Программа художественно-эстетического кружка «Цветик-семицветик»
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»
Художественно-эстетический кружок «Цветик-семицветик»
Возрастной состав обучающихся: 10-15 лет.
Срок реализации: 3 года.
Режим работы: 2 часа в неделю.
Таланова Лариса Вячеславовна
Учитель высшей квалификационной категории
г. Железноводск, 2015 год
Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев…
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Актуальность. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности и эстетический вкус, но и коммуникативные навыки в процессе рисования и вышивки. Наиболее характерная черта эстетического отношения ребенка – это неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения к действительности и является одним из важнейших средств познания мира, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. А вышивка – это один из самых древних и наиболее распространенных видов творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям школьного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой. В процессе рисования и вышивки у ребенка совершенствуются наблюдательность, художественный вкус, творческие способности, формируются и развиваются определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления учащихся с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших школьников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Цель программы:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие художественно-эстетического творчества.
Задачи:
Обучающие:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
- Вызвать интерес к вышивке, пробудить желание самому научиться вышивать;
- Уточнить знания о видах ткани, правилах техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественно-эстетической деятельности;
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- Формировать умения старательно и аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;
- Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, усердие, терпение и желание добиваться успеха собственным трудом;
- Воспитание желания участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, радоваться результатам коллективного труда;
- Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;
- Воспитывать аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Социальные:
- охрана жизни и здоровья детей;
- воспитание и гармоничное развитие детей;
- соблюдение прав детей;
- обеспечение всем воспитанникам оптимальных условий для развития, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество;
- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для приобщения детей к общечеловеческим ценностям.
Время действия кружка:
Количество занятий: 2 занятия в неделю.
Возраст детей: 12-15 лет. Обучающиеся этого возраста способны усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Количество детей: 12.
Место проведения: швейная мастерская.
Учебно – тематический план
Первый год обучения
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
I четверть |
||||
1. |
Вводная беседа: «С чего начинается рисование» |
1 |
1 |
- |
2. |
«Краски осени» (рисование) |
2 |
1 |
1 |
3. |
«Осенний пейзаж» (рисование) |
3 |
1 |
2 |
4. |
«Улетают, чтобы вернуться» (рисование) |
4 |
1 |
3 |
5. |
Рисование на свободную тему |
1 |
- |
1 |
6. |
