Технологическая карта урока литературного чтения на тему«К. Бальмонт "Осень"» (2 класс)

0
0
Материал опубликован 3 April

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новобирюсинская средняя общеобразовательная школа

Тайшетского района


 


 


 


 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: «К. Бальмонт «Осень»

Предмет: литературное чтение

Класс: 2


 

Учитель начальных классов

Дмитриева Ирина Анатольевна


 


 


 


 

Учитель: Дмитриева Ирина Анатольевна

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2«г» класс

Тема урока:К. Бальмонт «Осень»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель:познакомить детей со стихотворением К.Д. Бальмонта «Осень»; формирование первичных исследовательских умений младших школьников при работе с художественным произведением.

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста,учить наблюдать за развитием чувств и переживаний лирического героя, формировать навыки чтения, слушания, рассказывания.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные:воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем,воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснить интересные выражения в лирическом тексте, слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, представлять картины осенней природы.

 

Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения:

Основные :

Литературное чтение 1 ч. авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.

Смысловое чтение Бойкина М.В., Бубнова И.А. рабочая тетрадь

Дополнительные :

Презентация

Листочки

Цветные карандаши

Толковые словари Ожегова С.И.

 

Используемая технология: приемы технологии продуктивного чтения.


 

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Время

Формирование УУД

Органи-зационный момент.

1.Концентрация внимания.

 

 

2 Проверка готовности к уроку.

 

.- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада всех вас видеть. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.

-Посмотрите все ли у вас готово к уроку.

- Мы начинаем с вами урок литературного чтения.

Приветствуют учителя.

 

 

 

Проверяют готовность урока.

 

 

1 мин.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем, соблюдение правил поведения.

Регулятивные :

Умения организовать свою учебную деятельность.

Актуали-зация знаний

Речевая разминка

- Прочитайте пословицу жужжащим способом (на слайде)

- Как вы ее понимаете?

 

Читают.

Дети объясняют смысл пословицы. Далее – четкое проговаривание, чтение скороговорки.

2

мин.

Познавательные УУД: произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Развитие познавательной активности.

I этап до чтения

1.Прогнозирование темы урока.

Прием «Подбери рифму»

- Ребята, хотели бы вы побывать у Феи в гостях? Это будет интересное приключение, полное трудностей. Прежде чем определить наши цели и задачи, я предлагаю вам испытать себя в подборе рифм.

Пускала пузырики

В соломинку Фея.(Таня, Валя)

Придворные лирики

Жужжали ей, рея: —

О,чудо-пузырики,(шарики, цветочки)

О, дивная Фея! (Таня, Галя)


Пурпурные, синие,

Нежнее, чем в сказке.

Какие в них линии,

Какие в них краски! (Сказки, цвета)

Зелёные, синие,

Как детские глазки. (сказки, краски)

(На экране – стихотворение с пропущенными словами.Нужно подобрать слова по смыслу и в рифму, дается по 3 варианта на выделенное слово)

Это стихотворение «Забавы Феи» написал очень известный поэт 19-20 веков Бальмонт Константин Дмитриевич. -Попробуйте определить тему нашего урока.

-Какие задачи будем решать на уроке?

Подбирают рифмы.

 

 

 

 

 

 

Выдвигают предположение о теме урока.

С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель, определяют задачи.

 

4 мин.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать мысли.

Познавательные УУД:

умения формулировать тему и учебную задачу..

 

 

2.Знакомство с поэтом

 

Слово учителя (сопровождается слайдами)

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Он очень любил свою малую родину.

А.Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».

Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта в мир музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, - так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты».

В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”, с которым мы познакомимся на уроке.

Ученики слушают учителя.

Смотрят на слайды.

 

3 мин.

Познавательные УУД.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу

 

 

II этап.

Работа с текстом во время чтения

1.Первичное прослушивание текста.

Приём «Вопрос- ответ».

 

Учитель включает аудиозапись стихотворения К. Бальмонта «Осень»

Беседа.

- Какие чувства вызывает это стихотворение?

-Если испытываешь затруднения, выбери подходящие по смыслу слова.

( слайд)

Печальное, восхищение, радостное, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие.

- Назовите слова, которые отражают настроение стихотворения?

-Как вы считаете, название стихотворения «Осень» отображает его тему?

-А настроение?

-На уроке мы будем учиться определять настроение стихотворения.

Откройте учебники и прочитайте вполголоса стихотворение Осень», в учебниках это стихотворение дано без названия.

Слушают аудиозапись.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Открывают учебник на стр.69. читают.

 

 

5 мин.

Регулятивные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

 

2. Словарная работа.

 

-Какие слова оказались непонятными при чтении стихотворения?

Благовонья, разноцветном , спросонья, прочь. (на слайде)

-Попробуйте сами объяснить эти слова. Кому трудно, можно воспользоваться «Толковым словарем» Ожегова С.И.

.Ответы детей.

Используют «Толковый словарь» Ожегова С.И.

 

5

мин.

Предметные УУД:

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор

 

3. Физминутка

(на слайде)

 

Выполняют физминутку.

1 мин.

 

 

4. Приём «Тетрадь с печатной основой»

Учитель просит открыть рабочие тетради на стр.30

Работа в парах задание 5. Объясни смысл выражений.

-Улетают прочь. –Солнце реже смеётся…

-Определи, о каком времени пишет автор: о конце лета, о переходе лета к осени, о поздней осени?

- Подумай, как можно назвать это стихотворение? (Слайд)

Выполняют задание в тетрадях.

Взаимопроверка.

Ответы детей.

 

3

Мин.

Предметные УУД:

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя.

Коммуникативные УУД.: умение договариваться с товарищем, находить общее решение.

 

5.Литературные приемы.

Что необычного в изображении осени у автора?

Почему написано с большой буквы слово Осень?

Что делает девушка Осень? Прочитайте.

Какие явления природы поэт еще одушевляет? Прочитайте эти строки.

Как называется такой литературный прием? (на слайде)

Назовите свои примеры олицетворения в осенней природе.

Ответы учеников.

 

 

4 мин.

III этап

Работа с текстом после чтения

 

1.Беседа.

 

Приём «Чтение в кружок»

1.Что вы можете сказать о Бальмонте, как о человеке? Как он относится к своей родине, природе?

2. Какой темп чтения нужно выбрать?

3. Какие слова нужно подчеркнуть, чтобы выделить их голосом?

-Начинаем по очереди читать стихотворение по строфе. Задача слушающих – задавать чтецу вопросы по прочитанному.

Ответы учеников

 

 

Подчёркивают нужные слова.

 

Ученики читают по очереди, задают вопросы читающему.

5 мин.

 

 

2.Творческая работа.

Какое настроение стихотворения?

Учитель раздает листочки.

- Попробуйте передать настроение цветом. Выберите подходящие цветные карандаши и создайте палитру настроения.

- После окончания работы, поднимите вверх.

Ученики получают листочки и выполняют задание. Выполнив задание, поднимают листочки вверх

4 мин.

Регулятивные УУД:

Учатся выражать настроение стихотворения при помощи цвета.

Познавательные УУД: Развитие творческого воображения.

 

3. Подведение итогов.

-- С каким поэтом познакомились на уроке?

- Какое произведение изучали?

Ответы детей

1 мин.

Коммуникативные УУД:

Учатся оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД.

Умения сохранять учебную задачу

 

4. Рефлексия.

-Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Дети рисуют смайлики.

2 мин.


 


 


 


 

Используемая литература:

1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18

2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс; пособие для учителя/ С.В. Кутятина- М.: ВАКО, 2021.

3.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.

4. «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010

 

Используемые Интернет – ресурсы:

 

 

1.Портрет http://www.chastnik.ru/wp-content/uploads/2012/06/balmont.jpg

2.Слайд-фильм Жакулиной И. В. http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=5028&ThreadId=286457

3.Автор шаблона Ранько Е. А. http://elenaranko.ucoz.ru/

4. https://cofemuzik.pro/search/Поспевает%20брусника.%20Бальмонт.

5. конспект урока https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/08/14/konspekt-k-uroku-balmont-kd-osen

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1.

t1743655345aa.jpg


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.