Цикл профориентационных занятий с психологом для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Профессии»

6
0
Материал опубликован 29 September 2023

Муниципальное дошкольное образовательное казенное учреждение детский сад «Сказка» пгт Оричи Кировская область










Цикл профориентационных занятий с психологом
для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Профессии»







Составитель
Анна Александровна Абасова
педагог-психолог
1 квалиф.кат.







2022/2023 уч.г.

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), Федеральная образовательная программа (ФОП), федеральный закон «Об образовании» и другие федеральные, региональные, локальные законы и акты предъявляют требования к обучению и воспитанию детей. Целевым ориентиром вышеописанных документов представляется формирование и развитие неповто­римой, индивидуальной, гармонично и всесторонне развитой личности человека. Система образования преимущественно ориентирована на количественные результаты освоения детьми знаний, получения умений и навыков, а не на качественные изменения, они сложнее в изучении и развитии, но именно так можно предопределить успешность ребенка как личности во взаимодействии с социумом.

Воспитатели и специалисты в своей работе применяют различные стандартизированные и инновационные методы и методики для повышения качества образования дошкольника, одним из них выступает ранняя профориентация.

Ранняя профориентация — это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФОП дошкольного образования.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Дети учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, что способствует ранней профессиональной ориентации.

Задача педагога готовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Важно, чтобы дети:

понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Цель:

развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, предоставление ему возможности проявить свои силы в различных видах деятельности, кроме того, расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, используем разнообразные методы:

наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);

словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);

практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);

игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Мы как специалисты предпочтение отдаем практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников. Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть!

Игра – в свете ФГОС и ФОП выступает как форма социализации ребёнка не как развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Играя, дети погружаются в школу социальных отношений, в которой моделируются формы поведения ребёнка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. Игра даёт детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

В результате профориентационных сюжетно-ролевых игр, а в частности разработанному циклу занятий с психологом, детьми усваиваются знания о профессиональной деятельности взрослых, проводится пересмотр своих предпочтений и более детальное изучение своих особенностей общения и трудовой деятельности. А о том, что эти знания, умения достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.


Необходимые материалы и оборудование для занятий:

Кабинет со столами, стульями, свободным местом с ковром

Корабль (из пластиковых труб, натянутой ткани, картинки якоря и иллюминаторов)

Подушечки/мягкие блоки для сидений в корабле

Карта страны «Профессии» (лист А5/ватман с нарисованными 5 островами, отражающими 5 типов профессии по Е. А. Климову).

Компьютер/ноутбук

Презентация (с изображением корабля и фотографиями детей, с сопровождающими звуками шума моря и гудка).

Видео от жителей островов (слова написаны в конспектах каждого занятия)

Эмблемы островов (картинки, визуально передающие каждый тип профессии) приложения с.68

Кубик Блума (большой куб с картинками на каждой стороне для анализа занятий детьми, который содержит изображения и слова: см.приложения к программе) приложения с.28

Пластиковые одноразовые тарелки (с песком)

Кисточки для расчистки тарелок с песком

Комнатные растения

Повязки на глаза

Строительные блоки/кубики

Цветные и простые карандаши

Музыкальные инструменты (маракасы, трещотки, треугольники, бубны, колокольчики, ложки, металлофоны)

Флажки с эмблемой острова (картинки на палочке по количеству детей)

Карта профессий (лист с выбранным типом профессии) приложения с.77-78

Карточки заданий/игр от жителей каждого острова:

Медсестра приложения с.29-30

Парикмахер приложения с.31-33

Тренер приложения с.76

Продавец приложения с.40-50

Картограф приложения с.62-63

Криптограф приложения с.59-31, с.64

Эколог приложения с.34-39, с.67

Геолог приложения с.65-67

Стилист приложения с.51-58

Официант приложения с.69, с.74

Математик приложения с.75

Растениевод приложения с.72

Кондитер приложения с.70-71

Сантехник приложения с.73

Литература

ФГОС Дошкольного образования Т. Сальникова: Детям о профессиях. Выпуск 1. 6-7 лет. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей Работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие – Самара: Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.

Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.

Гусева Т. Кем быть? // Поем, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 73-82

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 304 с.

Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.

Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 244


Содержание



Планирование цикла занятий


Занятие

Тема/название

Цели работы

План работы

1

Знакомство со страной «Профессии»

Актуализация знаний по теме «профессии», знакомство с игровой моделью «путешествие по островам», целеполагание на предстоящие занятия.

Приветствие

Беседа о профессиях

Физкультминутка «Профессии»

Беседа о стране

Итог занятия

Прощание

2

Путешествие на остров «Общения и помощи»

Знакомство с профессиями и характеристиками типа «Человек-человек», участие в профессиональных пробах

Приветствие

Карта острова)

Беседа на корабле

Путешествие по острову

Задание от жителей острова

Анализ занятия на корабле

Прощание

3

Путешествие на остров «Знаков и символов»

Знакомство с профессиями и характеристиками типа «Человек-знак», участие в профессиональных пробах

Приветствие

Карта острова)

Беседа на корабле

Путешествие по острову

Задание от жителей острова

Анализ занятия на корабле

Прощание

4

Путешествие на остров «Природы и заботы»

Знакомство с профессиями и характеристиками типа «Человек-природа», участие в профессиональных пробах

Приветствие

Карта острова)

