Технологическая карта урока литературного чтения на тему«К. Бальмонт "Осень"» (2 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новобирюсинская средняя общеобразовательная школа
Тайшетского района
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: «К. Бальмонт «Осень»
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Учитель начальных классов
Дмитриева Ирина Анатольевна
Учитель: Дмитриева Ирина Анатольевна
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2«г» класс
Тема урока:К. Бальмонт «Осень»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель:познакомить детей со стихотворением К.Д. Бальмонта «Осень»; формирование первичных исследовательских умений младших школьников при работе с художественным произведением.
Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста,учить наблюдать за развитием чувств и переживаний лирического героя, формировать навыки чтения, слушания, рассказывания.
Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.
Воспитательные:воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем,воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснить интересные выражения в лирическом тексте, слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, представлять картины осенней природы.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения:
Основные :
Литературное чтение 1 ч. авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.
Смысловое чтение Бойкина М.В., Бубнова И.А. рабочая тетрадь
Дополнительные :
Презентация
Листочки
Цветные карандаши
Толковые словари Ожегова С.И.
Используемая технология: приемы технологии продуктивного чтения.
Этапы урока |
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Время |
Формирование УУД |
Органи-зационный момент. |
1.Концентрация внимания.
2 Проверка готовности к уроку.
|
.- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада всех вас видеть. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. -Посмотрите все ли у вас готово к уроку. - Мы начинаем с вами урок литературного чтения. |
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность урока.
|
1 мин. |
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем, соблюдение правил поведения. Регулятивные : Умения организовать свою учебную деятельность. |
Актуали-зация знаний |
Речевая разминка |
- Прочитайте пословицу жужжащим способом (на слайде) - Как вы ее понимаете?
|
Читают. Дети объясняют смысл пословицы. Далее – четкое проговаривание, чтение скороговорки. |
2 мин. |
Познавательные УУД: произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Развитие познавательной активности. |
I этап до чтения |
1.Прогнозирование темы урока. Прием «Подбери рифму» |
- Ребята, хотели бы вы побывать у Феи в гостях? Это будет интересное приключение, полное трудностей. Прежде чем определить наши цели и задачи, я предлагаю вам испытать себя в подборе рифм. Пускала пузырики В соломинку Фея.(Таня, Валя) Придворные лирики Жужжали ей, рея: — О,чудо-пузырики,(шарики, цветочки) О, дивная Фея! (Таня, Галя)
Нежнее, чем в сказке. Какие в них линии, Какие в них краски! (Сказки, цвета) Зелёные, синие, Как детские глазки. (сказки, краски) (На экране – стихотворение с пропущенными словами.Нужно подобрать слова по смыслу и в рифму, дается по 3 варианта на выделенное слово) Это стихотворение «Забавы Феи» написал очень известный поэт 19-20 веков Бальмонт Константин Дмитриевич. -Попробуйте определить тему нашего урока. -Какие задачи будем решать на уроке? |
Подбирают рифмы.
Выдвигают предположение о теме урока. С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель, определяют задачи.
|
4 мин. |
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать мысли. Познавательные УУД: умения формулировать тему и учебную задачу..
|
|
2.Знакомство с поэтом
|
Слово учителя (сопровождается слайдами) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Он очень любил свою малую родину. А.Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе». Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта в мир музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, - так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты». В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”, с которым мы познакомимся на уроке. |
Ученики слушают учителя. Смотрят на слайды.
|
3 мин. |
Познавательные УУД. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу
|
II этап. Работа с текстом во время чтения |
1.Первичное прослушивание текста. Приём «Вопрос- ответ».
|
Учитель включает аудиозапись стихотворения К. Бальмонта «Осень» Беседа. - Какие чувства вызывает это стихотворение? -Если испытываешь затруднения, выбери подходящие по смыслу слова. ( слайд) Печальное, восхищение, радостное, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие. - Назовите слова, которые отражают настроение стихотворения? -Как вы считаете, название стихотворения «Осень» отображает его тему? -А настроение? -На уроке мы будем учиться определять настроение стихотворения. Откройте учебники и прочитайте вполголоса стихотворение “Осень», в учебниках это стихотворение дано без названия. |
Слушают аудиозапись.
