Технологическая карта урока истории «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом»

6
0
Материал опубликован 24 August 2023

Сведения об авторе:

Мокроусова Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №3 Тракторозаводского района Волгограда»

Регион – Волгоградская область, город Волгоград

Технологическая карта урока истории (конспект урока)

Тема: Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

 

Личностные результаты (ЛР):

Предметные знания:    

1.Походы шведов

2.Походы крестоносцев

3.Князь Александр Ярославович

4.Невская битва

5.Ледовое побоище

Межпредметные понятия:

государство, суд.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию.

Предметные умения: 

1. Находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты;

2.Объяснять историческое значение побед русской армии над немецкими и шведскими рыцарями.

УУД:

Коммуникативные: участвовать в обсуждении, планировать и осуществлять совместную работу.

Познавательные: извлекать информацию из исторического источника;

осуществлять реконструкцию исторических событий на исторической карте.

Регулятивные: осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов.

Дидактический материал и оборудование: учебник История России. 6 класс. 2 ч. - Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др., презентация, исторические документы, тематическая карта.

Ход урока:

Этапы урока

Методические приемы

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

1. Организационный этап/мотивация

 

Добрый день, в начале XIII века европейские страны организуют крестовые походы.

Как вы думаете, будет ли привлекать Русь крестоносцев и почему?

Какие границы Руси будут более уязвимыми в этот период.

Верно, самые уязвимые границы будут на востоке и западе государства. Поэтому тема нашего урока: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом»

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Итак, в XIII веке Русь столкнулось не только с врагом с Востока (монголами), но и с врагом с Запада (рыцарями-крестоносцами).

Да, крестоносцев будут привлекать русские земли, потому что они богаты.

Самые уязвимые границы будут на востоке и западе государства

2.Проверка домашнего задания 

Индивидуальный опрос

 

1.Расскажите о вторжении Батыя на Рязанскую землю

2. Расскажите о разгроме Владимирского княжества

3. Расскажите о походе на Новгород

4. Расскажите о нашествии Батыя на Юго-Западную Русь

5.Перечислите последствия нашествия Батыя на Русь.

 

1. Уже в декабре 1237 года войско Батыя нанесло первый удар по Рязанскому княжеству. Жители Рязани мужественно защищали город. В обороне участвовали все: мужчины и женщины, старики и дети. На шестой день, 21 декабря 1237 г., монголы стенобитными машинами проломили стену и ворвались в город. Рязань была разграблена и сожжена дотла, жители перебиты или уведены в плен.

2. После взятия Рязани Батый направил войска на север. На границе с Владимиро-Суздальским княжеством у города Коломны произошло сражение, в котором монголы разбили войско владимирского князя. Затем завоеватели вторглись в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Кочевники разграбили и сожгли многие города. Небольшой в то время город Москва оказывал сопротивление монголам на протяжении пяти дней. Но Москва была сожжена и разграблена. В начале февраля 1238 г. войско хана Батыя подошло к столице княжества — городу Владимиру. Великий князь владимирский Юрий Всеволодович отсутствовал в городе: он уехал на север своих земель, чтобы собрать побольше людей для войска. Они сломали городские стены при помощи камнемётных орудий и, ворвавшись в город, устроили побоище. Горожане попытались найти укрытие в Успенском соборе. Но завоеватели подожгли собор. Все, кто нашёл там укрытие, погибли.  После взятия столицы Владимиро-Суздальского княжества монгольское войско разделилось и стало грабить мелкие населённые пункты. 4 марта 1238 г. к северу от Владимира на реке Сити часть войска Батыя во главе с темником Бурундаем неожиданно встретила войско князя Юрия Всеволодовича. Владимирский князь не успел подготовить свои полки к бою и проиграл битву.

3. В апреле 1238 г. монгольская армия отправилась на северо-запад и вторглась в пределы Новгородской земли.  В ходе ожесточённого штурма кочевники взяли приграничную новгородскую крепость Торжок. Казалось, Новгород был обречён. Однако, не дойдя до этого города около ста километров, монголы повернули на юг и покинули пределы Новгородской земли.  Монгольская армия была ослаблена тяжёлыми боями во Владимиро-Суздальской земле. Нужно было отдохнуть, собрать силы для нового похода. Кроме того, в условиях весенней распутицы монгольской коннице было трудно пройти через леса и болота Новгородской земли. На пути в степь войско Батыя задержалось у небольшого города Козельска в пределах Черниговского княжества. 

4. Перезимовав в степях, армия хана Батыя в 1239 г. снова обрушилась на русские земли. На этот раз основному удару подверглась Южная и Юго-Западная Русь. Сначала кочевники разорили Переяславское и Черниговское княжества. Отдельные отряды ордынцев снова прошли по Северо-Восточной Руси. Осенью 1240 г. монголы под предводительством Батыя подступили к Киеву, который в это время находился под властью князя Даниила Галицкого. Однако сам князь предпочёл уехать в Галицкую землю, а во главе защитников города поставил воеводу Дмитра.  3 месяца мужественно сражались жители города, но войску Батыя удалось овладеть Киевом.

5. Последствие нашествия Батыя на Русь: 

1. Русь попала в зависимость к Золотой Орде

2. Погибло огромное количество людей, другая часть – попала в плен.

3. Разрушение городов, уничтожение храмов, книг.

4. Упадок ремесла, торговли.

3.Новая тема (освоение новых знаний)

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Какие вопросы мы будем обсуждать в ходе урока?

План урока:

1.Походы шведов

2.Походы крестоносцев

3.Князь Александр Ярославович

4.Невская битва

5.Ледовое побоище

Записывают тему и план урока в тетрадь.

1. Походы шведов

 

2.Походы крестоносцев

 

Беседа, работа с учебником

В XIII в. монголы не были единственными врагами Руси, стремившимися ослабить ее внутреннее и внешнее положение. Коварный враг наступал с Запада. Северно-Западной Руси пришлось столкнуться с западными завоевателями. Эти земли издавна привлекали внимание потомков скандинавских викингов.

Разделимся по вариантам и поработаем с учебником:

1 вариант изучает п.1 «Походы шведов» и отвечает на вопросы:

1. На какие племена нападали шведы в середине XII века?

2. Где и когда шведские отряды терпели поражение от русских войск?

3. Какой ситуацией воспользовались шведы для очередного наступления на Русь?

4. Почему католическая церковь поддерживала поход шведов на Русь?

5. Какова была цель нападения шведов на Русь?

2 вариант изучает п.2 «Походы крестоносцев» и отвечает на вопросы:

1. Когда целью папа римский объявил крестовый поход против живших в Прибалтике ливов, эстов и других народов?

2.Почему русские князья помогали ливам и эстам?

3.  Чем закончились попытки рыцарей обосноваться в Прибалтике?

4. Как образовался Ливонский орден?

5. Почему крестоносцы решили совершить поход на новгородские земли?

Вывод: Таким образом, мы с вами видим, что шведские и немецкие рыцари не оставляли надежд захватить прибалтийские и новгородские земли. После того как центральная Русь была разорена монгольским нашествием Батыя крестоносцы начали собирать новые силы для очередного нападения на Северо-Западную её часть.

«Походы шведов»:

1. Шведы начали

покорять финские

племена с сер.XIIвека.

2.В 1164 году шведы были разбиты близ Ладоги.

3. Нашествие монголов на Русь.

4. Католическая церковь желала обратить православных славян в католическую веру.

5. Захватить новгородские земли, Новгород занимал выгодное географическое положение, был богатым городом, не был разорен, его захват позволял контролировать всё Балтийское море

«Походы крестоносцев»:

1. в к. XII века папа римский объявил крестовый поход против народов Прибалтики.

2. Русские князья защищали православную веру, ливы и эсты платили дань Руси.

3. В1234 году меченосцы потерпели поражение от Ярослава Всеволодовича под г. Юрьев.

4. В 1234 г. их остатки соединились с Тевтонским орденом и стали называться Ливонским орденом.

5.Вдохоновились разгромом русских земель полчищем Батыя.

3.Князь Александр Ярославович

 

Работа с учебником

Имя Александр в переводе с древнегреческого означает «защитник людей».

Откройте учебник на стр.21 и исторический документа, прочтите про князя Александра Ярославича и составьте небольшой рассказ об Александре Ярославиче от лица жителей Новгорода.

«Родился Александр Невский в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного (Удалого). Уже в четыре года его посвятили в воины. Характеристики князя в житии Александра Невского очень разноплановы. «Взор его паче инех человек [образ его красивее всех других людей), и глас его — акы труба в народе», «не обретеся противник ему в брани никогда же». В своих воинских действиях Александр стремителен, самоотвержен и беспощаден. Получив известие о приходе на Неву шведов, Атександр «разгореся сердцем» и «в мале дружине» устремился на врага. Он так спешил, что ему было некогда «послати весть к отцю своему», а новгородцы не успели собрать свои силы в помощь князю. Стремительность Александра, его полководческая удаль характерны для всех эпизодов жития, в которых говорится о ратных подвигах князя. Здесь он предстает перед читателем как эпический герой. Например, согласно жигию ростом князь Александр Невский был больше других людей, голос его звучал, как труба в народе, лицом он был прекрасен, как Иосиф. Сила Александра была частью силы Самсона. Князь всякий раз перед битвой молился и получал благословение от архиепископа.

