12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акентьева Елена Ивановна39
Стаж работы - 40 лет. учитель высшей категории. Мой принцип - не навреди...
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
3

Технологическая карта учебного занятия на тему «А.С. Пушкин "Евгений Онегин" в зеркале русской критики»

Технологическая карта учебного занятия по теме «А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале русской критики»

 

Тип урока: открытия новых знаний

Планируемые результаты :

Предметные: учащиеся знают и  комментируют отзывы современников А. С. Пушкина и критиков ХIХ в. о романе «Евгений Онегин» и  его героях, основные положения работы В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» и Д. И. Писарева «Пушкин и Белинский», сопоставляют различные точки зрения и вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой, понимают ключевые проблемы изученного материала, понимают связь литературного произведения с эпохой, умеют анализировать, сопоставлять, извлекать информацию, обобщать.

Метапредметные: учащиеся смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей; смогут слушать собеседника и вести диалог, работать в парах, находить информацию в тексте, демонстрировать навыки владения устной и письменной речью; овладеют основами самоконтроля и самооценки; приобретут умения систематизировать, овладеют основами осуществления осознанного выбора в учебной ситуации

Личностные: учащиеся приобретут мотивацию на формирование положительных морально – нравственных качеств личности; смогут продемонстрировать навыки сотрудничества со  сверстниками в разных ситуациях, научатся чувствовать красоту и выразительность речи; проявят стремление к совершенствованию собственной речи.

Средства обучения: учебник, карточки, компьютер, проектор

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Характеристика этапов урока: 

 

Название, содержание и цель этапа урока1

Деятельность педагога2

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель:

подготовить к мыслительной

деятельности и продуктивной работе

на уроке

Вступительное слово учителя

«Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на нашем уроке!»

Приветствует обучающихся, создает эмоциональный и деловой настрой для работы, проверяет подготовленность обучающихся.

Просит записать число урока в тетради.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, показывают свою готовность.

Записывают дату урока в тетради.

 

 

Проверка домашнего задания

Цель: проверить уровень усвоенного материала

Дает проверочную работу, предлагает сделать взаимопроверку

 

Обсуждает результаты и спорные вопросы

Дети выполняют, обмениваются работами, проверяют друг друга

Принимают участие в обсуждении

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников

Цель: способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи и обсуждению проекта ее решения

 

 

Использует прием «Ассоциативный куст», предлагая подобрать слова к словосочетанию

« критическая статья»

 

Учитель обобщает

Критическая статья  — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, её темы, идейного содержания, языка и стиля. Она позволяет расширить, углубить наше представление о произведении силою таланта критикующего.

 

Постановка учителем проблемного вопроса (создание проблемной ситуации):

 

- Все ли произведения выдерживают критику, и если нет, то почему?

 

После ответов учащихся учитель

Выразительно читает слова на слайде.

«Прикосновения критики боится только то, что гнило, что, как египетская мумия, распадается в прах от движения воздуха. Живая идея, как свежий цветок от дождя, крепнет и разрастается, выдерживая пробу скептицизма. Перед заклинанием трезвого анализа исчезают только призраки, а существующие предметы, подвергнутые этому испытанию, доказывают действенность своего существования».

Д. Писарев

 

 

 

Предлагает ответить на вопрос:

- Как вы понимаете слова Д.И.Писарева «…доказывают действенность своего существования»?

- Роман Пушкина «доказывает действенность своего существования»?

 

 

 

 

- Сформулируйте тему и цели урока.

 

 

Учитель конкретизирует и предлагает записать в тетрадь. Роман «Евгений Онегин» в зеркале русской критики.

Учитель:

- Как вы думаете, однозначно ли оценивали роман современники и русские критики?

 

 

 

 

 

 

Учащиеся называют слова ,например: оценка, анализ, критика, разбор, спор и т.д.

Учащиеся по опорным словам пытаются дать определение , что такое критическая статья.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают.

Примеры ответов:

- Нет, не все. Есть не -интересные произведения. Они оторваны от реальной жизни.

- Некоторые произведения не оставляют ничего в душе.

- Произведения, в которых все понятно, меня не привлекают.

 

Учащиеся высказывая свои мнения и опираясь на высказывание Д.Писарева, должны прийти к пониманию, что далеко не все произведения выдерживают критику , а только те, которые несмотря на противоречивые мнения, порой злые выпады, остаются интересными и необходимыми для размышлений о жизни, о себе.

 

Ответы учащихся:

- Да, конечно. Ведь даже среди нас разное отношение к героям.

- «Евгений Онегин» написан давно, но в герое я нахожу иногда себя. Роман современный, живой.

 

Формулируют тему урока.

Примерные ответы детей:

- Критики о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

- Спор вокруг романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

 

 

 

 

 

 

Изучение новых знаний

Решение проблемы

Приводит к «открытию» новых знаний, которое является результатом активной деятельности детей.

Цель: организовать деятельность обучающихся пo изучению новой темы, обеспечить восприятие и осмысление нового материала обучающимися 

Задача: совместно с учениками найти решение проблемного вопроса и применить полученные знания на практике

Помогает найти проблему и определить цель урока

 

- Какую цель мы поставим , чтобы раскрыть тему урока?

- Какие задачи должны решить?

 

 

 

Учитель и учащиеся, которым было дано индивидуальное задание, представляют материал в словесной форме с использование информационных технологий ( презентация).

 

 

 

Предлагает познакомиться с оценкой романа Е.Б.Баратынским, Д.И.Писаревым, Ф.М.Достоевским.

 

 

 

 

Формулируют цель и учебные задачи урока. Прогнозируют примерный ход учебной деятельности:

- познакомиться с современниками и русскими критиками, которые дали оценку роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;

- прочитать отрывки статей;

- сравнить оценки критиков;

- выразить свою точку зрения на оценку критиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовленные заранее учащиеся, используя презентации, рассказывают, выразительно зачитают цитаты из статей Е.Б.Баратынского, Д.И.Писарева, Ф.М.Достоевского.

 

Учащиеся слушают, осознают возможность разных трактовок произведения

 

 

Первичная проверка понимания изученного

 

Цель: выяснить степень усвоения обучающимися материала, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся.

 

 

Организует исследовательскую деятельность

 

Кто из критиков наиболее резко отозвался о романе «Евгений Онегин»?

В чём причины его отрицательных оценок:
- в непонимании сущности героев;
- в стремлении к отрицанию авторитетов;
- в обусловленности взглядов критика другим историческим временем;
- в другой причине?

Обоснуйте свой ответ

 

Корректирует, направляет.

Учитель:

Литература о «Евгении Онегине» поистине необозрима и противоречива. Сегодня мы коснёмся лишь некоторых основных направлений в осмыслении романа на основе фрагментов статей В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» и Д. И. Писарева «Пушкин и Белинский».
 

 

Исследуют статьи, участвуют в аналитической беседе, высказывают свое мнение, приводят подтверждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают названия статей

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

 

Цель: обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы пo новому материалу,

Помочь обучающимся в систематизации новых знаний.

 

Организует самостоятельную работу, используя прием «Совместный проект»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся делятся на группы и готовятся к защите.

Задания для 1 группы

1.«Онегин», — утверждал Белинский, — есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии…» Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность.

2.Общеизвестна формула: «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни». Попытайтесь доказать правоту этого утверждения Белинского

Задания для 2 группы

1.Д.И.Писарев утверждал: «Отношения Пушкина к… явлениям жизни …пристрастны, его понятия о потребностях и о нравственных обязанностях человека… смутны и неправильны…» Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность.

2. Пушкин - «легкомысленный певец красоты» и его место «не на письменном столе

Современного работника, а в пыльном

Кабинете антиквара.» Попытайтесь доказать или опровергнуть правоту этого утверждения Писарева.

Задания для 3 группы

1. Белинский называет Татьяну любимым персонажем Пушкина. Сам критик считает ее исключением из всех русских барышень, которые мечтают только о женихах. Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность.

Задания для 4 группы

1. «Она ничего не любит… ни о чём не думает, а просто живёт со дня на день, подчиняясь заведённому порядку», - пишет о Татьяне Писарев. Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность.

Задания для 5 группы

1. «Онегин не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причёсанный по столичной моде 20-х годов…» Если вы согласны с этим суждением Писарева , попробуйте доказать его верность.

Задания для 6 группы

1. Критик В. Г. Белинский называет Онегина «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». Как вы понимаете эту оценку героя романа?

 

 

Контроль и самоконтроль, коррекция

 

Цель: выяснить степень усвоения обучающимися материала, помочь обучающимся в освоении приемов проверки правильности выполнения работы и оценки выполненного, организация самоконтроля.

 

Организует защиту проекта

 

 

 

 

 

Предлагает метод «Пресс»: в сжатой форме высказать свое мнение о проекте, используя: «Я считаю ....» или объяснить основы своей мысли: «Поскольку ...»

 

Учитель

задает вопрос:

- Чем была вызвана столь оживленная полемика вокруг романа « Евгений Онегин»?

Корректирует (полемика связана с образом Онегина) и предлагает обратиться к разделу учебника «Опыт литературоведческого исследования» и провести имитирующий спор критиков
В. Г. Белинского и

Д. И. Писарева, данные в «Рабочей книге…»

В. В. Голубкова.

 

Учитель , используя прием «Да - нет», предлагает ответить на вопрос:

- какое мнение критика вы поддерживаете?

Да +

Нет -
 

Предлагает самостоятельно проанализировать результаты работы и сделать для себя выводы.

Лидер группы защищает, остальные учащиеся слушают, оценивают работу группы, фиксирует в тетради возникшие вопросы.

 

Высказывают свое мнение, объясняют основы своей мысли

 

 

 

 

Предполагают, отвечают

 

 

Двое юношей ( в роли Белинского и Писарева ) читают вслух по очереди цитаты - высказывания о характере и личности Онегина.

Остальные работают индивидуально в тетради.

В таблице «Взгляд Белинского», «Взгляд Писарева» отмечают «Да – нет»

 

Обучающие считают плюсы и минусы.

Подведение итогов урока, рефлексия

Подведение итогов учебного занятия; мобилизация обучающихся на рефлексию.

Цель:

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся принципов саморерегуляции и сотрудничества; задать и прокомментировать домашнее задание.

 

Предлагает учащимся метод «Микрофон»: высказать свою точку зрения по принципу значимости / незначимости урока и оценить свою деятельность: доволен/не доволен

Домашнее задание: подготовиться с сочинению. Сформулировать 3 темы , используя прием «Толстые вопросы»

По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон», обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

 


 


 


 

1

2

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.