Технологическая карта урока по географии в 8 классе «Дальний восток-край контрастов» («Советы переселенцам на Дальний Восток»)
с.Красноармейское
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ
«Технологическая карта внеурочного занятия «Дальний восток-край контрастов»
(«Советы переселенцам на Дальний Восток»)
Учитель: Николаева Инна Анатольевна, учитель географии МБОУ «Траковская СОШ» Красноармейского района Чувашской Республики; учитель первой категории, стаж работы 25 лет
Класс: 8
Цели: расширение и закрепление знаний о уникальности природы Дальневосточного региона, сырьевой базе данного региона, проблемах освоения, усиления Азиатско –Тихоокеанского региона.
Развивающие: закрепить умения вычленять главное, научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с картой, видеоматериалом, текстовым материалом; научить отстаивать свою точку зрения.
Образовательные: воспитательные: вовлечь в активную деятельность всех учащихся; формировать культуру общения, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.
Развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни
Тема и номер урока в теме | : «Дальний Восток- край контрастов»» |
Базовый учебник | Учебник «География России. Природа» 8 класс И.И. Баринова /М: «Дрофа» 2012г- 303с. |
ТИП занятия : Занятие комплексного применения знаний и умений
Методы: урок практикум, уроки защиты проектов.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Формы: Исследовательский.
Технологии: французская мастерская (Педагогическая мастерская)- это форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания путем самостоятельного или коллективного открытия.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, работа с учебником, ответы на вопросы
Ключевые понятия: Дальневосточный гектар, дальневосточная тайга, сейсмическая зона.
Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, карта субьектов России, раздаточные материалы на партах, Кубик - блума
Структура и ход урока (урок 40 минут)
Организационный этап | 1 мин | |
Актуализация знаний | 8 мин | |
Постановка цели и задач внеурочного занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся | 4 мин | |
Первичное закрепление новых знаний | 14 мин | |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | 10 мин | |
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | 1 мин. | |
Рефлексия ( подведение итогов занятия) | 2 мин. |
Технологическая карта внеурочного занятия
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД | Примечание | ||
1.Организационный этап | |||||
Приветствие учащихся. Представление учителя, если есть необходимость | Приветствие учителя | | 1 мин | ||
2. Актуализация знаний | |||||
Демонстрация через проектор отрывка из Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», котором название региона (Дальний Восток и Байкальский регион) заменены знаком ________.(Приложение 1) После определения названия региона перед учащимися ставится задача определить несколько причин необходимости ускоренного развития Дальневосточного региона. Учитель благодарит за ответы, а потом предлагает еще раз обратиться к программе в раздел «Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа» (Приложение 1, стр. 4)
Учитель: А мы, теоретически, можем участвовать в развитии Дальневосточного региона?
| Учащиеся внимательно изучают представленный документ и определяют название региона, о котором идет речь. Представляют свои ответами подсказками из текста. (морские порты, переселенцы). Фронтальная работа. Принимаются любые варианты ответов. Ребятам разрешается работать в группе. За каждый найденный ответ ставят себе балл в раздаточных листках. ( другой вариант если учитель знает уч-ся- записывает кратко имена отвечающих на доске и ставит им баллы по ходу урока или подготовить на листке табличку с именами, куда ставятся баллы по ходу урока ) Учащиеся Ученики вспоминают программы переселения (Приложение 2) и программу предоставления 1 га земли бесплатно (Приложение видеосюжет «Дальневосточный гектар» продолжительностью 1.30- если учащиеся не вспомнят самостоятельно) желающим гражданам России и соотечественникам жители СНГ у кого родственники проживают России, с дальнейшим получением её в аренду или собственность. | Коммуникативные УУД- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | 8 мин | ||
3.Постановка цели и задач внеурочного занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся | |||||
Учитель: Представьте, если наши родственники собрались поехать на Дальний Восток, чем мы можем помочь им в реализации их планов? Определите тему занятия. Вместе с учащимися определяют тему урока (Вариант в учебнике- §41 «Дальний Восток- край контрастов»; вариант учителя «Советы переселенцам на Дальний Восток» | Принимаются любые вопросы Принимается наиболее близкий вариант к теме, продуманной учениками. Записывают тему в | Регулятивные УУД-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Познавательные УУД-поиск и выделение информации; | 3 мин 5 мин | ||
4. Первичное закрепление новых знаний | |||||
При работе над данной темой, давайте определим, что такое Дальний Восток и какие субъекты туда входят. Учитель предлагает учащимся просмотр видеофильма Фильм про Дальний Восток от «Группы-Эпос» https://www.youtube.com/watch?v=zG2Q04eB8ro 1 сюжет- от 0.00 до 3.58 2 сюжет 7.00- Фронтальный опрос- Исходя из слайда, определите проблему на Дальнем Востоке? | Учащиеся самостоятельно работа по карте атласа и определяют субъекты на Дальнем Востоке: 10 субъектов федерации — Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Приморский, Хабаровские края, республика Якутия (Саха), Европейская автономная область, Чукотский и Корякский АО. Учащиеся демонстрируют свои знания по заданным вопросам. Вывод: Существуют проблемы, которые вызывают большой отток населения с Дальнего Востока | Познавательные УУД-подведение под понятие, выведение следствий; Коммуникативные УУД -Постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Личностные УУД-мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности, Коммуникативные УУД-Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Познавательные УУД. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | 3 мин 4 мин 7 мин | ||
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | |||||
Учитель: Приступим к составлению советов для переселенцев с точки зрения теоретических знаний, информации из карты и учебника ( страница 235 учебника), а перед этим небольшая разминка для притока крови в головной мозг. Учащиеся получают карточки по жребию с надписями: Проблемы, связанные с рельефом и совет(ы) по этому поводу. Проблемы, связанные с геологическим строением и совет(ы) по этому поводу. Проблемы, связанные с климатом и совет(ы) по этому поводу. Проблемы, связанные с внутренними водами и совет(ы) по этому поводу. Проблемы, связанные с полезными ископаемыми и совет(ы) по этому поводу. Проблемы, связанные с природными зонами и совет(ы) по этому поводу. Учащимся предлагается работать, исходя из своего желания, по одиночке, в группе, самостоятельно найдя себе партнера с таким же названием. Учитель напоминает правила работы в группе (выводит информацию через слайд):
Учитель организовывает выступление учащихся по своим темам. Все «советы» учащиеся записывают в таблицу, в которой название второй колонки скрыта от учащихся
| Учащиеся вытягивают жребий и получают задания., Объединяются в группы и составляют советы по своим направлениям. Каждая группа зачитывают свои советы и комментирует их, остальные записывают советы в таблицу в первую колонку | Познавательные УУД-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний | 10 минут | ||
6. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | |||||
Самостоятельно заполнить вторую колонку, записав Особенности природы Дальнего Востока | | | 1 мин. | ||
7. Рефлексия ( подведение итогов занятия) | |||||
Учитель предлагает учащимся обобщить знания учащихся, используя методику «Кубик Блума» 1 вариант-учитель предлагает задать ведущему вопрос всему классу; 2 вариант –учитель предлагает свои вопросы тем, кто кидает Кубик Назови- что предлагает государство для развития Дальнего Востока Почему- на территории Дальнего остока проживает мало людей Объясни причину Предложи. Придумай.-чем бы ты занялся на территории Дальнего Востока Поделись. | По желанию выходят учащиеся, если нет желающих, то учитель вызывает тех, у кого за урок мало баллов Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся Подсчитывают количество баллов, заработанных на уроке и сообщают результаты учителю. | Регулятивные УУД-Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) | 2 мин. |
Приложения
1