Театрализованное представление "По следам лицеиста Пушкина"

2
0
Материал опубликован 6 October

Сценарий театрализованного представления

(сопровождение – в презентации).

«По следам лицеиста Пушкина».


1 Муза: В книге Ю.Тынянова « об отроке-Пушкине написаны следующие строки: «В  двенадцать  лет, в своем наряде, сшитом домашним портным, с  острыми локтями,  он  казался  чужим  в  своей  семье.  Как  затравленный  волчонок, поблескивая глазами, он шел к утреннему  завтраку и с принуждением целовал у матери руку.  Ему доставляло радость  превратно толковать смысл родительских разговоров.


Пушкин:

Не владетель я Сераля

Не арап, не турок я,

За учтивого китайца,

Грубого американца

Почитать меня нельзя. 


1 Муза. Но шло время. В январе по хорошей зимней дороге семья Пушкиных приехала в Петербург. Сделав визиты старым знакомым и родственникам, стали разузнавать об иезуитском коллегиуме.

Пушкин:

«Мой отец, Сергей Львович, обратился к директору Департамента духовных дел иностранных исповеданий Александру Ивановичу Тургеневу с просьбой устроить меня в новое учебное заведение – Лицей, открывающийся осенью в Царском Селе. Нас познакомили с уставом Лицея, опубликованным при указе Сената от 11 января 1811 года».

1 Муза: «Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной и составленного из отличнейших воспитанников знатных фамилий», - прочли родители в первом пункте». 

Пушкин: «Александр Иванович рассказал нам, что образование, полученное в Лицее, будет приравниваться к университетскому, что в Лицей приглашены лучшие профессора и преподаватели, что государь император Александр Павлович будто собирался обучать там своих младших братьев, но теперь оставил это намерение. И вопрос об учебном заведении был решён.

1 Муза: Сергей Львович подал министру прошение, в котором написал, что старался, сколько мог, дать сыну Александру «первоначальные необходимые сведения, как то: грамматические познания российского языка и французского, арифметики, некоторая часть географии, истории и рисованья».

Пушкин: «Прошение о моём приёме в Императорский Царскосельский Лицей было принято. По протекции Ивана Ивановича Дмитриева, занимавшего теперь пост министра юстиции, отец без больших хлопот оформил необходимые документы о законном моём рождении и дворянском происхождении». После весенней распутицы семья Пушкиных вернулась в Москву.

1 Муза: 11 июля 1811 года в «Санкт-Петербургских Ведомостях» опубликовали объявление о приёме воспитанников в Императорский Царскосельский Лицей. Будущему лицеисту оставалось уложить книги, тетради, письменные принадлежности и разные мелочи. Ему это показалось с непривычки хлопотным. Изрядно провозившись, он вышел в сад полюбоваться закатом и застал там грустную Ольгу. Она держала в руках какую-то книгу.

Сценический элемент:

2 Муза: Несколько минут брат с сестрой молча смотрели, как солнце скрывается за кровлей приходской Никольской церкви, потом Ольга спросила:
Ольга:- Саш, ну что, всё готово?
Пушкин:- Да, утром с дядюшкой едем.
Ольга:- Жаль расставаться. В первый раз так долго не увидимся. Ты мне пиши чаще.
Пушкин: - Непременно буду писать, Оль. С дороги уже напишу тебе.
Ольга: - И я писать буду, как только адрес пришлёшь. Вот, хочу тебе подарить на память, - Оля протянула брату книгу. - Это избранные басни Лафонтена. Я знаю, ты их любишь. Возьми с собой.
Пушкин: - Мерси боку! Обязательно возьму. 

1 Муза: Покидая первопрестольную, юный поэт не знал, что прежним город своего детства он больше не увидит, что Москва в 1812 году будет занята французами и сгорит в пожаре, что когда он вернётся сюда через 15 лет.

