Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме «Кислород»
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Чуркина Татьяна Владимировна |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 8 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Первый урок по теме «Кислород». |
Тема урока | Кислород, его общая характеристика. Получение кислорода. Физические свойства кислорода |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные: рефлексия собственной деятельности, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и достигнутыми результатами
| |
Метапредметные: выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи, умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание | |
Предметные: знать понятия «химический элемент», «простое вещество», «вещество молекулярного строения», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «химические реакции»; обьяснять значение кислорода для жизни на Земле | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): творческий, развивающий | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы): На уроке используется периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, сухое горючее, спички , подставка для нагревания, штатив, пробирки, трубка с газоотводной трубкой, вата, перманганат калия |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | |||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | |||||||||||||||||||||
Приветствие, проверка готовности к уроку, создание доброжелательной атмосферы, вопрос – вызов. В чём горят дрова и газ? Фосфор, водород, алмаз? Дышит чем любой из нас Каждый миг и каждый час? Без чего мертва природа? Правильно, без ….. (кислорода)! | |||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | |||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового | |||||||||||||||||||||
Беседа «Портрет». Опишите кислород. | |||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | |||||||||||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься Расширить знания о кислороде как о химическом элементе и как о простом веществе, рассмотреть распространение кислорода в природе, познакомиться с историей открытия кислорода, изучить способы получения кислорода. | |||||||||||||||||||||
Мы отлично учимся – всё у нас получится! | |||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | |||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | |||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. | |||||||||||||||||||||
В состав каких веществ входит кислород? Составление схемы, диаграммы Что можно сказать о кислороде как химическом элементе по его положению в Периодичнеской системе химических элементов Д.И.Менделеева? Составление характеристики химического элемента кислорода по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Как получить кислород? | |||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | |||||||||||||||||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | |||||||||||||||||||||
Докажите, что кислород – самый распространённый химический элемент на Земле. | |||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | |||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | |||||||||||||||||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). | |||||||||||||||||||||
Вычисление относительной молекулярной массы кислорода. Проведение исследовательского эксперимента. | |||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | |||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | |||||||||||||||||||||
Историю открытия кислорода описал в стихотворении Ефим Ефимовский. Слушайте внимательно, ответьте на вопросы. А история проста. Джозеф Пристли как-то раз Оксид ртути нагревая, Обнаружил новый газ. Газ без цвета, без названья, Ярко в нём горит свеча. А не вреден для дыханья? Не узнаешь у врача! Новый газ из колбы вышел, Никому он незнаком. Этим газом дышат мыши Под стеклянным колпаком. Человек им тоже дышит. Джозеф Пристли быстро пишет: Воздух делится на части. Эта мысль весьма нова. Тут у химика от счастья Иот воздуха отчасти закружилась голова. 1.Как Дж. Пристли получил кислород? 2.Какую роль кислород играет в жизни живых организмов? | |||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | |||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | |||||||||||||||||||||
Выберите два высказывания, в которых говорится о кислороде как о химическом элементе. Кислород плохо растворяется в воде Кислород не имеет запаха Кислород входит в состав воды Кислород входит в состав воздуха Кислород самый распространённый в земной коре | |||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | |||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | |||||||||||||||||||||
Прочитайте текст из энциклопедии пожарной безопасности, ответьте на вопрос. Как изменяется скорость горения веществ при увеличении концентрации кислорода? Кислород – газообразное вещество, содержащееся в воздухе в количестве 21% и обладающее окислительными свойствами. Является одним из обязательных компонентов горючей смеси при пожаре и образовании взрывоопасных паро-, газо- и пылевоздушных смесей. С увеличением концентрации кислорода в горючей среде скорость горения веществ и материалов увеличивается. Пожаротушение в таких средах затрудняется. Кислород хранят и транспортируют в сжатом состоянии в стальных баллонах или в сжиженном состоянии в изотермических ёмкостях отдельно от др. веществ и материалов. Недопустимо попадание масла на арматуру баллона с кислородом из-за опасности взрыва. Жидкий кислород, смачивая пористые горючие материалы (хлопок, целлюлоз ткани), образует пожаро- или взрывоопасные смеси. | |||||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | |||||||||||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | |||||||||||||||||||||
Сравните фотосинтез и дыхание, результаты представьте в виде таблицы, сделайте выводы.
| |||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | |||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | |||||||||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | |||||||||||||||||||||
Тестирование. Чему равна относительная атомная масса кислорода? А) 1 Б) 16 В) 32 Г) 2 Из чего можно получить кислород? А) из воды Б) из водорода 3) из ртути 4) из серной кислоты Какими свойствами обладает кислород? А) имеет запах Б) поддерживает горение В) бурого цвета Г) не поддерживает дыхание Верны ли утверждения? Кислород – самый распространённый химический элемент на Земле. Кислород выделяют растения при фотосинтезе. А) верно только 1 Б) верно только 2 В) оба верны Г) оба неверны Какое латинское название носит кислород? А) гидрогениум Б) оксигениум В) гидраргиум Г) аргентум | |||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | |||||||||||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | |||||||||||||||||||||
Приём «Термометр». Нарисовать на полях шкалу термометра от +10 до -10, оценить степень удовлетворённости уроком по шкале, объяснить результаты. | |||||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | |||||||||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | |||||||||||||||||||||
упражнения и тестовые задания. |
6