задание

Роли- обязанности:

4 партнер предлагает 3 вопроса для любого участника мероприятия,

записывает в карте (печатает на ноутбуке текст на 15 слов);

оформляет текст в программе Publisher


Презентация седьмого номера газеты «НОЦ-NEWS».

Сохранить публикацию.

Перенести материал с ноутбука на основной компьютер.

Показать на интерактивной доске.

Представить верстку своего номера.

Защитить работу.


Шесть шляп размышления (рефлексия)

Шесть шляп мышления (рефлексия):

Красная шляпа предполагает выражение чувств без объяснения причин их возникновения;

Белая шляпа – перечень фактов: что узнали, чему научились;

Черная шляпа-выявление недостатков и их обоснование;

Желтая шляпа-что было хорошего и почему;

Зеленая шляпа ищет ответы на вопросы, где и как можно применить изученный материал;

Синяя шляпа-«Хочу похвалить».




Осмысление действий группы: настроение, деятельность, содержание учебного материала.






Модель Фрейера

Групповая работа с применением сингапурской технологии




ФИ

Лид









4.ФИ

Интервью

ФИ

Фоторепортаж










3.ФИ

Газетная утка



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.