Впереди у Александра Пушкина была учёба в Лицее, встречи с новыми друзьями и наставниками, отроческие шалости и серьёзные занятия, радости и огорчения, любовь, надежды, разочарования и счастливые муки сочинительства, в которых рождаются чудные стихи…

Касаясь темы Отечественной войны 1812 года, юный автор с большой любовью пишет о Москве, где прошли его детские годы:


Чтец 1.

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед,…


Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни;
Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен!
Исчезли здания вельможей и царей,
Всё пламень истребил. Венцы затмились башен,
Чертоги пали богачей.

И там, где роскошь обитала
В сенистых рощах и садах,
Где мирт благоухал и липа трепетала,
Там ныне угли, пепел, прах.
В часы безмолвные прекрасной, летней нощи
Веселье шумное туда не полетит,
Не блещут уж в огнях брега и светлы рощи:
Всё мертво, всё молчит.

1 Муза: Но это будет потом, а теперь вперёд! К новому, неизведанному, к лучшим годам юности!

2 Муза: Лицей... Здесь юный Пушкин обрёл лучших своих друзей — Антона Дельвига, Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Малиновского. Дружба с ними оставила глубокий след в душе гения, оказалась, как в таких случаях говорят, на всю жизнь.

Биограф Дельвига: Антон Дельвиг.

Дельвиг скончался от “гнилой горячки” шестью годами раньше Пушкина.



Пушкин: Лишённый очков, близорукий Дельвиг, для которого весь свет был как в тумане, а все женщины казались ему красавицами — то-то была потеха для остальных лицеистов.

Биограф Кюхельбекера: Кюхельбеккер.

Кюхельбекер, просидев в Петропавловской, Кексгольмской и Шлиссельбургской, затем в Динабургской крепостях, будет отправлен на поселение в Сибирь, где заболеет туберкулёзом и угаснет в Тобольске в 1846 году.

Пушкин: Кюхля, плохо слышащий на одно ухо после золотухи, вспыльчивый, с комической внешностью, вызывавшей постоянные шутки… Однажды дошло до того, что Кюхля решил топиться — его вытащили из пруда и обсмеяли ещё сильнее, мол, даже утопиться не можешь.

Биограф Малиновского: Иван Малиновский.

Малиновский рано бросит службу, забьётся в захолустье (село Каменка Изюмского уезда Харьковской губернии) и там, пережив своих друзей — единственный спокойно и незаметно, — уйдёт из жизни в 1873 году, оставив о себе память как о человеке, для которого “преодоление неправды его страсть”.

Пушкин: «С Иваном нас сблизила смерть его отца, который был первым директором нашего лицея. Даже странно: ещё вчера он для всех был сыном директора, “чем-то вроде хозяина”, а сегодня уже… вроде как бы и никто.

Биограф Пущина: Происходил из родовитой дворянской семьи, его отец — генерал-интендант флота. Но в семье двенадцать детей, мать, страдавшая душевным расстройством...

В Лицее тринадцатилетний Иван Пущин стал считаться одним из лучших учеников. Его отличали прилежание, благоразумное поведение, добродушие, “чувствительность с мужеством и тонким честолюбием”, особенно же рассудительность, в обращении с окружающими — неизменная вежливость и “приличная разборчивость и осторожность”. Подобное случается не часто: все, кто знал Пущина и во время учёбы в Лицее, и после, даже его идейные противники, отзывались о нём не иначе как исключительно с уважением и симпатией. Повзрослев, он был высок ростом, хорошо сложён. Большие выразительные сине-серые глаза, спокойное лицо. Про таких говорят — красив и духовно, и внешне.

С первых же дней пребывания Пушкин и Пущин жили в Лицее рядом: справа комната, над дверью которой была чёрная дощечка с надписью  “№ 13. Иван Пущин”, а слева — “№ 14. Александр Пушкин”. Пущин — тоже москвич, он на год постарше Пушкина. Вместе посмеялись над несчастливым номером комнаты Пущина. Позже всю жизнь подписывали письма друг другу лицейскими номерами.

Пущина осудят на вечную каторгу; он вернётся из сибирской ссылки лишь в 1856 году и через три года умрёт.

Пушкин: У Пущина были прекрасные отношения со всеми, его никто не обижал, он ни с кем не ссорился.

1 Муза: И наконец, сам Пушкин, не менее Кюхельбекера или Малиновского вспыльчивый, к тому же склонный к злой насмешке, внешностью напоминающий обезьяну, за что и имел соответствующие прозвища “обезьяна”, “помесь обезьяны с тигром”, отражавшие его внешность и несдержанный темперамент (Грибоедов позже звал его “мартышкой”). Многие из лицеистов считали его себялюбивым, тщеславным и даже агрессивным. Отсюда другое прозвище — “француз”, отнюдь не только за прекрасное знание французского языка (в годы Отечественной войны тем более обидное и никак не похвальное). Прозвища были почти у всех лицеистов. Но обидных среди них немного, чаще — “швед”, “Кюхля”, “голландец”, “султан”, “маркиз”, “рыжик”, “лиса”, “сибиряк”…

2 Муза . В лицейском рейтинге номер первый — попеременно Горчаков или Вольховский. Пушкин шёл восемнадцатым, девятнадцатым, а иногда и ниже. Но эту табель рангов лицейская вольнолюбивая братия решительно отвергала.

1 Муза. Лучше всего у лицеистов получались стихи, особенно у Александра Пушкина.

Учитель: Муза поэта любила определенный размер. (Задание 1)

Иван Пущин: «Пушкин был глубоко раним. В нём, человеке с судьбой первопроходца, наделённом острой наблюдательностью и тонким пониманием стиля, будет постоянно сочетаться несочетаемое: жажда нежности и внезапные капризы, упрямая вздорность. Всю жизнь его будут преследовать непредсказуемые переходы от феерического веселья и необузданной восторженности к мрачной безнадёжности и чёрной тоске».

Учитель: (Задание 2)

1t1759758419aa.jpg Муза. Пущин для Пушкина останется прежде всего человеком без тени эгоизма, готовым прийти на помощь, в высшей степени наделённым чувством справедливости и чести. Ни расстояния, ни годы не нарушат их дружбы и преданности. “Друг”, “товарищ”, “брат” — были для обоих не случайные красивые слова. Пушкин воспел в своих бессмертных стихах “первого” и “бесценного” своего друга.

Чтец 2.

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил, 
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

2 Муза. Пушкин ценил и Кюхлю-человека, в обычной жизни прелестного и нежного. Но тот имел несчастье фанатично любить поэзию и писать стихи! Однако Кюхлю-поэта Пушкин не признавал, без обиняков резал ему правду-матку, что “не тот поэт, кто рифмы плесть умеет, и, перьями скрыпя, бумаги не жалеет”. Кюхельбекер отнюдь не был лишён чувства юмора, но каково это слышать от друга:

Пушкин:

Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.

Муза 2. А ведь приходилось слушать! Слушать, смертельно обижаться, приходить в бешенство, вдрызг ругаться, потом остывать и идти мириться — Кюхля, похоже, Пушкина любил нежнее, чем свои стихи. Наверное, Пушкин это понимал. Покидая Лицей, он прочтёт Кюхле посвящённую ему «Разлуку», в которой рефреном прозвучит: “Прости!”.

Чтец 3.В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья.

Прошли лета соединенья;

Разорван он, наш верный круг.

Прости! Хранимый небом,

Не разлучайся, милый друг,

С свободою и Фебом!

Узнай любовь, неведомую мне,

Любовь надежд, восторгов, упоенья:

И дни твои полетом сновиденья

Да пролетят в счастливой тишине!

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

Вильгельм Кюхельбеккер: “Пушкин по щекотливости всякому вздору приписывал какую-то важность, и это его волновало”. О моём стихосложении Саша писал:

За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно —
И было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно! поэтому предлагаю поиграть в фанты.



