Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Арт-тренинг "Разноцветье"» (3 класс)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Арт-тренинг «Разноцветье»
Педагог-психолог |
Щебетюк Екатерина Сергеевна |
Тип занятия
|
Индивидуальное, коррекционно-развивающее
|
|||
Класс |
3А класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
|||||
Цели урока: |
образовательная: |
- расширить знания о цветовой палитре (интерактивная развивающая игра «Учим цвета», упражнение «Радуга») - учить применять на практике умения, приобретенные на уроках речевой практики (упражнение «Радуга») - тренировать навыки логического и образного мышления с применением знаний, полученных на других уроках, через создание мультисреды - развитие образного мышления и воображения (Упражнение «Цвет моего настроения», релаксация «Воздушный шарик», арт-терапия Эбру) |
||||
воспитательная: |
- воспитывать интерес к учебной деятельности через коррекционно-развивающую деятельность с применением интерактивного оборудования - воспитывать самостоятельность и умение доводить начатое дело до конца через самостоятельное выполнение заданий |
|||||
коррекционно-развивающая: |
- развитие цветового восприятия (интерактивная развивающая игра «Учим цвета», релаксация «Радуга», рисование красками на воде в технике «Эбру», упражнение «Цвет моего настроения») - коррекция эмоционального состояния обучающегося (приветствие, арт-терапия, рисование красками «Эбру» по воде, релаксация). - коррекция и развитие связной устной речи посредством ответа на вопросы через коррекционно-развивающие упражнения, в ходе анализа упражнений и рефлексии. - коррекция и развитие моторных навыков (точность движений, их скорость, сила, координированность через пальчиковое упражнение «Лайк», рисование красками на воде в технике «Эбру») - коррекция и развитие внимания, понятийного мышления, памяти, операций анализа и синтеза через выполнение коррекционно-развивающих упражнений - коррекция и развитие саморефлексии посредством оценки своего настроения, подведения итогов занятия.
|
|||||
Технологии |
Коррекционно-развивающие технологии; Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ); Технология разноуровневого обучения; Здоровьесберегающие технологии. |
Межпредметные связи |
С предметными областями: - ИЗО - изучение цветов, рисование в технике «Эбру». – речевая практика, русский язык, логопедия по развитию устной речи.
|
|||
Планируемый результат |
||||||
Предметный (ПР): |
- научится контролировать точность выполнения заданий - развитие образного, творческого мышления и воображения - обучение навыкам релаксации |
|||||
Личностный (ЛР): |
- развитие саморегуляции и самоконтроля - улучшение эмоционального состояния - развитие логического мышления - повышение мотивации к учебной и творческой деятельности |
|||||
Организация пространства |
||||||
Ресурсы (основные, дополнительные) |
Кабинет психолога для коррекционно-развивающих занятий. Оборудование: ПК, музыкальные колонки, набор для техники «Эбру».
|
Организация деятельности на уроке |
|
||
Этапы урока |
Деятельность педагога-психолога |
Деятельность обучающегося (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) |
Время |
ОРГМОМЕНТ |
Приветствие, активизация. Анализ эмоционального состояния обучающегося. Пальчиковое упражнение «Лайк» Педагог-психолог: - Здравствуй, Дима! Помнишь какие недавно были праздники? (Ответ обучающегося) Да, Новый год и Рождество! Мы дома и в школе украшали ёлку и она сверкала разноцветными огнями. Помнишь какими? Понравился ли тебе праздник и хорошее ли было настроение? Если да, то покажи пальчиками лайк, а если нет, то переверни его и получится дизлайк (обучающийся показывает) А какое у тебя настроение сейчас: такое (лайк) или такое (дизлайк)? Арт-терапевтическое упражнение «Цвет моего настроения» Педагог-психолог: - А если представить, что твое настроение стало цветным, то какого оно будет цвета? (Ответ обучающегося) - А какой цвет твой любимый? (ответ обучающегося) Хорошо, спасибо. |
Ритуал приветствия, разминка, активизация, анализ. Примерный ответ: Новый год и Рождество. Примерный ответ: красный, зеленый, синий, желтый.
Обучающийся тренирует мелкую моторику, показывая лайк и дизлайк. Примерный ответ: настроение было хорошим – лайк.
Упражнение «Цвет моего настроения» Разминка, активизация участников, снятие волнения, напряжения, развитие эмоционально-волевой сферы. Обучающийся распознают свое эмоциональное состояние, изучает эмоции, вспоминает цвета, развивают образное мышление. Примерный ответ: настроение хорошее, синего цвета |
1 мин
2 мин
|
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
Педагог-психолог вводит обучающегося в тему занятия. Интерактивное упражнение «Радуга» Педагог-психолог: - Сегодня наше занятие называется «Разноцветье». Мы с тобой будем изучать цвета спектра – радуги, а также рисовать водными красками в технике Эбру. - А знаешь ли ты, что радуга состоит из определенных цветов, которые идут по порядку? (ответ обучающегося) - Давай сейчас посмотрим из каких цветов она состоит. Нажимай на радугу и цвета будут появляться по очереди, друг за другом. Посмотри внимательно на экран: рядом с нашей радугой стоит охотник и сидит птица фазан. И это не случайно. потому что есть фраза, которая позволяет запомнить цвета спектра – радуги. Давай я расскажу тебе его, а ты постарайся запомнить: каждый охотник желает знать где сидит фазан. Слово «каждый» – какая первая буква? (ответ обучающегося) Правильно, молодец. А на букву К у нас какой цвет? (ответ обучающегося) Да, красный. Слово «охотник» – какая первая буква? О, цвет – оранжевый. Желает – первая буква? Цвет? (ответ обучающегося) Знать – буква? (ответ обучающегося) А цвет? (ответ обучающегося) Молодец! В слове «где» – какая первая буква? (ответ обучающегося) А на букву г какой цвет у нас? (ответ обучающегося) Голубой, правильно! В слове «сидит» какая первая буква? (ответ обучающегося) С – это цвет? (ответ обучающегося) И последнее слово - «фазан». Первая буква…(ответ обучающегося) и цвет.. (ответ обучающегося). Молодец! Теперь ты понял как можно лучше запомнить цвета радуги по порядку? По этой фразе: каждый охотник желает знать где сидит фазан. |
Активизирует внимание, навык активного слушания, коммуникацию, отвечает на вопросы, развивает образное мышление.
Интерактивное упражнение «Радуга» (интерактивная развивающая игра)
Примерный ответ: нет, не знаю. Обучающийся нажимает на радугу в интерактивной игре «Учим цвета» на компьютере и называет цвета – развитие познавательной деятельности и когнитивных функций.
Примерный ответ: К - красный О – оранжевый, Ж - желтый, З - зеленый, Г – голубой, С – синий, Ф – фиолетовый.
|
6 мин |
Нейропсихологическое упражнение «Раскрась радугу» Педагог-психолог: - Запомнил? Давай проверим! Сейчас тебе нужно будет раскрасить радугу по цветам в правильном порядке. Вот тебе набор карандашей и шаблон радуги (педагог-психолог дает карточку). Раскрашивай, а потом сравним все ли ты правильно запомнил. |
Нейропсихологическое упражнение «Раскрась радугу» Обучающийся активно слушает, выполняет упражнение, работает по инструкции. Развитие памяти, внимания, мышления, моторики. |
4 мин |
|
Релаксационное дыхательное упражнение «Разноцветный воздушный шарик». Педагог-психолог: - Молодец, ты хорошо нарисовал радугу и хорошо потрудился! А теперь давай немного отдохнем. Сейчас мы с тобой поиграем в игру "Разноцветный воздушный шарик". Мы будем представлять, что надуваем воздушный шарик. Это очень хорошее у пражнение на дыхание, которое позволяет нам расслабиться и меньше нервничать. Как ты знаешь, чтобы надуть воздушный шарик нужно глубоко вдохнуть, а затем сделать долгий выдох. Ну-ка, давай с тобой попробуем так подышать. Делаем вдох и длинный выдох. Молодец! Какого цвета шарик ты бы хотел сейчас надуть? (ответ обучающегося) Давай попробуем еще раз. - А теперь давай с тобой представим, что наш живот на вдохе будет надуваться как шарик – подышим животом. На вдохе мы будем его надувать, а на выдохе сдувать. - Чтобы посмотреть как двигается твой животик, ты можешь положить на него руку. Пробуем: вдох (живот надувается), выдох (живот сдувается), и еще раз вдох (живот надувается), выдох (живот сдувается). Молодец! Ты все правильно делал! |
Релаксационное дыхательное упражнение. Выполнение инструкции, дыхательное здоровьесберегающее упражнение, упражнение на релаксацию.
Обучающийся выполняет дыхательное упражнение, активизирует образное мышление, обучается техникам релаксации. Примерный ответ: синего. |
2 мин |
|
Арт-терапия. Рисование водными красками Эбру Педагог-психолог: - А теперь пришло время немного порисовать. Сегодня мы с тобой будем рисовать красками по воде – это краски Эбру. Давай наберем воду и достанем краски. Здесь у нас специальный раствор. Капаем с помощью пипетки каждую краску в воду и с помощью шила и специальной кисти создаем различные узоры. (Обучающийся рисует по воде). - Ну как, нравится? (Ответ обучающегося) - Мне тоже. у тебя очень хорошо получается! А теперь берем листок бумаги и аккуратно кладем его на воду, а затем поднимаем (обучающийся опускает листок на воду и вынимает его с помощью педагога-психолога) Педагог-психолог: - Смотри, какой красивый рисунок у тебя получился! Ты молодец, все хорошо сделал. |
Арт-терапия. Рисование водными красками Эбру Развитие мелкой моторики, арт-терапия, релаксация.
Обучающийся рисует водными красками, развивает творческое мышления и воображение. Примерный ответ: Да, нравится. Очень красивый рисунок. |
4 мин |
|
РЕФЛЕКСИЯ |
Педагог-психолог: - Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним что мы сегодня делали? Понравилось ли тебе занятие? Если понравилось, то покажи лайк, если нет, то дизлайк, а если и понравилось и не понравилось, то помаши рукой. Что понравилось, а что не понравилось на занятии? Спасибо тебе за оценку и за занятие. До свидания!
|
Рефлексия Обучающийся отвечает на вопросы, вспоминает пройденное занятие, делает анализ, рассказывает о своем впечатлении, учится распознавать свои эмоции, саморефлексии.
|
1 мин |
Список литературы
Интернет-приложение «Учим цвета»
Щебетюк Е.С. Рабочая программа психологической коррекции и развития учеников с интеллектуальными нарушениями «Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы» для 3 класса, 2023.
Шевченко М.А. Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей. – Москва: Издательство АСТ, 2017.
6