Программа художественно-эстетического кружка «Цветик-семицветик»

7
0
Материал опубликован 15 May 2017 в группе

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»

Художественно-эстетический кружок «Цветик-семицветик»

Возрастной состав обучающихся: 10-15 лет.

Срок реализации: 3 года.

Режим работы: 2 часа в неделю.

Таланова Лариса Вячеславовна

Учитель высшей квалификационной категории

г. Железноводск, 2015 год

Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев…

В. А. Сухомлинский.

Пояснительная записка

Актуальность. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности и эстетический вкус, но и коммуникативные навыки в процессе рисования и вышивки. Наиболее характерная черта эстетического отношения ребенка – это неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения к действительности и является одним из важнейших средств познания мира, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. А вышивка – это один из самых древних и наиболее распространенных видов творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям школьного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой. В процессе рисования и вышивки у ребенка совершенствуются наблюдательность, художественный вкус, творческие способности, формируются и развиваются определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления учащихся с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.

Досуговая деятельность способствует приобщению старших школьников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Цель программы: 

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие художественно-эстетического творчества.

Задачи:

Обучающие: 

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;

- Вызвать интерес к вышивке, пробудить желание самому научиться вышивать;

- Уточнить знания о видах ткани, правилах техники безопасности при работе с инструментами для вышивания.

Развивающие: 

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественно-эстетической деятельности;

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;

- Формировать умения старательно и аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;

- Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательные: 

- Воспитывать трудолюбие, усердие, терпение и желание добиваться успеха собственным трудом;

- Воспитание желания участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, радоваться результатам коллективного труда;

- Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;

- Воспитывать аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Социальные:

- охрана жизни и здоровья детей;

- воспитание и гармоничное развитие детей;

- соблюдение прав детей;

- обеспечение всем воспитанникам оптимальных условий для развития, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество;

- создание развивающей предметно-пространственной среды и  условий для приобщения детей к общечеловеческим ценностям.

Время действия кружка:

Количество занятий: 2 занятия в неделю.

Возраст детей: 12-15 лет. Обучающиеся этого возраста способны усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Количество детей: 12.

Место проведения: швейная мастерская.

Учебно – тематический план

Первый год обучения

п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

I четверть

1.

Вводная беседа:

«С чего начинается рисование»

1

1

-

2.

«Краски осени» (рисование)

2

1

1

3.

«Осенний пейзаж» (рисование)

3

1

2

4.

«Улетают, чтобы вернуться» (рисование)

4

1

3

5.

Рисование на свободную тему

1

-

1

6.

Украешки и рамки городецкой росписи

1

1

-

7.

«Ваза с цветами» (городецкая роспись)

5

1

4

II четверть

1.

Вышивка – первые шаги

1

1

-

2.

Петельный стежок

1

-

1

3.

Стебельчатый стежок

1

-

1

4.

Тамбурный стежок

1

-

1

5.

Салфетка с бахромой

4

-

4

6.

«Узоры на стекле» (рисование свечёй)

1

-

1

7.

«Новогодняя открытка»

1

-

1

8.

«Снеговик» (вышивка)

6

1

5

III четверть

1.

Рисование на снегу

1

-

1

2.

Травный орнамент (хохломская роспись)

3

1

2

3.

Узор «Листочки» (хохломская роспись)

4

1

3

4.

Роспись салфетницы

4

1

3

5.

«Первые цветы» (рисование)

2

-

2

6.

«Букет для мамы» (вышивка)

6

1

5

IV четверть

1.

Мережка – ажурная вышивка

1

1

-

2.

Мережка «кисточки»

1

-

1

3.

Мережка «столбики»

1

-

1

4.

Мережка «раскол»

1

-

1

5.

«Этот день мы приближали, как могли» (рисование)

2

-

2

6.

«Весеннее настроение» (вышивка)

6

-

6

7.

Рисование на свободную тему

1

-

1

8.

«Подсолнухи»

4

1

3

Второй год обучения

п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

I четверть

1.

«Дары осени» (рисование)

3

1

2

2.

Веточка рябины (вышивка)

6

-

6

3.

«Перелётные птицы» (рисование)

3

1

2

4.

«Перо жар-птицы»

6

-

6

II четверть

1.

«Вазочка для цветов» (хохломская роспись)

5

1

4

2.

«Природа вокруг нас» (рисование)

2

1

1

3.

Вышивка бисером

1

1

-

4.

«Снеговик» (вышивка бисером)

8

-

8

III четверть

1.

«Зимние забавы» (рисование)

2

-

2

2.

«Домашний любимец» (вышивка)

5

1

4

3.

«Птицы волшебного сада» (городецкая роспись)

4

-

4

4.

Поздравительная открытка к 8 марта

1

-

1

5.

«Павлин» (вышивка бисером)

6

-

6

6.

Рисование на свободную тему

1

-

1

7.

«Мир под водой» (рисование)

1

-

1

IV четверть

1.

«Клевер» (рисование)

2

-

2

2.

«Аленький цветочек» (рисование)

2

-

2

3.

«Бабочка – красавица» (вышивка)

6

-

6

4.

«Клевер» (вышивка)

5

-

5

5.

«Изящный букетик» (рисование)

1

-

1

Третий год обучения

п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

I четверть

1.

«Летний луг» (рисование)

4

-

4

2.

«Бабочки, которых я видел летом»

4

-

4

3.

«Осенние листья»

5

1

4

4.

Рисование на свободную тему

1

-

1

5.

«Осенний пейзаж»

3

-

3

II четверть

1.

«Узор на разделочной доске» (Городецкая роспись)

4

-

4

2.

«Ёлочка нарядная»

2

-

2

3.

«Первый снег»

1

-

1

4.

Снежинка из бисера

5

-

5

5.

«Волшебные снежинки»

1

-

1

6.

«Зимний лес»

2

-

2

III четверть

1.

«Сказочная птица»

3

-

3

2.

«Что за дивные узоры»

2

-

2

3.

«Облака»

2

1

1

4.

«Домашний любимец»

3

   

5.

«Подводное царство»

2

-

2

6.

Открытка для мамы (мамины любимые цветы)

4

1

3

7.

«Расцвели цветы»

5

-

5

8.

Рисование на свободную тему

1

-

1

IV четверть

1.

«Звёздное небо»

3

1

2

2.

«Птичка-невеличка»

4

1

3

3.

«Сирень»

4

-

4

4.

«Грибная полянка»

2

-

2

5.

«Скажем войне – нет»

2

1

1

6.

Подготовка к итоговой выставке

1

-

1

Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения

 

п/п

Тема

Дата

I четверть

1.

Вводная беседа:

«С чего начинается рисование»

 

2.

«Краски осени» (рисование)

 

3.

«Осенний пейзаж» (рисование)

 

4.

«Улетают, чтобы вернуться» (рисование)

 

5.

Рисование на свободную тему

 

6.

Украешки и рамки городецкой росписи

 

7.

«Ваза с цветами» (городецкая роспись)

 

II четверть

1.

Вышивка – первые шаги

 

2.

Петельный стежок

 

3.

Стебельчатый стежок

 

4.

Тамбурный стежок

 

5.

Салфетка с бахромой

 

6.

«Узоры на стекле» (рисование свечёй)

 

7.

«Новогодняя открытка»

 

8.

«Снеговик» (вышивка)

 

III четверть

1.

Рисование на снегу

 

2.

Травный орнамент (хохломская роспись)

 

3.

Узор «Листочки» (хохломская роспись)

 

4.

Роспись салфетницы

 

5.

«Первые цветы» (рисование)

 

6.

«Букет для мамы» (вышивка)

 

IV четверть

1.

Мережка – ажурная вышивка

 

2.

Мережка «кисточки»

 

3.

Мережка «столбики»

 

4.

Мережка «раскол»

 

5.

«Этот день мы приближали, как могли» (рисование)

 

6.

«Весеннее настроение» (вышивка)

 

7.

Рисование на свободную тему

 

8.

«Подсолнухи»

 

Второй год обучения

п/п

Тема

Дата

I четверть

1.

«Дары осени» (рисование)

 

2.

Веточка рябины (вышивка)

 

3.

«Перелётные птицы» (рисование)

 

4.

«Перо жар-птицы»

 

II четверть

1.

«Вазочка для цветов» (хохломская роспись)

 

2.

«Природа вокруг нас» (рисование)

 

3.

Вышивка бисером

 

4.

«Снеговик» (вышивка бисером)

 

III четверть

1.

«Зимние забавы» (рисование)

 

2.

«Домашний любимец» (вышивка)

 

3.

«Птицы волшебного сада» (городецкая роспись)

 

4.

Поздравительная открытка к 8 марта

 

5.

«Павлин» (вышивка бисером)

 

6.

Рисование на свободную тему

 

7.

«Мир под водой» (рисование)

 

IV четверть

1.

«Клевер» (рисование)

 

2.

«Аленький цветочек» (рисование)

 

3.

«Бабочка – красавица» (вышивка)

 

4.

«Клевер» (вышивка)

 

5.

«Изящный букетик» (рисование)

 
 

 

Третий год обучения

п/п

Тема

Дата

I четверть

1.

«Летний луг» (рисование)

 

2.

«Бабочки, которых я видел летом»

 

3.

«Осенние листья»

 

4.

Рисование на свободную тему

 

5.

«Осенний пейзаж»

 

II четверть

1.

«Узор на разделочной доске» (Городецкая роспись)

 

2.

«Ёлочка нарядная»

 

3.

«Первый снег»

 

4.

Снежинка из бисера

 

5.

«Волшебные снежинки»

 

6.

«Зимний лес»

 

III четверть

1.

«Сказочная птица»

 

2.

«Что за дивные узоры»

 

3.

«Облака»

 

4.

«Домашний любимец»

 

5.

«Подводное царство»

 

6.

Открытка для мамы (мамины любимые цветы)

 

7.

«Расцвели цветы»

 

8.

Рисование на свободную тему

 

IV четверть

1.

«Звёздное небо»

 

2.

«Птичка-невеличка»

 

3.

«Сирень»

 

4.

«Грибная полянка»

 

5.

«Скажем войне – нет»

 

6.

Подготовка к итоговой выставке

 

Требования к уровню подготовки

(первый год обучения)

(рисование)

Должны знать:

Средства художественной выразительности

Основные, составные и дополнительные цвета.

Декоративные росписи:

Хохломская, Городецкая

Должны уметь:

1. Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы.

2. Составлять композицию из предметов.

3. Последовательно работать над живописным изображением рисунка.

Применять разные техники изображения.

(вышивка)

Должны знать:

1. Начальные сведения о свойствах ниток, об их разнообразии и цветовой гамме.

2. Терминологию простейших ручных швов

3. Начальные сведения о цветовом сочетании.

4. Правила закрепления нитки в начале и конце ряда, требования к ниткам

5. Композиционное построение узоров.

Должны уметь:

1. Приобрести навыки вышивания.

2. Выполнять простейшие стежки

3. Закреплять нитки различными способами

4. Переводить рисунки на ткань с помощью копировальной бумаги,

5. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

6. В процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.

(второй год обучения)

(рисование)

Должны знать:

Названия основных и составных цветов;

Понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, орнамент, аппликация, композиция;

Изобразительные основы декоративных элементов;

материалы и технические приёмы оформления;

Должны уметь:

Пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

Полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

Владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

Моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

Пользоваться материалами.

(вышивка)

Должны знать:

1. Виды ручной вышивки

2. Способы выдергивания нитей.

3. Правила вышивки бисером.

4. Виды и правила работы с пяльцами.

Должны уметь:

1. Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.

2. Уметь вышивать на пяльцах и без них.

3. Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.

4. Оформлять вышивку в рамку.

5. Выполнять работу качественно.

6. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

(третий год обучения)

(рисование)

Должны знать:

1. основные жанры и виды искусств

2. приемы работы красками «по - мокрому» и по сухой бумаге;

3. приемы замутнения цвета черным и белым;

4. о существовании цветов радостных и мрачных; о соответствии определенной цветовой гаммы настроению человека, состоянию природы и т.п.

Уметь:

1.   высказывать простейшие суждения о картинах;

2. выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет

3. различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

4. передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их стро­ение и пропорции;

5. определять предметы симметричной формы и рисовать их, при­меняя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

6. составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

7. ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

8. пользоваться элементарными приемами работы с красками (ров­ная закраска, не выходящая за контуры изображения);

(вышивка)

Должны знать:

1. правила поведения в мастерской, технику безопасности при работе с острыми инструментами;

2. виды декоративно-прикладного творчества;

3. историю возникновения вышивания;

4. начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вышивании;

5. безопасные приемы работы;

6. начальные сведения о цветовом сочетании;

7. виды вышивальных швов;

8. основные рабочие приемы вышивания;

9. особенности подбора материала;

10. основные техники вышивки;

11. алгоритм выполнения стежков;

12. технологию обработки готового изделия.

Должны уметь:

соблюдать правила поведения на уроке, правила ТБ при работе со швейными иглами, булавками, ножницами,

2. иглами, электрическим утюгом;

3. подбирать нитки в соответствии с изделием;

4. пользоваться технологической документацией;

5. составлять эскизы;

6. самостоятельно наносить рисунок на ткань и подбирать цветовую палитру;

7. самостоятельно выполнять швы в вышивке;

8. выполнять изделия на основе изученных техник вышивания;

9. обрабатывать готовое изделие.

Ожидаемые результаты кружковой работы:

Важным в осуществлении программы данного кружка является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Критериями оценки считаются:

организация выставок детских работ для родителей;

тематические выставки вшколе;

участие в городских и краевых выставках и конкурсах в течение года.

Учебно-методическое обеспечение

Методические и учебные пособия:

- Ю.Г. Дорожин Городецкая роспись (рабочая тетрадь по основам народного искусства)

- Л.В. Орлова Хохломская роспись (рабочая тетрадь по основам народного искусства)

- схемы изделий;

- коллекции ниток;

- образцы вязания;

Оборудование и инструменты:

- кисти, краски, гуашь,

- карандаши простые и цветные,

- восковые мелки,

- свеча,

- альбом,

- иглы,

- ткань,

- нитки мулине, швейные нитки,

- пяльцы,

- бисер.

Список литературы

Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия

Гусакова М.А. «Аппликация»

Глинская Е.- Азбука вышивания

Ереминко Т.- Иголка-волшебница

Ереминко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.

Максимова М.- Вышивка. Первые шаги

Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания».

Стрелкина В.Л. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.