Технологическая карта урока «Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг.»
Технологическая карта урока
Учитель |
Калашникова Е.В. |
Модуль |
История России. СССР в 1945-1991 гг. |
Тема |
Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. |
Тип урока |
комбинированный |
Класс |
11 |
Цель урока |
Оценить сущность и результативность экономических преобразований в СССР в 1985-1991 гг. |
Основные понятия |
Ускорение, перестройка, законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. |
Планируемые результаты |
Предметные: - Умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов 1945-2022 гг.; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями. - Умение устанавливать причинно-следственные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги. - Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку наиболее значимых событий, процессов истории России 1945-2022 гг., их значение для истории России. Личностные: - формирование гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества. Метапредметные: Познавательные - осуществлять анализ учебной исторической информации - выявлять черты и противоречия в рассматриваемых явлениях - формулировать и обосновывать выводы Коммуникативные: - участвовать в обсуждении событий - излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании - осуществлять совестную работу Регулятивные - составлять план действий, последовательно реализовывать намеченный план действий - принимать аргументы других при анализе результатов деятельности. |
Межпредметные связи |
обществознание (типы экономических систем) |
Формы работы |
Фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах. |
Ресурсы, оборудование |
Учебник История России. под. ред. А.В. Торкунова. часть 3 Компьютер, видеопроектор. |
Номер этапа урока |
Этапы урока. Формы, методы, приёмы |
Содержание урока Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
|||||||||||||||
1. |
Организационный этап Подготовка класса к уроку |
Проверка готовности учащихся к уроку. |
Проверяют свою готовность к уроку.
|
|
|||||||||||||||
2. |
Мотивация к учебной деятельности. Фронтальная работа. |
Учитель озвучивает план и тему урока. Подводит учащихся к формулированию цели урока. Сегодня наш урок посвящен сложному и противоречивому периоду в истории нашей Родины, периоду, когда страна в очередной раз встала перед альтернативой выбора, и выбрала она Перестройку. Давайте попробуем определить, какие вопросы нам необходимо затронуть, чтобы раскрыть тему урока? Обсуждение вариантов ответов учащихся
План урока
|
Слушают учителя, настраиваются на учебную деятельность.
Высказывают предположения. |
Регулятивные: - принимают учебную задачу. - составляют план действий.
|
|||||||||||||||
3. |
Актуализация знаний Фронтальная работа. |
Учитель задаёт вопросы по ранее изученному материалу: Дайте оценку положению СССР к середине 80-х г.? Какие были проблемы развития СССР в начале 80-х годов, перечислите известные вам проблемы. |
Учащиеся формулируют тезисы о том, что СССР к 1985 году находился в состоянии серьёзного кризиса как в политике, так и в экономике. Учащиеся на основе учебного материала приходят к выводу о том, что необходимо было провести серьёзные реформы во всех сферах жизни общества |
Коммуникативные: - участвуют в обсуждении событий - излагают и аргументируют свою точку зрения в устном высказывании
|
|||||||||||||||
4 |
Изучение нового материала Индивидуальная и фронтальная работа. |
Учебная задача : составить таблицу характеризующую преобразования в экономической сфере Учитель предлагает работу по таблице: «Основные события 1985-1991гг.», на основании которой составляется характеристика преобразований. Примерный вариант таблицы
Рассказ учителя по плану: 1. Провозглашение политики ускорения. Работа с понятием. 2. Антиалкогольная кампания. Организует комментированное чтение 3. Перестройка системы управления экономикой 4. Введение госприёмки 5. Борьба с нетрудовыми доходами
Формирует понятие «Перестройка», основные преобразования в области экономики на 1-ом этапе 6 .Просмотр видеофрагмента «Авария на Чернобыльской АЭС». Организует обсуждение
Организует обсуждение итогов первого этапа преобразований.
7. Учитель организует работу с текстом учебника. Корректирует и направляет работу учащихся «Второй этап экономических реформ» стр. 16-18
Возможный вариант вывода: Вместо ускорения социально-экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством партии. Административные методы уже не срабатывали.
|
Обсуждают критерии обобщающей таблицы
По рассказу учителя систематизируют в форме таблицы информацию.
Зачитывают и обсуждают записанное. Читают, комментируют, дополняют необходимую информацию в таблицу.
Работают с понятием.(записывают в тетрадь, проговаривают дополняют)
Смотрят видеофрагмент. Обсуждают причины и последствия для экономики этого события.
Делают вывод об итогах первого этапа преобразований.
Самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы.
Учащиеся озвучивают меры советского руководства по оздоровлению ситуацию, опираясь на материал учебника.
|
Познавательные - осуществляют анализ учебной исторической информации - выявляют черты и противоречия в рассматриваемых явлениях - формулируют и обосновывают выводы.
Коммуникативные: - участвуют в обсуждении событий - излагают и аргументируют свою точку зрения в устном высказывании
Познавательные - осуществляют анализ учебной исторической информации - выявляют черты и противоречия в рассматриваемых явлениях - формулируют и обосновывают выводы.
Коммуникативные: - участвуют в обсуждении событий - излагают и аргументируют свою точку зрения в устном высказывании
|
|||||||||||||||
5 |
Закрепление и систематизация. Работа в малых группах (парах). Фронтальная работа |
1) Учебная задача : сформулируйте причинно-следственные связи преобразований в экономической сфере. Даёт задание: Обсудите в парах экономические реформы по принципу «Цель-итог» 1, 2 ряд - реформы 1-го этапа 3. ряд – реформы 2-го этапа.
2) Учитель: 2 августа 2021 года журнале «Россия в глобальной политике» Экс-президент СССР Михаил Горбачев написал большую статью «Понять перестройку, отстоять новое мышление», в которой содержится критический анализ его шестилетнего правления и напутствие современным политикам. В ней рассказывается о борьбе за перестройку, за новое мышление, а также приводится анализ ошибок, сделанных Михаилом Горбачевым в бытность президентом СССР. «Перестройка прошла через разные этапы, через поиски заблуждения, ошибки, достижения. Если бы начать с начала, то многое я сделал бы иначе, но я убеждён в исторической правоте перестройки», — пишет Горбачев.
Выскажите своё мнение, необходима ли была перестройка ( что обязательно необходимо было изменить?) и что можно было сделать иначе. |
Выполняют задание. Обсуждают. Высказывают свои мнения.
Выступают, высказывая своё мнение. |
Коммуникативные: - осуществляют совестную работу - излагают и аргументируют свою точку зрения в устном высказывании
Познавательные - формулируют и обосновывают выводы.
Регулятивные - принимают аргументы других при анализе результатов деятельности. |
|||||||||||||||
6 |
Рефлексия. Информация о домашнем задании. |
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Письменно в тетради. Дополните облако "тегов". -сегодня я узнал... -было интересно узнать, что… -меня удивило… - мне захотелось… Домашнее задание: стр. 20 вопрос 1, 4 устно |
|
Регулятивные - последовательно реализуют намеченный план действий
|