Образовательная программа коллектива цветоводства «Цветик-семицветик» (4-6 классы)

3
0
Материал опубликован 22 April 2016 в группе

Образовательная программа коллектива цветоводства

«Цветик – семицветик»

Программа рассчитана на детей 4-6 классов

Срок реализации 1 год

Пояснительная записка

Человек всегда ощущает потребность в общении с природой. Благодаря ей, улучшается наше настроение и повышается жизненный тонус, укрепляется здоровье, и облагораживаются помыслы.

Чтобы чаще радовать себя, человек научился выращивать любимые растения в комнатных условиях. Они не только удивляют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи, обогащают кислородом, повышают его влажность, насыщают воздух приятными ароматическими веществами, благотворно влияющими на жизнедеятельность человека.

Комнатные растения – это зеленая лаборатория, в которой дети, особенно младшего возраста, ближе знакомятся с живой природой, приобретают много полезных знаний и навыков. Дети научатся правильно выбирать растение в магазине, узнают, как лучше разместить его, учитывая световой и температурный режимы, научатся выращивать растения и ухаживать за ними, получат информацию об индивидуальных особенностях, правилах полива, пересадки и размножения многих комнатных растений.

Цель: экологическое образование обучающихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле.

Задачи:

Познавательные:

Знакомство со строением растения;

Выяснение особенности размещения растений в комнате и трудности при их выращивании;

Приобретение знания по дизайну кабинета и клумб;

Получение навыков элементарной исследовательской деятельности.

Воспитательные:

Воспитание начальных навыков экологической культуры, элементарных навыков взаимодействия с природными объектами близкого окружения;

Воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, живущим рядом;

Формирование навыков групповой работы.

Развивающие:

Развитие памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

Формирование умений работы с литературой, комнатными растениями, инвентарем;

Совершенствование умений работы с кистью, красками, бумагой, природными материалами, необходимыми для творческой работы ребят

Краткие сведения о коллективе:

Состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети, родители (лица, их заменяющие), руководитель. Набор обучающихся свободный: принимаются все желающие на бесплатной основе.

Количество обучающихся в коллективе: 15 человек в группе 1-го года

обучения.

Срок реализации – 1 год - 144 часа.

Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте дети непосредственны и любознательны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, участвовать в викторинах. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные. Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповая форма применяется в проектной деятельности, при проведении практических работ; игр и викторин. Индивидуальная форма предусматривается при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития, а также при проведении проверочных работ и творческих заданий.

 

Условия реализации образовательной программы

Что необходимо

Что есть в наличии

Санитарно-гигиенические условия:

уровень освещения кабинета;

температурный режим.

Соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям

Материально-технические условия:

Мебель:

шкаф для хранения оборудования и инструментов;

8 парт; 16 стульев;

стол;

полка для цветов.

Имеется

Имеется

Имеется

Имеется

Оборудование и материалы:

Тетради и ручки.

Инструменты:

ножницы;

лопатки для пересадки цветов;

горшки для посадки растений;

керамзит для дренажа почвы;

земля для посадки растений;

ведро для отстаивания воды;

маленькая лейка для полива растений.

Приносят дети

Дидактические и методические условия:

книжные издания

наглядные пособия (таблицы)

повышение квалификации по профилю коллектива

Имеются

Имеются

Посетить центр развития дополнительного образования в

г. Иванове

Формы и режим занятий

Формы занятий: беседы, конкурсы, викторины, практические занятия, экскурсии, проектная и исследовательская деятельность, посещение выставок.

Занятия в группах проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

Курс обучения включает в себя теоретическую, практическую, творческую и исследовательскую деятельность.

Учебно–тематический план

1 год

Раздел, тема

теория

практика

итого

1. Введение

1

3

4

2. Строение растений

7

9

16

3. Покупка и транспортировка

2

2

4

4. Содержание и уход

7

9

16

5. Размещение растений

3

5

8

6. Трудности и проблемы выращивания

4

4

8

7. Классификация комнатных растений

19

23

42

8. Размножение растений

4

6

10

9. Дизайн

4

22

26

10. Экскурсии

 

4

4

11. Оформление результатов работы коллектива

 

6

6

итого

51

93

144

Содержание программы

1. Введение

Рассказ о целях и задачах коллектива, о правилах поведения и посещения, о технике безопасности при работе с инструментами. Выявление элементарных навыков ребят по цветоводству. Знакомство с изданиями по разведению цветов.

Практика: игра «Можно – нельзя», экскурсия в природу.

2. Строение растения.

Знакомство со строением растения, назначением его основных частей; особенностями споровых и семенных растений; строением семени и луковицы; расположением листьев и почек; ветвлением и кущением побегов; использованием растений разных видов для озеленения.

Практика: картина из семян; модели листорасположения; изучение строения луковицы; изучение прищипки и обрезки растений; составление плана озеленения кабинета.

3. Покупка и транспортировка растений.

Правила выбора растения, покупки и транспортировки.

Практика: изготовление модели различных цветков и соцветий.

4. Содержание и уход за растениями.

Типы ёмкостей; температурный и световой режим; правила полива и подкормки растений; особенности пересадки и перевалки растений.

Практика: изготовление эскизов цветочного горшка; композиции из оттисков листьев и природного материала.

5. Размещение растений.

Знакомство с особенностями фона и освещения растений; изучение расположения растений в виде композиций и комнатных садиков.

Практика: создание композиций комнатных растений и садика в плошке.

6. Трудности и проблемы при выращивании растений.

Изучение основных ошибок в уходе за растениями; знакомство с основными вредителями и болезнями растений.

Практика: викторина «Растения в русских сказках», иллюстрация сказок о растениях.

7. Классификация растений.

Знакомство с основными видами декоративнолистных и декоративноцветущих растений.

Практика: создание кактусницы; пейзажа каменно – угольного периода; творческие работы ребят; изготовление поздравительных открыток; оформление папки «Юный цветовод»; выращивание пищевых растений «Огород на подоконнике».

8. Размножение растений.

Знакомство с разными видами размножения растений.

Практика: размножение растений; изготовление памяток; игра «Цепочка».

9. Дизайн кабинета и клумбы.

Знакомство с особенностями дизайна.

Практика: проектные работы ребят по дизайну комнаты и клумбы; выращивание рассады; изготовление кашпо для ампельных растений.

10. Экскурсии

Знакомство с основными представителями флоры нашего края, сбор природного материала для творческой деятельности.

11. Оформление результатов работы коллектива

Обучение принципам оформления результатов работы, создание презентации результатов деятельности кружка.

Методическое обеспечение

Методы и приемы обучения

Предусматривается применение различных методов и приемов обучения, что позволяет делать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по правилам ухода за цветами, методам размножения и разведения цветов, дизайну кабинета и т.д.

Наглядный метод используется при объяснении правил посадки растений, методов размножения, формировании растений, их оформлении и расстановке.

Практическая работа необходима при отработке навыков ухода за растениями, посадке, работе с инструментами.

Очень эффективным методом является творческое проектирование, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей. Он используется на занятиях по дизайну цветов и кабинетов.

Исследовательская деятельность помогает развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

На занятиях используются приемы дидактических игр и игровых ситуаций.

Педагогические технологии, используемые в обучении.

Личностно-ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе, т к основаны на ведущем типе деятельности детей в младшем школьном возрасте.

Технологии творческой деятельности используются для повышения творческой активности детей.

Технология проектного обучения помогает развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Прогнозируемые результаты

По окончанию 1 года обучения ребята должны обладать теоретическими знаниями, предусмотренными программой курса по различным темам, уметь систематизировать растения, выявлять их основные видовые особенности, правильно пользоваться инвентарем, знать особенности размножения комнатных растений и уметь применить эти знания на практике. Ребята должны освоить основные правила ухода за растениями, уметь бороться с вредителями и болезнями. Они должны научиться выращивать рассаду различных растений, знать и применять на практике основные приемы дизайна кабинета, комнаты, клумбы.

Критерии оценки знаний

Низкие – умение пользоваться инвентарем, элементарные знания о пересадке растений и их размножении, знание самых распространенных комнатных растений и основных правил ухода за ними. Участие в некоторых выставках кружка.

Средние – умение систематизировать растения, выявлять их основные видовые особенности, знание возможных видов размножения растений и их болезней. Применение этих знаний на практике. Участие в выставках.

Высокие – свободное владение всей теоретической информацией курса и практическими навыками, использование приемов дизайна в оформлении цветников. Участие во всех выставках кружка.

Оценка эффективности работы

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков ребят – беседа, выполнение практических работ;

Промежуточный контроль – коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений и навыков в различных формах (кроссворд, викторина, игра, тест)

Итоговый контроль – выставки творческих и проектных работ.

Периодичность контроля

Тема

Форма контроля

1. Введение

Беседа

2. Строение растений

Кроссворд по теме, игра «Цветок», практическая работа.

3. Покупка и транспортировка

Беседа.

4. Содержание и уход.

Тест по теме, выставка работ.

5. Размещение растений.

Самоанализ работы по практическим занятиям в теме, защита практической работы «Садик в плошке».

6. Трудности и проблемы при выращивании.

Тест, викторина, выставка рисунков.

7. Классификация растений.

Защита творческих работ, отчет по выращиванию рассады дома.

8. Размножение растений.

Игра «Цепочка», отчет по выращиванию и разведению некоторых растений, выставка работ.

9. Дизайн.

Защита проектов и творческие отчеты.

10. Экскурсии

Беседы по результатам экскурсии

11. Оформление результатов работы

Создание мультимедийной презентации, оформление отчета и папки кружка.

Методическая работа педагога

№ п.п.

Содержание

1.

Работа с периодической печатью и печатными изданиями по темам курса; знакомство с опытом работы других педагогов

2.

Посещение выставок, занятий руководителей коллективов.

3.

Посещение Центра развития дополнительного образования в г. Иванове

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Итоговые выставки творческих работ в ЦДЮТ.

Озеленение кабинета и пришкольной территории;

Папка с результатами работы кружка и отчетом.

Мультимедийная презентация итогов работы.

Список литературы для педагога

Родина В.А. «Цветоводство в школе». М., «Просвещение» 1974.

Захлебный А.Н. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе». М., «Просвещение» 1984

Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников». М., 2005

Коробейникова Л.А. «Практическая экология для школьников». Иваново 1995

Кульневич С.В. «Не совсем обычный урок». Воронеж «Учитель» 2001

Селевко Г. «Современные педагогические технологии» М. 1998

Хессайон Д.Г. «Все о комнатных растениях». М. «Кладезь-Букс» 2006

Корнева Г. «Поделки из бумаги» Санкт - Петербург «Кристалл» 2002

Список литературы для детей

Воронцова В.В. «Комнатные растения». М. «Фитон» 2005

«Все о комнатных растениях» АСТ. Астрель Москва 2001

Хессайон Д.Г. «Все о комнатных растениях». М. «Кладезь-Букс» 2006

Комментарии
Комментариев пока нет.