Иван Малиновский: «С возрастом взрослели и наши проказы. Как-то в тёмном коридоре, заслышав в вечерней темноте приближающийся шорох платья, Пушкин по ошибке, думая, что это Наташа, премиленькая горничная одной из фрейлин императрицы Елизаветы Алексеевны, и пытаясь её поцеловать, прижал к стене княжну Волконскую. На другой день сам император сделал выговор директору Лицея, заметив с сожалением: “Твои воспитанники не только снимают через забор мои наливные яблоки, бьют сторожей садовника, но теперь уже не дают проходу фрейлинам жены моей”. Но государь был любезен и дозволил убедить себя в том, что плоды лицейского просвещения к сим печальным проступкам не сводятся. Царь берёт на себя быть адвокатом Пушкина перед фрейлиной, но Пушкина государь приказал высечь.

Чтец 4.

Пролетело счастье время,

Как, любви не зная бремя,

Я живал да попевал,

Как в театре и на балах,

На гуляньях иль в воксалах

Лёгким зефиром летал;

Как, смеясь во зло Амуру,

Я писал карикатуру

На любезный женский пол;

Но напрасно я смеялся,

Наконец и сам попался,

Сам, увы! С ума сошёл.

Антон Дельвиг: «Редкая в таком возрасте начитанность Пушкина поражала нас. Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил…”

Чтец 5.

порой бывал прилежен,
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирён, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив.

2 Муза. Антон Дельвиг в стихотворении «Пушкину» уже в 1815 году предсказал своему другу великое будущее. Флегматичный толстяк и великодушный добряк Дельвиг со своим вечным “Забавно!”, произносимым с задумчивой улыбкой, мягкий, снисходительный даже к обидам со стороны Пушкина (хотя, казалось бы, кому понравится, когда о тебе говорят: “ленивец сонный” и “сын лени вдохновенный”), умел понимать, щадить, ценить и поддерживать друга. Кстати, по воспоминаниям одного из лицеистов о Дельвиге, “только огненная натура Пушкина могла вызвать его к деятельности”.

Антон Дельвиг:

Кто, как лебедь цветущей Авзонии,

Осененный и миртом, и лаврами,

Майской ночью при хоре порхающих,

В сладких грезах отбился от матери, …


Но с младенчества он обучается

Воспевать красоты поднебесные,

И ланиты его от приветствия,

Удивленной толпы горят пламенем…


Пушкин! Он и в лесах не укроется:

Лира выдаст его громким пением,

И от смертных восхитит бессмертного

Аполлон на Олимп торжествующий.

Муза 2. Умственные склонности Дельвига и Пушкина сходствовали. Они понимали друг друга с полуслова. Для Дельвига Пушкин был самым большим авторитетом. А Пушкин всегда прислушивался к мнению Дельвига-литератора. В день известия о кончине Дельвига Пушкин писал: “Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас”.

Муза 1. Ещё одна частица души Пушкина отдана Малиновскому.

Пушкин:

Повеса из повес,

На шалости рожденный

Удалый хват, головорез,

Приятель задушевный!”


Муза 1. Глубоко верующий Малиновский всегда корил Пушкина за его безверие, которым тот ещё и открыто бравировал. Но история сохранит сказанные Пушкиным незадолго до смерти слова: “Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать”.

Чтец 6:

Ещё в младенческую грудь

Влияли искру вдохновенья

И тайный указали путь:

Я лирных звуков наслажденье

Младенцем чувствовать умел,

И лира стала мой удел!



Учитель (Задание 3.)

2 Муза . Как поэт Пушкин стал известен после публичного экзамена в Лицее 8 января 1815 года, когда в присутствии Г.Р. Державина с большим успехом прочёл своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Чтец 7.

Тайком взошед в диванну,
Хоть помощью пера,
О, как тебя застану,
Любезная сестра?
Чем сердце занимаешь
Вечернею порой?
Жан-Жака ли читаешь,
Жанлиса ль пред тобой?
Иль с резвым Гамильтоном
Смеешься всей душой?...

1 Муза. Шесть лет пролетели. Приближались выпускные экзамены. Ещё месяц, другой – и лицеисты разъедутся из Царского Села, и всяк пойдёт своей дорогой. Какую же ему избрать дорогу?  В стихотворении "Товарищам" Пушкин писал: 

Пушкин:

"Промчались годы заточенья; 
Недолго, мирные друзья, 
Нам видеть кров уединенья 
И Царскосельские поля. 
Разлука ждёт нас у порогу. 
Зовёт нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу …



 1Муза. 9 июня 1817 года состоялся выпуск лицеистов тихо, скромно, без тени той торжественности.

2 Муза. Но для них навсегда останутся полными смысла слова: дружба, товарищество и честь.
VI. Игра в фанты.

Итак, сегодня мы с вами находимся в литературно-художественной гостиной. В пушкинские времена во время проведения домашних балов, встреч, музыкальных вечеров допускались некоторые вольности. Молодёжь играла, веселилась. Очень популярны были фанты. Попробуем и мы возродить эту традицию, и предлагаю поиграть в фанты. Тяните фанты, господа!



1 фант

t1759758419ab.gifЭтому фанту предлагается

что-нибудь прочесть из Пушкина.

2 фант

t1759758419ac.gifЭтому фанту следует изобразить профиль дамы с причёской начала 19 века.

3 фант

Этому фанту предлагается вспомнить и назвать 3 прозаических произведения, написанные А.С. Пушкиным.

t1759758419ac.gif4 фант

t1759758419ac.gifЭтому фанту предлагается сказать несколько нежных и ласковых слов своим одноклассникам в стиле А.С. Пушкина.

5 фант

Этому фанту предлагается вспомнить и назвать 3 лирических произведения А.С. Пушкина.



Я думаю, что всем эта игра понравилась, и вы будете играть в неё с большим удовольствием и впредь.

VII. Чтение мадригалов.

Во времена проведения литературно-художественных вечеров было принято сочинять и посвящать друг другу мадригалы.

Мадригал - это небольшое стихотворение, восхваляющее того или иного человека. Это стихи в альбом. Жанр особый, лёгкий сродни мазурочной болтовне, им не пренебрегал и сам А.С.Пушкин.

Вот один из таких мадригалов, который А.С.Пушкин посвятил Е.Ушаковой.

В отдалении от вас
С вами буду неразлучен,
Томных уст и тёмных глаз
Буду памятью измучен

А этот мадригал А.С.Пушкин посвятил А.Керн.

Мне изюм
Нейдёт на ум
Цукерброд
Не лезет в рот
Пастила не хороша
Без тебя моя душа.

Чтение мадригалов учащимися класса, которые они посвятили друг другу.

Платон К. посвящает свой мадригал Алле Т.

Я не могу смотреть,
Как твой прекрасный лик
Вдруг омрачается горючими слезами.
Четвёрку пусть поставят в мой дневник
И только пять пускай поставят Алле.

Одним из любимых занятий А.С.Пушкина и его приятелей была игра в буриме. Буриме - это стихотворение, написанное на заранее заданные рифмы. Игра, состоящая в написании таких стихотворений.

Я думаю, что все мы с большим удовольствием поиграем сегодня в эту игру, любимую игру А.С.Пушкина. (Всем присутствующим даются рифмы и затем зачитываются варианты написанных стихотворений). Можно выделить наиболее удавшееся стихотворение.

Прощальный вальс. М.Глинка "Вальс-фантазия"

Думаю, что сегодняшняя наша встреча в литературно-художественной гостиной принесла вам много новой и интересной информации о жизни и творчестве А.С.Пушкина, и вы проявите активную читательскую деятельность, направленную на чтение произведений поэта. Желаю приятных встреч с героями литературных произведений А.С.Пушкина.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.