12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Таланова Лариса Вячеславовна187 Россия, Ставропольский край, Железноводск Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида» |
Программа художественно-эстетического кружка «Цветик-семицветик»
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»
Художественно-эстетический кружок «Цветик-семицветик»
Возрастной состав обучающихся: 10-15 лет.
Срок реализации: 3 года.
Режим работы: 2 часа в неделю.
Таланова Лариса Вячеславовна
Учитель высшей квалификационной категории
г. Железноводск, 2015 год
Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев…
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Актуальность. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности и эстетический вкус, но и коммуникативные навыки в процессе рисования и вышивки. Наиболее характерная черта эстетического отношения ребенка – это неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения к действительности и является одним из важнейших средств познания мира, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. А вышивка – это один из самых древних и наиболее распространенных видов творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям школьного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой. В процессе рисования и вышивки у ребенка совершенствуются наблюдательность, художественный вкус, творческие способности, формируются и развиваются определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления учащихся с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших школьников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Цель программы:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие художественно-эстетического творчества.
Задачи:
Обучающие:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
- Вызвать интерес к вышивке, пробудить желание самому научиться вышивать;
- Уточнить знания о видах ткани, правилах техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественно-эстетической деятельности;
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- Формировать умения старательно и аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;
- Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, усердие, терпение и желание добиваться успеха собственным трудом;
- Воспитание желания участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, радоваться результатам коллективного труда;
- Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;
- Воспитывать аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Социальные:
- охрана жизни и здоровья детей;
- воспитание и гармоничное развитие детей;
- соблюдение прав детей;
- обеспечение всем воспитанникам оптимальных условий для развития, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество;
- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для приобщения детей к общечеловеческим ценностям.
Время действия кружка:
Количество занятий: 2 занятия в неделю.
Возраст детей: 12-15 лет. Обучающиеся этого возраста способны усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Количество детей: 12.
Место проведения: швейная мастерская.
Учебно – тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
I четверть | ||||
1. | Вводная беседа: «С чего начинается рисование» | 1 | 1 | - |
2. | «Краски осени» (рисование) | 2 | 1 | 1 |
3. | «Осенний пейзаж» (рисование) | 3 | 1 | 2 |
4. | «Улетают, чтобы вернуться» (рисование) | 4 | 1 | 3 |
