12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калашникова Елена Владимировна18
Россия, Приморский край, Дальнегорск
2

Технологическая карта урока «Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг.»

Технологическая карта урока

Учитель

Калашникова Е.В.

Модуль

История России. СССР в 1945-1991 гг.

Тема

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг.

Тип урока

комбинированный

Класс

11

Цель урока

Оценить сущность и результативность экономических преобразований в СССР в 1985-1991 гг.

Основные понятия

Ускорение, перестройка, законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

- Умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов 1945-2022 гг.; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями.

- Умение устанавливать причинно-следственные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги.

- Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку наиболее значимых событий, процессов истории России 1945-2022 гг., их значение для истории России.

Личностные:

- формирование гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества.

Метапредметные:

Познавательные

- осуществлять анализ учебной исторической информации

- выявлять черты и противоречия в рассматриваемых явлениях

- формулировать и обосновывать выводы

Коммуникативные:

- участвовать в обсуждении событий

- излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании

- осуществлять совестную работу

Регулятивные

- составлять план действий, последовательно реализовывать намеченный план действий

- принимать аргументы других при анализе результатов деятельности.

Межпредметные связи

обществознание (типы экономических систем)

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.

Ресурсы, оборудование

Учебник История России. под. ред. А.В. Торкунова. часть 3

Компьютер, видеопроектор.

 

Номер этапа урока

Этапы урока. Формы, методы, приёмы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный этап Подготовка класса к уроку

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверяют свою готовность к

уроку.

 

 

2.

Мотивация к учебной деятельности.

Фронтальная работа.

Учитель озвучивает план и тему урока.

Подводит учащихся к формулированию цели урока.

Сегодня наш урок посвящен сложному и противоречивому периоду в истории нашей Родины, периоду, когда страна в очередной раз встала перед альтернативой выбора, и выбрала она Перестройку.

Давайте попробуем определить, какие вопросы нам необходимо затронуть, чтобы раскрыть тему урока?

Обсуждение вариантов ответов учащихся

 

План урока

  1. Истоки и причины перестройки.
  2. Экономические реформы.

 

Слушают учителя, настраиваются на учебную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения.

Регулятивные:

 - принимают учебную задачу.

- составляют план действий.

 

3.

Актуализация знаний

Фронтальная работа.

Учитель задаёт вопросы по ранее изученному материалу:

Дайте оценку положению СССР к середине 80-х г.? Какие были проблемы развития СССР в начале 80-х годов, перечислите известные вам проблемы.

Учащиеся формулируют

тезисы о том, что СССР к 1985

году находился в состоянии

серьёзного кризиса как в

политике, так и в экономике.

Учащиеся на основе учебного материала приходят к выводу о

том, что необходимо было

провести серьёзные реформы

во всех сферах жизни

общества

Коммуникативные:

- участвуют в обсуждении событий

- излагают и аргументируют свою точку зрения в устном высказывании

 

4

Изучение нового материала

Индивидуальная и фронтальная работа.

Учебная задача : составить таблицу характеризующую преобразования в экономической сфере

Учитель предлагает работу по таблице: «Основные события 1985-1991гг.», на основании которой составляется характеристика преобразований.

Примерный вариант таблицы

Преобра-

зование

Дата

Суть

Положи-тельные итоги

Отрица-тельные итоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рассказ учителя по плану:

1. Провозглашение политики ускорения. Работа с понятием.

2. Антиалкогольная кампания.

Организует комментированное чтение 

3. Перестройка системы управления экономикой

4. Введение госприёмки

5. Борьба с нетрудовыми доходами

 

 

 

 

 

Формирует понятие «Перестройка», основные преобразования в области экономики на 1-ом этапе

6 .Просмотр видеофрагмента «Авария на Чернобыльской АЭС». Организует обсуждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует обсуждение итогов первого этапа преобразований.

 

7. Учитель организует работу с текстом учебника. Корректирует и направляет работу учащихся «Второй этап экономических реформ» стр. 16-18

 

 

 

 

 

Возможный вариант вывода: Вместо ускорения социально-экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством партии. Административные методы уже не срабатывали.

 

Обсуждают критерии обобщающей таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По рассказу учителя систематизируют в форме таблицы информацию.

 

Зачитывают  и обсуждают записанное.

Читают, комментируют, дополняют необходимую информацию  в таблицу.

 

 

Работают с понятием.(записывают в тетрадь, проговаривают дополняют)

 

Смотрят видеофрагмент. Обсуждают причины и последствия для экономики этого события.

 

 

 

 

 

 

Делают вывод об итогах первого этапа преобразований.

 

Самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы.

 

 

 

 

 

Учащиеся озвучивают меры советского руководства по оздоровлению ситуацию, опираясь на материал учебника.

 

Познавательные

- осуществляют анализ учебной исторической информации

- выявляют черты и противоречия в рассматриваемых явлениях

- формулируют и обосновывают выводы.

 

 

 

Коммуникативные:

- участвуют в обсуждении событий

- излагают и аргументируют свою точку зрения в устном высказывании

 

 

 

 

 

Познавательные

- осуществляют анализ учебной исторической информации

- выявляют черты и противоречия в рассматриваемых явлениях

- формулируют и обосновывают выводы.

 

 

 

 

Коммуникативные:

- участвуют в обсуждении событий

- излагают и аргументируют свою точку зрения в устном высказывании

 

5

Закрепление и систематизация.

Работа в малых группах (парах). Фронтальная работа

1) Учебная задача : сформулируйте причинно-следственные связи  преобразований в экономической сфере.

 Даёт задание:

Обсудите в парах экономические реформы по принципу «Цель-итог»

1, 2 ряд -  реформы 1-го этапа

3. ряд – реформы 2-го этапа.

 

2) Учитель:

2 августа 2021 года журнале «Россия в глобальной политике» Экс-президент СССР Михаил Горбачев написал большую статью «Понять перестройку, отстоять новое мышление», в которой содержится критический анализ его шестилетнего правления и напутствие современным политикам. В ней рассказывается о борьбе за перестройку, за новое мышление, а также приводится анализ ошибок, сделанных Михаилом Горбачевым в бытность президентом СССР.

«Перестройка прошла через разные этапы, через поиски заблуждения, ошибки, достижения. Если бы начать с начала, то многое я сделал бы иначе, но я убеждён в исторической правоте перестройки», — пишет Горбачев.

 

Выскажите своё мнение, необходима ли была перестройка ( что обязательно необходимо было изменить?) и что можно было сделать иначе.

Выполняют задание. Обсуждают. Высказывают свои мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступают, высказывая своё мнение.

 

Коммуникативные:

- осуществляют совестную работу

- излагают и аргументируют свою точку зрения в устном высказывании

 

Познавательные

- формулируют и обосновывают выводы.

 

Регулятивные

- принимают аргументы других при анализе результатов деятельности.

6

Рефлексия. Информация о домашнем задании.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Письменно в тетради.

 Дополните  облако "тегов".

-сегодня я узнал...

-было интересно узнать, что…

-меня удивило…

- мне захотелось…

Домашнее задание: стр. 20 вопрос 1, 4 устно

 

Регулятивные

- последовательно реализуют намеченный план действий

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.