Тайный смысл герба (Знакомство с государственным символом Республики Коми)

4
2
Материал опубликован 31 October в группе

Интегрированный урок – спектакль в 6 классе

Тайный смысл герба

(Знакомство с государственным символом

Республики Коми)

Зарубина Л.Е.

учитель истории и музыки

Дмитриенко В.Н.

учитель русского языка и литературы

Учебные предметы, охваченные темой урока: история, краеведение, музыка, хореография, ИЗО.

Уроки-спектакли эффективны тем, что действие, которое разворачивается на сцене, зрители оценивают со стороны и целиком. В отличие от чтения, когда можно остановиться и перечитать. Они хорошо воздействуют на обучающихся, воспитывают в них эстетические чувства прекрасного, неравнодушного отношения к жизни, к людям, формируют внутреннюю культуру, мировоззрение.

Цель

- воспитание патриотизма и гражданственности, любви к родному краю, обычаям, культуре у детей путём популяризации символов РК;

- развитие творческого мышления, что является одним из требований стандартов второго поколения.

Задачи:

1.Раскрыть значение геральдических символов герба РК.

2. Повлиять на формирование художественного вкуса.

3. Используя жизненный опыт учащихся, различные приемы

работы с элементами герба, сформулировать основной вывод урока

Предварительная подготовка:

- подготовка сценария, распределение и заучивание ролей, подборка музыкального сопровождения и костюмов.

- составление презентации.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, костюмы.

Форма урока: урок – спектакль.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Ожидаемый результат: привитие интереса к государственным символам России и её субъектов, умение анализировать и сравнивать, расширение кругозора учащихся.

Ход урока

Вступительное слово учителя, постановка целей и задач урока. Учитель для создания мотивации задает вопросы перед каждым выступлением, которые требуют краткого, но обоснованного ответа.

Просмотр постановки спектакля.

Закрепление полученных знаний. После сценки на экране высвечиваются вопросы - задания требуют быстрого решения. В качестве членов жюри приглашаются учащиеся старших классов.

Рефлексия – составление синквейна.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Слово учителя:

Герб - это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством. В X веке появились первые гербы (Слайд 3-4)

В первую очередь гербы имели только аристократические семьи. Представители этих семей, храбрые рыцари, устраивали турниры, где демонстрировали силу и ловкость. (Слайды 5). На турнире они появлялись в рыцарских доспехах (Слайд 6) и шлемах, скрывающих лицо. Опознать рыцаря было невозможно. И герб стал опознавательным знаком. На щите рыцаря и флаге изображался его личный герб. На рыцарских турнирах всегда были герольды - люди, изучающие и составляющие гербы. (Слайд 7). Эти люди систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и создали целую науку «геральдику».

Всё в структуре герба имело значение и несло важную информацию о владельце.

Формы щитов: итальянский, немецкие, испанский, французский, английские, польский, квадратный, ромбический, круглый, (Слайд 8).

Поверхность герба была либо одного цвета, либо несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.

Выбранный цвет имел символическое значение:

золотой цвет - символ силы, богатства, справедливости;

серебряный - символ чистоты и невинности;

червленый (темно-красный) - символ смелости, любви;

зеленый - символ надежды, изобилия, свободы;

голубой - символ красоты и величия;

пурпурный (красный с оттенком синего) – символ могущества, достоинства;

черный – мудрость, скромность, печаль. (Слайд 9).

Рисунок на поле герба составлялся из негеральдических фигур - изображения кораблей, предметов быта, человека, животных, растений, оружия, построек, а также фантастических животных (единорогов, драконов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение:

дуб и медведь означали силу;

лавр - славу;

факел, раскрытая книга - знание;

пчела - трудолюбие;

лев - символ великодушия, силы, мужества,

лось - символ выносливости, мощи, достоинства. (Слайд 10)

Геральдика представлена деревьями, травами, цветами, ветвями, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, т.д. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, кольчуга, пистолет, шлем и пр.); гражданского - орудия сельского хозяйства (коса, серп, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры. Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры - люди, птицы, звери. (Слайд 10).

Эта информация носит общий характер, знание которой поможет вам читать гербы. Мы же сегодня познакомимся с историей герба Республики Коми.

Сообщение ученика:

Герб Республики Коми является государственным символом Республики Коми. Принят 6 июня 1994 года. Зарегистрирован в Геральдическом регистре РФ. Автор герба А. Неверов.

Государственный герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы — лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. (Слайд 11)

В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы), жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты.

Сочетание золотого и красного, положенное в основу цветового решения герба, символизирует в коми фольклоре утреннее, теплое, весеннее солнце, материнство и рождение.

Слово учителя:

Таким образом, Зарни – Ань по древней языческой легенде является матерью коми-народа. Давайте познакомимся с этой легендой.

(Появление девушки (ученицы), символизирующей Зарни – Ань, одетой в коми национальный костюм.)

Ученица в роли Зарни-Ани:

«Я - Зарни – Ань! Я – символ жизни,

Пришедший с глубины веков.

Во мне история отчизны –

Земли нетающих снегов.

Я украшаю герб зырянский,

Я по легенде всем вам мать

И в юбилей республиканский

Хочу легенду рассказать. (Слайд-шоу)

Ярко солнце освещает землю дедов и отцов

И завесу поднимает, озаряя глубь лесов.

Давным-давно в суровом мире

В краю, что родина для нас

Тайга шумела, но не жили

Здесь люди, как живут сейчас.

Бог ЕН считался самым грозным

Он в небесах грозой блистал.

И не было уж небо звездным,

Когда он молнии метал.

Но больше всех любил Владыка,

И та любовь не знала грань,

Дочурку с ясным, светлым ликом

С прекрасным именем Зарань.

(Танец и песня Зарани)

Её лелеял он и холил,

Но в небесах держал в неволе

И думал: «Допустить нельзя,

Чтоб привлекла её земля!»

И от рассвета до заката,

Блаженством отдыха объята

И напевая на бегу,

Зарань увидела дугу,

Что радугой у нас зовется.

Цвета её ласкало солнце

Так, что нельзя не восхититься.

Зарань решила обратиться:

Зарань: «Ой, ты, радуга-дуга,

Ты откуда и куда?

Ты мне мост напоминаешь…

Что ты с чем соединяешь?»

(Танец радуги)

Радуга: «Я сверкаю и свечусь,

Я с небес на землю мчусь.

И тебя, краса-девица,

Приглашаю прокатиться!»

(Зарань по радуге попадает на Землю)

Зарни-Ань:

Зарань со смехом покатилась

И среди пармы очутилась.

Средь иван-чая, среди клевера

Она познала землю севера.

Просторы девственных лесов

Под звуки птичьих голосов.

Но вдруг, раскинув руки вширь,

Выходит Пера - богатырь.

Он оробел, смущен и тих

Главой кудрявою поник и молвил:

«О, краса – девица,

Я на тебе хочу жениться!»

И родилась у них тогда любовь на долгие года.

В легенде древней говорится,

Случилося от них родиться

Народу коми, что обжили

Наш северный таёжный край,

Который стал похож на рай.

И с лёгкой божеской руки

От Перы – коми-пермяки,

А от прекрасной от Зарани

Возникли мы – коми – зыряне.

И на гербе теперь, ты глянь,

Наш символ жизни – Зарни-ань!»

Слово учителя:

«Зарни-ань» в переводе с коми языка «Золотая баба». По этой древней языческой легенде является покровительницей коми – народа, его матерью.

Золота́я ба́ба — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири, поэтому в Сибири Золотую Бабу иначе называют Сиби́рский фарао́н.

Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавских сагах. В 1023 году викинги, которых вел знаменитый Торер-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двине им удалось узнать местонахождение святилища Юмалы и тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.

Мифов и легенд о золотой бабе множество, и мы сегодня познакомились с одной из них. Ребята, вы открыли для себя тайну Золотой бабы и поняли, что знания помогают понять, как в истории нашей родины всё взаимосвязано.

Предлагаю проверить, что вы запомнили в виде викторины (вопросы высвечиваются на слайдах 20-23):

Как называется наука, которая занимается изучением, составлением гербов? (геральдика)

Что означает слово "герб"? (наследие)

Кто автор герба РК? (А.Неверов)

Символом каких ценностей являются хищная птица и лось?

(Хищная птица – символ небесного покровительства и власти, Лось - символ мощи, выносливости и достоинства)

Какие цвета используются на гербе РК, символом чего они являются? ( Красный - могущество, достоинство, Золотой - символ богатства, силы, справедливости)

Как звали верховного Бога у коми народа в языческие времена? (Ен)

Каким способом дочь Ена оказалась на Земле? (спустилась по радуге)

Как переводится с коми языка на русский имя покровительницы коми народа? (Золотая баба)


Слово учителя: А подведем мы сой урок составлением синквейна.

Если вы еще не знаете, что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.


Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам (слайд 24):

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

(Дается время на соствление синквейна, затем зачитываются по желанию)

Примеры синквейнов:

Девушка

Любопытная, достойная

Скатилась, увидела, влюбилась, основала

Хранительница Коми земли

Прародительница.

Д/З Слово учителя: на следующем уроке мы продолжим знакомство с символикой нашей республики, познакомимся с гимном РК. В Интернете найдите текст и запись звучания гимна, чтобы лучше воспринять и запомнить новый материал, который будет изучен на уроке музыки.

Благодарю за работу на уроке.


Урок-спектакльPPT / 4.88 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Скорее урок с элементами театрализации. Но не спектакль, конечно

1 November

Спасибо за комментарий, буду иметь в виду.

1 November