Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Арт-тренинг "Разноцветье"» (3 класс)

1
0
Материал опубликован 12 February

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Арт-тренинг «Разноцветье»

 

Педагог-психолог

Щебетюк Екатерина Сергеевна

Тип занятия

 

Индивидуальное, коррекционно-развивающее

 

Класс

3А класс для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Цели урока:

образовательная:

 - расширить знания о цветовой палитре (интерактивная развивающая игра «Учим цвета», упражнение «Радуга»)

- учить применять на практике умения, приобретенные на уроках речевой практики (упражнение «Радуга»)

- тренировать навыки логического и образного мышления с применением знаний, полученных на других уроках, через создание мультисреды

- развитие образного мышления и воображения (Упражнение «Цвет моего настроения», релаксация «Воздушный шарик», арт-терапия Эбру) 

воспитательная:

- воспитывать интерес к учебной деятельности через коррекционно-развивающую деятельность с применением интерактивного оборудования

- воспитывать самостоятельность и умение доводить начатое дело до конца через самостоятельное выполнение заданий

коррекционно-развивающая:

- развитие цветового восприятия (интерактивная развивающая игра «Учим цвета», релаксация «Радуга», рисование красками на воде в технике «Эбру», упражнение «Цвет моего настроения»)

- коррекция эмоционального состояния обучающегося (приветствие, арт-терапия, рисование красками «Эбру» по воде, релаксация).

- коррекция и развитие связной устной речи посредством ответа на вопросы через коррекционно-развивающие упражнения, в ходе анализа упражнений и рефлексии.

- коррекция и развитие моторных навыков (точность движений, их скорость, сила, координированность через пальчиковое упражнение «Лайк», рисование красками на воде в технике «Эбру»)

- коррекция и развитие внимания, понятийного мышления, памяти, операций анализа и синтеза через выполнение коррекционно-развивающих упражнений

- коррекция и развитие саморефлексии посредством оценки своего настроения, подведения итогов занятия.

 

Технологии

Коррекционно-развивающие технологии;

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);

Технология разноуровневого обучения;

Здоровьесберегающие технологии.

Межпредметные

связи

С предметными областями:

- ИЗО - изучение цветов, рисование в технике «Эбру».

речевая практика, русский язык, логопедия по развитию устной речи.

 

Планируемый результат

Предметный (ПР):

- научится контролировать точность выполнения заданий

- развитие образного, творческого мышления и воображения

- обучение навыкам релаксации

Личностный (ЛР):

- развитие саморегуляции и самоконтроля

- улучшение эмоционального состояния

- развитие логического мышления

- повышение мотивации к учебной и творческой деятельности

Организация пространства

Ресурсы

(основные, дополнительные)

Кабинет психолога для коррекционно-развивающих занятий. Оборудование: ПК, музыкальные колонки, набор для техники «Эбру».

 


 

Организация деятельности на уроке

 

Этапы урока

Деятельность педагога-психолога

Деятельность обучающегося (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов)

Время

ОРГМОМЕНТ

Приветствие, активизация. Анализ эмоционального состояния обучающегося.

Пальчиковое упражнение «Лайк»

Педагог-психолог: - Здравствуй, Дима! Помнишь какие недавно были праздники? (Ответ обучающегося) Да, Новый год и Рождество! Мы дома и в школе украшали ёлку и она сверкала разноцветными огнями. Помнишь какими?

Понравился ли тебе праздник и хорошее ли было настроение? Если да, то покажи пальчиками лайк, а если нет, то переверни его и получится дизлайк (обучающийся показывает) А какое у тебя настроение сейчас: такое (лайк) или такое (дизлайк)?

Арт-терапевтическое упражнение «Цвет моего настроения»

Педагог-психолог: - А если представить, что твое настроение стало цветным, то какого оно будет цвета? (Ответ обучающегося)

- А какой цвет твой любимый? (ответ обучающегося) Хорошо, спасибо.

Ритуал приветствия, разминка, активизация, анализ. Примерный ответ: Новый год и Рождество.

Примерный ответ: красный, зеленый, синий, желтый.

 

Обучающийся тренирует мелкую моторику, показывая лайк и дизлайк.

Примерный ответ: настроение было хорошим – лайк.

 

Упражнение «Цвет моего настроения»

Разминка, активизация участников, снятие волнения, напряжения, развитие эмоционально-волевой сферы. Обучающийся распознают свое эмоциональное состояние, изучает эмоции, вспоминает цвета, развивают образное мышление.

Примерный ответ: настроение хорошее, синего цвета

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Педагог-психолог вводит обучающегося в тему занятия.

Интерактивное упражнение «Радуга»

Педагог-психолог: - Сегодня наше занятие называется «Разноцветье». Мы с тобой будем изучать цвета спектра – радуги, а также рисовать водными красками в технике Эбру.

- А знаешь ли ты, что радуга состоит из определенных цветов, которые идут по порядку? (ответ обучающегося)

- Давай сейчас посмотрим из каких цветов она состоит. Нажимай на радугу и цвета будут появляться по очереди, друг за другом.

Посмотри внимательно на экран: рядом с нашей радугой стоит охотник и сидит птица фазан. И это не случайно. потому что есть фраза, которая позволяет запомнить цвета спектра – радуги. Давай я расскажу тебе его, а ты постарайся запомнить: каждый охотник желает знать где сидит фазан.

Слово «каждый» – какая первая буква? (ответ обучающегося) Правильно, молодец. А на букву К у нас какой цвет? (ответ обучающегося) Да, красный.

Слово «охотник» – какая первая буква? О, цвет – оранжевый. Желает – первая буква? Цвет? (ответ обучающегося)

Знать – буква? (ответ обучающегося) А цвет? (ответ обучающегося) Молодец! В слове «где» – какая первая буква? (ответ обучающегося) А на букву г какой цвет у нас? (ответ обучающегося) Голубой, правильно!

В слове «сидит» какая первая буква? (ответ обучающегося) С – это цвет? (ответ обучающегося) И последнее слово - «фазан». Первая буква…(ответ обучающегося) и цвет.. (ответ обучающегося). Молодец! Теперь ты понял как можно лучше запомнить цвета радуги по порядку? По этой фразе: каждый охотник желает знать где сидит фазан.

Активизирует внимание, навык активного слушания, коммуникацию, отвечает на вопросы, развивает образное мышление.

 

Интерактивное упражнение «Радуга» (интерактивная развивающая игра)

 

Примерный ответ: нет, не знаю.

Обучающийся нажимает на радугу в интерактивной игре «Учим цвета» на компьютере и называет цвета – развитие познавательной деятельности и когнитивных функций.

 

Примерный ответ: К - красный

О – оранжевый, Ж - желтый, З - зеленый, Г – голубой, С – синий, Ф – фиолетовый.

 

 

 

6 мин

Нейропсихологическое упражнение «Раскрась радугу»

Педагог-психолог: - Запомнил? Давай проверим! Сейчас тебе нужно будет раскрасить радугу по цветам в правильном порядке. Вот тебе набор карандашей и шаблон радуги (педагог-психолог дает карточку). Раскрашивай, а потом сравним все ли ты правильно запомнил.

Нейропсихологическое упражнение «Раскрась радугу»

Обучающийся активно слушает, выполняет упражнение, работает по инструкции. Развитие памяти, внимания, мышления, моторики.

4 мин

Релаксационное дыхательное упражнение «Разноцветный воздушный шарик».

Педагог-психолог: - Молодец, ты хорошо нарисовал радугу и хорошо потрудился! А теперь давай немного отдохнем. Сейчас мы с тобой поиграем в игру "Разноцветный воздушный шарик". Мы будем представлять, что надуваем воздушный шарик. Это очень хорошее у пражнение на дыхание, которое позволяет нам расслабиться и меньше нервничать.

Как ты знаешь, чтобы надуть воздушный шарик нужно глубоко вдохнуть, а затем сделать долгий выдох. Ну-ка, давай с тобой попробуем так подышать. Делаем вдох и длинный выдох. Молодец!

Какого цвета шарик ты бы хотел сейчас надуть? (ответ обучающегося) Давай попробуем еще раз.

- А теперь давай с тобой представим, что наш живот на вдохе будет надуваться как шарик – подышим животом. На вдохе мы будем его надувать, а на выдохе сдувать.

- Чтобы посмотреть как двигается твой животик, ты можешь положить на него руку. Пробуем: вдох (живот надувается), выдох (живот сдувается), и еще раз вдох (живот надувается), выдох (живот сдувается). Молодец! Ты все правильно делал!

Релаксационное дыхательное упражнение.
«Воздушный шарик».

Выполнение инструкции, дыхательное здоровьесберегающее упражнение, упражнение на релаксацию.

 

Обучающийся выполняет дыхательное упражнение, активизирует образное мышление, обучается техникам релаксации.

Примерный ответ: синего.

2 мин

Арт-терапия. Рисование водными красками Эбру

Педагог-психолог: - А теперь пришло время немного порисовать. Сегодня мы с тобой будем рисовать красками по воде – это краски Эбру. Давай наберем воду и достанем краски. Здесь у нас специальный раствор. Капаем с помощью пипетки каждую краску в воду и с помощью шила и специальной кисти создаем различные узоры. (Обучающийся рисует по воде).

- Ну как, нравится? (Ответ обучающегося)

- Мне тоже. у тебя очень хорошо получается!

А теперь берем листок бумаги и аккуратно кладем его на воду, а затем поднимаем (обучающийся опускает листок на воду и вынимает его с помощью педагога-психолога)

Педагог-психолог: - Смотри, какой красивый рисунок у тебя получился! Ты молодец, все хорошо сделал.

Арт-терапия. Рисование водными красками Эбру

Развитие мелкой моторики, арт-терапия, релаксация.

 

Обучающийся рисует водными

красками, развивает творческое мышления и воображение.

Примерный ответ: Да, нравится. Очень красивый рисунок.

4 мин

РЕФЛЕКСИЯ

Педагог-психолог: - Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним что мы сегодня делали?

Понравилось ли тебе занятие? Если понравилось, то покажи лайк, если нет, то дизлайк, а если и понравилось и не понравилось, то помаши рукой. Что понравилось, а что не понравилось на занятии?

Спасибо тебе за оценку и за занятие. До свидания!

 

Рефлексия

Обучающийся отвечает на вопросы, вспоминает пройденное занятие, делает анализ, рассказывает о своем впечатлении, учится распознавать свои эмоции, саморефлексии.

 

1 мин

Список литературы

Интернет-приложение «Учим цвета»

Щебетюк Е.С. Рабочая программа психологической коррекции и развития учеников с интеллектуальными нарушениями «Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы» для 3 класса, 2023.

Шевченко М.А. Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей. – Москва: Издательство АСТ, 2017.

 

6

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации