Цифровые ресурсы для формирования навыков написания букв русского алфавита по методи-ке В.А. Илюхиной в условиях дистанционного обучения
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8имени Ц.Л.Куникова
муниципального образования город-курорт Геленджик
«Цифровые ресурсы для формирования
навыков написания букв русского алфавита по методике
В.А. Илюхиной в условиях дистанционного обучения»
Номинация «Инновационный образовательный продукт педагога»
Автор разработки: учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 8 имени Ц.Л.Куникова
Федорова Ирина Анатольевна
Геленджик
2020 год.
Содержание
Аннотация стр. 3-4
Введение стр. 5-6
Методические рекомендации стр. 7-12
Образовательная значимость инновации стр. 13
Полезность и общественная значимость инновации стр. 14
Средства контроля за результативностью и результативность инновации стр. 15
Приложение №1 стр. 16-17
Приложение №2 стр. 18
Заключение стр. 19
Список литературы стр. 20
Аннотация
ЗНАКОМЬТЕСЬ! Моя инновация.
https://iteach-8gel.ru/lessons/10/module/91/klass/1
Перед Вами открытая авторская образовательная сеть
МАОУ СОШ №8 имени Ц.Л.Куникова.
Предмет: русский язык.
1 класс. Чистописание.
Здесь представлены мои видеоуроки написания букв русского алфавита по методике Веры Алексеевны Илюхиной, которые я разработала в условиях дистанционного обучения.
Каждому преподавателю хочется, чтобы ученики в классе писали красиво, но чаще всего в классе хороший почерк лишь у небольшого числа обучающихся. В основном дети пишут небрежно: буквы «прыгают» на строке, межбуквенные соединения пишутся неверно, а иногда и отсутствуют. Причина в том, что при показе написания буквы мы не предлагаем детям чётких ориентиров записи, и поэтому дети пишут букву так, как сами понимают. Получается «просто похоже». В условиях же дистанционного обучения, связанного с пандемией, данная проблема обостряется. Маленькие дети ещё слишком малы, чтобы учиться самостоятельно. В первом классе им постоянно требуется помощь учителя, который практически индивидуально работает с каждым. Переход же первоклассников на дистанционное обучение, является для ребенка и родителей огромным стрессом. Родители, далекие от преподавания, находятся в замешательстве: как правильно научить? Как методически правильно объяснить ребенку ту, или иную тему? Ведь все понимают, что дистанционное обучение станет эффективным только в том случае, если материалы будут доступны и понятны как ученику, так и родителям. У учителей начальной школы тоже нет опыта и наработок в данном направлении, а реальность такова, что дистанционный метод преподавания требует много времени и может стать действительно стрессовым для человека, проводящего урок. Именно эти проблемы побудили меня к созданию видеоматериала, который я предлагаю на рассмотрение.
Мой инновационный продукт представляет собой видеозаписи написания заглавных и строчных букв русского алфавита с проговариванием пошаговой инструкции согласно дидактическому конструктору В.А. Илюхиной. Свою работу предлагаю для использования всем заинтересованным учителям начальной школы.
Тем, кто работает по прописям В.Г.Горецкого, я предлагаю ознакомиться с методическими рекомендациями, которые я составила на основе сопоставления основных алгоритмов письма и дидактического конструктора Веры Алексеевны с прописями В.Г.Горецкого, чтобы в добукварный период ненавязчиво знакомить детей с основными элементами написания букв. Затем при изучении буквы, предлагаю, показывая видеоролик детям, объяснять её написание, записывать букву на доске согласно ориентирам видеоролика, осуществлять запись буквы в воздухе, проговаривая её написание и затем осуществлять запись буквы в тетради с одновременным комментированием.
Если же в дальнейшем данные видеоролики использовать на уроках в 1-4 классах во время минутки чистописания, то, несомненно, это приведёт к планомерно-управляемому пошаговому формированию операциональных умений- графического навыка написания той, или иной буквы, что намного улучшит почерк обучающихся.
Введение
Вера Алексеевна Илюхина- родоначальница альтернативной методики обучения письму, которую она опубликовала еще в 1987 году. С тех пор прошло более тридцати лет. Её методика зарекомендовала себя как наиболее практичная и успешная, но мы, учителя начальной школы, работающие по программе «Школа России», в своей практике пользуемся прописями Всеслава Гавриловича Горецкого для 1 класса ( в 4-х частях), которые являются дополнением к учебнику « Азбука. 1 класс» (в 2-х частях) авт. В.Г.Горецкий и др., доработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и внесенному в Федеральный перечень учебников на 2020/2021 учебный год.
Я попыталась в своей работе связать методику Веры Алексеевны с прописями В.Г.Горецкого, потому что в условиях дистанционного обучения требуется более точное изложение написания букв, чтобы дети и их родители имели четкое представление как писать, откуда начинать написание буквы, как вести линию написания.
Хочу отметить, что на просторах интернета можно найти очень много дидактического материала, связанного с изучением методики В.А. Илюхиной, и с рекомендациями по написанию букв, но они предназначены конкретно для работы по её чудо-прописям и в основном это видео без проговаривания элементов букв. Новизна же моей работы в том, что я предлагаю видеозаписи написания букв для работы по прописям В.Г. Горецкого; а также в том, что видеозаписи состоят не только из показа написания буквы, но и из одновременного проговаривания написания данной буквы, что позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, способствует активному запоминанию букв, т.к. во время просмотра видеоролика задействован не только зрительный анализатор, но и слуховой. Каждая буква моего видео – это пошаговая инструкция, которая ведет к формированию у ребенка графического навыка письма.
Учитель знакомит детей с основными элементами письма, как при изучении буквы, так и во время минутки чистописания, и это приводит к планомерно-управляемому пошаговому формированию операциональных умений- графического навыка написания той, или иной буквы русского алфавита.
При показе с проговариванием всех ориентиров написания (даже если это видеозапись), дети данные ориентиры запоминают, могут проконтролировать себя, включая мыслительную и планово-аналитическую деятельность и написать букву более точно, четко, правильно. Родители получают четкую инструкцию написания буквы, смогут посмотреть видеозапись несколько раз, изучить, показать правильное написание своим детям, что облегчает их работу по индивидуальному обучению своих детей в условиях дистанционного обучения.
Одновременно с написанием буквы дети будут приобретать организационные компетентности: научатся планировать, четко выражать словами алгоритм предстоящих действий; у них разовьется внимание, память, наблюдательность, умение контролировать свои действия. Также они приобретут общекультурные компетентности: умение видеть и воспринимать красивое, правильное с точки зрения общепризнанных норм; интерес к познанию нового. Мы разовьем в обучающихся и социальные компетенции: аккуратность, опрятность, волевые качества личности, социальную успешность, трудолюбие, старание, уверенность в собственных силах. В результате проговаривания инструкции написания буквы будут развиваться и коммуникативные компетенции.
Средствами обмена информацией и контроля за результативностью выполнения задания межу учителем и обучающимися будут онлайн -платформы, на которых занимается учитель с детьми; системы обмена мгновенными сообщениями, например такие мессенджеры как WhatsApp, Viber, Telegram, а также Сетевой город.
для использования моего инновационного продукта.
Подготовительный этап. Добукварный период.
Пропись В.Г.Горецкого , часть №1.
Прежде всего я предлагаю учителю изучить основные элементы письма согласно дидактическому конструктору В.А.Илюхиной. Информации по данной теме много.
У меня тоже есть ролики, объясняющие основные элементы написания букв. Их можно найти в разделе чистописание
https://iteach-8gel.ru/lessons/10/module/91/klass/1
Первый урок так и называется: «Знакомство с основными элементами дидактического конструктора В.А.Илюхиной»
(Приложение №1)
Как только дети начнут писать наклонные палочки на стр 6 прописей №1 В.Г.Горецкого, учителю следует обратить внимание детей не только на высоту, параллельность и интервал между ними, но и на умение делить данную наклонную линию на две и три части. Учитель показывает на чертеже что такое половина (1/2) и третья часть (1/3) линии.
Пропись В.Г.Горецкого стр. 6 Пропись В.А.Илюхиной стр.8
Это нужно для того, чтобы дети в дальнейшем четко понимали откуда, с какого места начинать написание буквы. В моих видеороликах я даю первую команду: «Начало», по которой дети уже зрительно видят точку начала написания буквы: это либо точка ½ строки, либо это точка 1/3 строки, либо точка 2/3 строки.
Элементы «качалочка» и «клюшечка» похожи, но у них разное «начало» написания: 2/3 и 1/3 рабочей строки соответственно.
Пропись В.Г.Горецкого стр.7 Пропись В.А.Илюхиной стр.8
В данном случае прошу обратить внимание на особенности написания элемента. Вера Алексеевна сравнивает данный элемент с «ножкой балерины» и предлагает написать правильную ножку: аккуратненькую, узенькую, пластичную.
Элемент «крючковая линия». Важно объяснить детям, что это продолжение «качалочки», мы её называем соединительной линией. Это прямая наклонная линия, необходимая для соединения со следующим элементом письма.
Пропись В.Г.Горецкого стр.8 Пропись В.А.Илюхиной стр.8
Важно видеть элементы в заданиях, правильно их называть, чтобы в дальнейшем ребёнок осознанно выполнял написание тех или иных элементов даже под диктовку учителя.
Элемент «бугорок» встречается в прописях В.Г.Горецкого так же на первых страницах его прописи.
Пропись В.Г.Горецкого стр 6, стр 7, стр 10.
«Рыбка». Элемент, встречающийся в нескольких письменных буквах русского алфавита. В прописях В.Г.Горецкого с ним можно познакомиться на странице 17.
На странице 18,19,20 прописей В.Г.Горецкого дети вновь встречаются с данным элементом.
«Секретик». Название очень интересное. Можно рассказать, как в детстве их родители играли в такую игру: в ямку складывали интересные мелкие вещички: красивые пуговочки, бусинки, цветочки, зарывали свой «клад» стёклышком и засыпали землёй. И это был секретик от всех, о котором знали только самые близкие друзья. Так и в написании букв есть «секретики» и детям для этого, необходимо не отрывая руки опускаться вниз по написанному и таким образом пряча первый элемент под вторым. С «секретиком» можно познакомить детей на стр. 25 прописей В.Г.Горецкого.
При написании буквы И секретик находится в правом верхнем углу буквы.
Здесь же можно рассказать и про «шалашик» или «домик для Гномика», который располагается под крючковой линией между двумя элементами буквы и нижней линией рабочей строки.
«Домик для Гномика». Учитель обращает внимание детей на просвет между двумя элементами буквы и нижней линией рабочей строки. «А знаете ли вы, дети, что там живет Гномик?»-говорит учитель. И дети понимают, что Гномика без домика оставить нельзя! Так буквы перестают «подпрыгивать» с нижней строки вверх.
Пропись В.Г.Горецкого стр.25 Пропись В.А.Илюхиной стр 8
« Гнёздышко для птички». Учитель объясняет, что просветы между элементами букв образуются не только в нижней части строки, но и в верхней. А как же без гнёздышка! Нельзя допустить, чтобы птичка улетела! Так вырабатывается навык доведения каждого элемента буквы до верхней линии рабочей строки и буквы не «прыгают», пишутся ровно и имеют одинаковую высоту.
Пропись В.Г.Горецкого стр.27 Пропись В.А.Илюхиной стр.13
Основной этап изучения буквы и написание её в прописях.
Пропись В.Г.Горецкого, часть №2.
В данной прописи начинается изучение написания букв. И первая буква на стр. 3- буква Аа. Дети уже подготовлены к восприятию моих видеозаписей. Все проговариваемые элементы им знакомы. Можно уверенно включать видео и объяснять написание буквы согласно дидактическому конструктору Веры Алексеевны.
( Приложение 2)
Пропись В.Г.Горецкого, часть №2 стр.3
Учителю остается лишь не лениться, не забывать названия элементов, не прекращать работу по формированию навыков написания букв русского алфавита, закреплять формирующиеся навыки письма на минутках чистописания как в 1 классе, так и в следующих классах начальной школы.
Повторюсь, что при изучении буквы, предлагаю, показывая видеоролик детям, объяснять её написание, записывать букву на доске согласно ориентирам видеоролика, осуществлять запись буквы в воздухе, проговаривая её написание и затем осуществлять запись буквы в тетради с одновременным комментированием.
Напомню, что слово «начало» указывает на точку начала написания буквы: это либо точка ½ строки, либо это точка 1/3 строки, либо точка 2/3 строки. И это обстоятельство дети с учителем должны обговорить до записи буквы.
Всем успехов и творчества!
Образовательная значимость инновации.
Это, конечно же формирование у обучающихся универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
Формирование устойчивой учебно- познавательной мотивации и интереса к учению;
Развитие аккуратности и опрятности;
Развитие волевых качеств;
Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность.
Предметные УУД:
Развитие устойчивого навыка письма;
Развитие интереса к изучению русского языка;
Развитие навыков чтения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу:
Формирование умения планировать свою деятельность и пользоваться планом;
Формирование умения контролировать свои действия.
Познавательные УУД:
Развитие логического мышления: операции анализа, синтеза, обобщения и др.
Развитие творческого мышления: операции воображения, фантазии, гибкости мышления;
Развитие умения самостоятельно найти новое знание на основе собственного опыта;
Развитие устойчивой памяти, внимания, наблюдательности.
Коммуникативные УУД:
Формирование культуры письма;
Формирование умения четко определять и выражать словами алгоритм предстоящих действий;
Развитие речи.
Общественная значимость инновации.
Эффективный инструмент в работе учителя.
Охватывает большую группу обучающихся и их родителей активной самостоятельной деятельностью с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Является средством повышения мотивации учебной деятельности обучающихся через создание ситуации успеха и индивидуализации обучения.
Предполагает быстродостижимый и контролируемый положительный результат.
И вносит удовлетворенность и комфорт в работу учителя в условиях дистанционного обучения.
Полезность инновации.
Данная инновация полезна всем: и обучающимся, и родителям, и учителям.
Для обучающихся :
Это чёткая инструкция написания любой буквы русского алфавита.
Это повышение грамотности, что приводит к удовлетворенности детей своей работой;
Это воспитание трудолюбия и старательности, других положительных качеств личности.
Это и возможность совершенствовать свой почерк в любом возрасте, было бы желание.
Для родителей данная инновация полезна
Наличием чёткой инструкции написания любой буквы русского алфавита.
Возможностью совершенствования почерка своего ребёнка без руководства со стороны преподавателя;
Для преподавателей инновация полезна так же
Наличием чёткой инструкции написания любой буквы русского алфавита
Реалистичностью
Наличием необходимых условий для ее осуществления
Возможностью индивидуализации обучения.
Возможностью организации минуток чистописания в любом классе как начальной школы, так и основной.
Средства контроля за результативностью.
Со стороны учителя:
Онлайн-платформы, на которых работает учитель с обучающимися;
Системы обмена мгновенными сообщениями, например, такие мессенджеры как WhatsApp, Viber, Telegram.
Сетевой город.
Самоконтроль со стороны обучающихся:
Сравнение с эталоном, выявление ошибок и исправление данных ошибок согласно предоставленным ориентирам
Результативность инновации.
Данная инновация апробирована мною на своем классе в период с марта по май 2020 года в связи с переходом школ на дистанционное обучение.
По видеороликам моей инновации в период дистанционного обучения занимались 30 учащихся моего 1-в класса и 30 учеников 1-д класса (Классный руководитель Крюк Анжелика Степановна)
В этот период зафиксировано самое наибольшее количество просмотров
(более 100 просмотров на каждый видеоролик), т.к. видеозаписи смотрели и дети, и их родители.
Отмечу, что благодаря инновации, дети получили возможность слышать голос учителя, что очень важно в первый год обучения в школе;
Благодаря частым просмотрам роликов дети запомнили буквы и не забыли их за летние каникулы, т.к. роликами пользовались и в течение летнего периода.
В сентябре дети как моего 2-в класса, так и 2-д класса в школу пришли подготовленными к учебному году, что подтверждается положительными результатами входных проверочных работ.
Так в моем классе 16 сентября входную проверочную работу по русскому языку писали 29 обучающихся, из них 24 ученика выполнили работу на «4» и «5». (Качество знаний- 82,7%).
Отмечу, что данная инновация нашла положительный отклик со стороны родителей и коллег по работе.
Несколько учителей начальной школы (Крюк А.С, Мостовая С.В, Старченко Ю.С) по настоящее время пользуются моим инновационным продуктом, положительно отзываясь о его результативности.
Приложение №1
Заключение
Таким образом, мои видеозаписи и методические рекомендации к ним помогут учителям начальных классов в организации дистанционного обучения в 1 классе, подскажут родителям и детям правильность написания той или иной буквы русского алфавита, могут послужить отличным дополнением при проведении минуток чистописания во всех четырех классах начальной школы.
Данный продукт поможет оптимизировать учебную работу на уроке, организовать дифференцированное обучение учащихся, синхронизировать темп урока с возможностями обучающихся.
Предполагаю, что моя работа может помочь учителям и в организации индивидуальной работы в классе с детьми с ЗПР; и в создании положительной мотивации у таких обучающихся, т.к. учитель сможет оперативно организовать работу в случае затруднения, возникающего у ребёнка при написании той или иной буквы.
Данная работа, несомненно, поможет увеличить время на запоминание и отработку графического навыка написания буквы и даст возможность родителям научиться методически правильно осуществлять как показ написания, так и контроль за написанием буквы ребёнком.
Список литературы и электронно- образовательных ресурсов:
1. Илюхина В.А. Письмо с «секретом» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся). Москва Новая школа 1994 год.
http://surazhspk.narod.ru/kop/EUMK/public_html/user-files/ilyuhina_pismo_s_sekretom.pdf
2. Илюхина В.А. Письмо с секретом. Преодоление трудностей при обучении письму. М.Просвещение,2007 год.
https://search.rsl.ru/ru/record/01003190190
3. Илюхина В.А. Письмо с секретом. Методическое пособие к «Чудо-прописям», 1 класс.М.Просвещение.2004.
4. Презентация на тему «Письмо с секретом»
http://www.myshared.ru/slide/865327
5. Дистанционное обучение в 1 классе. Проблемы и способы решения.
https://infourok.ru/distancionnoe-obuchenie-v-1-klasse-problemy-i-sposoby-resheniya-4391186.html
6. В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. Прописи 1 класс, 4 части. М. Просвещение 2019 год.
7. В.А.Илюхина. Чудо-пропись.1 класс, 4 части. М. Просвещение. 2016 год.
8. Открытая авторская образовательная сеть МАОУ СОШ №8 имени Ц.Л.Куникова.
Предмет: русский язык.
1 класс. Чистописание.
https://iteach-8gel.ru/lessons/10/module/91/klass/1