5. | Рисование на свободную тему | 1 | - | 1 |
6. | Украешки и рамки городецкой росписи | 1 | 1 | - |
7. | «Ваза с цветами» (городецкая роспись) | 5 | 1 | 4 |
II четверть | ||||
1. | Вышивка – первые шаги | 1 | 1 | - |
2. | Петельный стежок | 1 | - | 1 |
3. | Стебельчатый стежок | 1 | - | 1 |
4. | Тамбурный стежок | 1 | - | 1 |
5. | Салфетка с бахромой | 4 | - | 4 |
6. | «Узоры на стекле» (рисование свечёй) | 1 | - | 1 |
7. | «Новогодняя открытка» | 1 | - | 1 |
8. | «Снеговик» (вышивка) | 6 | 1 | 5 |
III четверть | ||||
1. | Рисование на снегу | 1 | - | 1 |
2. | Травный орнамент (хохломская роспись) | 3 | 1 | 2 |
3. | Узор «Листочки» (хохломская роспись) | 4 | 1 | 3 |
4. | Роспись салфетницы | 4 | 1 | 3 |
5. | «Первые цветы» (рисование) | 2 | - | 2 |
6. | «Букет для мамы» (вышивка) | 6 | 1 | 5 |
IV четверть | ||||
1. | Мережка – ажурная вышивка | 1 | 1 | - |
2. | Мережка «кисточки» | 1 | - | 1 |
3. | Мережка «столбики» | 1 | - | 1 |
4. | Мережка «раскол» | 1 | - | 1 |
5. | «Этот день мы приближали, как могли» (рисование) | 2 | - | 2 |
6. | «Весеннее настроение» (вышивка) | 6 | - | 6 |
7. | Рисование на свободную тему | 1 | - | 1 |
8. | «Подсолнухи» | 4 | 1 | 3 |
Второй год обучения | ||||
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
I четверть | ||||
1. | «Дары осени» (рисование) | 3 | 1 | 2 |
2. | Веточка рябины (вышивка) | 6 | - | 6 |
3. | «Перелётные птицы» (рисование) | 3 | 1 | 2 |
4. | «Перо жар-птицы» | 6 | - | 6 |
II четверть | ||||
1. | «Вазочка для цветов» (хохломская роспись) | 5 | 1 | 4 |
2. | «Природа вокруг нас» (рисование) | 2 | 1 | 1 |
3. | Вышивка бисером | 1 | 1 | - |
4. | «Снеговик» (вышивка бисером) | 8 | - | 8 |
III четверть | ||||
1. | «Зимние забавы» (рисование) | 2 | - | 2 |
2. | «Домашний любимец» (вышивка) | 5 | 1 | 4 |
3. | «Птицы волшебного сада» (городецкая роспись) | 4 | - | 4 |
4. | Поздравительная открытка к 8 марта | 1 | - | 1 |
5. | «Павлин» (вышивка бисером) | 6 | - | 6 |
6. | Рисование на свободную тему | 1 | - | 1 |
7. | «Мир под водой» (рисование) | 1 | - | 1 |
IV четверть | ||||
1. | «Клевер» (рисование) | 2 | - | 2 |
2. | «Аленький цветочек» (рисование) | 2 | - | 2 |
3. | «Бабочка – красавица» (вышивка) | 6 | - | 6 |
4. | «Клевер» (вышивка) | 5 | - | 5 |
5. | «Изящный букетик» (рисование) | 1 | - | 1 |
Третий год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
I четверть | ||||
1. | «Летний луг» (рисование) | 4 | - | 4 |
2. | «Бабочки, которых я видел летом» | 4 | - | 4 |
3. | «Осенние листья» | 5 | 1 | 4 |
4. | Рисование на свободную тему | 1 | - | 1 |
5. | «Осенний пейзаж» | 3 | - | 3 |
II четверть | ||||
1. | «Узор на разделочной доске» (Городецкая роспись) | 4 | - | 4 |
2. | «Ёлочка нарядная» | 2 | - | 2 |
3. | «Первый снег» | 1 | - | 1 |
4. | Снежинка из бисера | 5 | - | 5 |
5. | «Волшебные снежинки» | 1 | - | 1 |
6. | «Зимний лес» | 2 | - | 2 |
III четверть | ||||
1. | «Сказочная птица» | 3 | - | 3 |
2. | «Что за дивные узоры» | 2 | - | 2 |
3. | «Облака» | 2 | 1 | 1 |
4. | «Домашний любимец» | 3 | ||
5. | «Подводное царство» | 2 | - | 2 |
6. | Открытка для мамы (мамины любимые цветы) | 4 | 1 | 3 |
7. | «Расцвели цветы» | 5 | - | 5 |
8. | Рисование на свободную тему | 1 | - | 1 |
IV четверть | ||||
1. | «Звёздное небо» | 3 | 1 | 2 |
2. | «Птичка-невеличка» | 4 | 1 | 3 |
3. | «Сирень» | 4 | - | 4 |
4. | «Грибная полянка» | 2 | - | 2 |
5. | «Скажем войне – нет» | 2 | 1 | 1 |
6. | Подготовка к итоговой выставке | 1 | - | 1 |
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
№ п/п | Тема | Дата |
I четверть | ||
1. | Вводная беседа: «С чего начинается рисование» | |
2. | «Краски осени» (рисование) | |
3. | «Осенний пейзаж» (рисование) | |
4. | «Улетают, чтобы вернуться» (рисование) | |
5. | Рисование на свободную тему | |
6. | Украешки и рамки городецкой росписи | |
7. | «Ваза с цветами» (городецкая роспись) | |
II четверть | ||
1. | Вышивка – первые шаги | |
2. | Петельный стежок | |
3. | Стебельчатый стежок | |
4. | Тамбурный стежок | |
5. | Салфетка с бахромой | |
6. | «Узоры на стекле» (рисование свечёй) | |
7. | «Новогодняя открытка» | |
8. | «Снеговик» (вышивка) | |
III четверть | ||
1. | Рисование на снегу | |
2. | Травный орнамент (хохломская роспись) | |
3. | Узор «Листочки» (хохломская роспись) | |
4. | Роспись салфетницы | |
5. | «Первые цветы» (рисование) | |
6. | «Букет для мамы» (вышивка) | |
IV четверть | ||
1. | Мережка – ажурная вышивка | |
2. | Мережка «кисточки» | |
3. | Мережка «столбики» | |
4. | Мережка «раскол» | |
5. | «Этот день мы приближали, как могли» (рисование) | |
6. | «Весеннее настроение» (вышивка) | |
7. | Рисование на свободную тему | |
8. | «Подсолнухи» | |
Второй год обучения | ||
№ п/п | Тема | Дата |
I четверть | ||
1. | «Дары осени» (рисование) | |
2. | Веточка рябины (вышивка) | |
3. | «Перелётные птицы» (рисование) | |
4. | «Перо жар-птицы» | |
II четверть | ||
1. | «Вазочка для цветов» (хохломская роспись) | |
2. | «Природа вокруг нас» (рисование) | |
3. | Вышивка бисером | |
4. | «Снеговик» (вышивка бисером) | |
III четверть | ||
1. | «Зимние забавы» (рисование) | |
2. | «Домашний любимец» (вышивка) | |
3. | «Птицы волшебного сада» (городецкая роспись) | |
4. | Поздравительная открытка к 8 марта | |
5. | «Павлин» (вышивка бисером) | |
6. | Рисование на свободную тему | |
7. | «Мир под водой» (рисование) | |
IV четверть | ||
1. | «Клевер» (рисование) | |
2. | «Аленький цветочек» (рисование) | |
3. | «Бабочка – красавица» (вышивка) | |
4. | «Клевер» (вышивка) | |
5. | «Изящный букетик» (рисование) |
Третий год обучения
№ п/п | Тема | Дата |
I четверть | ||
1. | «Летний луг» (рисование) | |
2. | «Бабочки, которых я видел летом» | |
3. | «Осенние листья» | |
4. | Рисование на свободную тему | |
5. | «Осенний пейзаж» | |
II четверть | ||
1. | «Узор на разделочной доске» (Городецкая роспись) | |
2. | «Ёлочка нарядная» | |
3. | «Первый снег» | |
4. | Снежинка из бисера | |
5. | «Волшебные снежинки» | |
6. | «Зимний лес» | |
III четверть | ||
1. | «Сказочная птица» | |
2. | «Что за дивные узоры» | |
3. | «Облака» | |
4. | «Домашний любимец» | |
5. | «Подводное царство» | |
6. | Открытка для мамы (мамины любимые цветы) | |
7. | «Расцвели цветы» | |
8. | Рисование на свободную тему | |
IV четверть | ||
1. | «Звёздное небо» | |
2. | «Птичка-невеличка» | |
3. | «Сирень» | |
4. | «Грибная полянка» | |
5. | «Скажем войне – нет» | |
6. | Подготовка к итоговой выставке |
Требования к уровню подготовки
(первый год обучения)
(рисование)
Должны знать:
Средства художественной выразительности
Основные, составные и дополнительные цвета.
Декоративные росписи:
Хохломская, Городецкая
Должны уметь:
1. Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы.
2. Составлять композицию из предметов.
3. Последовательно работать над живописным изображением рисунка.
Применять разные техники изображения.
(вышивка)
Должны знать:
1. Начальные сведения о свойствах ниток, об их разнообразии и цветовой гамме.
2. Терминологию простейших ручных швов
3. Начальные сведения о цветовом сочетании.
4. Правила закрепления нитки в начале и конце ряда, требования к ниткам
5. Композиционное построение узоров.
Должны уметь:
1. Приобрести навыки вышивания.
2. Выполнять простейшие стежки
3. Закреплять нитки различными способами
4. Переводить рисунки на ткань с помощью копировальной бумаги,
5. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
6. В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
(второй год обучения)
(рисование)
Должны знать:
Названия основных и составных цветов;
Понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, орнамент, аппликация, композиция;
Изобразительные основы декоративных элементов;
материалы и технические приёмы оформления;
Должны уметь:
Пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
Полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
Владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
Моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
Пользоваться материалами.
(вышивка)
Должны знать:
1. Виды ручной вышивки
2. Способы выдергивания нитей.
3. Правила вышивки бисером.
4. Виды и правила работы с пяльцами.
Должны уметь:
1. Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
2. Уметь вышивать на пяльцах и без них.
3. Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
4. Оформлять вышивку в рамку.
5. Выполнять работу качественно.
6. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
(третий год обучения)
(рисование)
Должны знать:
1. основные жанры и виды искусств
2. приемы работы красками «по - мокрому» и по сухой бумаге;
3. приемы замутнения цвета черным и белым;
4. о существовании цветов радостных и мрачных; о соответствии определенной цветовой гаммы настроению человека, состоянию природы и т.п.
Уметь:
1. высказывать простейшие суждения о картинах;
2. выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет
3. различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
4. передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции;
5. определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
6. составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
7. ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
8. пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
(вышивка)
Должны знать:
1. правила поведения в мастерской, технику безопасности при работе с острыми инструментами;
2. виды декоративно-прикладного творчества;
3. историю возникновения вышивания;
4. начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вышивании;
5. безопасные приемы работы;
6. начальные сведения о цветовом сочетании;
7. виды вышивальных швов;
8. основные рабочие приемы вышивания;
9. особенности подбора материала;
10. основные техники вышивки;
11. алгоритм выполнения стежков;
12. технологию обработки готового изделия.
Должны уметь:
соблюдать правила поведения на уроке, правила ТБ при работе со швейными иглами, булавками, ножницами,
2. иглами, электрическим утюгом;
3. подбирать нитки в соответствии с изделием;
4. пользоваться технологической документацией;
5. составлять эскизы;
6. самостоятельно наносить рисунок на ткань и подбирать цветовую палитру;
7. самостоятельно выполнять швы в вышивке;
8. выполнять изделия на основе изученных техник вышивания;
9. обрабатывать готовое изделие.
Ожидаемые результаты кружковой работы:
Важным в осуществлении программы данного кружка является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
Критериями оценки считаются:
организация выставок детских работ для родителей;
тематические выставки вшколе;
участие в городских и краевых выставках и конкурсах в течение года.
Учебно-методическое обеспечение
Методические и учебные пособия:
- Ю.Г. Дорожин Городецкая роспись (рабочая тетрадь по основам народного искусства)
- Л.В. Орлова Хохломская роспись (рабочая тетрадь по основам народного искусства)
- схемы изделий;
- коллекции ниток;
- образцы вязания;
Оборудование и инструменты:
- кисти, краски, гуашь,
- карандаши простые и цветные,
- восковые мелки,
- свеча,
- альбом,
- иглы,
- ткань,
- нитки мулине, швейные нитки,
- пяльцы,
- бисер.
Список литературы
Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия
Гусакова М.А. «Аппликация»
Глинская Е.- Азбука вышивания
Ереминко Т.- Иголка-волшебница
Ереминко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.
Максимова М.- Вышивка. Первые шаги
Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания».
Стрелкина В.Л. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе».