12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коврова Татьяна Владимировна38
Работаю в школе более 30 лет и до сих пор люблю свою работу.
Россия, Приморский край, Большой Камень
1

Технологическая карта урока по теме «Распространение плодов и семян» (6 класс)

Технологическая карта урока по теме «Распространение плодов и семян» 6 класс

 

РАЗРАБОТЧИК

ФИО разработчика

Коврова Татьяна Владимировна

Место работы

МБОУ СОШ №2 го Большой Камень Приморский край

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс:

6

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Темя «Семя»

Тема урока

Распространение плодов и семян

Уровень изучения

Базовый уровень

Тип урока:

комбинированный урок

Планируемые результаты:

Личностные Формирование коммуникативной компетентности в общении между собой в парах, в группах и в сотрудничестве со взрослыми в процессе образовательной деятельности;

формирование представления о целостности научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

формирование основ биологической культуры, соответствующей современному уровню развития естественной науки на глобальном уровне

Метапредметные Формирование умения определять понятия, делать  обобщения, устанавливать связи между различными явлениями, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

умения оценивать свои действия и действия других; умения критически оценивать высказывания других и свои собственные;

умения логически мыслить, устанавливать причинно-следственную связь между различными явлениями окружающей действительности;

умения анализировать информацию, выделять главное и второстепенное, сравнивать между собой определённые факты, находить черты сходства и отличия

Предметные Продолжить формирование умения определять основные органы растений (плод, семя);

формирование умения объяснять особенности строения плодов, определять причины их многообразия и роль в жизнедеятельности растения;

формирование умения различать плоды по способу их распространения;

формирование умения определять взаимосвязи строения и функций органов растений

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Плод, семя, околоплодник, крылатка, парашютик, зацепка, саморазбрасывание

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Закрепить понятия плод и семя; изучить основные способы распространения плодов и семян; определить значение распространения для растений

Развивать умения учащихся работать в группах, парах, самостоятельно с учебником; принимать активное участие в дискуссиях, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, развивать логическое мышление через нахождение причинно-следственных связей

Способствовать формированию экологического мышления через выявление отношений между организмами, развивать эстетический вкус

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Настраиваются на плодотворную работу на уроке. Дают определение термина «плод», характеризуют строение плода, называют типы плодов по строен околоплодника и количеству семян

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Устная беседа по вопросам:

Что общего у всех сочных плодов? Чем отличаются? На какие группы делятся? Какие растения имеют такие плоды?

Что общего у всех сухих плодов? Чем отличаются? На какие группы делятся? Какие растения имеют такие плоды? Назовите все ягодовидные плоды. Что общего у боба и стручка? Чем отличаются? Чем отличаются семянка и зерновка? Чем отличаются ягода и яблоко?

Этап 1.3. Целеполагание

Подводит к теме урока, корректирует и озвучивает окончательную тему и цель

Ставится проблемный вопрос: «Какие функции выполняют плоды?» «Почему у разных растений они отличаются?»

Организует фронтальное обсуждение проделанной работы, корректирует ответы учащихся информирует о роли человека в распространении семян с использованием презентации

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

1.Формировать умение определять основные органы растений (плод, семя).

2.Формировать умение объяснять особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.

Работа в группах с учебником .

I группа – распространение ветром (лёгкие, мелкие, наличие выростов: парашютики, пуховки, крылатки).

II группа – распространение водой (лёгкие водонепроницаемые).

III группа – распространение животными и человеком (сочные, яркие, вкусные, острые прицепки, крючки, зазубренные шипы).

IV группа – самораспространение (подсыхание и скручивание стенок околоплодника, увеличение давления внутри плода).

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Учащиеся  самостоятельно заполняют таблицу, с учетом изученного материала  и  отвечают на вопросы, используя текст учебника.

Индивидуальная работа, работа в парах

Учитель организует и корректирует заполнение таблицы учащимися, ответы на предложенные вопросы

Таблица «Способы распространения плодов и семян» .

Вопросы для закрепления:   1. Зачем семенам расселяться? Может, им было бы лучше рядом с материнскими растениями?

2. Что могут использовать растения для расселения семян и плодов?

3. Один из сотрудников радиостанции на берегу Северного Ледовитого океана обнаружил семя тропич. растения. Семя было с толстыми покровами и обладало хорошей плавучестью. Как оно могло попасть из тропических стран на берег

холодного океана?

4.Типичное европейское растение подорожник обыкновенный встречается и в Америке. Как он мог попасть в Америку и на другие континенты?

5. На одном растении осота образуется до 35 тыс. семян. Какое это имеет значение для растения?

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Составьте словесное описание внешнего вида и способа распространения плода так, чтобы плод можно было узнать.

 Формировать умение определять взаимосвязи строения и функций органов растений.

Учащиеся работают в парах. Учитель организует работу

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Прием свободы выбора задания:

учащимся предлагается творческое задание по составлению ребусов по теме «Плоды»,

ответить на вопросы после параграфа,

сделать доклад о любом плоде,

о роли человека в распространении плодов,

приготовить загадки о плодах, стихи.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Голосеменные растения, в отличие от покрытосеменных, имеют

1)  плоды 2)  семена 3)  шишки 4)  листья

2. Укажите растение, для которого характерно самостоятельное распространение плодов и семян.

1)  клён остролистный 2)  ландыш обыкновенный

3)  берёза бородавчатая 4)  бешеный огурец

3. Каким образом происходит распространение плодов и семян у клёна остролистного?

1)  ветром 2)  водой 3)  млекопитающими 4)  насекомыми

4. Плод крестоцветного растения капусты огородной называют

1)  бобом 2)  коробочкой 3)  костянкой 4)  стручком

5. Плоды рябины приспособлены к распространению

1)  насекомыми 2)  ветром 3)  водой 4)  птицами

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Используя содержание текста «Кокосовая пальма», ответьте на вопросы.

1)  Сколько семян содержится в плоде кокосовой пальмы?

2)  Почему кокосовый орех может произрастать в засушливых условиях?

3)  Почему сборщики кокоса легко забираются на пальмы?

КОКОСОВАЯ ПАЛЬМА

В числе самых распространённых в мире пальм кокосовая (Cocos nucifera). Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гамы, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30 см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число 10 важнейших деревьев мира.

Плоды пальмы используют для получения масла, жмыха. Масло – пищевое и техническое – отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», содержащая до 35% кокосового масла, а остающийся жмых – прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов – прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде – служит материалом для изготовления верёвок, канатов, циновок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия.

Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.

Ствол кокосовой пальмы достигает 20–25 м в высоту и до 0,5 м в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5 м и ширины до 1,5 м. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид. После плодоношения пальмы отмирают, поэтому их стволы можно использовать сразу после сбора урожая.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?

 

t1701587178aa.png

На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?t1701587178ab.png

 

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Учащиеся делают выводы, определяют, что новое узнали на уроке, над чем предстоит еще поработать.

Учитель помогает ученикам формулировать выводы. Выставляет оценки за урок

Этап 5.1. Рефлексия

Что тебе понравилось на уроке, а что не понравилось? Что нового ты узнал? Что бы ты изменил? Что можно было бы добавить?

Как работал класс? Кто из одноклассников сегодня постарался? Кто работал плохо?

Этап 5.2. Домашнее задание

Учитель объясняет выполнение домашнего задания. Прием свободы выбора задания:

Учащимся предлагается творческое задание по составлению ребусов по теме «Плоды», ответить на вопросы после параграфа, сделать доклад о любом плоде, о роли человека в распространении плодов, приготовить загадки о плодах, стихи.

 

 

5

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.