Украешки и рамки городецкой росписи |
1 |
1 |
- |
7. |
«Ваза с цветами» (городецкая роспись) |
5 |
1 |
4 |
II четверть |
||||
1. |
Вышивка – первые шаги |
1 |
1 |
- |
2. |
Петельный стежок |
1 |
- |
1 |
3. |
Стебельчатый стежок |
1 |
- |
1 |
4. |
Тамбурный стежок |
1 |
- |
1 |
5. |
Салфетка с бахромой |
4 |
- |
4 |
6. |
«Узоры на стекле» (рисование свечёй) |
1 |
- |
1 |
7. |
«Новогодняя открытка» |
1 |
- |
1 |
8. |
«Снеговик» (вышивка) |
6 |
1 |
5 |
III четверть |
||||
1. |
Рисование на снегу |
1 |
- |
1 |
2. |
Травный орнамент (хохломская роспись) |
3 |
1 |
2 |
3. |
Узор «Листочки» (хохломская роспись) |
4 |
1 |
3 |
4. |
Роспись салфетницы |
4 |
1 |
3 |
5. |
«Первые цветы» (рисование) |
2 |
- |
2 |
6. |
«Букет для мамы» (вышивка) |
6 |
1 |
5 |
IV четверть |
||||
1. |
Мережка – ажурная вышивка |
1 |
1 |
- |
2. |
Мережка «кисточки» |
1 |
- |
1 |
3. |
Мережка «столбики» |
1 |
- |
1 |
4. |
Мережка «раскол» |
1 |
- |
1 |
5. |
«Этот день мы приближали, как могли» (рисование) |
2 |
- |
2 |
6. |
«Весеннее настроение» (вышивка) |
6 |
- |
6 |
7. |
Рисование на свободную тему |
1 |
- |
1 |
8. |
«Подсолнухи» |
4 |
1 |
3 |
Второй год обучения |
||||
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
I четверть |
||||
1. |
«Дары осени» (рисование) |
3 |
1 |
2 |
2. |
Веточка рябины (вышивка) |
6 |
- |
6 |
3. |
«Перелётные птицы» (рисование) |
3 |
1 |
2 |
4. |
«Перо жар-птицы» |
6 |
- |
6 |
II четверть |
||||
1. |
«Вазочка для цветов» (хохломская роспись) |
5 |
1 |
4 |
2. |
«Природа вокруг нас» (рисование) |
2 |
1 |
1 |
3. |
Вышивка бисером |
1 |
1 |
- |
4. |
«Снеговик» (вышивка бисером) |
8 |
- |
8 |
III четверть |
||||
1. |
«Зимние забавы» (рисование) |
2 |
- |
2 |
2. |
«Домашний любимец» (вышивка) |
5 |
1 |
4 |
3. |
«Птицы волшебного сада» (городецкая роспись) |
4 |
- |
4 |
4. |
Поздравительная открытка к 8 марта |
1 |
- |
1 |
5. |
«Павлин» (вышивка бисером) |
6 |
- |
6 |
6. |
Рисование на свободную тему |
1 |
- |
1 |
7. |
«Мир под водой» (рисование) |
1 |
- |
1 |
IV четверть |
||||
1. |
«Клевер» (рисование) |
2 |
- |
2 |
2. |
«Аленький цветочек» (рисование) |
2 |
- |
2 |
3. |
«Бабочка – красавица» (вышивка) |
6 |
- |
6 |
4. |
«Клевер» (вышивка) |
5 |
- |
5 |
5. |
«Изящный букетик» (рисование) |
1 |
- |
1 |
Третий год обучения
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
I четверть |
||||
1. |
«Летний луг» (рисование) |
4 |
- |
4 |
2. |
«Бабочки, которых я видел летом» |
4 |
- |
4 |
3. |
«Осенние листья» |
5 |
1 |
4 |
4. |
Рисование на свободную тему |
1 |
- |
1 |
5. |
«Осенний пейзаж» |
3 |
- |
3 |
II четверть |
||||
1. |
«Узор на разделочной доске» (Городецкая роспись) |
4 |
- |
4 |
2. |
«Ёлочка нарядная» |
2 |
- |
2 |
3. |
«Первый снег» |
1 |
- |
1 |
4. |
Снежинка из бисера |
5 |
- |
5 |
5. |
«Волшебные снежинки» |
1 |
- |
1 |
6. |
«Зимний лес» |
2 |
- |
2 |
III четверть |
||||
1. |
«Сказочная птица» |
3 |
- |
3 |
2. |
«Что за дивные узоры» |
2 |
- |
2 |
3. |
«Облака» |
2 |
1 |
1 |
4. |
«Домашний любимец» |
3 |
||
5. |
«Подводное царство» |
2 |
- |
2 |
6. |
Открытка для мамы (мамины любимые цветы) |
4 |
1 |
3 |
7. |
«Расцвели цветы» |
5 |
- |
5 |
8. |
Рисование на свободную тему |
1 |
- |
1 |
IV четверть |
||||
1. |
«Звёздное небо» |
3 |
1 |
2 |
2. |
«Птичка-невеличка» |
4 |
1 |
3 |
3. |
«Сирень» |
4 |
- |
4 |
4. |
«Грибная полянка» |
2 |
- |
2 |
5. |
«Скажем войне – нет» |
2 |
1 |
1 |
6. |
Подготовка к итоговой выставке |
1 |
- |
1 |
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
№ п/п |
Тема |
Дата |
I четверть |
||
1. |
Вводная беседа: «С чего начинается рисование» |
|
2. |
«Краски осени» (рисование) |
|
3. |
«Осенний пейзаж» (рисование) |
|
4. |
«Улетают, чтобы вернуться» (рисование) |
|
5. |
Рисование на свободную тему |
|
6. |
Украешки и рамки городецкой росписи |
|
7. |
«Ваза с цветами» (городецкая роспись) |
|
II четверть |
||
1. |
Вышивка – первые шаги |
|
2. |
Петельный стежок |
|
3. |
Стебельчатый стежок |
|
4. |
Тамбурный стежок |
|
5. |
Салфетка с бахромой |
|
6. |
«Узоры на стекле» (рисование свечёй) |
|
7. |
«Новогодняя открытка» |
|
8. |
«Снеговик» (вышивка) |
|
III четверть |
||
1. |
Рисование на снегу |
|
2. |
Травный орнамент (хохломская роспись) |
|
3. |
Узор «Листочки» (хохломская роспись) |
|
4. |
Роспись салфетницы |
|
5. |
«Первые цветы» (рисование) |
|
6. |
«Букет для мамы» (вышивка) |
|
IV четверть |
||
1. |
Мережка – ажурная вышивка |
|
2. |
Мережка «кисточки» |
|
3. |
Мережка «столбики» |
|
4. |
Мережка «раскол» |
|
5. |
«Этот день мы приближали, как могли» (рисование) |
|
6. |
«Весеннее настроение» (вышивка) |
|
7. |
Рисование на свободную тему |
|
8. |
«Подсолнухи» |
|
Второй год обучения |
||
№ п/п |
Тема |
Дата |
I четверть |
||
1. |
«Дары осени» (рисование) |
|
2. |
Веточка рябины (вышивка) |
|
3. |
«Перелётные птицы» (рисование) |
|
4. |
«Перо жар-птицы» |
|
II четверть |
||
1. |
«Вазочка для цветов» (хохломская роспись) |
|
2. |
«Природа вокруг нас» (рисование) |
|
3. |
Вышивка бисером |
|
4. |
«Снеговик» (вышивка бисером) |
|
III четверть |
||
1. |
«Зимние забавы» (рисование) |
|
2. |
«Домашний любимец» (вышивка) |
|
3. |
«Птицы волшебного сада» (городецкая роспись) |
|
4. |
Поздравительная открытка к 8 марта |
|
5. |
«Павлин» (вышивка бисером) |
|
6. |
Рисование на свободную тему |
|
7. |
«Мир под водой» (рисование) |
|
IV четверть |
||
1. |
«Клевер» (рисование) |
|
2. |
«Аленький цветочек» (рисование) |
|
3. |
«Бабочка – красавица» (вышивка) |
|
4. |
«Клевер» (вышивка) |
|
5. |
«Изящный букетик» (рисование) |
Третий год обучения
№ п/п |
Тема |
Дата |
I четверть |
||
1. |
«Летний луг» (рисование) |
|
2. |
«Бабочки, которых я видел летом» |
|
3. |
«Осенние листья» |
|
4. |
Рисование на свободную тему |
|
5. |
«Осенний пейзаж» |
|
II четверть |
||
1. |
«Узор на разделочной доске» (Городецкая роспись) |
|
2. |
«Ёлочка нарядная» |
|
3. |
«Первый снег» |
|
4. |
Снежинка из бисера |
|
5. |
«Волшебные снежинки» |
|
6. |
«Зимний лес» |
|
III четверть |
||
1. |
«Сказочная птица» |
|
2. |
«Что за дивные узоры» |
|
3. |
«Облака» |
|
4. |
«Домашний любимец» |
|
5. |
«Подводное царство» |
|
6. |
Открытка для мамы (мамины любимые цветы) |
|
7. |
«Расцвели цветы» |
|
8. |
Рисование на свободную тему |
|
IV четверть |
||
1. |
«Звёздное небо» |
|
2. |
«Птичка-невеличка» |
|
3. |
«Сирень» |
|
4. |
«Грибная полянка» |
|
5. |
«Скажем войне – нет» |
|
6. |
Подготовка к итоговой выставке |
Требования к уровню подготовки
(первый год обучения)
(рисование)
Должны знать:
Средства художественной выразительности
Основные, составные и дополнительные цвета.
Декоративные росписи:
Хохломская, Городецкая
Должны уметь:
1. Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы.
2. Составлять композицию из предметов.
3. Последовательно работать над живописным изображением рисунка.
Применять разные техники изображения.
(вышивка)
Должны знать:
1. Начальные сведения о свойствах ниток, об их разнообразии и цветовой гамме.
2. Терминологию простейших ручных швов
3. Начальные сведения о цветовом сочетании.
4. Правила закрепления нитки в начале и конце ряда, требования к ниткам
5. Композиционное построение узоров.
Должны уметь:
1. Приобрести навыки вышивания.
2. Выполнять простейшие стежки
3. Закреплять нитки различными способами
4. Переводить рисунки на ткань с помощью копировальной бумаги,
5. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
6. В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
(второй год обучения)
(рисование)
Должны знать:
Названия основных и составных цветов;
Понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, орнамент, аппликация, композиция;
Изобразительные основы декоративных элементов;
материалы и технические приёмы оформления;
Должны уметь:
Пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
Полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
Владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
Моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
Пользоваться материалами.
(вышивка)
Должны знать:
1. Виды ручной вышивки
2. Способы выдергивания нитей.
3. Правила вышивки бисером.
4. Виды и правила работы с пяльцами.
Должны уметь:
1. Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
2. Уметь вышивать на пяльцах и без них.
3. Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
4. Оформлять вышивку в рамку.
5. Выполнять работу качественно.
6. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
(третий год обучения)
(рисование)
Должны знать:
1. основные жанры и виды искусств
2. приемы работы красками «по - мокрому» и по сухой бумаге;
3. приемы замутнения цвета черным и белым;
4. о существовании цветов радостных и мрачных; о соответствии определенной цветовой гаммы настроению человека, состоянию природы и т.п.
Уметь:
1. высказывать простейшие суждения о картинах;
2. выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет
3. различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
4. передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции;
5. определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
6. составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
7. ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
8. пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
(вышивка)
Должны знать:
1. правила поведения в мастерской, технику безопасности при работе с острыми инструментами;
2. виды декоративно-прикладного творчества;
3. историю возникновения вышивания;
4. начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вышивании;
5. безопасные приемы работы;
6. начальные сведения о цветовом сочетании;
7. виды вышивальных швов;
8. основные рабочие приемы вышивания;
9. особенности подбора материала;
10. основные техники вышивки;
11. алгоритм выполнения стежков;
12. технологию обработки готового изделия.
Должны уметь:
соблюдать правила поведения на уроке, правила ТБ при работе со швейными иглами, булавками, ножницами,
2. иглами, электрическим утюгом;
3. подбирать нитки в соответствии с изделием;
4. пользоваться технологической документацией;
5. составлять эскизы;
6. самостоятельно наносить рисунок на ткань и подбирать цветовую палитру;
7. самостоятельно выполнять швы в вышивке;
8. выполнять изделия на основе изученных техник вышивания;
9. обрабатывать готовое изделие.
Ожидаемые результаты кружковой работы:
Важным в осуществлении программы данного кружка является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
Критериями оценки считаются:
организация выставок детских работ для родителей;
тематические выставки вшколе;
участие в городских и краевых выставках и конкурсах в течение года.
Учебно-методическое обеспечение
Методические и учебные пособия:
- Ю.Г. Дорожин Городецкая роспись (рабочая тетрадь по основам народного искусства)
- Л.В. Орлова Хохломская роспись (рабочая тетрадь по основам народного искусства)
- схемы изделий;
- коллекции ниток;
- образцы вязания;
Оборудование и инструменты:
- кисти, краски, гуашь,
- карандаши простые и цветные,
- восковые мелки,
- свеча,
- альбом,
- иглы,
- ткань,
- нитки мулине, швейные нитки,
- пяльцы,
- бисер.
Список литературы
Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия
Гусакова М.А. «Аппликация»
Глинская Е.- Азбука вышивания
Ереминко Т.- Иголка-волшебница
Ереминко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.
Максимова М.- Вышивка. Первые шаги
Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания».
Стрелкина В.Л. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе».