Технологическая карта урока по теме «Распространение плодов и семян» (6 класс)
Технологическая карта урока по теме «Распространение плодов и семян» 6 класс
РАЗРАБОТЧИК
ФИО разработчика |
Коврова Татьяна Владимировна |
Место работы |
МБОУ СОШ №2 го Большой Камень Приморский край |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс: |
6 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) |
Темя «Семя» |
Тема урока |
Распространение плодов и семян |
Уровень изучения |
Базовый уровень |
Тип урока: |
комбинированный урок |
Планируемые результаты: |
|
Личностные Формирование коммуникативной компетентности в общении между собой в парах, в группах и в сотрудничестве со взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование представления о целостности научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; формирование основ биологической культуры, соответствующей современному уровню развития естественной науки на глобальном уровне |
|
Метапредметные Формирование умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать связи между различными явлениями, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умения оценивать свои действия и действия других; умения критически оценивать высказывания других и свои собственные; умения логически мыслить, устанавливать причинно-следственную связь между различными явлениями окружающей действительности; умения анализировать информацию, выделять главное и второстепенное, сравнивать между собой определённые факты, находить черты сходства и отличия |
|
Предметные Продолжить формирование умения определять основные органы растений (плод, семя); формирование умения объяснять особенности строения плодов, определять причины их многообразия и роль в жизнедеятельности растения; формирование умения различать плоды по способу их распространения; формирование умения определять взаимосвязи строения и функций органов растений |
|
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Плод, семя, околоплодник, крылатка, парашютик, зацепка, саморазбрасывание |
|
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Закрепить понятия плод и семя; изучить основные способы распространения плодов и семян; определить значение распространения для растений Развивать умения учащихся работать в группах, парах, самостоятельно с учебником; принимать активное участие в дискуссиях, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, развивать логическое мышление через нахождение причинно-следственных связей Способствовать формированию экологического мышления через выявление отношений между организмами, развивать эстетический вкус |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Настраиваются на плодотворную работу на уроке. Дают определение термина «плод», характеризуют строение плода, называют типы плодов по строен околоплодника и количеству семян |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Устная беседа по вопросам: Что общего у всех сочных плодов? Чем отличаются? На какие группы делятся? Какие растения имеют такие плоды? Что общего у всех сухих плодов? Чем отличаются? На какие группы делятся? Какие растения имеют такие плоды? Назовите все ягодовидные плоды. Что общего у боба и стручка? Чем отличаются? Чем отличаются семянка и зерновка? Чем отличаются ягода и яблоко? |
Этап 1.3. Целеполагание |
Подводит к теме урока, корректирует и озвучивает окончательную тему и цель Ставится проблемный вопрос: «Какие функции выполняют плоды?» «Почему у разных растений они отличаются?» Организует фронтальное обсуждение проделанной работы, корректирует ответы учащихся информирует о роли человека в распространении семян с использованием презентации |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
1.Формировать умение определять основные органы растений (плод, семя). 2.Формировать умение объяснять особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения. Работа в группах с учебником . I группа – распространение ветром (лёгкие, мелкие, наличие выростов: парашютики, пуховки, крылатки). II группа – распространение водой (лёгкие водонепроницаемые). III группа – распространение животными и человеком (сочные, яркие, вкусные, острые прицепки, крючки, зазубренные шипы). IV группа – самораспространение (подсыхание и скручивание стенок околоплодника, увеличение давления внутри плода). |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, с учетом изученного материала и отвечают на вопросы, используя текст учебника. Индивидуальная работа, работа в парах Учитель организует и корректирует заполнение таблицы учащимися, ответы на предложенные вопросы Таблица «Способы распространения плодов и семян» . Вопросы для закрепления: 1. Зачем семенам расселяться? Может, им было бы лучше рядом с материнскими растениями? 2. Что могут использовать растения для расселения семян и плодов? 3. Один из сотрудников радиостанции на берегу Северного Ледовитого океана обнаружил семя тропич. растения. Семя было с толстыми покровами и обладало хорошей плавучестью. Как оно могло попасть из тропических стран на берег холодного океана? 4.Типичное европейское растение подорожник обыкновенный встречается и в Америке. Как он мог попасть в Америку и на другие континенты? 5. На одном растении осота образуется до 35 тыс. семян. Какое это имеет значение для растения? |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Составьте словесное описание внешнего вида и способа распространения плода так, чтобы плод можно было узнать. Формировать умение определять взаимосвязи строения и функций органов растений. Учащиеся работают в парах. Учитель организует работу |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Прием свободы выбора задания: учащимся предлагается творческое задание по составлению ребусов по теме «Плоды», ответить на вопросы после параграфа, сделать доклад о любом плоде, о роли человека в распространении плодов, приготовить загадки о плодах, стихи. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Голосеменные растения, в отличие от покрытосеменных, имеют 1) плоды 2) семена 3) шишки 4) листья 2. Укажите растение, для которого характерно самостоятельное распространение плодов и семян. 1) клён остролистный 2) ландыш обыкновенный 3) берёза бородавчатая 4) бешеный огурец 3. Каким образом происходит распространение плодов и семян у клёна остролистного? 1) ветром 2) водой 3) млекопитающими 4) насекомыми 4. Плод крестоцветного растения капусты огородной называют 1) бобом 2) коробочкой 3) костянкой 4) стручком 5. Плоды рябины приспособлены к распространению 1) насекомыми 2) ветром 3) водой 4) птицами |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Используя содержание текста «Кокосовая пальма», ответьте на вопросы. 1) Сколько семян содержится в плоде кокосовой пальмы? 2) Почему кокосовый орех может произрастать в засушливых условиях? 3) Почему сборщики кокоса легко забираются на пальмы? КОКОСОВАЯ ПАЛЬМА В числе самых распространённых в мире пальм кокосовая (Cocos nucifera). Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гамы, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30 см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число 10 важнейших деревьев мира. Плоды пальмы используют для получения масла, жмыха. Масло – пищевое и техническое – отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», содержащая до 35% кокосового масла, а остающийся жмых – прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов – прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде – служит материалом для изготовления верёвок, канатов, циновок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия. Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды. Ствол кокосовой пальмы достигает 20–25 м в высоту и до 0,5 м в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5 м и ширины до 1,5 м. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид. После плодоношения пальмы отмирают, поэтому их стволы можно использовать сразу после сбора урожая. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?
На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
|
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Учащиеся делают выводы, определяют, что новое узнали на уроке, над чем предстоит еще поработать. Учитель помогает ученикам формулировать выводы. Выставляет оценки за урок |
Этап 5.1. Рефлексия |
Что тебе понравилось на уроке, а что не понравилось? Что нового ты узнал? Что бы ты изменил? Что можно было бы добавить? Как работал класс? Кто из одноклассников сегодня постарался? Кто работал плохо? |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Учитель объясняет выполнение домашнего задания. Прием свободы выбора задания: Учащимся предлагается творческое задание по составлению ребусов по теме «Плоды», ответить на вопросы после параграфа, сделать доклад о любом плоде, о роли человека в распространении плодов, приготовить загадки о плодах, стихи. |
5