Программа внеурочной деятельности на тему «Тайны мастерства великих художников» (5 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №45
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
художественно-эстетической направленности
«Тайны мастерства великих художников»
для 5-х классов
Разработчик: Барбутько Юлия Юрьевна,
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
МОУ гимназии №45
г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу рабочей программы по курсу «Тайны мастерства великих художников» для 5 класса положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной основной образовательной программы основного общего образования, УМК Б.М. Неменского Е.И. Коротеевой «Смотрю на мир глазами художника» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского – М.: Просвещение, 2011).
Основная цель программы:
Формирование способности у обучающихся в своих творческих работах отразить традиции и новаторство изобразительного искусства XIX- XX века (модерн, авангард, модернизм). Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Общая характеристика учебного курса
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Для современного человека одним из важнейших условий гармоничного развития личности становится понимание путей развития современного искусства и мировой художественной культуры в целом. При усвоении школьниками учебного материала по истории изобразительного искусства, проблематично запоминаются стили и представители различных направлений. Для решения данной проблемы необходимо на практике создавать произведения в стиле величайших художников мировой живописи. Этому способствует обучение по программе внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Тайны мастерства Великих художников». Курс предполагает внеурочный уровень освоения знаний, формирование и развитие практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – 1 год обучения. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данного образовательного курса – 10-11 лет (5 класс).
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников, учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности воспитанников.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Применяются такие методы, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное увеличение уровня сложности преподаваемого материала. Широко применяются занятия в форме мастер — классов, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве. При составлении занятий используются новые образовательные технологии развития критического мышления.
Основное содержание курса
Тема курса обусловлена предметным содержательным примерной основной образовательной программы основного общего образования и повышенным уровнем усвоения программного материала по теме «Взаимосвязь истории искусства и истории человечества. Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XIX-XX веков (модерн, авангард, модернизм). Художественные, творческие проекты».
Содержание теоретического раздела (8 часов). Теоретические основы особенностей стилей XIX-XX веков: импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, символизм, абстрактный экспрессионизм, абстракционизм, модерн, лубок, поп-арт, оп-арт, супрематизм, сюрреализм, эклектизм, инсталляция. Выявление характерных особенностей стилей на примере картин художников: Эдгара Дега, Клода Моне, Эдуарда Мане, Поля Гогена, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Анри Тулуз-Лотрека, Анри Матисса, Жоржа Сёра, Поля Синьяка, Пабло Пикассо, Хуана Гриса, А.В. Лентулова, ОдилонаРедона и Михаила Врубеля, Джексона Поллока, Василия Кандинского, Хуана Миро, ГюставаКлимта, Энди Уорхола, Ройа Лихтенштейна, ВиктораВазарели, Бриджет ЛуизыРайли, Казимира Малевича, Рене Магритта, Сальвадора Дали, Хуана Миро, Пабло Пикассо, Фриды Кало.
Содержание практического раздела (18 часов). Практическое применение знаний, полученных о стилях в изобразительном искусстве XIX-XX века. Выполнение творческих работ на заданную тематику. Работа в различных техниках исполнения и актуальными материалами.
Содержание проектного раздела. (9 часов). Работа над проектом «Билибинский стиль». Правила ведения работы над проектом. Защита проектов. Исследовательские работы «Стили в мировом искусстве». Алгоритм выполнения исследовательских работ: проблема, гипотеза, цель, задачи, содержание, практическое применение. Защита исследовательских работ.
№ |
Наименование раздела |
Содержание раздела Теория |
Содержание раздела Практика |
1 |
Импрессионизм |
Особенности стиля и творчество художников-импрессионистов: Эдгара Дега, Клода Моне, Эдуарда Мане. |
Композиции на тему: «Кувшинки К. Моне» «Танцовщицы Э. Дега».
Материалы: гуашь, кисти. |
2. |
Постимпрессионизм |
Особенности стиля и творчество художников -постимпрессионистов: Поля Гогена, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Анри Тулуз-Лотрека. |
Композиции на тему: «Пейзажи В.В. Гога» «Натюрморты П. Сезанна» «Клуазонизм П. Гогена».
Материалы: гуашь, кисти или цветные восковые мелки. |
3 |
Фовизм |
Особенности стиля и творчество художника -фовиста Анри Матисса. |
Композиции на тему: «Натюрморты А. Матисса» «Фигура человека».
Материалы: гуашь, кисти или цветная бумага, клей, ножницы. |
4. |
Пуантилизм |
Особенности стиля и творчество художников-пуантилистов: Жоржа Сёра, Поля Синьяка. |
Композиции на тему: «Пейзажи П. Синьяка.
Материалы: гуашь, ватные палочки. |
5 |
Кубизм |
Особенности стиля и творчество художников-кубистов: Пабло Пикассо, Хуана Гриса. |
Композиции на тему: «Портреты П.Пикассо».
Материалы: гуашь, кисти, цветные мелки. |
6 |
Кубофутуризм, лучизм, цветодинамика в калейдоскопическом рисунке А.В. Лентулова |
Особенности стиля и творчество русского самобытного художника А.В. Лентулова. |
Композиции на тему: «Городской пейзаж А.В. Лентулова» Материалы: акварель, кисти, гелевая ручка. |
7. |
Символизм |
Особенности стиля и творчество художников-символистов: ОдилонаРедона и Михаила Врубеля . |
Композиции на тему: «Сказочные образы М.Врубеля»» (тематическая картина)
Материалы: гуашь, кисти, фактурная (акварельная бумага). |
8 |
Абстрактный экспрессионизм |
Особенности стиля и творчество художника Джексона Поллока. |
Коллективная композиция на тему: «Ощущения, переживания, чувства» (формальная композиция)
Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага, клей, ножницы (возможны любые материалы). |
9 |
Абстракционизм |
Особенности стиля и творчество художника -абстракциониста Василия Кандинского, Хуана Миро. |
Композиции на тему: «Абстракция В. Кандинского» (формальная композиция)
Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага, клей, ножницы (возможны любые материалы). |
10 |
Модерн |
Особенности стиля модерн. Архитектор Антонио Гауди и художник Гюстав Климт. |
Композиции на тему: «Декор Гюстава Климта» (тематическая картина).
Материалы: фломастеры, гелевые ручки. |
11 |
Проект «Билибинский стиль. Книга иллюстраций к «Сказке о царе Салтане…»» |
Особенности «билибинского стиля». Правила работы над иллюстрацией. Правила составления макета книги: обложка, титульный лист, разворот, компоновка иллюстраций. Коллективная защита проектов. |
Блок иллюстрацийк «Сказке о Царе Салтане…» Обложка книги в билибинском стиле Иллюстрация «Три девицы под окном» Иллюстрация «Город на острове» Иллюстрация «Царевна-Лебедь» Иллюстрация «Белка песенки поёт»
Материалы: возможны различные варианты - гуашь/кисти, гелевые ручки/акварель, восковые мелки, аппликация, фломастеры и т.д. |
12 |
Лубок |
Особенности стиля лубок. |
Композиции на тему: «Чудо-юдо-рыба-кит в стиле лубок» (любые животные).
Материалы: гуашь, кисти или цветная бумага, клей, ножницы. |
13 |
Поп-арт |
Особенности стиля поп-арт и творчества художников Энди Уорхола, Ройа Лихтенштейна. |
Композиции на тему: «Актуальный товар в стиле поп-арт», «Комиксы в стиле поп-арт».
Материалы: возможны различные варианты -гуашь/кисти, гелевые ручки/акварель, восковые мелки, аппликация, фломастеры и т.д. |
14 |
Оп-арт |
Особенности стиля оп-арт. Особенности восприятия и представители. Виктор Вазарели, Бриджет Луиза Райли. |
Геометрическая композиция на тему:«Иллюзия».
Материалы. Возможны различные варианты - гуашь/кисти, гелевые ручки/акварель, восковые мелки, аппликация, фломастеры и т.д. |
15 |
Супрематизм |
Особенности стиля и творчество русского художника-супрематиста Казимира Малевича. «Чёрный квадрат». |
Декорирование посуды в стиле супрематизма «Геометрия К. Малевича» Материалы: возможны различные варианты (гуашь/кисти, гелевые ручки/акварель, восковые мелки, аппликация, фломастеры и т.д. |
16 |
Сюрреализм |
Особенности стиля и творчество художников-сюрреалистов: Рене Магритта, Сальвадора Дали, Хуана Миро, Пабло Пикассо, Фриды Кало. |
Композиции на тему: «За гранью реальности» (пейзаж, портрет, натюрморт).
Материалы: возможны различные варианты -гуашь/кисти, гелевые ручки/акварель, восковые мелки, аппликация, фломастеры и т.д. |
17 |
Инсталляция |
Особенности стиля и основные представители. Особенности создания инсталляции. Понятие арт-объекта. |
Фотографии на тему: «Автопортрет. Инсталляция из бытовых предметов»
Материалы: фотокамера или смартфон с фотокамерой. |
18 |
Эклектизм |
Особенности стиля |
Создание композиции путём смешения известных стилей. |
19 |
Конференция по теме: «Стили в мировом искусстве» |
Защита докладов о стилях живописи. Обучающиеся из изученных стилей выбирают один, готовят доклад и выполняют творческую домашнюю работу в этом стиле. |
В докладе: Особенности стиля Представители Актуальность Стиль в творчестве обучающегося |
Календарно-тематический план планирование
№ |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
Примечание |
||
Теория |
Практика |
|||||
1 |
|
Импрессионизм. Упражнения. |
0 |
1 |
Упражнения на отработку приёмов работы кистью художников-импрессионистов: Клода Моне, Эдгара Дега. |
|
2 |
|
Импрессионизм. Клод Моне. |
0,5 |
0,5 |
Анализ произведений Клода Моне, выявление характерных особенностей стиля. Составление композиции и работа гуашью в стиле произведений Клода Моне. Композиция «Кувшинки». |
|
3 |
|
Импрессионизм. Эдгар Дега. |
0,5 |
0,5 |
Анализ произведений Эдгара Дега, выявление характерных особенностей стиля. Составление композиции и работа гуашью в стиле произведений Эдгара Дега. Композиция«Танцовщицы». |
|
4 |
|
Постимпрессионизм. Упражнения. |
0 |
1 |
Упражнения на отработку приёмов работы кистью художников-импрессионистов: Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Поля Сезанна. |
|
5 |
|
Постимпрессионизм. Винсент Ван Гог. |
0,5 |
0,5 |
Анализ произведений Винсента Ван Гога, выявление характерных особенностей стиля. Составление композиции и работа гуашью в стиле произведений Винсента Ван Гога. Композиция«Пейзаж-настроение». |
|
6 |
|
Постимпрессионизм. Поль Сезанн. |
0,5 |
0,5 |
Анализ произведений Поля Сезанна, выявление характерных особенностей стиля. Составление композиции и работа гуашью в стиле произведений Поля Сезанна. Композиция «Натюрморт с кувшином». |
|
7 |
|
Клуазонизм. Поль Гоген. |
0,5 |
0,5 |
Анализ произведений Поля Гогена, выявление характерных особенностей стиля. Составление композиции и работа гуашью в стиле произведений Поля Гогена. Композиция «Автопортрет». |
|
8 |
|
Фовизм. Анри Матисс. Аппликация. |
0,5 |
0,5 |
Анализ произведений Анри Матисса, выявление характерных особенностей стиля. Составление аппликативной композиции в стиле работ Анри Матисса. Композиция «Фигура человека» |
|
9 |
|
Фовизм. Анри Матисс. Живопись. |
0 |
1 |
Составление композиции и работа гуашью в стиле работ Анри Матисса: декоративность и использование дополнительных цветов. Композиция цветными мелками «Натюрморт на окне» (объединение натюрморта и пейзажа). |
|
10 |
|
Пуантилизм. Поль Синьяк. |
0,5 |
0,5 |
Анализ произведений Поля Синьяка, выявление характерных особенностей стиля. Составление композиции и работа гуашью в стиле произведений Поля Синьяка «Морской пейзаж» |
|
11 |
|
Кубизм. Пабло Пикассо. |
0,5 |
0,5 |
Анализ произведений Пабло Пикассо кубистического периода, выявление характерных особенностей стиля. Составление композиции и работа гуашью, цветными мелками или цветными карандашами, ручками в стиле произведений Пабло Пикассо. Композиция «Женский портрет в профиль» |
|
12-13 |
|
Калейдоскопический рисунок. А.В. Лентулова |
1 |
1 |
