Справочный материал «Техника чтения. Начальные классы»
ФГОС о нормах чтения
Источник: РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Техника чтения
Что понимают под техникой чтения?
Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:
1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста
2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) - скорость (темп), правильность и выразительность чтения.
Осмысленность чтения
предполагает понимание читающим:
значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Правильность чтения
выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает:
замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки по технике чтения
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
•монотонность чтения, отсутствие средств выразительности
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношенияслов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Выразительность чтения
проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико - грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.
Характеристика чтения:
Скорость (темп) чтения
характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.
Показатели по скорости чтения в начальных классах
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|
Входной контроль |
30 – 40 слов |
50 – 60 слов |
70 – 80 слов |
|
I полугодие |
25 – 30 слов |
40 – 50 слов |
60 – 70 слов |
80 – 90 слов |
II полугодие |
30 – 40 слов |
50 – 60 слов |
70 – 80 слов |
90 – 110 слов |
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.
1 класс
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
2 класс
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3 класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
4 класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.
Ольга Владимировна
Федорова Людмила Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна