Технологическая карта «Чтение украинской народной сказки "Колосок"»
Технологическая карта НОД
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие,
НОД: художественная литература
Тема: Чтение украинской народной сказки «Колосок»
Возраст: старшая группа
Цель:
учить детей пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, своё отношение к персонажам,
рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию);
развивать умение понимать образное содержание и значение пословиц
Оборудование: текст сказки «Колосок», иллюстрации к сказке, маски мышек и петушка.
Ход НОД
Этап и его задача Организация детей Оборудование | Деятельность и речь воспитателя | Речь и деятельность детей, планируемый результат | ||
Организационный момент - организовать детей на предстоящую работу; Проговаривание чистоговорок - развивать речь, умение правильно произносить звуки Отгадывание загадок - развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. Основной этап Беседа - развивать связную речь, уточнять знания детей о окружающих предметах Чтение сказки - познакомить с новой сказкой, развивать умение внимательно слушать Физминутка «Колоски» - предупреждение возникновения возможного утомления. Беседа - развитие связной речи, учить детей выражать свое отношение к героям сказки, анализировать Пантомимические этюды «Стыд», «Усталость», «Голод» - развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Заключительный - подведение итогов. Инсценировка отрывка сказки -побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации. | Чтение стихотворения: Слушай, маленький народ, Собираемся на сход! Поскорее в круг вставайте И за мною повторяйте! Добрый день всем добрым людям! Мы вам рады, мы вас любим! Очень любим мы людей И больших и малышей! Теперь давайте разбудим наши язычки, подготовим их. Проговорим чистоговорку. Чу-чу-чу – я зерно молочу. Чу-чу-чу – жернова кручу. Чу-чу-чу – муку получу. Ач-ач-ач – испеку калач. Чо-чо-чо – в печке горячо. Ачики-ачики – вкусные калачики. Язык, губы подготовили. А теперь зарядка для ума. Отгадываем загадки. На соломинке - дом, сто ребяток в нём. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нём тогда таких , как я, будет целая семья. Молодцы! Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый. Согласна! У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка От рождения седая мать по имени… Отгадали! Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом. Согласна! Как связаны между собой отгадки? Какую логическую цепочку можно выстроить? Что же появилось сначала, а что потом?) (зерно - колос - мука - хлеб) Правильно. Мы не зря отгадывали загадки, они связаны с украинской сказкой «Колосок», с которой мы с вами сейчас познакомимся! В тексте вам встретятся незнакомые слова: молотить, мельница, молоть. Может из вас кто-нибудь знает, что они означают. Давайте разбираться вместе! Молотить - это значит выбивать зёрна из колоска. Мельница - это здание, где из зёрен мелют муку. Молоть - это перетирать зёрна в муку. Воспитатель читает текст сказки.
Молодцы, садитесь на стульчики. Вопросы по тексту сказки: Что нашёл петушок? Что предложили сделать мышата? Кто обмолотил колосок? Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал? Какую ещё работу выполнял петушок? (Дети перечисляют по порядку всё, что делал петушок. Воспитатель выкладывает иллюстрации к сказке). Что в это время делали Круть и Верть? Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы? Почему голос у мышат становился всё тише после каждого вопроса петушка? (Им было стыдно). Почему? Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола? Этюды: Как бы вы изобразили мышат, когда они узнали, что петушок не угостит их пирогами. Правильно, им стало стыдно. Теперь давайте изобразим петушка, который устал от работы. Сейчас покажите мышат, которые хотят пирожков. Послушайте, я вам ещё раз прочитаю один отрывок из сказки. Только слушайте внимательно, потом вы будете его инсценировать. Воспитатель читает последний диалог со слов: «Испеклись пироги…» На какого героя сказки вы бы хотели быть похожими? Кто вам в сказке не понравился? Почему? С какой сказкой вы сегодня познакомились? Правильно, с украинской народной сказкой «Колосок». | Дети вместе с воспитателем повторяют второе четверостишье, настраиваются на занятие. Выполняют артикуляционное упражнение, проговаривают чистоговорки Отгадывают загадки Зерно Хлеб Мука Колос Рассказывают: Сначала берут зернышко и сажают в землю. Из зернышка вырастает пшеница, созревают колоски. Колоски мелют в муку Из муки выпекают на только пироги, но и хлеб! Разбираются в значении неизвестных слов, запоминают. Слушают сказку. Выполняют упражнения: Петушок нашел пшеничный колосок Мышата предложили колосок обмолотить Петушок Мышата предложили снести зерно на мельницу муки намолоть. Зерно на мельницу отнес петушок. Замесил петушок тесто, натаскал дров, затопил печь, испек пироги. Мышата пели, веселились Дети представляют, что они мышата и им стыдно: голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу. Утирают от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнуты коленки Дети вдыхают запах вкусных пирожков, облизываются, делают круговые движения руками по животу Инсценировка отрывка сказки детьми. |