Беседа на корабле

Путешествие по острову

Задание от жителей острова

Анализ занятия на корабле

Прощание

5

Путешествие на остров «Творчества и искусства»

Знакомство с профессиями и характеристиками типа «Человек-художественный образ», участие в профессиональных пробах

Приветствие

Карта острова)

Беседа на корабле

Путешествие по острову

Задание от жителей острова

Анализ занятия на корабле

Прощание

6

Путешествие на остров «Техники и механизмов»

Знакомство с профессиями и характеристиками типа «Человек-техника», участие в профессиональных пробах

Приветствие

Карта острова)

Беседа на корабле

Путешествие по острову

Задание от жителей острова

Анализ занятия на корабле

Прощание

7

«Я – житель своего острова»

Профессиональные пробы по выбору, прогнозирование своей профессиональной направленности

Приветствие

Карта – острова

Беседа на корабле

Выполнение заданий на островах

Анализ занятия на корабле

Прощание

8

«Я и профессия»

Анализ занятий, профессиональных проб, целеполагание на будущее с учетом сделанного выбора

Приветствие

Анализ индивидуальных карт профессий

Прощание



Занятие 1 Знакомство со страной «Профессии»

Приветствие

Дети с психологом встают в круг и выполняют движения под словесное сопровождение:

Собрались мы снова вместе (кладем руки на плечи соседям)

Не сидится нам на месте

Дружбу проверим (ударяем ладонями по ладоням обоих соседей)

Душу погреем (круговые движения руками по грудной клетке)

Психолог (психолог стоит, ребята присаживаются)

И я (психолог присаживается, дети встают)

Привет, друзья (все стоят, вытягивают руки вперед и машут ладонями)

(Дети и психолог садятся в круг)

Беседа о профессиях

Ребята, совсем скоро вы отправитесь в новое учебное заведение после детского сада, напомните, как оно называется? (ответы детей)

Вы правы! А зачем вам учится в школе? (ответы детей)

Скажите, а что вас ждет после школы? (ответы детей)

Снова учиться? Так для чего же нужен такой долгой путь обучения в вашей жизни? (ответы детей)

И вы снова верно говорите. Каждый человек в своей жизни стремится найти свое призвание и получить профессию. А вы знаете что обозначает это слово «профессия»? (ответы детей)

Молодцы, даже сейчас вы уже так много знаете! Действительно, профессия - это значит, что у вас есть определенные умения. Если человек приобрел профессию, значит, он владеет специальными знаниями. Выбор профессии - это сложный и ответственный шаг. Если человеку нравится его профессия то, он может добиться больших успехов в своей работе.

Ребята, а кем вы хотите стать, когда вырастите? (ответы детей)

Как интересно! А вы знаете какими качествами должны обладать, чтобы освоить и успешно работать по профессии? (ответы детей)

Кто-то из вас знает, кто-то еще не совсем. Ребята, есть идея! Когда-то я была в путешествии в одной стране, которая так и называется «Страна профессий». Поэтому я сейчас с вами здесь, весь выбрала работу мне по душе. Вы бы хотели побывать в такой стране? (ответы детей)

Отлично, сегодня мы с вами посмотрим карту этой страны, изучим ее и подготовимся к путешествию. Где же она у меня была…а вот! (психолог достает и показывает карту)

А перед тем как изучить карту, давайте разомнемся и проведем физкультминутку.

Физкультминутка «Профессии»

Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)

О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)

Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)

Повар варит нам компот, (Мешаем поварешкой)

Самолет ведет пилот - (Руки – в стороны)

На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)

Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой, движения: ладонь – кулак)

И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)

Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)

А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)

Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)

Балерина и певец, чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)

Надо много знать, уметь (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)

Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)

И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)

Беседа о стране

Давайте опишем что на карте изображено. (ответы детей)

Молодцы, всё правильно увидели. Один известный ученый однажды разделил все профессии на пять типов по предмету их рабочего труда, которые у нас на карте выглядят как острова. Каждое последующее занятие мы будем путешествовать на один из них, изучать профессии жителей и выполнять от них задания, после этого, вам предстоит выбрать на каком острове вы бы поселились, а значит какой тип профессий вам подходит, а на заключительном занятии каждый сможет поучить свои карту профессии с вашей фотографией. Но не будем спешить и для начала попробуем угадать по названию какой тип профессий скрывает в себе каждый остров (психолог показывает на каждый остров, озвучивает его название, задает вопросы детям по каждому острову).

Ребята, как вы думаете, чем занимаются жители этого острова? (ответы детей) Людей каких профессий мы можем там встретить? (ответы детей)

Молодцы, вы сделали много правильных предположений. Как думаете будет интересно попутешествовать в эту страну, а кто помнит ее название? (ответы детей)

А что понадобится нам для путешествия на острова по океанам? (корабль)

Действительно, но пока у меня его нет. К следующему занятию я обязательно его подготовлю, да такой, чтобы нам всем было безопасно и комфортно. Я буду капитаном корабля и смогу сопровождать вас всех на каждый остров, познакомлю вас с жителями и расскажу о них подробнее. Ну что, возник у вас интерес к путешествию? (ответы детей) Я рада!

Итог занятия

Ребята, наше занятие подходит к концу, скажите, пожалуйста может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? (ответы детей)

Правильно, сначала надо учиться, приложив много стараний и труда.

