Технологическая карта урока по географии в 8 классе «Дальний восток-край контрастов» («Советы переселенцам на Дальний Восток»)

1
0
Материал опубликован 12 January 2020




Технологическая карта урока по географии в 8 классе «Дальний восток-край контрастов»

(«Советы переселенцам на Дальний Восток»)




Автор: Николаева Инна Анатольевна, учитель истории и географии МБОУ «Траковская СОШ» Красноармейского района Чувашской Республики Адрес электронной почты: Ntikolaeva@yandex.ru








с.Красноармейское



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ

«Технологическая карта внеурочного занятия «Дальний восток-край контрастов»

(«Советы переселенцам на Дальний Восток»)

Учитель: Николаева Инна Анатольевна, учитель географии МБОУ «Траковская СОШ» Красноармейского района Чувашской Республики; учитель первой категории, стаж работы 25 лет

Класс: 8

Цели: расширение и закрепление знаний о уникальности природы Дальневосточного региона, сырьевой базе данного региона, проблемах освоения, усиления Азиатско –Тихоокеанского региона.

Развивающие: закрепить умения вычленять главное, научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с картой, видеоматериалом, текстовым материалом; научить отстаивать свою точку зрения.


Образовательные: воспитательные: вовлечь в активную деятельность всех учащихся; формировать культуру общения, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.

Развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни

Тема и номер урока в теме 

: «Дальний Восток- край контрастов»»

Базовый учебник 

Учебник «География России. Природа» 8 класс И.И. Баринова /М: «Дрофа» 2012г- 303с.


ТИП занятия : Занятие комплексного применения знаний и умений

Методы: урок практикум, уроки защиты проектов.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Формы: Исследовательский.

Технологии: французская мастерская (Педагогическая мастерская)- это форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания путем самостоятельного или коллективного открытия.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, работа с учебником, ответы на вопросы

Ключевые понятия: Дальневосточный гектар, дальневосточная тайга, сейсмическая зона.

Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, карта субьектов России, раздаточные материалы на партах, Кубик - блума

Структура и ход урока (урок 40 минут)

Организационный этап

1 мин

Актуализация знаний

8 мин

Постановка цели и задач внеурочного занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся

4 мин

Первичное закрепление новых знаний

14 мин

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

10 мин

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

1 мин.

Рефлексия ( подведение итогов занятия)

2 мин.





Технологическая карта внеурочного занятия

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап


Приветствие учащихся.

Представление учителя, если есть необходимость


Приветствие учителя



1 мин

2. Актуализация знаний

Демонстрация через проектор отрывка из Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», котором название региона (Дальний Восток и Байкальский регион) заменены знаком ________.(Приложение 1)




После определения названия региона перед учащимися ставится задача определить несколько причин необходимости ускоренного развития Дальневосточного региона.


Учитель благодарит за ответы, а потом предлагает еще раз обратиться к программе в раздел «Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа» (Приложение 1, стр. 4)

1) занимают выгодное экономико-географическое положение в России и Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее – АТР), соседствуя с такими странами, как Китай, Япония и США.

2) К портам выходы широтные транспортные системы Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, пересекающих Евразию. Вдоль дальневосточных берегов проходит Северный морской путь.

3) Соотношение экономической мощи основных центров мирового хозяйства довольно быстро меняется в пользу Азиатско-Тихоокеанского региона, удельный вес которого возрастает и в производстве валового мирового продукта, и в международной торговле.

4) Уникальное географическое положение,

5) мощнейшая сырьевая база, научно-технический и оборонный потенциал макрорегиона имеют для Российской Федерации большое геополитическое значение.


Несмотря на огромный природно-ресурсный потенциал, на текущий момент роль макрорегиона в экономике России можно охарактеризовать как незначительную. Еще меньшую роль макрорегион играет в экономике Азиатско-Тихоокеанского региона.


Учитель: А мы, теоретически, можем участвовать в развитии Дальневосточного региона?




t1578822598aa.gif


Учащиеся внимательно изучают представленный документ и определяют название региона, о котором идет речь. Представляют свои ответами подсказками из текста. (морские порты, переселенцы).


Фронтальная работа. Принимаются любые варианты ответов. Ребятам разрешается работать в группе. За каждый найденный ответ ставят себе балл в раздаточных листках. ( другой вариант если учитель знает уч-ся- записывает кратко имена отвечающих на доске и ставит им баллы по ходу урока или подготовить на листке табличку с именами, куда ставятся баллы по ходу урока )


Учащиеся





















Ученики вспоминают программы переселения (Приложение 2) и программу предоставления 1 га земли бесплатно (Приложение видеосюжет «Дальневосточный гектар» продолжительностью 1.30- если учащиеся не вспомнят самостоятельно) желающим гражданам России и соотечественникам жители СНГ у кого родственники проживают России, с дальнейшим получением её в аренду или собственность.


Коммуникативные УУД- Инициативное сотрудничество в поиске и

сборе информации

8 мин

3.Постановка цели и задач внеурочного занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Представьте, если наши родственники собрались поехать на Дальний Восток, чем мы можем помочь им в реализации их планов?


Определите тему занятия.


Вместе с учащимися определяют тему урока

(Вариант в учебнике- §41 «Дальний Восток- край контрастов»; вариант учителя «Советы переселенцам на Дальний Восток»






Принимаются любые вопросы



Принимается наиболее близкий вариант к теме, продуманной учениками. Записывают тему в

Регулятивные УУД-постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё

неизвестно





Познавательные УУД-поиск и выделение информации;


3 мин












5 мин




4. Первичное закрепление новых знаний

При работе над данной темой, давайте определим, что такое Дальний Восток и какие субъекты туда входят.












Учитель предлагает учащимся просмотр видеофильма

Фильм про Дальний Восток от «Группы-Эпос» https://www.youtube.com/watch?v=zG2Q04eB8ro

1 сюжет- от 0.00 до 3.58

t1578822598ab.gif2 сюжет 7.00-


Фронтальный опрос- Исходя из слайда, определите проблему на Дальнем Востоке?




Учащиеся самостоятельно работа по карте атласа и определяют субъекты на Дальнем Востоке:

10 субъектов федерации — Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Приморский, Хабаровские края, республика Якутия (Саха), Европейская автономная область, Чукотский и Корякский АО. 


Учащиеся демонстрируют свои знания по заданным вопросам.


Вывод: Существуют проблемы, которые вызывают большой отток населения с Дальнего Востока





Познавательные УУД-подведение под понятие, выведение следствий;

Коммуникативные УУД -Постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и

сборе информации



Личностные УУД-мотивация учения, формирование основ

гражданской идентичности личности,



Коммуникативные УУД-Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои

мысли, владение монологической и диалогической речью в

соответствии с нормами родного языка.

Познавательные УУД. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,

таблица, схема, иллюстрация и др.).











3 мин














4 мин










7 мин








5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Учитель:

Приступим к составлению советов для переселенцев с точки зрения теоретических знаний, информации из карты и учебника ( страница 235 учебника), а перед этим небольшая разминка для притока крови в головной мозг.

Учащиеся получают карточки по жребию с надписями:



Проблемы, связанные с рельефом и совет(ы) по этому поводу.

Проблемы, связанные с геологическим строением и совет(ы) по этому поводу.

Проблемы, связанные с климатом и совет(ы) по этому поводу.

Проблемы, связанные с внутренними водами и совет(ы) по этому поводу.

Проблемы, связанные с полезными ископаемыми и совет(ы) по этому поводу.

Проблемы, связанные с природными зонами и совет(ы) по этому поводу.


Учащимся предлагается работать, исходя из своего желания, по одиночке, в группе, самостоятельно найдя себе партнера с таким же названием.

Учитель напоминает правила работы в группе (выводит информацию через слайд):

t1578822598ac.gift1578822598ad.gif



Учитель организовывает выступление учащихся по своим темам.

Все «советы» учащиеся записывают в таблицу, в которой название второй колонки скрыта от учащихся

Советы для переселенце на Дальний Восток

Особенности природы Дальнего Востока










Учащиеся вытягивают жребий и получают задания.,

Объединяются в группы и составляют советы по своим направлениям.























Каждая группа зачитывают свои советы и комментирует их, остальные записывают советы в таблицу в первую колонку


Познавательные УУД-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

10 минут

6. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Самостоятельно заполнить вторую колонку, записав

Особенности природы Дальнего Востока



1 мин.

7. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

Учитель предлагает учащимся обобщить знания учащихся, используя методику «Кубик Блума»


1 вариант-учитель предлагает задать ведущему вопрос всему классу;

2 вариант –учитель предлагает свои вопросы тем, кто кидает Кубик

Назови- что предлагает государство для развития Дальнего Востока

Почему- на территории Дальнего остока проживает мало людей

Объясни причину

Предложи.

Придумай.-чем бы ты занялся на территории Дальнего Востока

Поделись.






По желанию выходят учащиеся, если нет желающих, то учитель вызывает тех, у кого за урок мало баллов


Учащиеся отвечают на вопросы




Учащиеся

Подсчитывают количество баллов, заработанных на уроке и сообщают результаты учителю.

Регулятивные УУД-Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

2 мин.



























Приложения

t1578822598ae.gif

1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.