Технологическая карта урока по теме: А.С. Пушкин «Анчар» (Литература, 7 класс)
Технологическая карта урока литературы на тему «А.С.Пушкин «Анчар»»
в 7 классе
Учитель: Гусева Тамара Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Основная школа №35 имени Героя Советского Союза Н.А. Кривова»
Тема: «А.С.Пушкин «Анчар»».
Тип урока: творческое исследование поэтического произведения
Цель урока: выяснить на примере стихотворения А.С.Пушкина «Анчар» как самовластие порождает жестокость и ненависть, и что есть свобода для человека.
Задачи урока:
образовательные:
познакомить учащихся с историей написания стихотворения, сюжетом и основой;
научить определять композиционные части произведения;
обучать анализу поэтического текста;
познакомить с выразительным средством языка;
развивающие:
развивать устную речь учащихся;
учить умению и навыкам анализа поэтического текста;
формировать навыки критического мышления
воспитательные:
расширять коммуникативные способности школьников;
развивать эстетическое чувство на примере пушкинского слова;
воспитывать культуру общения при работе в группах;
закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.
Методы обучения: проблемно – поисковый, наглядный, анализ поэтического текста
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование: ноутбук, экран, компьютерная презентация, тексты для анализа, тетрадь, «Словарь лингвистических терминов»
Приемы: анализ поэтического текста, выразительное чтение, устные выступления учащихся, работа с таблицей.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: формировать умение по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе изучения стихотворения; на основе анализа поэтического текста делать вывод.
Личностные УУД: развивать умение строить устные высказывания и выражать свое отношение к прочитанному; выражать свои чувства и эмоции; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение работать в группе или в парах.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный момент. Приветствует обучающихся, настраивает их на работу. | Внутренняя и внешняя подготовка к уроку. | Познавательные УУД: формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстраций; на основе анализа поэтического текста делать вывод. Личностные УУД: формировать умение высказывать своё отношение к героям; выражать свои чувства и эмоции; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Работа с текстом до чтения. Актуализация знания Постановка учебной задачи Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о произведениях 19 века. О каком авторе пойдёт речь, вы догадаетесь (читает наизусть строчки из стихотворений А.С.Пушкина «Няне», «Руслан и Людмила», «Зимнее утро»). - Кто автор стихотворений? Слайд 1 Слайд 2 Дома я попросила вас в журнале «Детское чтение для сердца и разума» найти заметки голландского врача Ост-Индийской компании Ф.П. Фурша «О некотором ядовитом дереве, находящемся на острове Ява, в Ост-Индии» Прошу высказать о свои прочитанном. В конце урока вы ответите, совпало ли ваше представление с тем, что вы сегодня узнали о древе смерти. Учитель : Сведения о нем поэтически перерабатывали некоторые зарубежные писатели, а в 1828 году к этому сюжету обратился А.С. Пушкин - Что бы вы хотели узнать о нём? - Как вы думаете, что нас ждёт сегодня на уроке? - Что бы вы хотели о нём узнать? | Выступление ученика: «Дерево окружено со всех сторон пустыми холмами и горами. Окрестная земля на 4 или 5 часов сего дерева суха и не производит никаких плодов. За 6 часов езды вокруг ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного зверя там не видали. Когда же какая-нибудь птица подлетит к дереву, то падет на землю и умирает» Ученики с помощью учителя формулируют цели и задачи урока. | |
2 этап. Выразительно читает стихотворение Учитель рассказывает историю написания стихотворения. Слайды 4, 5, 6, 7 Стихотворение написано в 1828 году, опубликовано в альманахе «Северные цветы» в 1832 году. По словам исследователей творчества А.С.Пушкина, поэт увлёкся английским языком и читал в оригинале английскую литературу. В книге Кольриджа идёт речь о смертоносном дереве. В основу стихотворения положена легенда о ядовитом дереве анчар. | Слушают стихотворение. | Коммуникативные УУД: Формировать умение слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение работать в группе или в парах. |
3 этап обсуждение произведения в форме дискуссии Чтобы познакомиться со стихотворением поближе, предлагаю вам объединиться в группы. - Мог ли раб поступить иначе? - Как бы вы поступили на его месте? Слайд 8 - Знал ли раб, для чего он принес яд? - А сегодняшнее оружие несет смерть? Одинаково ли люди поступают в такой ситуации? Идут ли на смерть, защищая свободу свою и своей Родины? | Мнения в группах. - Владыка послала раба за ядом, и он беспрекословно пошел выполнять поручение хозяина. Поступить иначе он не мог, так как был рабом с детства и другого не знал. Он мог бы протестовать, но другого пути не видел и умер покорно. - А как же Мцыри? Он же попадает в монастырь ребенком и становится узником, но сохраняет в душе чувство свободы и протестует, убегая из него. А в последствие умирает. Отвечают на вопросы учителя. Одна группа высказала предположение, что раб мог не знать, для чего нужен яд владыке, а другая группа решила, что раб должен был знать, что этим ядом властитель напитает стрелы для убийства народа, так как его владыка завоеватель. Вывод: лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Покорность ведет к жестокости властителя. Самовластие сеет смерть и ненависть вокруг, является разрушением в общечеловеческом плане. (вывод учащиеся записывают в тетрадь) | |
3 этап Работа над языком стихотворения. Учитель:проверьте свою работу по образцу. | 1 группа – находит в тексте эпитеты и метафоры: пустыня какая: чахлая, скупая, зной, раскаленная почва, жаждущие степи. Анчар: грозный часовой, один во всей вселенной, зелень мертвая ядовитая ,ядовитые корни, ядовитая смола на коре. Владыка: властный взгляд, непобедимый, послушливые стрелы. Раб: бледное чело, бедный раб. 2 группа работает над синонимами: владыка, властитель, хозяин, царь, властелин, государь. Стрелы: напоил, напитал, насытил. Обе группы ищут олицетворения, выясняют их роль. 1 группа – эпитетами создаёт новые образы знакомых предметов; 2 группа – наделяет образ пустыни отрицательными качествами;обилие глаголов в 1 части показывает, как природа восстаёт против анчара; во 2 части - беспрекословное подчинение раба своему господину. … матушка, кормилица, сыра – земля. … даёт жизнь, кормит. … жизни нет на ней. Консультант зачитывает определение. Мир природы избегает зла, даже «тигр нейдёт». Обе группы находят слова, созвучные слову «анчар». Почему строфа начинается с союза но? Почему два раза использует слова человека – человек? Заполняют таблицу Проверяю работу по образцу, сверяют со слайдом. Вывод: Язык Пушкина яркий, выразительный, помогает понять стихотворение, почувствовать и откликнуться на его содержание. | |
4 этап Работа над выразительным чтением стихотворения. Учитель задает вопросы в процессе выразительного чтения: - Почему у Пушкина слово «почва»? - У христиан гнев считается одним из грехов человека. Анчар появился «в день гнева», природа «породила» его для смерти. Есть здесь оксюморон «зелень мёртвая»? - Как поэт показал одиночество анчара. | учащиеся по группам находят логические ударения и паузы выразительного чтения. Каждая группа представляет свое прочтение стихотворения. | |
5 этап.Рефлексия Учитель: вернемся к началу нашего разговора «Анчар» - это легенда. - Вспомните, почему мы относим его к этому жанру?. - как можно назвать эту легенду? Спасибо за серьезный сегодняшний разговор. | Дети высказывают своё мнение. Одни – считают, что раб правильно делает , другие, что он должен был бороться за свою свободу. Единое мнение – власть несет сметь и жестокость людям. Ответ: эту легенды можно назвать философской, потому что там поднимаются вопросы о зле, власти, свободе- несвободе. | |
Домашнее задание: по желанию можно выучить стихотворение или написать сочинение – рассуждение на тему «Откуда берется зло?» | Записывают домашнее задание | |
Итог урока. Оценивание работ учащихся. | Дают самооценку успешности достижения цели, сдают листы с заполненными таблицами и выводами | |
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Буреева Татьяна Владимировна