А зачем людям нужно получать профессию? (ответы детей)

Верно, люди смогут приносить пользу миру и быть счастливыми в том, чем занимаются.

Обдумаете еще раз кем хотите стать, можете поговорить на эту тему с родителями или воспитателями, почитать книги или посмотреть подходящие видео в интернете.

А сейчас давайте подведем итог занятия с помощью нашего кубика Блума.

Прощание

На этом наше занятие подошло к концу, давайте с вами попрощаемся.

Раз, два, три, четыре, пять…с вами встретимся опять! (все стоят в кругу, взявшись за руки и раскачивая ими). До встречи, ребята!

Занятие 2 Путешествие на остров «Общения и помощи»

Приветствие

См.занятие 1

Карта острова (+презентация)

Ребята, давайте вспомним зачем мы снова встретились? (ответы детей)

Верно, мы собрались в путешествие. А куда? (ответы детей)

Вы правы, нас ждет страна Профессий. Сегодня мы отправимся на первый остров «Общения и помощи». В порту нас ждет корабль и как его капитан, я прошу вас всех занять места. (дети и психолог располагаются на корабле)

Беседа на корабле

Люди острова «Общения и помощи» имеют профессии особого социального или общественного значения. Так как постоянно работают с людьми. Работа всех жителей этого острова связана с медицинским и бытовым обслуживанием, правовой защитой, обучением и воспитанием.

Путешествие по острову

(Дети и психолог выходят из корабля и подходят к столам и доске, присаживаются за столы. На столе эмблема острова, компьютер, под столом коробка с заданиями от жителей острова. На доске картинки профессий.)

Ребята, посмотрите люди каких профессий здесь живут, давайте их назовем. (Врач, медсестра, юрист, участковый инспектор, воспитатель, гувернер, тренер, учитель, продавец, проводник, официант, парикмахер, экскурсовод.)

А вы знаете предпочтения и склонности людей таких профессий, чем они занимаются? (ответы детей)

обслуживание людей;

занятие лечением;

обучение;

воспитание;

защита прав и безопасности;

управление людьми;

легкость знакомства и общения с новыми людьми;

умение внимательно выслушивать людей;

умение хорошо и понятно говорить, и выступать публично.

А какими способностями должны обладать люди этих профессий? (ответы детей)

развитые коммуникативные способности;

эмоциональная устойчивость;

сдержанность, терпение, собранность;

быстрая переключаемость внимания;

эмпатия;

наблюдательность;

организаторские способности.

Задание от жителей острова (видео)

Медсестра:

Доброе утро, ребята! Меня зовут Елизавета, моя профессия медсестра. Я помогаю людям узнать об особенностях человеческого организма, подбираю необходимые лекарства или оказываю медицинскую помощь. Хотите испытать на себе профессию медсестры? (ответы детей) Отлично! Тогда я предлагаю вам поделиться на пары (ребята встают парами), теперь среди вас есть медсестра или медбрат и пациент. Пациент присядьте на стул, медсестры и медбратья наденьте халаты. Сейчас к вам придет пациент, который имеет какую-то травму или болезнь, ваша задача узнать и постараться оказать первую помощь, используйте подготовленные материалы. Пациент – возьмите карточку с описанием недуга и вашего текущего настроения, следуйте рекомендациям. Капитан корабля, вы сегодня главврач – следите за профессиональной деятельностью медсестер/медбратьев, и, если они попросят помощи, помогайте им, у вас будут карточки этапов медпомощи для них. Забыла сказать, медицинские работники обязательно должны помнить не только про здоровье, но и про настроение пациента, поэтому постарайтесь его сделать лучше! Все готовы? (ответы детей) Тогда успехов!

Д/и «Врач»

Парикмахер:

Здравствуйте, уважаемые гости! Меня зовут Татьяна, моя профессия парикмахер. Я помогаю людям ухаживать за волосами и кожей головы, делать стильную стрижку, прически на праздники и даже меняю цвет волос. Вы готовы стать парикмахером на 5 минут? (ответы детей) Прекрасно! Я позвала различных моделей для каждого из вас – они ваши клиенты, парикмахеры всегда сначала проходят тренировку на них. Выбирайте по одному, затем вытягивайте карточку с желаниями модели что-то поменять в своем образе. Следуйте инструкциям и не забывайте делать своему клиенту и коллегам комплименты, это создаст атмосферу доброжелательности. Капитан – вы администратор парикмахерской, следите за правильностью выполнения действий ваших специалистов, клиент должен быть доволен. Всем удачи!

Д/и «Парикмахер»

Тренер:

Физкульт привет, ребята! Меня зовут Дмитрий, моя профессия тренер. Я помогаю людям стать здоровыми, выносливыми и уверенными в своих силах. А вы занимаетесь спортом? (ответы детей) Это здорово! Сейчас каждый из вас будет в роли тренера для своей группы. Ваша задача вытянуть карточку с картинкой и описать ее словами, не показывая ее другим. Ваши спортсмены должны повторить движение и сделать его все вместе правильно. Тренер, не забывай быть вежливым и говорить понятно и четко, от этого зависит здоровье твоих подопечных. Капитан – ваша цель следить верно ли передает информацию тренер и помогать ему при затруднениях. Все готовы? (ответы детей) Всем бодрой тренировки!

Д/и «Попробуй повтори»


Продавец:

Здравствуйте, дети. Меня зовут Ирина, моя профессия продавец. Я принимаю различные товары, которые привозят из других городов и даже стран, проверяю их качество, выставляю на определенные места в магазине, принимаю деньги за товар и продаю его всем людям, даже детям. А вы знали, что некоторые товары продавец не имеет право продавать детям? (ответы детей) Может назовете какие это вещи? (ответы детей) Всё верно! Моя работа очень ответственная, ведь нужно всё сделать правильно, а с покупателями быть всегда вежливой. А вы хотите попробовать себя в профессии продавца? (ответы детей) Отлично! Каждый из вас ребята будет выполнять определенную функцию продавца, нарисованную в карточке. Капитан – вы директор магазина, проследите за качеством выполнения продавцами своих задач. Все готовы? (ответы детей) Магазин открывается!

Д/и «Продавец-кассир»

Анализ занятия на корабле

(звучит гудок корабля)

- Ребята, нас ждет корабль, всех прошу на борт. (Дети и психолог заходят на корабль)

Что за остров посетили?

Что узнали?

Что удивило?

Что больше понравилось делать?

Если бы вы стали жителями этого острова, какими умениями и качествами вы должны были бы обладать?

Прощание

(Дети и психолог сходят с корабля)

См.занятие 1

Занятие 3 Путешествие на остров «Знаков и символов»

Приветствие

См.занятие 1

Карта острова (+презентация)

Ребята, давайте вспомним в какую страну мы путешествуем? (ответы детей)

Верно, а зачем мы путешествуем? (ответы детей)

Правильно. Какой остров мы уже посетили? (ответы детей)

Молодцы! А сегодня мы отправимся на второй остров «Знаков и символов». В порту нас ждет корабль и как его капитан, я прошу вас всех занять места. (дети и психолог располагаются на корабле)

Беседа на корабле

Люди острова Знаков и символов имеют профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с текстами, документами, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами и даже звуковыми сигналами. То есть они работают с информацией в виде различных символов и знаков.

Путешествие по острову

(Дети и психолог выходят из корабля и подходят к столам и доске, присаживаются за столы. На столе эмблема острова, компьютер, под столом коробка с заданиями от жителей острова. На доске картинки профессий.)

Ребята, посмотрите люди каких профессий здесь живут, давайте их назовем. (экономист, программист, нотариус, бухгалтер, лингвист, математик, корректор, переводчик, оператор ЭВМ, кассир, чертежник, штурман, картограф, радист, телефонист)

А вы знаете предпочтения и склонности людей таких профессий, что они должны делать? (ответы детей)

обрабатывать тексты и таблицы;

производить расчеты и вычисления;

перерабатывать информацию;

работать с чертежами, картами и схемами;

принимать и передавать сигналы и сообщения;

хорошо считать в уме;

оперировать знаками и символами;

искать и исправлять ошибки.

А какими способностями должны обладать люди этих профессий? (ответы детей)

способность к математике;

развитое абстрактное мышление;

высокая устойчивость внимания;

аккуратность и усидчивость.

Задания от жителей острова (видео)

Картограф

Приветствую вас, гости острова. Меня зовут Александр, моя профессия картограф. Я составляю различные виды карт: бумажные, электронные и даже космические. Мне нужно обозначать на карте всё необходимое, чтобы человек понял куда ему нужно направиться или что найти в любой точке мира. Здания, достопримечательности, дороги, любой ландшафт, например реки, горы, леса и многое другое. Вот, вы, например, ехали когда-нибудь с родителями по навигатору? (ответы детей) Многие специалисты помогают техникам создать программу для ориентирования на местности, и, конечно, не обходятся без нас, ведь мы – картографы. Я подумал, а почему бы вам не помочь мне по составлению бумажной карты вашего поселка. Готовы стать моими помощниками юными картографами? (ответы детей) Здорово! Я подготовил вам необходимые материалы, будьте внимательными, можете выглядывать в окно, спрашивать вашего капитана где находятся определенные объекты и помечать их на карте. Успехов!

Задание «Карта местности у детского сада»

Криптограф (шифровальщик)

Здравствуйте, дети. Меня зовут Владимир. Моя профессия криптограф или шифровальщик. Я должен уметь зашифровать или расшифровать неизвестный текст или код, и даже загадочный шифр, чтобы узнавать тайны и передавать эти знания другим людям. Например, я должен быстро понять шифр из букв, символов или цифр, перевести его на наш язык и узнать тайные планы шпионов, врагов или предателей. Моя работа бывает довольно сложной и может занимать от нескольких минут до месяца или года. Много секретов скрыто в древних текстах, печатных машинках и других устройствах. А вы знаете где был обнаружен первый загадочный шифр? (ответы детей) Я поведаю вам этот секрет. Самый древний шифр использовался в Египте на гробнице наследного князя. Для вас же я приготовил задание попроще. Вы хотите попробовать расшифровать мои закодированные картинки? (ответы детей) Тогда поделитесь на три группы и возьмите ручки. Подготовьте свое внимание и сосредоточенность, именно они помогут вам добиться верного ответа и узнать все тайны. Вы готовы? (ответы детей) Тогда вперед!

Задания «Узнай что спрятано по шифру»

Анализ занятия на корабле

(звучит гудок корабля)

- Ребята, нас ждет корабль, всех прошу на борт. (Дети и психолог заходят на корабль)

Что за остров посетили?

Что узнали?

Что удивило?

Что больше понравилось делать?

Если бы вы стали жителями этого острова, какими умениями и качествами вы должны были бы обладать?

Прощание

(Дети и психолог сходят с корабля)

См.занятие 1

Занятие 4 Путешествие на остров «Природы и заботы»

Приветствие

См.занятие 1

Карта острова (+презентация)

Ребята, давайте вспомним в какую страну мы путешествуем? (ответы детей)

Верно, а зачем мы путешествуем? (ответы детей)

Правильно. Какой остров мы уже посетили? (ответы детей)

Молодцы! А сегодня мы отправимся на второй остров «Природы и заботы». В порту нас ждет корабль и как его капитан, я прошу вас всех занять места. (дети и психолог располагаются на корабле)

Беседа на корабле

Люди острова Природы и заботы имеют профессии, связанные с природными объектами и явлениями. Всех жителей на этом острове объединяет любовь к живой и неживой природе. Здесь нужны работники, которые не просто мечтают вырастить красивый цветок или почесать у кота за ушком, а стремятся ухаживать за растениями и заботится о животных, проводить у них профилактику заболеваний и лечить их.


Путешествие по острову

(Дети и психолог выходят из корабля и подходят к столам и доске, присаживаются за столы. На столе эмблема острова, компьютер, под столом коробка с заданиями от жителей острова. На доске картинки профессий.)

Ребята, посмотрите люди каких профессий здесь живут, давайте их назовем. (Микробиолог, агроном, агрохимик, лесовод, овощевод, фермер, зоотехник, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор, селекционер, зоотехник, ветеринар, химик)

А вы знаете предпочтения и склонности людей таких профессий, что они должны делать? (ответы детей)

ухаживать и наблюдать за животными;

разводить растения или животных;

заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);

исследовать природные ресурсы

бороться с болезнями, вредителями;

выращивать овощи и фрукты;

ориентироваться в природных явлениях;

наблюдать, изучать различные природные явлениями.

А какими способностями должны обладать люди этих профессий? (ответы детей)

наблюдательность;

склонность к систематизации;

устойчивость внимания;

потребность в двигательной активности.


Задания от жителей острова (видео)

Эколог

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Катя, по профессии я – эколог. Я занимаюсь изучением природы, способам ее защиты и охраны, провожу анализы растительного и животного мира, беру пробы воздуха, воды и земли для изучения в лаборатории. Люди данной профессии помогают беречь здоровье всей нашей планеты. Например, чтобы не загрязнять планету разным мусором были обозначены 8 шагов, вы их, наверное, знаете? (ответы детей) Ох, но это важно услышать не только взрослым, но и детям. Сейчас я вам их расскажу: 1 – экономьте ресурсы (например, полезно иметь счетчики воды дома, так вы можете контролировать свои расходы), 2 – разделяйте мусор (помните, что остатки пищи, стекло и старая одежда – это разное сырье, которое можно переработать или использовать повторно, что сэкономит деньги и сбережет природу), 3 – сдавайте вторсырье (например, использованные листы после рисования или старые книги можно сдать в пункт приема макулатуры и из них повторно сделают чистую бумагу), 4 – выбирайте экологичный транспорт (выхлопные газы вредят воздуху и нашим легким, лучше пройтись пешком до магазина или съездить на велосипеде до друга, чем запускать автомобиль), 5 – используйте повторно и не берите лишнее (например, когда отправляетесь за покупками, берите свой пакет из дома в магазин или делайте игрушки и поделки из пустых стаканчиков из под йогурта), 6 – внедряйте эко-привычки не только дома, но и в детском саду, а потом и в будущей работе, 7 – обратите внимание на питание (выбирайте свежие продукты местного производства, потому что продукты издалека химически обрабатывают и долго везут в автомобилях, а как вы помните, всё это наносит вред), 8 – постарайтесь отвыкнуть от пластика (он загрязняет не только почву потому что долго разлагается, но и моря, океаны, попадает в организмы животных, из-за этого они болеют и отравляются. Например, можно заменить пластиковые тарелки на пикнике металлическими или вместо пакета брать с собой экологическую термосумку). Правил немного, но они очень важные. Вы можете рассказывать их друзьям, родителям и даже прохожим, если видите, что они не берегут нашу планету, поясните им, что мы здесь живем и что природу и ее обитателей нужно любить и беречь. Запомнили правила? (ответы детей) Молодцы! Я даже напечатала вам их на листочках на память, капитан, раздайте потом ребятам. А сейчас я предлагаю поиграть в игру на сортировку мусора. Попробуйте сделать это сначала в настольном виде, а дома с родителями рассортировать уже настоящий мусор, кстати, использованные батарейки вы можете принести в детский сад, я знаю, что у вас их потом увозят на переработку. Капитан, вы следите за правильностью сортировки и помогайте ребятам. Всем успехов и любви к природе.

Д/и «Сортировка мусора»

Геолог

Доброе утро, ребята! Меня зовут Григорий. Моя профессия – геолог. Я занимаюсь поиском и исследованием полезных ископаемых нашей планеты. Наша работа похожа на приключение: мы поднимаемся в горы и спускаемся на дно океана, проводим дни в лабораториях, экспедициях и командировках. В общем и целом, никогда не скучаем. Вот вы, дети, знаете почему на пляже песок один, а в лесу другой? (ответы детей) А почему есть так много различных видов камней и горных пород? (ответы детей) Ну а как добывают газ из-под земли и даже морского дна? (ответы детей) Ответы на эти вопросы – наша работа. А какие природные ископаемые, которые хранит в себе наша планета, вы уже знаете? (ответы детей) Молодцы! Хотите побывать геологами на несколько минут? (ответы детей) Это хорошо! Сегодня у вас будет мини экспедиция по поиску, изучению и составлению коллекций двух видов ископаемых: гранита и известняка. Найдите их под залежами грунта и песка, определите вид камня и подберите его назначение в жизни людей. Капитан, помогайте юным исследователям! Всем успехов и еще…ребята, берегите природу!

Задание «Полезные ископаемые»

Ребята, мы находимся в полевой лаборатории. Старшие геологи показали нам месторождения полезных ископаемых. С помощью кисточки, попробуйте их найти, осторожно смахивая песок. (выполняют)

Когда все нашли свое месторождения камня, получите настоящий экземпляр, поместите его на чистый лабораторный поднос исследования и возьмите лупу. Тщательно изучите ваш экземпляр. (выполняют)

Теперь нам нужно понять какой вид камня перед вами, как он называется и как используется в жизни людей. Я буду зачитывать характеристики (то есть описание), которые обозначили старшие геологи, а мы определим у кого этот камень и поместим его в определенную коробку для коллекции. (читается таблица с описанием)


Анализ занятия на корабле

(звучит гудок корабля)

- Ребята, нас ждет корабль, всех прошу на борт. (Дети и психолог заходят на корабль)

Что за остров посетили?

Что узнали?

Что удивило?

Что больше понравилось делать?

Если бы вы стали жителями этого острова, какими умениями и качествами вы должны были бы обладать?

Прощание

(Дети и психолог сходят с корабля)

См.занятие 1

Занятие 5 Путешествие на остров «Творчества и искусства»

Приветствие

См.занятие 1

Карта острова (+презентация)

Ребята, давайте вспомним в какую страну мы путешествуем? (ответы детей)

Верно, а зачем мы путешествуем? (ответы детей)

Правильно. Какой остров мы уже посетили? (ответы детей)

Молодцы! А сегодня мы отправимся на второй остров «Творчества и искусства». В порту нас ждет корабль и как его капитан, я прошу вас всех занять места. (дети и психолог располагаются на корабле)

Беседа на корабле

Люди острова Творчества и искусства имеют профессии, связанные с созданием художественных произведений, с воспроизведением различных изделий по эскизу и образцу. Жители не только повторяют, но и создают креативные, новые и прекрасные произведения искусства (изобразительные, музыкальные, литературные, актерско-сценические), которые окружают людей повсюду.

Путешествие по острову

(Дети и психолог выходят из корабля и подходят к столам и доске, присаживаются за столы. На столе эмблема острова, компьютер, под столом коробка с заданиями от жителей острова. На доске картинки профессий.)

Ребята, посмотрите люди каких профессий здесь живут, давайте их назовем. (художник, стилист, кондитер, композитор, аранжировщик, музыкант, дирижер, ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер)

А вы знаете предпочтения и склонности людей таких профессий, что они должны делать? (ответы детей)

заниматься художественным оформлением;

заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино...);

сочинять (стихи, прозу и др.);

выступать на сцене;

изготавливать своими руками красивые вещи;

петь, играть на музыкальных инструментах.

А какими способностями должны обладать люди этих профессий? (ответы детей)

яркое воображение;

образное мышление;

склонность к творчеству;

гибкость чувств;

оригинальность идей;

специальные способности функциональных способностей;

развитость (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

Задания от жителей острова (видео)

Стилист

Добрый день, гости острова. Меня зовут Марина и по профессии я – стилист. Мне необходимо всегда следить за модой, подбирать клиентам и моделям необходимые для них образы. Например, свадебные стилисты помогают жениху и невесте в подборе нарядов на их общий праздник, стилисты-визажисты подбирают к одежде еще и макияж. Мы – очень творческие личности и любим красоту и оригинальность. Вот вы, ребята, например, знаете стиль одежды, который носите в детском саду? (ответы детей) Это, действительно, сложный вопрос. Такой стиль повседневной одежды называют «кэжуал»: например, футболка с джинсами, лосины с блузочкой, что-то простое и удобное. А вот на занятиях физкультурой вы явно носите только один вид одежды, попробуйте назвать такой стиль (ответы детей) Верно, спортивный. Отличное начало для того, чтобы узнать о моей профессии. И, конечно, я подготовила для вас стильное задание. Хотите попробовать себя супермодным стилистом одежды? (ответы детей) Замечательно! Я позвала для вас моделей и подготовила разнообразный гардероб. У вас будет по два задания: первое – одеть свою модель согласно желанию, которое описано на карточке. Второе задание будет вашим индивидуальным дизайнерским решением: выбрать нестандартный наряд для вашей модели и описать куда человек в нем может сходить. Например, «Моя модель – прекрасная Катя. Я выбрала для нее легкий летний стиль для прогулок, наряд состоит из белого топа и розовой юбки средней длины. Мне кажется, ей будет очень комфортно и не жарко. Катя, ты выглядишь превосходно, желаю тебе хорошей прогулки. Ребята, вы можете просто описать выбранный наряд. Капитан, помогайте, пожалуйста, ребятам. Готовы, мои юные коллеги? (ответы детей) Всем стильных успехов!