Анализ произведений А.В. Лентулова, выявление характерных особенностей стиля. Составление композиции и работа гуашью, акварелью (с использованием гелевой ручки) в стиле произведений А.В. Лентулова. Композиция «Городской пейзаж» |
|
14 |
|
Символизм. Одилон Редон, М.А. Врубель. |
1 |
0 |
Лекция о символизме. Анализ произведений М.А. Врубеля и Одилона Редона, выявление характерных особенностей стилей художников. |
|
15 |
|
Символизм. Композиция по мотивам картин М.А. Врубеля. |
0 |
1 |
Составление композиции и работа в любой технике (гуашь, акварель, пастель) в стиле произведений М.А. Врубеля. Аллегорическая сюжетная композиция по выбору. Темы: весна, лето, зима, осень, утро, танец, любовь и т.д. |
|
16 |
|
Коллективная работа. Абстрактный экспрессионизм. |
0 |
1 |
Составление «лоскутного одеяла» (пейчворк) из абстрактных композиций. С помощью свободных форм, геометрических фигур, прямых и кривых линий создаются абстрактные композиции, передающие вкусы, запахи, эмоции, чувства, времена года, стихии, время суток. Коллективная композиция «Музыка души» |
|
17 |
|
Абстракционизм. В. Кандинский. |
0,5 |
0,5 |
Анализ произведений В. Кандинского, периода абстракционизма, выявление характерных особенностей стиля. Составление композиции и работа гуашью или акварелью в стиле произведений В. Кандинского. Абстрактная композиция «Один день из моей жизни» |
|
18 |
|
Модерн. Гюстав Климт. |
0,5 |
0,5 |
Анализ произведений Гюстава Климта, выявление характерных особенностей стиля. Составление композиции и работа в любой технике (гуашь, акварель, пастель) в стиле произведений Гюстава Климта. Аллегорическая декоративная сюжетная композиция по выбору. Темы: весна, лето, зима, осень, утро, танец, любовь и т.д. |
|
19 |
|
Проект. Билибинский стиль. «Сказка о царе Салтане…» |
1 |
0 |
Подготовительный этап работы над проектом. Сбор материала. Анализ иллюстраций И.Я. Билибина, выявление характерных особенностей стиля. |
|
20 |
|
Проект. Билибинский стиль. Обложка книги. |
0 |
1 |
Композиционное решение обложки книги. Работа в материале. Черно-белая графика с добавлением трех цветов по выбору цветными карандашами. |
|
21 |
|
Проект. Билибинский стиль. Иллюстрация «Три девицы под окном…» |
0 |
1 |
Композиционное решение иллюстрации «Три девицы под окном…». Работа в материале. Черно-белая графика с добавлением трех цветов по выбору цветными карандашами. |
|
22 |
|
Проект. Билибинский стиль. Иллюстрация «Город на острове» |
0 |
1 |
Композиционное решение иллюстрации «Город на острове». Работа в материале. Черно-белая графика с добавлением трех цветов по выбору, цветными карандашами. |
|
23 |
|
Проект. Билибинский стиль. Иллюстрация «Царевна-Лебедь» |
0 |
1 |
Композиционное решение иллюстрации «Царевна-Лебедь». Работа в материале. Черно-белая графика с добавлением трех цветов по выбору, цветными карандашами. |
|
24 |
|
Проект. Билибинский стиль. Иллюстрация «Белка песенки поёт…» |
0 |
1 |
Композиционное решение иллюстрации «Белка песенки поёт…». Работа в материале. Черно-белая графика с добавлением трех цветов по выбору, цветными карандашами. |
|
25 |
|
Проект. Билибинский стиль. Коллективная защита проекта |
0 |
1 |
Вёрстка книги «Сказка о царе Салтане…». Текст сказки распечатан. Выбор лучших иллюстраций путем голосования. Соединение текста и иллюстраций. Защита проекта всеми участниками проекта. |
|
26 |
|
Композиция в стиле «лубок» |
0,5 |
0,5 |
Анализ произведений стиля лубок, выявление характерных особенностей. Декоративная композиции на тему: «Фантастическое животное» (чудо-юдо-рыба-кит ). Материалы: гуашь, кисти или цветная бумага, клей, ножницы. |
|
27 |
|
Композиция в стиле поп-арт |
0,5 |
0,5 |
Анализ произведений Энди Уорхола, Ройа Лихтенштейна, выявление характерных особенностей стилей художников. Создание композиции на тему: «Актуальный товар в стиле поп-арт» или «Комиксы в стиле поп-арт» Материалы: возможны различные варианты (гуашь/кисти, гелевые ручки/акварель, восковые мелки, аппликация, фломастеры и т.д.). |
|
28 |
|
Оп-арт. Геометрические композиции |
0,5 |
0,5 |
Анализ произведений Виктора Вазарели, Бриджет Райли, выявление характерных особенностей стиля художников. Составление композиции и работа в любой технике (гуашь, акварель, пастель). Геометрическая композиция на тему:«Иллюзия реальности». |
|
29 |
|
Супрематизм. Казимир Малевич |
0,5 |
0,5 |
Анализ произведений Казимира Малевича, беседа о значении «Черного Квадрата» в мировой живописи, выявление характерных особенностей стиля художника. Выполнение эскиза декорирования посуды в стиле супрематизма. Композиция «Геометрия К. Малевича». Материалы: возможны различные варианты (гуашь/кисти, гелевые ручки/акварель, восковые мелки, аппликация, фломастеры и т.д.). |
|
30 |
|
Композиция в стиле сюрреализм. |
0,5 |
0,5 |
Анализ произведений Сальвадора Дали, Рене Магритта, выявление характерных особенностей стиля художников. Составление композиции и работа в любой технике (гуашь, акварель, пастель). Сюрреалистическая композиция на тему:«За гранью реальности» (пейзаж, портрет, натюрморт). |
|
31 |
|
Инсталляция. Мир вещей. |
0,5 |
0,5 |
Особенности стиля и основные представители. Особенности создания инсталляции. Понятие арт-объекта Фотографии на тему:«Автопортрет. Инсталляция из бытовых предметов» Материалы: фотокамера или смартфон с фотокамерой. В фотографии должны быть отражены те предметы, которые раскрывают характер своего обладателя. |
|
32-33 |
|
Эклектизм. Композиция из сочетания различных стилей |
0,5 |
1,5 |
Выявление особенностей стиля. Создание композиции путём смешения известных стилей. Композиция на свободную тему в любой из известных техник. |
|
34-35 |
|
Конференция по теме: «Стили в мировом искусстве» |
1 |
1 |
Защита докладов о стилях живописи. Обучающиеся из изученных стилей выбирают один, готовят доклад и выполняют творческую домашнюю работу в этом стиле. В докладе: Особенности стиля Представители Актуальность Стиль в творчестве обучающегося |
Учебно-методическое обеспечение
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. (8.04.2015)
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского – М.: Просвещение, 2011).
Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2005г.
Дополнительная литература:
История мировой живописи. XIX век. Новые стили/Н. Майорова, Г.Скоков. –СПБ. – Белый город, 2009
Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые в изучении курса
http://www.art-spb.ru/
Приложения
Для подготовки к занятиям могут быть использованы иллюстрации следующих художников:
Клод Моне
Эдгар Дега
Винсент Ван Гог
Поль Гоген
Поль Сезанн
Поль Синьяк
Анри Матисс
Пабло Пикассо
А.В. Лентулов
ОдилонРедон
М.А. Врубель
В. Кандинский
Гюстав Климт
И.Я. Билибин
Энди Уорхол
РойЛихтенштейн
Казимир Малевич
Рене Магритт
Сальвадор Дали
Отбор иллюстраций к занятию выполняется самим педагогом исходя из целей и задач конкретного занятия. Например, для занятия «Импрессионизм. Клод Моне» можно взять репродукции серии работ Клода Моне «Кувшинки. Водяные лилии»