Урок литературного чтения во 2 классе на тему «Украинская сказка "Колосок"»
Пояснительная записка к презентации
Урок литературного чтения во 2 классе
Автор учитель начальных классов Татарникова В.Н.
Учебник Ефросининой Л.А. ,Вентана –Граф 2012 г.
Форма урока: Театрализованный урок.
Тема урока: Украинская сказка «Колосок»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: создать условия для развития у школьников умений анализировать текст, строить диалог.
Задачи:
- Организовать деятельность обучающихся по открытию нового знания и его применению.
-Вызвать интерес к чтению , придать ему проблемный характер ,что отвечает личностным интересам и потребностям обучающихся.
-Способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения;
-Совершенствовать навык чтения;
-Развивать речь;
-Создать ситуации успеха для каждого ребенка;
-Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.
-Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражении.
-Формировать способность к рефлексии
-Содействовать развитию умения общаться.
Личностные результаты обучения:
- Формирование умения осознавать и определять свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
-формирование уважительного отношения к труду и людям труда -ориентация в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
-формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, --планировать пути решения поставленной проблемы;
-формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД:
-формирование критического мышления;
-формирование умения извлекать информацию, представленную в разных ----формах, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-овладение диалогической;
-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Ход урока.
Психологический настрой
-Ребята, я очень рада встрече с вами. Сегодня в морозный февральский денек нам предстоит узнать много нового, познакомиться с новыми героями произведения. Посмотрите в окно.-Что вы мне хотите сказать? Какой сегодня день?
-Ясный. Морозный день. Ярко светит солнце. От лучей солнышка нам тепло, приятно, поднимается настроение.(помещаю на доске солнышко). А ещё к нам на урок прилетели 3 облачка: одно весёлое, другое равнодушное, а третье грустное. Вам какое больше нравиться? Вот я надеюсь, что в конце урока у вас будет только весёлое настроение.
I этап подготовки к театрализованной постановке(актуализация знаний, цулеполагание, словарная работа, первичное понимание текста, проговаривание во внешней речи, проверки работы по эталону):
Актуализация опорных знаний
-Давайте настроимся на работу. Улыбнёмся друг другу. Так как сегодня на уроке мы будем много читать, подготовим наш речевой аппарат к работе.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Проговорим чистоговорку. (Слайд 1)
Чу-чу-чу – я зерно молочу.
Чу-чу-чу – жернова кручу.
Чу-чу-чу – муку получу.
Ач- ач- ач – испеку калач.
Чо – чо – чо – в печке горячо.
Ачики- ачики – вкусные калачики.
Язык, губы подготовили.
Я думаю . что самое время проверить домашнее задание.
-Вам было необходимо повторить сказки о животных. И сейчас мы поиграем в игру «Угадай-ка»
-Из какой сказки взяты эти строки? Кто сочинил эту сказку?
А теперь зарядка для ума. Отгадываем загадки. (Слайд 2,3,4)
На соломинке – дом, сто ребяток в нём.
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких , как я, будет целая семья.
(зерно)
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый.
(хлеб)
У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени…
(мука)
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом. Согласна!
(колос)
Целеполагание:
1.-Как связаны между собой отгадки? Какую логическую цепочку можно выстроить?
(зерно – колос – мука – хлеб) (слайд 5)
-Правильно. Мы не зря отгадывали загадки, они связаны с темой урока, такое путешествие зёрнышка произошло украинской сказке «Колосок».Кто со чинил эту сказку?(украинский народ) Значит она зарубежная народная. Сказки любят читать все дети Земли. В сказках простые слова превращаются в загадочные. Не вдумаешься в слово не поймёшь смысл произведения, идею, которую хотел донести до нас автор. Я желаю вам быть внимательными , вдумчивыми слушателями и читателями.
2.Словарная работа.
- Я предлагаю послушать внимательно эту сказку.
-Определите своё отношение к произведению. Постарайтесь запомнить слова, которые покажутся непонятными.
Прослушивается аудиокнига «Колосок».
4.Формирование первичных умений.
- Кому понравилась сказка? Почему?
- Какое настроение вызывает у вас сказка? Объясните.
- Какие ещё слова показались непонятными?
Работа со словарём Мишукова Полина. Объяснение слов без словаря.
1.Это «обмолотить»
Работа со словарём Мишукова Полина.
2. Объяснение слов без словаря.
«лапта», «чехарда». (слайд 6, 7, 8)
5.Работа с произведением.
1)коллективное моделирование обложки.
Докажите, что это сказка. (слайд 9 )
Физминутка для глаз(смотрим на солнышко-моргаем, на грустную тучку грустим, на весёлую – улыбаемся)
2)работа с текстом.
Перечитаем начало сказки вслух.
- В каком темпе и с какой интонацией надо читать начало сказки?
-Как звали героев сказки?Почему их так звали? Найдите объяснение в тексте, зачитайте.
- Отметим это в печатной тетради (с. 24 з.1)
- Что однажды нашёл петушок? Прочитайте.
- Как предложили поступить с колоском мышата? Прочитайте.
- Почему молотить пришлось петушку? Найдите объяснение в тексте, зачитайте.
- Давайте проследим по тексту сказки, как развиваются события. (зачитываются отрывки) (Слайд 10 )
-Каким в сказке народ изобразил Петушка?
-Какими изображены мышата?
Сравните:как мышата отвечали в начале и как в конце.
-Почему меняется тон речи?
-Итак, кто же какую работу выполнял? Выполним з.2 в П. т. на с.25.
Игра «Найди лишнее»
(слайд 11)
Петушок Трудолюбивый Хозяйственный Жестокий Строгий Справедливый |
Мышата ленивые совестливые легкомысленные веселые послушные |
Физминутка. По весне поле вспахали, (ладони друг о друга)
Зерном поле засевали. («сеют» пальчиками)
Солнце припекает, (руками «солнце»)
Землю согревает. (руками достают пола)
Высоко поднялись колоски, («колоски» поднимают вверх)
К солнышку тянутся они.
Ветер налетает, (покачивают руками над головой)
Колоски качает.
Вправо пригнулись,
Влево качнулись. (руки вправо, влево)
А как дождичек идёт, (пальцами)
Рожь водицу пьёт и пьёт. (ладони ко рту)
Вот какая нива! (показ)
До чего ж красива!
- Какими в сказке изображены мышата? Укажем ответ в П. т. в з.3.
- Почему петушок не угостил мышат?
- Какова главная мысль сказки?
- Каким вы представляете себе будущее героев?
- Какой вывод для себя вы сделали?
- Какие события последуют дальше?
6.Подготовка к чтению по ролям. Первичное проговаривание во внешней речи.
- Какие пословицы подходят? Закончите пословицы. (слайд 12 )
А сейчас я предлагаю в классе организовать мини- спектакль, для этого нужен режиссёр , человек, который раздаёт роли, актёры(артисты) и автор.
Чтобы приступить к постановке спектакля необходимо убедиться, что мы хорошо запомнили текст , поэтому проведём небольшой экспресс- опрос, чтобы убедиться , что наших знаний достаточно.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону экспресс тест.
Тест экспресс - опрос
1. Какого народа сказка «Колосок»?
а) белорусская б) украинская в) грузинская
2. С кем жил петушок?
а) с собакой б) с кошками в) с мышами
3. Сколько мышей жило вместе с петушком?
а) 2 мыши б) 3 мыши в) 4 мыши
4. Как звали мышей?
а) Круть и Верть б) Курт и Вурт в) Карт и Варт
5. Что нашёл петушок?
а) зерно б) деньги в) мышку
6. Кто молотил зерно?
а) петушок б) мыши в) кошки
7. В чём петушок принёс муку?
а) в мешке б) в сумке в) в рюкзаке
8. Кто месил тесто?
а) мыши б) петушок в) никто
9. Что испёк петушок?
а) пироги б) ватрушки в) булочки
10. Как петушок поступил с пирогами?
а) угостил мышей б) прогнал мышей в) не угостил мышей
-Оцените себя при помощи карточки самоконтроля.
II этап(выбор нужной интонации, проговаривание трудных слов, создание атмосферы для актёрского мастерства-декорации, костюмы символы для героев сказки , чтение сказки по ролям)
- Ну что ж проверка показала, что мы можем приступить ко 2 этапу при постановке спектакля- это выразительное чтение, ведь успех спектакля зависит от того как мы донесём до слушателей, а слушатели у нас сегодня – это наши гости.
1.На доске записаны слова- помощники, которые помогут нам выбрать нужную интонацию голос, чтобы чтение получилось выразительным.
Плавно, спокойно, с радостью, с жалостью, рассудительно, неторопливо, с достоинством, взволнованно
Распределить слова на 2 группы
-_Каким голосом будем читать слова петушка?
-Какой голос выберем для чтения слов мышат в начале и в конце сказки?
2.Труд актёра нелёгкий, очень много приходится работать над речью
Чтение трудных слов (в парах)- проговорил слово по слогам , а потом всё слово.
го-ло-сис-тое- голосистое
при-ни-мал-ся- принимался
ис-то-пи-лась- истопилась
об-мо-ло-тил- обмолотил
по-дож-ди-те- подождите
про-пи-ща-ли- пропищали
3.Чтение по ролям ( в символических театральных костюмах-шапочках)
-Анализируя сказку, мы проследили, как раньше хлеб попадал на стол. А теперь подумайте, как это происходит сейчас.(Слайд 13,14) Почему нужно бережно относиться к хлебу?
- Вы знаете, что Саратовские земли славятся урожаем зерновых ?
( рассказы учащихся о своих наблюдениях о хлеборобах села)
6.Рефлексия. Домашнее задание.
-Какой момент урока вам больше всего понравился, запомнился?
- Что совершенно новое вы узнали на уроке?
-Какой фрагмент урока расскажете родителям?
Представьте себе, что сейчас одно облачко опустится к вам на парту, какое это будет облачко? Почему? А вот как вы думаете кому солнышко улыбается?
-Оцените работу своих товарищей.
Домашнее задание. Творческое задание 4 в П. т. на с. 24.
Чтение сказки с родителями по ролям.
Чтение французской сказки «Волк, улитка и осы» (хрестоматия)
Самоанализ урока по литературному чтению во 2 классе по теме украинская народная сказка «Колосок»
Урок тесно связан с предыдущими темами и опирается на эти знания.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: создать условия для развития у школьников умений самостоятельно анализировать текст сказки, сторить диалог.
Задачи:
- Организовать деятельность обучающихся по открытию нового знания и его применению.
-Вызвать интерес к чтению , придать ему проблемный характер ,что отвечает личностным интересам и потребностям обучающихся.
-Способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения;
-Совершенствовать навык чтения;
-Развивать речь;
-Создать ситуации успеха для каждого ребенка;
-Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.
-Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражении.
-Формировать способность к рефлексии
-Содействовать развитию умения общаться.
Личностные результаты обучения:
-формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
-формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
-формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, -ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
-формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, --планировать пути решения поставленной проблемы;
-формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД:
-формирование критического мышления;
-формирование умения извлекать информацию, представленную в разных ----формах, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-овладение диалогической и монологической речью;
-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Применяемые технологии:
-технология продуктивного чтения;
-технология развития критического мышления через чтение;
-технология деятельного подхода;
Урок включает три основных этапа:
1.Мотивационно- целевой этап включает: орг. момент, актуализацию знаний, прогнозирование, постановку проблемы и открытие новых знаний.
2.Содержательный этап включает :открытие новых знаний, выполнение работы в парах, физкультминутку, создание атмосферы для театрализации прочитанной сказки.
3.Рефлексивный этап включает: итог урока, задание на дом, рефлексию.
На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично- поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы обучения: фронтальная , коллективная, индивидуальная, парная
На первом этапе урока решалась задача: ориентировать и настроить учащихся на предстоящую работу на уроке , организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся через создание учебной проблемы. Использование метапредметных связей помогло определить тему урока, цели . В результате активизировалось внимание учащихся постановкой темы и проблемы работы.
Формируемые УУД личностные , регулятивные, познавательные, т.е. формировались умения самостоятельно выделять ,формулировать познавательную цель урока, проектировать урок, проявлялась познавательная инициатива в учебном сотрудничестве.
На втором этапе урока старалась создать условия для закрепления изученных знаний, обеспечить применение новых знаний в жизни Задача: организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Формируемые УУД: личностные, коммуникативные, познавательные. Формировались способности к самооценке, умения работать в группе.
Задача третьего этапа : организация самооценки учениками собственной деятельности, соотнесение её с целью и результатами. Я считаю, что задачи урока на необходимом уровне были выполнены. Поставленные цели достигнуты. Учащиеся не были перегружены работой, не утомлены. Удержать внимание детей мне помогло использование ИКТ и наглядности. Дети материал усвоили. Отношения между мной и учениками были доброжелательными. На уроке старалась создать атмосферу сотрудничества: учитель- ученик, ученик- ученик. Итог урока подведён. Проведение рефлексии показало, что детям было всё понятно и доступно!
Горбачёва Марина Юрьевна