Справочный материал «Традиции и инновации в начальном образовании»
Пояснительная записка к презентации
Сравнение образовательных программ
УМК «Начальная школа XXI века», УМК «Перспектива»
Образовательная система Эльконина – Давыдова
|
Тип обучения |
Цель |
УМК «Начальная школа XXI века» |
Развивающее обучение |
1.Развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
2.Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности.
3.Формирование готовности к самообразованию.
|
УМК «Перспектива» |
Развивающее обучение
|
Создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться. |
Образовательная система Эльконина – Давыдова |
Развивающее обучение
|
Формирование психологических механизмов учебной деятельности, то есть механизмов, позволяющих ученикам ставить перед собой очередную учебную задачу и находить средства и способы ее решения. Важнейшим условием достижения этой цели является включение в деятельность учащихся понятия, то есть той особой формы знания, в которой фиксируется общий способ построения определенного класса действий с изучаемым объектом. |
|
Принципы развивающего обучения |
УМК «Начальная школа XXI века» |
Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей. Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры. Принцип личностно-ориентированного обучения (то есть сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому работать в присущем ему темпе; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей; создание условий для реализации творческих возможностей школьника). |
УМК «Перспектива» |
Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка. |
Образовательная система Эльконина – Давыдова |
Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде». Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
|
|
Индивидуально-дифференцированный подход |
УМК «Начальная школа XXI века» |
Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей. |
УМК «Перспектива» |
Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика. |
Образовательная система Эльконина – Давыдова |
уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях; изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. перейти на другой тип отношений между учителем и классом, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Этот тип отношений можно назвать кооперационным, когда образовательный процесс строится в коллективно-распределенной деятельности между учителем и учащимися.
|
|
Методы и формы |
УМК «Начальная школа XXI века» |
В процессе обучения широко используются различные формы организации учебного процесса (в первую очередь, групповая). Целенаправленное использование моделирующей деятельности, система игр с правилами. Ролевая игра введена как обязательный компонент уроков по окружающему миру. Деятельность ученика обеспечивает переход с приоритета репродуктивной деятельности на приоритет поисковоисследовательской. Проблемный характер изложения материала. Сотрудничество ученика и учителя при использовании комплекта помогает услышать и понять друг друга. Постоянный диалог рождает сотрудничество |
УМК «Перспектива» |
В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. |
Образовательная система Эльконина – Давыдова |
— содержательный анализ; — содержательное абстрагирование; — действие обобщения; — теоретическое, содержательное обобщение; — восхождение от абстрактного к конкретному — это использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных «конкретных» абстракций; — содержательная рефлексия — поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий; — организация целенаправленной учебной деятельности; — проблемное изложение; — метод учебных задач, похожих на проблемную ситуацию, когда решение ее состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. |