Доклад на тему «Театрализованная деятельность в детском саду как средство духовно-нравственного просвещения детей (театр теней)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 385» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА РОССИЯ, 443122, г. Самара, ул. Зои Космодемьянской, 14А http://mbdoy385.ru; e-mail: doo385@samara.edu.ru ; тел. 8(846) 952-65-22; тел./факс 8(846) 927-91-31 |
Доклад на тему:
«Театрализованная деятельность
в детском саду как средство
духовно-нравственного просвещения детей»
(театр теней).
Подготовили воспитатели:
Беляева Нина Михайловна
Костякова Наталья Александровна
Пацева Мария Александровна
САМАРА 2023
Одной из важнейших задач современного общества является возрождение культурных и духовно-нравственных ценностей. А так как дошкольное образование является первой ступенью в системе образования, поэтому именно оно берет на себя задачу в воспитании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.
Первые представления о человеческих взаимоотношениях ребенок получает, наблюдая за поведением окружающих его взрослых. Взаимоотношения с другими людьми и сверстниками ребенок выстраивает именно по образцу, продемонстрированному взрослыми. Поэтому, чем более гуманно и справедливо ведут себя взрослые по отношению к детям, тем больше вероятности, что ребенок будет расти духовно и нравственно развитым.
Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, - доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма. Формирование нравственной культуры - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан ребѐнок в нравственном отношении, зависит и становление его жизненной позиции.
В. А. Сухомлинский говорил: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка… заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Одним из наиболее эффективных методов, направленных на развитие духовно-нравственного просвещения дошкольников – это театрализованная деятельность. Именно она способствует эмоционально-чувственному «наполнению» отдельных духовных и нравственных понятий и помогает воспринять их не только посредством ума, но и сердца, пропуская их через свою душу и делая правильный моральный выбор.
Общая направленность сказок, идеи мира, добра, братства, оптимистический взгляд на мир и является воспитанием сочувствия,
Участие в театрализованной деятельности побуждает к развитию таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примирить ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду других; совестливость, стыдливость.
К театру детей дошкольного возраста мы приобщаем через чтение и показ инсценировок по мотивам различных художественных произведений, в большинстве своем это сказки, поскольку сказки вызывают живой интерес ребенка любого возраста и они доступны детскому восприятию. Дружбе учат сказки, «Зимовье зверей», «Теремок» «Жихарка», дружелюбие и трудолюбие развивает сказка «Репка», «Морозко», «Золушка», быть осторожным и вежливым учит сказка «Маша и медведь», «Три медведя», послушанию и уважению к старшим учит сказка «Гуси Лебеди». Сказки высмеивают такие черты характера как хвастовство «Заяц-хваста», «Лиса и дрозд», трусость – «У страха глаза велики», хитрость – «Лиса и волк» и т.д. Сказочный жанр – это самая благодатная почва для «взращивания» представлений о зле и добре, что помогает детям выработать определенное нравственное отношение к жизни.
Реализовывая задачи по духовно-нравственному воспитанию посредством театральной деятельности, мы основываемся на принципах систематичности и поэтапности. Первый этап – это преодоление отчужденности и защитных барьеров между детьми. Здесь мы используем игры которые способствуют налаживанию теплых взаимоотношений друг с другом, игры где необходимо использовать ласковые приятные слова в отношении друг друга ( «Подарки»,« Волшебные очки», «Конкурс хвастунов»). Пониманию другого ребенка, его движений и слов способствуют такие популярные и любимые детьми игры как «Испорченный телефон», «Море волнуется раз»
Второй этап направлен на то, чтобы научить детей осмысливать те или иные нравственные понятия и обогатить социальный опыт ребенка. Для этой цели мы проводим беседы по прочитанным произведениям, обсуждаем с детьми игровые ситуаций и реальные поступки, способствуя тем самым формированию представлений о нормах и правилах поведения, формированию нравственных понятий: доброта, чуткость, смелость, честность, лживость, трудолюбие, лень, жадность и щедрость.
Третий этап – это подготовка к инсценировке сказки. Инсценируем хорошо знакомые детям сказки, на добровольной основе распределяем роли среди детей. Однако не могут быть сказки и без отрицательных героев, хотя дети не всегда соглашаются на эти роли. Тем не менее, проведя предварительный анализ характеров сказочных героев, дети приходят к пониманию и значимости в сказке этих героев, они учатся не принимать характер героя на себя, а воспринимать его только как способ показать те или иные черты характера и поступки.
При разработке сценария мы планируем, чтобы как можно больше детей было задействовано в постановке. Спектакли «Теремок», «Колобок на новый лад», «Щелкунчик» с участием детей нашей группы, прошли в детском саду и получили большое одобрение детской публики.
При подготовке к театрализованной деятельности используем дидактические игры, чтобы уточнить, дополнить и закрепить представления о правилах поведения и нравственных нормах ( «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Кто из какой сказки») . Когда дети анализируют поступки героев, они находят подтверждение тому, что всегда надо делать добрые дела и что добро сильнее чем зло и всегда побеждает.
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившемся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившейся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать с нравственными нормами.
Из всех видов кукольного театра ребятами нашей группы был выбран теневой театр. Как организовать теневой театр в группе детского сада? Главное иметь желание! Всё необходимое для показа подготовить несложно. В подготовке атрибутов для театра теней большое участие принимали родители. Картинки изготавливали педагоги совместно с ребятами. Подбор картинок очень важен, желательно, чтобы все персонажи одной сказки были выполнены в одном стиле. Когда комплекты картинок составляются к каждому литературному произведению, это помогает выдержать масштаб картинок их стилистическое решение. Будет не логично, если, к примеру, в сказке «Маша и медведь» Маша вдруг окажется выше медведя. Также с ребятами мы изготавливаем билеты в наш театр теней, который мы назвали «Весёлый чемоданчик», т.к. все атрибуты к театру мы храним именно в чемодане.
В создании спектаклей используем не только народные сказки, но и авторские. Так, например, в книге «Кукольный театр» Т.Н Караменко и Ю.Г. Караменко представлены сценарии сказок различных авторов. Сказки несложные, интересные, весёлые и поучительные. С детьми показываем спектакли не только в группе, но и приглашаем родителей. Самые последние представления – сказка «Волк и семеро козлят», «Сказка о глупом мышонке», сказка «Три медведя». Представления теневого театра всегда проходят замечательно, бывают небольшие переживания, но ребята всё-таки справляются с волнением.
Сказка воздействует на ум и сердце ребенка, формирует миропонимание, эстетические вкусы, развивает в человеке нравственные качества. Участие дошкольников в театрализованной деятельности как нельзя лучше подходит для их развития. Ведь тематика и содержание театрализованных постановок имеет нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.
Любимые герои станут образцами для подражания, ребенок начнет отождествлять себя с полюбившимися образами, которые окажут влияние на детей. Перевоплотившись в полюбившийся образ, малыш добровольно примет и присвоит свойственные ему черты. Разыгрывание роли позволит формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
Исходя выше из представленного материала, с уверенность можно сделать вывод, что воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности имеет положительный и продуктивный характер.
Список использованной литературы:
Баранова Е.В, Савельева A.M. От навыков к творчеству Мозаика - Синтез, 2009год.
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.
Гурович, Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)/Л.М.Гурович.-М.:Просвещение,2018.-105с.
Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика - Синтез, 2008 год.
Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л.Д. Короткова. – М.: Перспектива, 2016. – 136 c.
Князева, Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Учебное пособие для спецкурса/Л.П.Князева.-М.:Инфра,2015.-111с.
Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений/М.Д.Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128.
МoгуноваE.B. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
Щѐткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год,