Дидактическая игра «Стилист»

Музыкант

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Игорь. Моя профессия – музыкант. Люблю слушать музыку, придумывать новые мелодии и играть на музыкальных инструментах. Ах, эта музыка…она везде: в тиканье часов, в пении птиц, в звуках капели. Ребята, прислушайтесь, какие мелодичные звуки вы слышите вокруг вас? (ответы детей) Вот, я уже слышу как проезжают за окном машины «вжух, вжух», как гудят лампы на потолке «бжжжжжжжж», а вы слышите как бьются ваши сердца у кого-то быстро, у кого-то медленно «тук, тук..тук, тук». Из всех этих звуков тоже можно создать мелодию, но это только для маэстро, мне еще самому учиться. Зато, я умею играть на музыкальных инструментах. Вы, наверное, даже не видели их. (ответы детей) Правда? И даже играли? (ответы детей) Так вы тоже музыканты! А я и не знал. Ой, ребята, я так рад! А вы хотите попробовать помузицировать под видео, которое я для вас приготовил? (ответы детей) Как здорово! Тогда выбирайте инструменты и включайте видео. Капитан, возьмите инструмент и себе, я слышал, что вы тоже умеете играть. (Да, но только на фортепиано, а здесь я его не вижу) Не переживайте, выбирайте любой, на видео будет показано какой инструмент звучит, просто смотрите внимательно. В любом случае у вас есть друзья музыканты, они помогут. Правда, ребята? (ответы детей) Тра-ля-ля, тра-ля-ля, музицируйте, друзья.

Видео «Играем на муз.инструментах под мелодию Во поле береза стояла»

https://www.youtube.com/watch?v=HY2KBJySEpk&list=PLZ_OI0KDP0K9k3710W2e6bMoWqk_0RdhQ&index=1


Анализ занятия на корабле

(звучит гудок корабля)

- Ребята, нас ждет корабль, всех прошу на борт. (Дети и психолог заходят на корабль)

Что за остров посетили?

Что узнали?

Что удивило?

Что больше понравилось делать?

Если бы вы стали жителями этого острова, какими умениями и качествами вы должны были бы обладать?

Прощание

(Дети и психолог сходят с корабля)

См.занятие 1

Занятие 6 Путешествие на остров «Техники и механизмов»

Приветствие

См.занятие 1

Карта острова (+презентация)

Ребята, давайте вспомним в какую страну мы путешествуем? (ответы детей)

Верно, а зачем мы путешествуем? (ответы детей)

Правильно. Какой остров мы уже посетили? (ответы детей)

Молодцы! А сегодня мы отправимся на второй остров «Техники и механизмов». В порту нас ждет корабль и как его капитан, я прошу вас всех занять места. (дети и психолог располагаются на корабле)

Беседа на корабле

Люди острова Техники и механизмов имеют профессии, которые активно взаимодействуют с разнообразными приборами и машинами. Их работа связана с проектированием и производством, монтажом, ремонтом и обслуживанием техники – от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца.

Путешествие по острову

(Дети и психолог выходят из корабля и подходят к столам и доске, присаживаются за столы. На столе эмблема острова, компьютер, под столом коробка с заданиями от жителей острова. На доске картинки профессий.)

Ребята, посмотрите люди каких профессий здесь живут, давайте их назовем. (Инженер, радиомонтажник, сварщик, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, токарь, швея, механик, электромонтер, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей)

А вы знаете предпочтения и склонности людей таких профессий, что они должны делать? (ответы детей)

исследовать, наблюдать;

создавать и испытывать новые образцы;

планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;

придумывать новые способы деятельности;

самостоятельно организовывать свою работу и работу других;

принимать нестандартные решения.

А какими способностями должны обладать люди этих профессий? (ответы детей)

технический склад ума;

творческие способности;

пространственное воображение;

склонность к практическому труду;

эмоциональная устойчивость;

крепкое здоровье.

Задания от жителей острова (видео)

Водитель

Здравствуйте, гости острова, меня зовут Виктория, по профессии я – водитель. В первую очередь, я должна знать правила дорожного движения. Ребята, а вы как пешеходы их знаете? (ответы детей) Это хорошо! Также мне нужно перевозить людей и грузы в определенные места. Иногда дорога занимает немного времени, приятно ехать, никаких препятствий. А вот в остальных случаях, наоборот. Ямки, кочки, резкие повороты преодолеть становится сложно, для этого нужно быть внимательным. А знаете, я придумала для вас необычное задание. Хотите пройти тренировку вождения в сложных погодных условиях? (ответы детей) Отлично. Поделитесь на пары, один из вас – водитель, второй – навигатор. Водители поедут по дороге в туман, а значит видимость очень плохая. Капитан, вы будете завязывать им глаза. А навигатор будет говорить куда водитель должен ехать: прямо или свернуть влево, а может вправо. Ваша задача добраться на место назначения и не попасть в аварию. Потом, вы поменяйтесь местами. Я думаю, что вам будет весело и интересно. Всем успешного выполнения задания.

Строитель

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Павел, и я строитель. Мы строим мосты, дороги, здания. Обычно, я работаю с техникой, например с бульдозером, погрузчиком и краном. Вы встречали такие в жизни или может видели на картинках? (ответы детей) Эта техника сложна в управлении и нужно много учиться, чтобы справляться с ней. Для вас я приготовил задание попроще. Поделитесь на две команды. Ваша задача построить три конструкции: дорогу с перекрестком, мост и дом. Но будут условия: первое - время ограничено, у вас есть минута для каждого сооружения, второе – вы действуете рабочей бригадой, а значит берете по одному строительному блоку, кладете его, затем возвращаетесь и идет следующий строитель, третье – объект не должен быть разрушен, поэтому аккуратность и соблюдение техники безопасности превыше всего. Капитан, следите за временем, как только пройдет минута нужно сказать «объект на сдачу», а это обозначает, что вы не можете что-то изменить. Вы готовы, ребята? (ответы детей) Отлично! Веселого всем строительства.

Анализ занятия на корабле

(звучит гудок корабля)

- Ребята, нас ждет корабль, всех прошу на борт. (Дети и психолог заходят на корабль)

Что за остров посетили?

Что узнали?

Что удивило?

Что больше понравилось делать?

Если бы вы стали жителями этого острова, какими умениями и качествами вы должны были бы обладать?

Прощание

(Дети и психолог сходят с корабля)

См.занятие 1


Занятие 7 «Я – житель своего острова»

Приветствие

См.занятие 1

Карта – острова

Ребята, давайте вспомним в какую страну мы путешествуем? (ответы детей)

Верно, а зачем мы путешествуем? (ответы детей)

Правильно. Мы с вами посетили все пять островов страны. Сегодня каждый выберет тот остров, жителем которого он хотел бы стать. Мы снова пойдем на корабле все вместе, только каждый сойдет на своем острове. Нужно будет выполнить подготовленное задание и взять флаг острова, если вы уверенны в том, что стали бы работать по одной из профессий на этом острове. А на обратном пути в детский сад мы обсудим ваши выборы.

В порту нас ждет корабль и как его капитан, я прошу вас всех занять места. (дети и психолог располагаются на корабле)

Беседа на корабле

Ребята, у вас будет по одному заданию от человека определенной профессии, которую вы сможете опробовать на себе. На острове «Общения и помощи» задание от официанта, на острове «Знаков и символов» - от математика, на острове «Природы и заботы» - от растеневода, на острове «Творчества и искусства» - от кондитера, на острове «Техники и механизмов» - от сантехника. Вспомнайте какие мы уже профессии изучили и выбайте остров, который нравится больше всего. Все определились с выбором острова? (ответы детей). Отлично, тогда всем успехов. Если кому-то нужна помощь, стоит только попросить, я помогу.

Выполнение заданий на островах

По группе расставлены 5 столов с эмблемой острова, флажками и заданиями. Дети подходят к выбранному острову, читают задания (или по их просьбе читает психолог) и выполняют его.

Остров «Общения и помощи»

Задание от официанта

Согласно карточкам «схемы сервировки», дети накрывают стол пластиковой посудой. Затем располагают картинки работы официанта по порядку слева направо в зависимости от того, что сделать сначала, а что потом.

Стол накрыть,

встретить и поприветствовать гостей,

меню предложить,

принять заказ,

принести заказ,

подождать,

принести счет,

попрощаться

Остров «Знаков и символов»

Задание от математика

Дети должны раскрасить каждый лепесток цветка с математическими примерами в соответствующие цвета (согласно цветовой схеме ответов математического равенства).

Остров «Природы и заботы»

Задание от растениевода

Детям предлагается определить название живого комнатного растения, выбрать способ ухода за ним.

Остров «Творчества и искусства»

Задание от кондитера

Раскрасить торт в цветную глазурь и дополнить декором из ягод, фруктов и др. съедобными украшениями.

Остров «Техники и механизмов»

Задание от сантехника

Дети составляют по схеме водный трубопровод из отдельных элементов в целую систему.

Анализ занятия на корабле

(звучит гудок корабля)

Какой остров каждый посетил?

Справился ли каждый с заданием?

Уверен ли каждый, что выбранный остров ему подходит или хотелось бы выбрать другой? Может нравятся два острова сразу, тогда какой еще?

Какими качествами каждый должен обладать и что уметь, чтобы хорошо жит и работать на выбранном острове?

Прощание

(Дети и психолог сходят с корабля)

Ребята, следующее занятие будет последним в нашем путешествии, я подготовлю для каждого из вас индивидуальную карту профессии, и мы ее обсудим. А на этом наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся.

См.занятие 1

Занятие 8 «Я и профессия»

Приветствие

См.занятие 1


Анализ индивидуальных карт профессий

Ребята, мы с вами стали настоящими путешественниками и выбрали тот остров, который нам нравится больше всего. Каждый сейчас получит от капитана корабля индивидуальные карты профессий и узнает о вариантах, которые вам подходят (выдаю карты, дети присаживаются в круг).

Давайте вспомним какие профессии вы выбирали для себя в начале нашего путешествия и какие выбрали в конце. (ответы детей)

Понравились ли вам предложенные профессии? (ответы детей)

Как вы думаете почему изменился/не изменился ваш выбор? (ответы детей)

Чем данные карты могут помочь вам в будущем? (ответы детей)

Что нужно еще узнать и чему научится, чтобы стать успешным в своей будущей профессии? (ответы детей)

Как вы думаете, ребята, нужно ли проводить такое путешествие с другими детьми и почему? (ответы детей)


Прощание

(Дети и психолог встают в круг)

Спасибо за путешествие, это было очень увлекательно, а наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся.

См.занятие 1



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации