Технологическая карта педагогического мероприятия Дубовикова Н.Н. Казанцева О.О.для старшей группы. Дата проведения: 24.03.25. |
Тема ОС: | Рисование сувениров с элементами хохломской росписи. |
Технология: | «Ситуация» Л.Г. Петерсон. |
Культурная практика: | Изобразительная деятельность. |
Культурно-смысловой контекст: | Создание игровой атрибутики для сувенирной лавки в рамках сюжетно-ролевой игры «Зоопарк». |
Цель: | Формирование умения выполнения декоративных узоров хохломской росписи в изобразительной деятельности. |
Задачи: | -выяснить способы верхового письма и фонового письма; - освоить умение применять цветовую гамму в соответствии с узором; -отрабатывать навыки мыслительных операций: анализа, сравнения и уподобления; -проявлять аккуратность в работе; -воспитывать интерес к культурному наследию своей страны. |
Оборудование: | Фотография министра культуры Иркутской области, письмо из министерства культуры. Схема проекта иркутского зоопарка. Стилизованные трафареты (ложка, тарелка, блюдо, чашка) для сувениров трех цветов: золотой фон, черный фон, красный фон. Эмблемы с абривиатурой «ВП» и «ФП» Посуда с хохломской росписью, акварельные краски, кисти, альбомы, емкость под воду. Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках. Хохлома. Изделия народных мастеров». Фонограмма «Круговая пляска», русская народная мелодия, обр. С. Разоренова. |
Предварительная работа: | Рассматривание иллюстраций из серии наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках. Хохлома. Изделия народных мастеров», виртуальная экскурсия «Золотая Хохлома». Рассматривание атрибутов из мини-музея «Народные промыслы». Рассматривание расписной мебели в музыкальном зале. Создание проекта Иркутского зоопарка. Разучивание текста и движений пальчиковой гимнастики «Мои пальчики». (Сайкина Е., Фирилеева Ж. Физкульт-привет минуткам и паузам.- СПб: Детсво -ПРЕСС) |
Этапы занятия: | Деятельность педагога. Приемы работы | Деятельность детей | Планируемые результаты |
1. Введение в ситуацию: | Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию. Педагог показывает письмо. Педагог читает письмо сам или просит прочитать ребят: «Дорогие ребята! Мне очень понравился ваш проект нового зоопарка в нашем городе. Но в проекте не предусмотрен магазин сувениров. Большим спросом у иностранных туристов пользуются изделия хохломских мастеров. Нашему городу нужна ваша помощь. Необходимо подготовить сувениры с хохломской росписью. С уважением – министр культуры». Ребята, нужна наша помощь. Хотите помочь? Как же мы сможем помочь? Педагог подводит детей к выводу, что нарисовать сувениры они могут сами. Педагог предлагает выбрать шаблоны для работы.
|
Коммуникативная |
Проявляют заинтересованность, включаются в образовательную ситуацию
Формулируют «детскую цель» и способы решения проблемы.
Самостоятельно выбирают, что именно будут делать.
|
2. Актуализация знаний и умений:
3. Затруднение в ситуации: | Дидактические задачи: 1) актуализировать знания детей; 2)тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память. Дидактическая игра: «Узнай узор» Педагог располагает иллюстрации с различными видами росписи и предлагает ребятам выбрать те, на которых изображены предметы с хохломской росписью.
Дидактические задачи: 1) создать мотивационную ситуацию поиска для творческого замысла; 2) формировать под руководством педагога опыт фиксации затруднения и понимания его причины. Педагог обращает внимание детей на то, что хохломские сувениры могут выполняться двумя способами с использованием верхового письма и фонового письма, поэтому необходимо придерживаться этого правила: -Знаете ли вы, что это такое? А хотели бы знать?
|
Игровая |
Узнают элементы, объясняют свой выбор.
Активно обсуждают, высказывают предположения.
|
4. Открытие нового знания.
| Дидактические задачи: 1) познакомить детей с новыми способами соединения частей и целого; 2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепления способа получения информации «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»; Воспитатель: Где мы это можем узнать? Воспитатель проговаривает с детьми каждое предположение и выбирает вместе с ними оптимальный вариант: -Ребята, я знаю, эти два способа, я прочитала их вот в этой книге. Педагог демонстрирует книгу и зачитывает текст. Вопросы педагога. Дидактическое упражнение. Педагог предлагает подумать и разделить выставленные образцы сувениров на две группы: 1- сувениры, выполненные с помощью фонового письма. Эти сувениры необходимо разместить на столе с эмблемой «В.П.» 2-сувениры выполненные с помощью верхового письма. Эти сувениры расположить на столе с эмблемой «Ф.П.» Пальчиковая гимнастика. Педагог предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.
|
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Двигательная |
Дети называют варианты: спросить у того, кто знает, посмотреть в книге, в компьютере, придумать самому.
Дети знакомятся с новым знанием, обсуждают услышанное.
Выполняют задание, опираясь на приобретенные знания.
Выполняют движения в соответствии с текстом. |
5. Закрепление и включение в систему знаний | Дидактические задачи: 1) освоить новые способы верхового и фонового Письма; 2) закрепить навыки в изобразительной деятельности. Создание продукта. Воспитатель предлагает приступить к изготовлению сувениров, выбрав для работы трафарет по своему желанию. |
Изобразительная деятельность. |
Дети делают поделки по подгруппам.
|
6. Рефлексия познавательной деятельности | Дидактические задачи: 1)провести рефлексию деятельности на занятии; 2)создание ситуации успеха. Вопросы педагога: -Смогли мы помочь нашему зоопарку? Как мы помогли? Что нам в этом помогло? Что вам больше понравилось? Что было трудным? Где нам смогут пригодиться наши сувениры и поделки? Танцевальная минутка. Педагог включает музыкальную фонограмму «Круговой пляски»: -Делу - время, потехе - час. Переход в другую деятельность. |
Коммуникативная |
Дети делятся впечатлениями. Рассказывают о своем выборе объекта деятельности. Проговаривают способ, который помог справиться с проблемой. Предлагают использовать поделки в игре. Музыкально-ритмические импровизированные движения, передающие эмоциональный подъем удовлетворения от создания продукта. |
Комментарии к сценарию Литература:
1. От рождения и до школы. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 5-6 лет/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
2. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками.2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2015.- 128 с.
3. Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 Г.-112 С.
5. Куцакова Л.В. Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.( с.60-61).
Анализ педагогического мероприятия
Конспект занятия подготовлен для детей старшей по тематической неделе «Зоопарк».
Занятие разработано в рамках технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон.
Игровая мотивация, осуществленная в начале занятия, обеспечила активное включение детей в ситуацию. Удачной находкой послужили варианты помощи при открытии зоопарка. Дети получили возможность выбора «детской цели», которая оказалась приемлемой для реализации в процессе изобразительной деятельности. На этапе актуализации знаний использовались репродуктивные методы, которые помогли уточнить и актуализировать знания об особенностях внешнего вида хохломских сувениров.
На этапе «Открытие нового знания», в соответствии с технологией дети подводятся к выбору решения о разных способах преодоления затруднения, закрепляем способ «если что-нибудь не знаешь, можно спросить у того, кто знает», используя информационно-рецептивный метод, знакомим детей с новыми знаниями.
На этапе «Включение нового знания в систему знаний» используется репродуктивный метод, который позволяет закрепить полученный опыт и знания. Во время изготовления сувениров дети получили возможность творческой импровизации в оформлении трафаретов.
Рефлексия, проведенная в конце занятия, обеспечила формирование первичного опыта осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к творческой деятельности. Дети получили возможность прикоснуться к народной культуре своей страны, расширили свои знания, реализовали свои устремления на оказание действенной помощи.