Технологическая карта урока «Моря как аквальные природные комплексы»
Технологическая карта урока
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Васильева Ольга Владимировна |
Место работы | МОУ Ликино-Дулёвская СОШ № 5 г. Ликино-Дулёво Орехово-Зуевский городской округ Московская область |
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 8 класс |
Место урока (по тематическому планированию ФРП) | Раздел 1. Географическое пространство России Тема 4: Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов) |
| |
Тема урока | Моря как аквальные природные комплексы |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐урок-закрепление ☐урок-повторение ☐урок систематизации знаний и умений ☐урок развивающего контроля ☐комбинированный урок ☐другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ФРП): | |
ЛИЧНОСТНЫЕ (представьте с указанием направлений воспитательной работы) Патриотическое воспитание: проявление интереса к познанию природы России, Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. | |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (представьте с указанием структурных элементов): Познавательные Базовые логические действия: Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений; устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения; выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений; устанавливать существенный признак классификации географических объектов; использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; Коммуникативные Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; Регулятивные Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; владеть способами самоконтроля и рефлексии; —объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; —вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; —оценивать соответствие результата цели и условиям. | |
ПРЕДМЕТНЫЕ: находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные элементы береговой линии России; | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): географическое положение, компонент, взаимосвязь, климатические условия, течения, море, природный комплекс, гидрологический режим, ресурсы морей | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок по предмету «География» для 8 класса по теме «Моря как аквальные ПК». Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Аудиофайлы», «Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)», «Диагностическая работа», «Карта (простая карта, условные обозначения содержатся непосредственно на карте)», «Проект», «Схема, диаграмма, график», «Тест в формате ГИА». |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | ||||||||||||
Прослушивание аудиозаписи со звуками морского прибоя. Ответьте на вопросы: Какие звуки вы слышите? Спокойно ли море на этой записи? Почему? Панируемые результаты. Метапредметные : Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества преподавателями и сверстниками Личностные: смыслообразование | ||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового | ||||||||||||
Задание. Рассмотрите спутниковые снимки различных морей
Ответьте на вопросы 1. Что такое море? Правильные ответы 1. Море – часть Мирового океана, чаще всего обособленная сушей и отличающаяся от океана гидрологическим и климатическим режимами. 2. Моря: внутренние и окраинные 3. Черное море, Белое море, Карское море, Охотское море 4. Из морской воды получают большое количество поваренной соли, извлекают магний и бром. С морского дна добывают нефть, природный газ, руды некоторых металлов, золото, алмазы. Морская вода используется для получения пресной воды с помощью специальных опреснительных установок. Промысловое значение имеют рыбы, крабы, устрицы, креветки, некоторые виды водорослей, которые добываются в океане. Люди охотятся на тюленей, моржей и других морских животных. Моря играют важную роль в сохранении окружающей среды. Они влияют на климат Земли и баланс гидрологической мировой системы. Кроме того, этот водный объект является главным поставщиком кислорода, который вырабатывает фитопланктоном, живущий в его глубинах. Планируемые результаты. Личностные: проявление интереса к познанию природы России Метапредметные: познавательные :базовые логические :выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов; | ||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | ||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься | ||||||||||||
Ты узнаешь: сколько морей в России; каковы особенности наших морей; Что дают моря и люди друг другу. Ты научишься: определять моря по характерным признакам давать оценку природно-ресурсного потенциала морей России | ||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. | ||||||||||||
Работа в группах. Изучить текст параграфа и заполнить таблицу «Особенности природы морей, омывающих территорию России».
Обсуждение в классе результаты работы групп. Планируемые результаты. Предметные: находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации Метапредметные : познавательные: базовые логические: выявлять и характеризовать характерные признаки географических объектов; коммуникативные: совместная деятельность : принимать цель, планировать организацию совместной деятельности | ||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||||||||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | ||||||||||||
Подпиши на контурной карте 12 морей, омывающих территорию России. | ||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). | ||||||||||||
Используя физическую карту России, ответьте на вопросы 1. Какие полуострова и острова разделяют моря Северного Ледовитого океана? Какие проливы их соединяют? 2. Какие полуострова и острова разделяют моря Тихого океана и отделяют их от открытого океана? 3. Какие проливы их соединяют? 4. Подпиши на контурной карте данные географические объекты. Планируемые результаты. Метапредметные: познавательные: базовые исследовательские проводить по плану несложное географическое исследование по установлению особенностей географических объектов. | ||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||
Составь характеристику одного из морей России с использованием различных источников информации. Выбор моря, омывающего берега России Отобрать информацию об особенностях одного из морей России и подготовить презентацию по плану: Географическое положение. Особенности береговой линии моря. Характеристики моря (площадь, средняя глубина, максимальная глубина). Свойства воды моря: температура воды в январе, температура воды в июле, замерзаемость, наличие льдов, соленость воды. Движение воды: скорости поверхностных течений. Ресурсы моря и геоэкологическая обстановка. Планируемые результаты. Личностные: проводить по плану несложное географическое исследование по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями; Метапредметные: базовые исследовательские использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; Предметные: находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации; использовать знания об особенностях компонентов природы России, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения практико- ориентированных задач в контексте реальной жизни. | ||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||
Установите соответствие между морем и его расположением на карте, обозначенным цифрой: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры в правильной последовательности.
Карта составлена по состоянию на 01.01.2014 МОРЕ А) Берингово Б) Лаптевых В) Охотское РАСПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правильный ответ
Планируемые результаты. Личностные: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук, | ||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||
Посмотрите видеосюжет «Северный морской путь в цифрах и фактах». После просмотра ответь на вопросы: Какое значение имеет Северный морской путь для России и стран мира? Что такое Северный морской путь? Предполагаемый ответ: это кратчайшая дорога между европейской частью России и Дальним Востоком. Какова протяженность Северного морского пути? Предполагаемый ответ: 5600 км (5770 миль). Назовите начальный и конечный пункты Северного морского пути. Предполагаемый ответ: от Карских Ворот до бухты Проведения. Какие преимущества имеет Северный морской путь? Предполагаемый ответ: не надо платить за проход, нет пробок, нет пиратов, в два раза короче маршрутов через Суэцкий или Панамский каналы (экономия времени и средств), красоты северных морей (белухи, моржи, сивучи). Какие особенности природы необходимо учитывать на маршруте по Северному морскому пути? Предполагаемый ответ: ледовитость (наличие льдов). Какие предлагаются решения для круглогодичного использования данной транспортной артерии? Предполагаемый ответ: ледоколы, включая ледоколы с атомным реактором. Планируемые результаты. Личностные: ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях природы и общества, овладение навыками исследовательской деятельности. Метапредметные регулятивные: базовые исследовательские: использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания. | ||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | ||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | ||||||||||||
| ||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | ||||||||||||
Какое из морей обладает наименьшей соленостью? 1) Балтийское 2) Черное 3) Японское 4) Белое Какое из морей Северного Ледовитого океана наиболее теплое Чукотское Белое Баренцево Карское Установите соответствие между морем и океаном, к которому оно относится Берингово а) Атлантический Азовское б) Северный Ледовитый Лаптевых в) Тихий Характерной чертой какого из морей, омывающих Россию, является природная зона, зараженная сероводородом? Охотского Черного Азовского Балтийского Правильные ответы: 1. 1 2. 3 3. 1-в,2-а,3-б 4. 2 | ||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | ||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | ||||||||||||
Предлагаю закончить предложения: Сегодня на уроке я научилась(ся)… -Сегодня на уроке я узнал(а)… -Не очень понятным было………. -Неожиданностью для меня явилось то, что…. -Сегодня на уроке я понял(а), что.. -Особенно интересным было… - Ещё я хотел(а) бы узнать о морях … Планируемые результаты. Метапредметные: регулятивные: владеть способами самоконтроля; объяснять достижения результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту; | ||||||||||||
Этап 5.2.Домашнее задание | ||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | ||||||||||||
Повторить текст параграфа. На контурной карте обозначить Северный мирской путь, подписать моря, проливы, через которые он проходит. |
11