12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Наталья Васильевна349
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Петрова Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы

Конспект урока по теме «Алфавит. Буквы русского алфавита». 5 класс



Цели урока.

Создать условия для изучения темы «Буквы русского алфавита», развития орфографической зоркости, творческих способностей, логического мышления, связной речи.

Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.

Развивать коммуникативные УУД.

Тип занятия: урок изучения материала.

Оборудование: индивидуальные листы, раздаточный материал, тетрадь, учебник, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствие :

Проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

(садитесь)

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок. Запишите в тетради число, классная работа.


2. Активизация знаний (работа в группе).

- Запишите словосочетания, объясните выбор орфограмм в корне.

Преподаватель, долина, удивительный, объединить, удивиться, удалиться, преодолеть, соединение, далекий лес, единица, задавать тон, продавать, раздаваться в тишине.

Самооценка выполнения работы (правильное написание выведено на экран).


3. Определение темы и целей урока. Мотивация.

- Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей. (Алфавит)

- Запишите тему урока в тетрадь.

- Как вы думаете, нужен ли нам алфавит? Для чего? (Составлять списки, находить слово в словаре, номер телефона в справочнике и т.д)

- Какую цель вы ставите перед собой на уроке? (Изучить алфавит, повторить порядок букв).


4. Изучение материала. Работа в паре.

- Страница 94 упражнение 42 (устно).

Рассмотрите таблицу (см. стр.94 таблица «Русский алфавит») и объясните, почему буквы выделены разными цветами (гласные – красные, согласные – синие). Посчитайте количество букв каждого цвета. Каких букв больше? Проверьте друг друга: помните ли вы названия всех букв и их порядок в алфавите? Какие буквы обозначают два звука? (е, ё, ю, я).


- Работа с теоретическим материалом учебника (стр. 95-96). Прочитайте, ответьте на вопросы после статьи.

1. Почему букву называют знаком? (Обозначает на письме звук).

2. Какой раздел лингвистики изучает графические знаки языка? (Графика).

3. Сколько букв в русском алфавите? (33).

4. почему согласных букв в языке меньше, чем согласных звуков? (В алфавите нет согласных, обозначающих мягкий согласный звук).

5. Почему гласных букв больше, чем основных гласных звуков? (В алфавите есть пять пар букв для обозначения гласных звуков после твердых и после мягких согласных).

Назовите буквы, которые не обозначают звука. (Ь и Ъ).

- Какой вопрос показался самым легким? Самым трудным? Что помогло вам справиться с трудным вопросом? (Учебник, помощь товарищей).

Взаимооценивание выполнения работы.


5. Физминутка.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть)


6. Закрепление изученного. Работа в паре.

- Страница 97 упражнение 46. Спишите слова, располагая их в алфавитном порядке.

Алфавит, безударный, буква, гласный, глухой, графика, единица, звонкий, звук, знак, лингвистика, мягкий, орфография, система, словарь, слово, слог, согласный, сонорный, твердый, ударение, ударный, фонетика, язык, языкознание.

Оценивание выполнения работы. Правильные ответы выведены на экран.


- Поиграем в игру «Знаешь алфавит – угадаешь слово».

Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.

В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.

(Волк, коса, щель, зубр)


7. Рефлексия.

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли ее достичь?

- Каким образом?

-Дополните фразы:

Я узнал…

В ходе работы удалось научиться…


8. Домашнее задание.

По выбору учащихся: упр.45, упр.49, упр.50 (задание 3).














Литература.

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д. Шмелева. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2014 год.

В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990. С.57-59.

Л. Успенский. Слово о словах. Имя дома твоего. Л.: Лениздат, 1974.



Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (1)

Наталья Алексеевна Яковлева, 23.07.20 в 23:42 0Ответить Пожаловаться
Наталья Васильевна! Спасибо за познавательный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.