Технологическая карта учебного занятия на тему «А.С. Пушкин "Евгений Онегин" в зеркале русской критики»
Технологическая карта учебного занятия по теме «А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале русской критики»
Тип урока: открытия новых знаний
Планируемые результаты :
Предметные: учащиеся знают и комментируют отзывы современников А. С. Пушкина и критиков ХIХ в. о романе «Евгений Онегин» и его героях, основные положения работы В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» и Д. И. Писарева «Пушкин и Белинский», сопоставляют различные точки зрения и вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой, понимают ключевые проблемы изученного материала, понимают связь литературного произведения с эпохой, умеют анализировать, сопоставлять, извлекать информацию, обобщать.
Метапредметные: учащиеся смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей; смогут слушать собеседника и вести диалог, работать в парах, находить информацию в тексте, демонстрировать навыки владения устной и письменной речью; овладеют основами самоконтроля и самооценки; приобретут умения систематизировать, овладеют основами осуществления осознанного выбора в учебной ситуации
Личностные: учащиеся приобретут мотивацию на формирование положительных морально – нравственных качеств личности; смогут продемонстрировать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, научатся чувствовать красоту и выразительность речи; проявят стремление к совершенствованию собственной речи.
Средства обучения: учебник, карточки, компьютер, проектор
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока1 |
Деятельность педагога2 |
Деятельность учащихся |
Организационный момент Цель: подготовить к мыслительной деятельности и продуктивной работе на уроке |
Вступительное слово учителя «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на нашем уроке!» Приветствует обучающихся, создает эмоциональный и деловой настрой для работы, проверяет подготовленность обучающихся. Просит записать число урока в тетради. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу, показывают свою готовность. Записывают дату урока в тетради.
|
Проверка домашнего задания Цель: проверить уровень усвоенного материала |
Дает проверочную работу, предлагает сделать взаимопроверку
Обсуждает результаты и спорные вопросы |
Дети выполняют, обмениваются работами, проверяют друг друга Принимают участие в обсуждении |
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников Цель: способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи и обсуждению проекта ее решения
|
Использует прием «Ассоциативный куст», предлагая подобрать слова к словосочетанию « критическая статья»
Учитель обобщает Критическая статья — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, её темы, идейного содержания, языка и стиля. Она позволяет расширить, углубить наше представление о произведении силою таланта критикующего.
Постановка учителем проблемного вопроса (создание проблемной ситуации):
- Все ли произведения выдерживают критику, и если нет, то почему?
После ответов учащихся учитель Выразительно читает слова на слайде. «Прикосновения критики боится только то, что гнило, что, как египетская мумия, распадается в прах от движения воздуха. Живая идея, как свежий цветок от дождя, крепнет и разрастается, выдерживая пробу скептицизма. Перед заклинанием трезвого анализа исчезают только призраки, а существующие предметы, подвергнутые этому испытанию, доказывают действенность своего существования». Д. Писарев
Предлагает ответить на вопрос: - Как вы понимаете слова Д.И.Писарева «…доказывают действенность своего существования»? - Роман Пушкина «доказывает действенность своего существования»?
- Сформулируйте тему и цели урока.
Учитель конкретизирует и предлагает записать в тетрадь. Роман «Евгений Онегин» в зеркале русской критики. Учитель: - Как вы думаете, однозначно ли оценивали роман современники и русские критики?
|
Учащиеся называют слова ,например: оценка, анализ, критика, разбор, спор и т.д. Учащиеся по опорным словам пытаются дать определение , что такое критическая статья.
Учащиеся отвечают. Примеры ответов: - Нет, не все. Есть не -интересные произведения. Они оторваны от реальной жизни. - Некоторые произведения не оставляют ничего в душе. - Произведения, в которых все понятно, меня не привлекают.
Учащиеся высказывая свои мнения и опираясь на высказывание Д.Писарева, должны прийти к пониманию, что далеко не все произведения выдерживают критику , а только те, которые несмотря на противоречивые мнения, порой злые выпады, остаются интересными и необходимыми для размышлений о жизни, о себе.
Ответы учащихся: - Да, конечно. Ведь даже среди нас разное отношение к героям. - «Евгений Онегин» написан давно, но в герое я нахожу иногда себя. Роман современный, живой.
Формулируют тему урока. Примерные ответы детей: - Критики о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». - Спор вокруг романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
|
Изучение новых знаний Решение проблемы Приводит к «открытию» новых знаний, которое является результатом активной деятельности детей. Цель: организовать деятельность обучающихся пo изучению новой темы, обеспечить восприятие и осмысление нового материала обучающимися |
Задача: совместно с учениками найти решение проблемного вопроса и применить полученные знания на практике Помогает найти проблему и определить цель урока
- Какую цель мы поставим , чтобы раскрыть тему урока? - Какие задачи должны решить?
Учитель и учащиеся, которым было дано индивидуальное задание, представляют материал в словесной форме с использование информационных технологий ( презентация).
Предлагает познакомиться с оценкой романа Е.Б.Баратынским, Д.И.Писаревым, Ф.М.Достоевским.
|
Формулируют цель и учебные задачи урока. Прогнозируют примерный ход учебной деятельности: - познакомиться с современниками и русскими критиками, которые дали оценку роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; - прочитать отрывки статей; - сравнить оценки критиков; - выразить свою точку зрения на оценку критиков.
Подготовленные заранее учащиеся, используя презентации, рассказывают, выразительно зачитают цитаты из статей Е.Б.Баратынского, Д.И.Писарева, Ф.М.Достоевского.
Учащиеся слушают, осознают возможность разных трактовок произведения
|
Первичная проверка понимания изученного
Цель: выяснить степень усвоения обучающимися материала, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся.
|
Организует исследовательскую деятельность
Кто из критиков наиболее резко отозвался о романе «Евгений Онегин»? Обоснуйте свой ответ
Корректирует, направляет. Учитель: Литература о «Евгении Онегине» поистине необозрима и противоречива. Сегодня мы коснёмся лишь некоторых основных направлений в осмыслении романа на основе фрагментов статей В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» и Д. И. Писарева «Пушкин и Белинский».
|
Исследуют статьи, участвуют в аналитической беседе, высказывают свое мнение, приводят подтверждения
Записывают названия статей |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация
Цель: обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы пo новому материалу, Помочь обучающимся в систематизации новых знаний.
|
Организует самостоятельную работу, используя прием «Совместный проект»
|
Обучающиеся делятся на группы и готовятся к защите. Задания для 1 группы 1.«Онегин», — утверждал Белинский, — есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии…» Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность. 2.Общеизвестна формула: «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни». Попытайтесь доказать правоту этого утверждения Белинского Задания для 2 группы 1.Д.И.Писарев утверждал: «Отношения Пушкина к… явлениям жизни …пристрастны, его понятия о потребностях и о нравственных обязанностях человека… смутны и неправильны…» Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность. 2. Пушкин - «легкомысленный певец красоты» и его место «не на письменном столе Современного работника, а в пыльном Кабинете антиквара.» Попытайтесь доказать или опровергнуть правоту этого утверждения Писарева. Задания для 3 группы 1. Белинский называет Татьяну любимым персонажем Пушкина. Сам критик считает ее исключением из всех русских барышень, которые мечтают только о женихах. Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность. Задания для 4 группы 1. «Она ничего не любит… ни о чём не думает, а просто живёт со дня на день, подчиняясь заведённому порядку», - пишет о Татьяне Писарев. Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность. Задания для 5 группы 1. «Онегин не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причёсанный по столичной моде 20-х годов…» Если вы согласны с этим суждением Писарева , попробуйте доказать его верность. Задания для 6 группы 1. Критик В. Г. Белинский называет Онегина «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». Как вы понимаете эту оценку героя романа?
|
Контроль и самоконтроль, коррекция
Цель: выяснить степень усвоения обучающимися материала, помочь обучающимся в освоении приемов проверки правильности выполнения работы и оценки выполненного, организация самоконтроля.
|
Организует защиту проекта
Предлагает метод «Пресс»: в сжатой форме высказать свое мнение о проекте, используя: «Я считаю ....» или объяснить основы своей мысли: «Поскольку ...»
Учитель задает вопрос: - Чем была вызвана столь оживленная полемика вокруг романа « Евгений Онегин»? Корректирует (полемика связана с образом Онегина) и предлагает обратиться к разделу учебника «Опыт литературоведческого исследования» и провести имитирующий спор критиков Д. И. Писарева, данные в «Рабочей книге…» В. В. Голубкова.
Учитель , используя прием «Да - нет», предлагает ответить на вопрос: - какое мнение критика вы поддерживаете? Да + Нет - Предлагает самостоятельно проанализировать результаты работы и сделать для себя выводы. |
Лидер группы защищает, остальные учащиеся слушают, оценивают работу группы, фиксирует в тетради возникшие вопросы.
Высказывают свое мнение, объясняют основы своей мысли
Предполагают, отвечают
Двое юношей ( в роли Белинского и Писарева ) читают вслух по очереди цитаты - высказывания о характере и личности Онегина. Остальные работают индивидуально в тетради. В таблице «Взгляд Белинского», «Взгляд Писарева» отмечают «Да – нет»
Обучающие считают плюсы и минусы. |
Подведение итогов урока, рефлексия Подведение итогов учебного занятия; мобилизация обучающихся на рефлексию. Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся принципов саморерегуляции и сотрудничества; задать и прокомментировать домашнее задание.
|
Предлагает учащимся метод «Микрофон»: высказать свою точку зрения по принципу значимости / незначимости урока и оценить свою деятельность: доволен/не доволен Домашнее задание: подготовиться с сочинению. Сформулировать 3 темы , используя прием «Толстые вопросы» |
По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон», обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
|