Тайный смысл герба (Знакомство с государственным символом Республики Коми)
Интегрированный урок – спектакль в 6 классе
Тайный смысл герба
(Знакомство с государственным символом
Республики Коми)
Зарубина Л.Е.
учитель истории и музыки
Дмитриенко В.Н.
учитель русского языка и литературы
Учебные предметы, охваченные темой урока: история, краеведение, музыка, хореография, ИЗО.
Уроки-спектакли эффективны тем, что действие, которое разворачивается на сцене, зрители оценивают со стороны и целиком. В отличие от чтения, когда можно остановиться и перечитать. Они хорошо воздействуют на обучающихся, воспитывают в них эстетические чувства прекрасного, неравнодушного отношения к жизни, к людям, формируют внутреннюю культуру, мировоззрение.
Цель
- воспитание патриотизма и гражданственности, любви к родному краю, обычаям, культуре у детей путём популяризации символов РК;
- развитие творческого мышления, что является одним из требований стандартов второго поколения.
Задачи:
1.Раскрыть значение геральдических символов герба РК.
2. Повлиять на формирование художественного вкуса.
3. Используя жизненный опыт учащихся, различные приемы
работы с элементами герба, сформулировать основной вывод урока
Предварительная подготовка:
- подготовка сценария, распределение и заучивание ролей, подборка музыкального сопровождения и костюмов.
- составление презентации.
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, костюмы.
Форма урока: урок – спектакль.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Ожидаемый результат: привитие интереса к государственным символам России и её субъектов, умение анализировать и сравнивать, расширение кругозора учащихся.
Ход урока
Вступительное слово учителя, постановка целей и задач урока. Учитель для создания мотивации задает вопросы перед каждым выступлением, которые требуют краткого, но обоснованного ответа.
Просмотр постановки спектакля.
Закрепление полученных знаний. После сценки на экране высвечиваются вопросы - задания требуют быстрого решения. В качестве членов жюри приглашаются учащиеся старших классов.
Рефлексия – составление синквейна.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Слово учителя:
Герб - это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством. В X веке появились первые гербы (Слайд 3-4)
В первую очередь гербы имели только аристократические семьи. Представители этих семей, храбрые рыцари, устраивали турниры, где демонстрировали силу и ловкость. (Слайды 5). На турнире они появлялись в рыцарских доспехах (Слайд 6) и шлемах, скрывающих лицо. Опознать рыцаря было невозможно. И герб стал опознавательным знаком. На щите рыцаря и флаге изображался его личный герб. На рыцарских турнирах всегда были герольды - люди, изучающие и составляющие гербы. (Слайд 7). Эти люди систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и создали целую науку «геральдику».
Всё в структуре герба имело значение и несло важную информацию о владельце.
Формы щитов: итальянский, немецкие, испанский, французский, английские, польский, квадратный, ромбический, круглый, (Слайд 8).
Поверхность герба была либо одного цвета, либо несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.
Выбранный цвет имел символическое значение:
золотой цвет - символ силы, богатства, справедливости;
серебряный - символ чистоты и невинности;
червленый (темно-красный) - символ смелости, любви;
зеленый - символ надежды, изобилия, свободы;
голубой - символ красоты и величия;
пурпурный (красный с оттенком синего) – символ могущества, достоинства;
черный – мудрость, скромность, печаль. (Слайд 9).
Рисунок на поле герба составлялся из негеральдических фигур - изображения кораблей, предметов быта, человека, животных, растений, оружия, построек, а также фантастических животных (единорогов, драконов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение:
дуб и медведь означали силу;
лавр - славу;
факел, раскрытая книга - знание;
пчела - трудолюбие;
лев - символ великодушия, силы, мужества,
лось - символ выносливости, мощи, достоинства. (Слайд 10)
Геральдика представлена деревьями, травами, цветами, ветвями, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, т.д. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, кольчуга, пистолет, шлем и пр.); гражданского - орудия сельского хозяйства (коса, серп, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры. Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры - люди, птицы, звери. (Слайд 10).
Эта информация носит общий характер, знание которой поможет вам читать гербы. Мы же сегодня познакомимся с историей герба Республики Коми.
Сообщение ученика:
Герб Республики Коми является государственным символом Республики Коми. Принят 6 июня 1994 года. Зарегистрирован в Геральдическом регистре РФ. Автор герба А. Неверов.
Государственный герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы — лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. (Слайд 11)
В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы), жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты.
Сочетание золотого и красного, положенное в основу цветового решения герба, символизирует в коми фольклоре утреннее, теплое, весеннее солнце, материнство и рождение.
Слово учителя:
Таким образом, Зарни – Ань по древней языческой легенде является матерью коми-народа. Давайте познакомимся с этой легендой.
(Появление девушки (ученицы), символизирующей Зарни – Ань, одетой в коми национальный костюм.)Ученица в роли Зарни-Ани:
«Я - Зарни – Ань! Я – символ жизни,
Пришедший с глубины веков.
Во мне история отчизны –
Земли нетающих снегов.
Я украшаю герб зырянский,
Я по легенде всем вам мать
И в юбилей республиканский
Хочу легенду рассказать. (Слайд-шоу)
Ярко солнце освещает землю дедов и отцов
И завесу поднимает, озаряя глубь лесов.
Давным-давно в суровом мире
В краю, что родина для нас
Тайга шумела, но не жили
Здесь люди, как живут сейчас.
Бог ЕН считался самым грозным
Он в небесах грозой блистал.
И не было уж небо звездным,
Когда он молнии метал.
Но больше всех любил Владыка,
И та любовь не знала грань,
Дочурку с ясным, светлым ликом
С прекрасным именем Зарань.
(Танец и песня Зарани)Её лелеял он и холил,
Но в небесах держал в неволе
И думал: «Допустить нельзя,
Чтоб привлекла её земля!»
И от рассвета до заката,
Блаженством отдыха объята
И напевая на бегу,
Зарань увидела дугу,
Что радугой у нас зовется.
Цвета её ласкало солнце
Так, что нельзя не восхититься.
Зарань решила обратиться:
Зарань: «Ой, ты, радуга-дуга,
Ты откуда и куда?
Ты мне мост напоминаешь…
Что ты с чем соединяешь?»
(Танец радуги)Радуга: «Я сверкаю и свечусь,
Я с небес на землю мчусь.
И тебя, краса-девица,
Приглашаю прокатиться!»
(Зарань по радуге попадает на Землю)Зарни-Ань:
Зарань со смехом покатилась
И среди пармы очутилась.
Средь иван-чая, среди клевера
Она познала землю севера.
Просторы девственных лесов
Под звуки птичьих голосов.
Но вдруг, раскинув руки вширь,
Выходит Пера - богатырь.
Он оробел, смущен и тих
Главой кудрявою поник и молвил:
«О, краса – девица,
Я на тебе хочу жениться!»
И родилась у них тогда любовь на долгие года.
В легенде древней говорится,
Случилося от них родиться
Народу коми, что обжили
Наш северный таёжный край,
Который стал похож на рай.
И с лёгкой божеской руки
От Перы – коми-пермяки,
А от прекрасной от Зарани
Возникли мы – коми – зыряне.
И на гербе теперь, ты глянь,
Наш символ жизни – Зарни-ань!»
Слово учителя:
«Зарни-ань» в переводе с коми языка «Золотая баба». По этой древней языческой легенде является покровительницей коми – народа, его матерью.
Золота́я ба́ба — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири, поэтому в Сибири Золотую Бабу иначе называют Сиби́рский фарао́н.
Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавских сагах. В 1023 году викинги, которых вел знаменитый Торер-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двине им удалось узнать местонахождение святилища Юмалы и тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.
Мифов и легенд о золотой бабе множество, и мы сегодня познакомились с одной из них. Ребята, вы открыли для себя тайну Золотой бабы и поняли, что знания помогают понять, как в истории нашей родины всё взаимосвязано.
Предлагаю проверить, что вы запомнили в виде викторины (вопросы высвечиваются на слайдах 20-23):
Как называется наука, которая занимается изучением, составлением гербов? (геральдика)
Что означает слово "герб"? (наследие)
Кто автор герба РК? (А.Неверов)
Символом каких ценностей являются хищная птица и лось?
(Хищная птица – символ небесного покровительства и власти, Лось - символ мощи, выносливости и достоинства)
Какие цвета используются на гербе РК, символом чего они являются? ( Красный - могущество, достоинство, Золотой - символ богатства, силы, справедливости)
Как звали верховного Бога у коми народа в языческие времена? (Ен)
Каким способом дочь Ена оказалась на Земле? (спустилась по радуге)
Как переводится с коми языка на русский имя покровительницы коми народа? (Золотая баба)
Слово учителя: А подведем мы сой урок составлением синквейна.
Если вы еще не знаете, что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам (слайд 24):
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
(Дается время на соствление синквейна, затем зачитываются по желанию)
Примеры синквейнов:
Девушка
Любопытная, достойная
Скатилась, увидела, влюбилась, основала
Хранительница Коми земли
Прародительница.
Д/З Слово учителя: на следующем уроке мы продолжим знакомство с символикой нашей республики, познакомимся с гимном РК. В Интернете найдите текст и запись звучания гимна, чтобы лучше воспринять и запомнить новый материал, который будет изучен на уроке музыки.
Благодарю за работу на уроке.
Куликова Ирина Геннадьевна
Зарубина Лариса Евгеньевна