Материал на проверке

Технологическая карта педагогического мероприятия

0
0
Материал опубликован 30 March в группе

Технологическая карта педагогического мероприятия

Дубовикова Н.Н. Казанцева О.О.для старшей группы.

Дата проведения: 24.03.25.

Тема ОС:

Рисование сувениров с элементами хохломской росписи.

Технология:

«Ситуация» Л.Г. Петерсон.

Культурная практика:

Изобразительная деятельность.

Культурно-смысловой контекст:

Создание игровой атрибутики для сувенирной лавки в рамках сюжетно-ролевой игры «Зоопарк».

Цель:

Формирование умения выполнения декоративных узоров хохломской росписи в изобразительной деятельности.

Задачи:

-выяснить способы верхового письма и фонового письма;

- освоить умение применять цветовую гамму в соответствии с узором;

-отрабатывать навыки мыслительных операций: анализа, сравнения и уподобления;

-проявлять аккуратность в работе;

-воспитывать интерес к культурному наследию своей страны.

Оборудование:

Фотография министра культуры Иркутской области, письмо из министерства культуры.

Схема проекта иркутского зоопарка.

Стилизованные трафареты (ложка, тарелка, блюдо, чашка) для сувениров трех цветов: золотой фон, черный фон, красный фон.

Эмблемы с абривиатурой «ВП» и «ФП»

Посуда с хохломской росписью, акварельные краски, кисти, альбомы, емкость под воду.

Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках. Хохлома. Изделия народных мастеров».

Фонограмма «Круговая пляска», русская народная мелодия, обр. С. Разоренова.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций из серии наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках. Хохлома. Изделия народных мастеров», виртуальная экскурсия «Золотая Хохлома». Рассматривание атрибутов из мини-музея «Народные промыслы». Рассматривание расписной мебели в музыкальном зале.

Создание проекта Иркутского зоопарка.

Разучивание текста и движений пальчиковой гимнастики «Мои пальчики». (Сайкина Е., Фирилеева Ж.

Физкульт-привет минуткам и паузам.- СПб: Детсво -ПРЕСС)

Этапы занятия:

Деятельность педагога. Приемы работы

Деятельность детей

Планируемые результаты

1. Введение в ситуацию:

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию.

Педагог показывает письмо.

Педагог читает письмо сам или просит прочитать ребят:

«Дорогие ребята!

Мне очень понравился ваш проект нового зоопарка в нашем городе. Но в проекте не предусмотрен магазин сувениров.

Большим спросом у иностранных туристов пользуются изделия хохломских мастеров. Нашему городу нужна ваша помощь.

Необходимо подготовить сувениры с хохломской росписью.

С уважением – министр культуры».

Ребята, нужна наша помощь.

Хотите помочь?

Как же мы сможем помочь?

Педагог подводит детей к выводу, что нарисовать сувениры они могут сами.

Педагог предлагает выбрать шаблоны для работы.





Коммуникативная




Проявляют заинтересованность, включаются в образовательную ситуацию










Формулируют «детскую цель» и способы решения проблемы.


Самостоятельно выбирают, что именно будут делать.


2. Актуализация знаний и умений:










3. Затруднение в ситуации:

Дидактические задачи:

1) актуализировать знания детей;

2)тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память.

Дидактическая игра: «Узнай узор»

Педагог располагает иллюстрации с различными видами росписи и предлагает ребятам выбрать те, на которых изображены предметы с хохломской росписью.


Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию поиска для творческого замысла;

2) формировать под руководством педагога опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Педагог обращает внимание детей на то, что хохломские сувениры могут выполняться двумя способами с использованием верхового письма и фонового письма, поэтому необходимо придерживаться этого правила:

-Знаете ли вы, что это такое? А хотели бы знать?







Игровая







Узнают элементы, объясняют свой выбор.









Активно обсуждают, высказывают предположения.



4. Открытие нового знания.


















Дидактические задачи:

1) познакомить детей с новыми способами соединения частей и целого;

2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепления способа получения информации «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»;

Воспитатель: Где мы это можем узнать?

Воспитатель проговаривает с детьми каждое предположение и выбирает вместе с ними оптимальный вариант:

-Ребята, я знаю, эти два способа, я прочитала их вот в этой книге.

Педагог демонстрирует книгу и зачитывает текст.

Вопросы педагога.

Дидактическое упражнение.

Педагог предлагает подумать и разделить выставленные образцы сувениров на две группы:

1- сувениры, выполненные с помощью фонового письма. Эти сувениры необходимо разместить на столе с эмблемой «В.П.»

2-сувениры выполненные с помощью верхового письма. Эти сувениры расположить на столе с эмблемой «Ф.П.»

Пальчиковая гимнастика.

Педагог предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.




Коммуникативная






Познавательно-исследовательская














Двигательная








Дети называют варианты: спросить у того, кто знает, посмотреть в книге, в компьютере, придумать самому.


Дети знакомятся с новым знанием, обсуждают услышанное.





Выполняют задание, опираясь на приобретенные знания.



Выполняют движения в соответствии с текстом.

5. Закрепление и включение в систему знаний

Дидактические задачи:

1) освоить новые способы верхового и фонового

Письма;

2) закрепить навыки в изобразительной деятельности.

Создание продукта.

Воспитатель предлагает приступить к изготовлению сувениров, выбрав для работы трафарет по своему желанию.






Изобразительная деятельность.






Дети делают поделки по подгруппам.


6. Рефлексия познавательной деятельности

Дидактические задачи:

1)провести рефлексию деятельности на занятии;

2)создание ситуации успеха.

Вопросы педагога:

-Смогли мы помочь нашему зоопарку? Как мы помогли? Что нам в этом помогло? Что вам больше понравилось? Что было трудным?

Где нам смогут пригодиться наши сувениры и поделки?

Танцевальная минутка.

Педагог включает музыкальную фонограмму «Круговой пляски»:

-Делу - время, потехе - час.

Переход в другую деятельность.




Коммуникативная




Дети делятся впечатлениями. Рассказывают о своем выборе объекта деятельности.

Проговаривают способ, который помог справиться с проблемой.

Предлагают использовать поделки в игре.

Музыкально-ритмические импровизированные движения, передающие эмоциональный подъем удовлетворения от создания продукта.



Комментарии к сценарию Литература:

1. От рождения и до школы. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 5-6 лет/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.

2. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками.2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2015.- 128 с.

3. Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 Г.-112 С.

5. Куцакова Л.В. Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.( с.60-61).

Анализ педагогического мероприятия


Конспект занятия подготовлен для детей старшей по тематической неделе «Зоопарк».

Занятие разработано в рамках технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон.

Игровая мотивация, осуществленная в начале занятия, обеспечила активное включение детей в ситуацию. Удачной находкой послужили варианты помощи при открытии зоопарка. Дети получили возможность выбора «детской цели», которая оказалась приемлемой для реализации в процессе изобразительной деятельности. На этапе актуализации знаний использовались репродуктивные методы, которые помогли уточнить и актуализировать знания об особенностях внешнего вида хохломских сувениров.

На этапе «Открытие нового знания», в соответствии с технологией дети подводятся к выбору решения о разных способах преодоления затруднения, закрепляем способ «если что-нибудь не знаешь, можно спросить у того, кто знает», используя информационно-рецептивный метод, знакомим детей с новыми знаниями.

На этапе «Включение нового знания в систему знаний» используется репродуктивный метод, который позволяет закрепить полученный опыт и знания. Во время изготовления сувениров дети получили возможность творческой импровизации в оформлении трафаретов.

Рефлексия, проведенная в конце занятия, обеспечила формирование первичного опыта осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к творческой деятельности. Дети получили возможность прикоснуться к народной культуре своей страны, расширили свои знания, реализовали свои устремления на оказание действенной помощи.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.