Проект «Преподавание биологии в условиях дистанционного обучения»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ
И ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ”
ПРЕПОДАВАНИЕ БИОЛОГИИ
В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Жигжитова Татьяна Владимировна,
учитель биологии и химии
ГБОУ «Республиканский центр образования и психолого-медико-социальной помощи»
(Центр дистанционного обучения детей с ОВЗ)
Улан-Удэ
2016
В Республике Бурятия развитие дистанционного образования детей-инвалидов как направление Приоритетного национального проекта "Образование" реализуется с 2009 года.
С 2011 года я являюсь учителем биологии и химии Республиканского центра образования и психолого-медико-социальной помощи (ЦДО).
Дистанционная связь осуществляется посредством программы Skype, позволяющей использовать видеокамеру. Дистанционное обучение детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, предусматривает сочетание дистанционной формы обучения с очной. Дети-инвалиды – участники проекта, добиваются успехов не только в обучении. Перед вами модель летней очной формы обучения Байкальская экспедиция “Мы исследователи”.
В процессе реализации проекта дети научились:
- выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;
- пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.);
- рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом;
- составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;
оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье.
Проект способствовал расширению знаний:
- о разнообразии растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);
- об основных особо охраняемых природных территориях в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать);
- о появлении человека на Байкале (на уровне представлений);
- законах об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений).
Мои ученики активно принимают участие в творческих и интеллектуальных конкурсах таких как “Мир творчеста”, “Эрудит”, “Шаг в будущее”, “Земля наш общий дом”, “Глазами ребенка”,”Художники Бурятии” и т.д. Результатом участия является то, что дети занимают в данных мероприятиях призовые места.
Дистанционное обучение детей-инвалидов с помощью Интернет-технологий способствует формированию нового образовательного окружения, в котором дети с ограниченными возможностями смогут реализовать свой потенциал и получить качественное образование. Новая среда обучения открывает учащимся также возможности практиковать свои навыки работы с Интернет и компьютерными технологиями, что может оказать сильное влияние на их развитие , дальнейшую профессиональную ориентацию, способствует полноценно приобщиться к ценностям общества.
ПРОЕКТ
Байкальская экспедиция «Мы исследователи»
очной учебной сессии учащихся Центра дистанционного обучения детей – инвалидов и детей с ОВЗ
Название: Байкальская экспедиция «Мы исследователи»
Руководитель проекта: Жигжитова Татьяна Владимировна, учитель биологии и химии
Цель проекта: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия.
Задачи :
формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;
формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;
формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект: биология
Дисциплины, близкие к теме проекта: экология, география, история
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 5-8, 10 классы
Состав проектной группы: учащиеся5-8,10 классов, родители учащихся 5-8,10 классов.
Тип проекта: краткосрочный, информационно-исследовательский
Объект исследования: озеро Байкал
Необходимое оборудование: проектор, компьютер, микроскоп, энциклопедии.
Предполагаемые продукты: отчеты, рисунки, фотографии
Проект соответствует содержанию предметов «Природоведение», «Биология», «География» с 5 по 8 класс. Значительное место в проекте отведено практическим работам, экскурсиям, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями на природе, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.
План
Этап |
Мероприятия |
Информационный этап Погружение в проект |
Презентация проекта учащимся, родителям на открытии сессии. Демонстрация фильма “Байкальские фантазии” |
III. Организационный этап |
3. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся – формирование групп и распределение заданий |
IV. Исследовательский этап |
1. Теоретические основы проектной деятельности. Работа в группах. а. Оформление ученического проекта - презентация б. Методы исследований – презентация в. Составление плана работы и выбор методик учебных исследований. |
2. Инструктаж учащихся по технике безопасности. |
|
Экскурсия по побережью озера Байкал Мастер-класс «Мир в капле воды» а.) Устройство микроскопа б.) Учимся создавать препараты: - мир в капле байкальской воды, из лужи, из вазы с цветами, мясного бульона; - лен, хлопок, шерсть, трикотаж, пыль, бумажные деньги, пыльца растений под микроскопом. |
|
Обед |
|
V. Завершающий этап |
Конференция по теме: «Что в имени твоём, Байкал?» |