Отвечают на вопросы учителя.
Ответы детей.
Открывают учебник на стр.69. читают.
|
5 мин. |
Регулятивные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
|
2. Словарная работа.
|
-Какие слова оказались непонятными при чтении стихотворения? Благовонья, разноцветном , спросонья, прочь. (на слайде) -Попробуйте сами объяснить эти слова. Кому трудно, можно воспользоваться «Толковым словарем» Ожегова С.И. |
.Ответы детей. Используют «Толковый словарь» Ожегова С.И.
|
5 мин. |
Предметные УУД: Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор |
|
3. Физминутка (на слайде) |
|
Выполняют физминутку. |
1 мин. |
|
|
4. Приём «Тетрадь с печатной основой» |
Учитель просит открыть рабочие тетради на стр.30 Работа в парах задание 5. Объясни смысл выражений. -Улетают прочь. –Солнце реже смеётся… -Определи, о каком времени пишет автор: о конце лета, о переходе лета к осени, о поздней осени? - Подумай, как можно назвать это стихотворение? (Слайд) |
Выполняют задание в тетрадях. Взаимопроверка. Ответы детей.
|
3 Мин. |
Предметные УУД: Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя. Коммуникативные УУД.: умение договариваться с товарищем, находить общее решение. |
|
5.Литературные приемы. |
Что необычного в изображении осени у автора? Почему написано с большой буквы слово Осень? Что делает девушка Осень? Прочитайте. Какие явления природы поэт еще одушевляет? Прочитайте эти строки. Как называется такой литературный прием? (на слайде) Назовите свои примеры олицетворения в осенней природе. |
Ответы учеников.
|
4 мин. |
|
III этап Работа с текстом после чтения
|
1.Беседа.
Приём «Чтение в кружок» |
1.Что вы можете сказать о Бальмонте, как о человеке? Как он относится к своей родине, природе? 2. Какой темп чтения нужно выбрать? 3. Какие слова нужно подчеркнуть, чтобы выделить их голосом? -Начинаем по очереди читать стихотворение по строфе. Задача слушающих – задавать чтецу вопросы по прочитанному. |
Ответы учеников
Подчёркивают нужные слова.
Ученики читают по очереди, задают вопросы читающему. |
5 мин. |
|
|
2.Творческая работа. |
Какое настроение стихотворения? Учитель раздает листочки. - Попробуйте передать настроение цветом. Выберите подходящие цветные карандаши и создайте палитру настроения. - После окончания работы, поднимите вверх. |
Ученики получают листочки и выполняют задание. Выполнив задание, поднимают листочки вверх |
4 мин. |
Регулятивные УУД: Учатся выражать настроение стихотворения при помощи цвета. Познавательные УУД: Развитие творческого воображения. |
|
3. Подведение итогов. |
-- С каким поэтом познакомились на уроке? - Какое произведение изучали? |
Ответы детей |
1 мин. |
Коммуникативные УУД: Учатся оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД. Умения сохранять учебную задачу |
|
4. Рефлексия. |
-Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. |
Дети рисуют смайлики. |
2 мин. |
Используемая литература:
1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс; пособие для учителя/ С.В. Кутятина- М.: ВАКО, 2021.
3.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
4. «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010
Используемые Интернет – ресурсы:
1.Портрет http://www.chastnik.ru/wp-content/uploads/2012/06/balmont.jpg
2.Слайд-фильм Жакулиной И. В. http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=5028&ThreadId=286457
3.Автор шаблона Ранько Е. А. http://elenaranko.ucoz.ru/
4. https://cofemuzik.pro/search/Поспевает%20брусника.%20Бальмонт.
5. конспект урока https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/08/14/konspekt-k-uroku-balmont-kd-osen
Приложение 1.