В то же время был Александр своеволен, властолюбив, не мог мириться с новгородскими вечевыми порядками и поссорился с новгородцами. Но при этом, благородно забыв старые обиды, освободил новгородскую землю от немецких рыцарей.

Как умный политик и дипломат предстает в житии Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Так, описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли.

Это был талантливый дипломат и величайший полководец, который смог защитить свою родину от многочисленных врагов, а также предотвратить нападения монголов. Скончался он в Городце в ноябре 1263 г. Его тело было захоронено во Владимире. Спустя семнадцать лет после смерти Александра Невского в этом же городе его причисляют к лику святых»

 

4.Невская битва

 

Работа с учебником, исторической картой, видеофрагментом

В июле 1240 г. в устье Невы вошли шведские суда. Часть войск высадились на берегу, возле впадения в нее реки Ижора, и разбили лагерь, остальная часть осталась на кораблях.

Князь, зная от своих сторожей (разведчиков) расположение и намерения врага, решил напасть на него как можно скорее, пока часть его сил находилась на кораблях.

Работая с п. 4 п.17 учебника и видеофрагментом «Александр Невский. Невская битва» с 12:00 выполните следующие задания.

1) Когда и где произошла Невская битва?

2) С кем произошла эта битва?

3) Кто возглавлял русское войско?

4) Кто возглавлял войско шведов?

5) Кто одержал победу на Неве?

6) Приведите примеры мужества и героизма русских воинов и самого князя, проявленные в ходе сражения.

7) Покажите на карте ход Невской битвы.

Вывод: Своей блестящей победой он предотвратил дальнейшие захватнические действия шведов.

Князь Александр Ярославич после этой победы получил прозвище Невский.

1. 15 июля 1240года на реке Неве

2. Со шведами

3. Русское войско возглавлял князь Александр Ярославич

4. Биргер

5. Русское войско одержало победу на Неве

6.Гаврило Олексич на коне по мосткам ворвался на корабль, стоявший у берега, и убил шведского воеводу и епископа.

Ополченец Савва пробился в центр вражеского лагеря и подрубил шатер Бигера.

7. Конные дружинники во главе с Александром ударили по его центру, а новгородское ополчение пробивалось вдоль берега реки и отрезало лагерь от кораблей. 

5.Ледовое побоище

Работа с видеофрагментом

Но неудача шведов не остановила их датских и немецких единомышленников. Летом 1240 г. ливонские рыцари захватили русскую пограничную крепость Изборск, а затем овладели Псковом. Зимой 1241/42 г. князь со своей дружиной и новгородским ополчением освободил Псков, Изборск и двинулся на запад против главных сил врага. 

Решающая битва произошла 5 апреля 1242 г. на Чудском озере. 

Просмотр видеофрагмента о Ледовом побоище (https://www.youtube.com/watch?v=ENRa40IcYVM&ab_channel=ElenaMilovanova)

Вопросы:

1.Когда состоялась битва?

2. Охарактеризуйте стратегию и тактику Александра Невского

3.Чем закончилась битва на Чудском озере?

Как вы думаете, какое значение имели грандиозные победы Александра Невского для Руси?

Значение побед Александра Невского:

1.Приостоновлен натиск на восток

2. Северные русские земли сохранили свою независимость

3.Сохранена православная вера

4.Рост авторитета Александра Невского

1.5 апреля 1242 г.

2.Александр заманил рыцарей на лед, что затрудняло движение рыцарской конницы.

Александр хорошо знал боевые приемы противника. Перед сражением он усилил конницей свои фланги, а против головы «Свиньи» поставил менее подготовленных ополченцев.

3.Русское войско победило

 

4.Закрепление

Обобщающая беседа

Вы хорошо поработали, теперь предлагаю немного размяться. Если я называю реальный факт, вы поднимаете руки вверх, если неправильный, вы их опускаете вниз:

1. В Невской битве одержали победу крестоносцы

2. Для отражения шведов Александр Невский собрал ополчение

3.Войско шведов в Невской битве возглавил Биргер

4. Зимой 1242 г. произошла Невская битва

5.После победы в Невской битве Александр Ярославич получил прозвище Невский

6. Ледовое побоище произошло на о. Ильмень

7.Противником русского войска в битве на Чудском озере были немецкие рыцари

8.Александр Невский был Владимирским князем

9. Главный результат Ледового побоища был то, что Русь завоевала выход к Балтийскому морю

 

5.Домашнее задание

 

 

 

 

Прочитать и пересказать параграф 17.

Выполняем задания из рубрики «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа» 1,2,3 устно.

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации